Педагогические чтения.
учебно-методический материал на тему

Черных Светлана Анатольевна

Тема « Содержание, формы и методы духовно – нравственного воспитания в условиях ДОУ»

«Любовь к родному краю, родной культуре,

 родной речи начинается с малого –

с любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,

 эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

 «Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы  будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы».                 М.Монтессори 

Становление  новой  системы образования требует существенных  изменений в педагогической теории   и практике  дошкольных учреждений,   совершенствования  педагогических технологий. Использование  инновационных  педагогических технологий  открывает новые возможности воспитания и обучения детей  дошкольников, и одной из  наиболее эффективных в наши дни стал метод   проектов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_ped.chteniya.doc67.5 КБ
Файл tezisy.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Содержание, формы и методы духовно – нравственного воспитания в условиях ДОУ»

«Любовь к родному краю, родной культуре,

 родной речи начинается с малого –

с любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,

 эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

  В  настоящее  время  материальные  ценности доминируют  над  духовными,  поэтому  у  детей искажены представления о  доброте,  милосердии, великодушии,  справедливости, гражданственности  и  патриотизме.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. При этом дошкольное детство – признано специалистами наиболее   чувствительным сенситивным периодом для духовно-нравственного становления личности человека, для формирования его нравственно-этических представлений.

Основные нормативные документы,  определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования.

  • Национальная образовательная   инициатива «Наша  новая школа»
  • Типовое положение  о дошкольном  образовательном  учреждении
  • Федеральные государственные требования
  • Конвенция о правах ребёнка.

Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Основная цель:

      Воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее родного края и России.

Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи

 1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

 2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

 3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных и  культурных традиций.

 4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

 5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической  и народной музыке.

 6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

 7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

 8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Система духовно-нравственного воспитания включает в себя:

  • Понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта воспитанников: деятельность (непосредственно организованная, образовательная деятельность в ходе режимных моментов, общественно полезная  и самостоятельная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
  • Правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
  • Включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

Мир ребенка начинается с его семьи.

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому…»

 Семья всегда остается первым, естественным и в тоже время священным  институтом,  в который  каждый человек вступает в силу необходимости. И каждый призван строить этот союз на любви, на вере и на  свободе,   научиться в нём первым совестным движениям  сердца. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей.

Общие   дела,   реализуемые совместно с родителями,  должны   строиться   по   принципу,   когда   семья   и  детский   сад  не   заменяют,   а  дополняют  друг   друга. Таким образом,  организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление  духовно-нравственной   личности  ребёнка, повысить   уровень  духовно-нравственной  культуры   педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и   детского сада. 

Формы работы с родителями:

Дни открытых дверей и родительские собрания в форме  публичных   презентаций;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

совместные  экскурсии;

совместные с родителями праздники, конкурсы, выставки,  спектакли, именины детей;

помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

 «Нет земли краше,

                            чем Родина наша!»

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему посёлку.

У каждого народа   свои традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не  должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей природы, музыки,  живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно   родная культура, как  отец и мать, должна стать неотъемлемой  частью   души ребёнка,   началом рождения личности.

История посёлка – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего посёлка, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее. Для этого  активно сотрудничаем  с краеведческим музеем  нашего посёлка ( в котором имеется зал  истории  и развития посёлка),  музеем  «Деревянного Зодчества» с. Нижняя Синячиха ( которые  организуют  выездные  выставки и мастер – классы,  где знакомят детей с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней и др.,  библиотекой. Принимаем активное участие в акциях («Чистый двор», «Посади дерево» и др.)

Эту истину знаю от роду.

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

 «Охранять природу – значит охранять Родину».(М. Пришвин)

Приобщая их к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей  в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!».

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. У детей формирую основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

Заметное   место   отводится  организации  и   проведению  православных  общенародных  праздников. Целью   таких   праздников,   является  приобщение   воспитанников  к   истокам   русской   народной   культуры,  восстановление   традиционного  уклада. К  праздникам   организуются   и   выставки   работ   педагогов,  детей  и  их   родителей. Стали уже традиционными такие праздники как  «Пришла коляда – отворяй ворота»,  «Как на масляной неделе из трубы блины летели»  

«Весна – красна – в гости пришла»

«Праздник русского валенка»

«Матрёшечка русская»

«Осенины – праздник Осени и сбора урожая» и выставка работ детей и их родителей  «Осенние фантазии»и др. 

В своей работе уже традиционно провожу  акции, посвященные «Дню пожилого человека» - «Дедушкам и бабушкам наше внимание и заботу»

… и празднику «9 мая» - «Никто не забыт, ничто не забыто».

К 23 февраля музыкально - спортивное развлечение «Богатырская наша сила», «Есть такая профессия – Родину защищать!»

а к 8 Марта  праздник  «Любимым мамам и бабушкам…» и выставка  «Открытка маме» и  др.

К Дню Матери – выставка детских рисунков «Я рисую маму» и развлечение для детей и их родителей. В этом году мы участвовали в муниципальном конкурсе детских рисунков «Я рисую маму»  и  получили сертификаты участников.

Заканчивается  праздник угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д.

Понимание красоты, формируется через музыкальную, художественную грамотность, привитие эстетического вкуса посредством творческой деятельности. Так результатом  продуктивной деятельности становятся разнообразные  открытки  и поделки-сувениры к праздникам. Этим воспитывается  забота и любовь к близким людям, желание дарить радость.

Работа по нравственному воспитанию не заканчивается в НОД, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и  близких, показывают  рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними  стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника, рассматривают картины, иллюстрации, иконы. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту праздника, желание стать лучше, добрее.

Ушинский К.Д. говорил:" Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в молодой детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями -вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства».

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка. Поэтому в своей деятельности применяю игры – драматизации и постановки русских народных сказок.

Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения  и устное народное творчество: пословицы, поговорки.

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

В своей  педагогической деятельности применяю следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Формы  и  Приемы  работы с детьми:

  1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
  2. Игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  3. Использование  сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных и дидактических игр.

Игра  -  является ведущим видом деятельности  дошкольников, определяющим  разные стороны развития личности,   в том числе  нравственности.  Она остается одним  из важнейших средств воспитания   социального поведения:   дети учатся   сдерживать свой эгоизм,  уступать,  подчиняться общепринятым нормам и правилам. Одновременно в играх формируются  основы  организованности,  инициативности,   взаимопомощи.

  1. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление открыток  и подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
  2.  Проведение совместных с родителями праздников, развлечений, театрализованных постановок, концертов, вечеров досуга, благотворительных акций.
  3. Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, мультфильмов.
  4. Слушание  классической  и народной музыки, пение,  знакомство и игра на  народных музыкальных инструментах.
  5. Экскурсии, целевые прогулки, посещение музеев, библиотеки.
  6. Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  7. Организация выставок работ детей, родителей и воспитателей.
  8. Постановка музыкальных сказок.
  9. Подготовка и проведение занятий-утренников
  10. Чтение художественной литературы, знакомство с фольклором  и устным народным творчеством.
  11. Знакомство с русским народным творчеством.
  12. Знакомство с великими русскими писателями, художниками, композиторами ( и с их произведениями)
  13. Сказкотерапия.
  14. Знакомство с русскими народными подвижными играми, с играми народов Урала.
  15. Эмоциональный настрой «Доброе утро», «Минутки вхождения в день» и др.

 Предполагаемый результат

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, отзывчивости, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Наши дети  - это наша  старость. Правильное воспитание  -  это наша  счастливая старость, плохое воспитание  -  это   наше  будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими  людьми,  перед всей страной.

Воспитатель   МКДОУ  «Детский сад «Лёвушка»  общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности  по физическому развитию детей»      Черных   Светлана    Анатольевна.



Предварительный просмотр:

МКДОУ  «Детский сад «Лёвушка»  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  физическому                     развитию детей»

Тезисы     выступления    для    участия     в  «Педагогических   чтениях – 2013 г.»

должность

Фамилия, подпись

дата

Разработал

воспитатель

Черных С.А.

15.03.2013г.

 «Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы  будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы».                 М.Монтессори                                                   Национальная образовательная  инициатива  «Наша новая школа»  предусмативает   внедрение   новых   образовательных   стандартов,   что требует от педагогов  ДОУ   повышения качества  дошкольного образования.  Качественное  дошколное образование рассматривается сегодня как   существенный  резерв  повышения  качества и  доступности  последующих    ступеней   образования.

    Без  внедрения новых идей и технологий   в работе  каждого ДОУ   невозможно реформирование  всей системы дошкольного образования.  Развитие образовательных  систем происходит благодаря тому,  что создаются,   распространяются и осваиваются инновации.

Становление  новой  системы образования требует существенных  изменений в педагогической теории   и практике  дошкольных учреждений,   совершенствования  педагогических технологий. Использование  инновационных  педагогических технологий  открывает новые возможности воспитания и обучения детей  дошкольников, и одной из  наиболее эффективных в наши дни стал метод   проектов.

     Этот  метод актуален и очень эффективен, он дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно  адаптироваться  к изменившейся ситуации школьного обучения.

     Эта инновация признана   одной  из основных при реализации принципа непрерывности образования, что несомненно актуализирует задачу  её изучения и внедрения  в образовательных учреждениях ( как в детском саду так и в начальной школе).

Под методом проектов понимается совокупность  учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему  в результате  самостоятельных   действий  воспитанников,  с обязательной   презентацией   результатов. Особенностью   проектной    деятельности    в   дошкольном образовании    является то,  что ребёнок  ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем,  сформулировать проблему, определить цель (замысел).  Поэтому в воспитательно – образовательном процессе  ДОУ проектная  деятельность носит характер сотрудничества,  в котором принимают участие и дети и педагоги  ДОУ, а также вовлекаются родители  и другие члены семьи.

Проект « Директор зимнего двора »  направлен  на реализацию  основной  цели  дошкольного  образования (опираясь на Концепцию  дошкольного воспитания и Федеральные государственные  требования) -  содействие  физическому, психическому  и   личностному развитию  ребёнка. Основные  задачи   формирования  навыков    экспериментальной и исследовательской   деятельности,   интегрируются с  задачами   развития  движений,   речи,   игровых умений,   общения,  овладения  продуктивными  видами   деятельности.
     В   проекте  показано  насколько   разнообразными   могут   быть   средства  решения  этих   задач.  Особое  внимание  уделяется   интеграции   разных  видов  деятельности: музыкальной,   экспериментальной,  исследовательской,   художественной,  коммуникативной,  двигательной,  продуктивной,  творческой и др.
     В  проекте  использованы   различные  педагогические  технологии:  игровая,     технология  развивающего обучения,   технология  проблемного  обучения,  информационно-коммуникационные  технологии,   инновационные (или так называемые  альтернативные  технологии), здоровьесберегающая,   поисково-исследовательская   и  экспериментальная  деятельность,  что   позволило  повысить  качество   воспитательно - образовательного процесса.  Предложены наиболее   эффективные  приемы  и методы,  способствующие  гармоничному    развитию  ребенка  и   вхождению  его в  мир природы. Использование мультимедийных    презентаций  в  образовательной   деятельности   является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество  образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагога.    

       Результаты реализации проектной деятельности радуют,  но всегда есть что совершенствовать. Хотелось бы совместно с родителями  изучиь и внедрить методику   индивидуальных исследовательских  детско- родительских и детских проектов. Результаты работы показывают, что она создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить  и трудиться в новом обществе.

    Участие в проектной деятельности  дает возможность развивать у дошкольников  внутреннюю  активность, способность выделять проблемы, ставить  цели, добывать знания,  приходить к  результату.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

     Опыт и современные исследования показывают, что  педагогический процесс лишь в той степени может  развивать ребёнка, в какой педагог  умеет им грамотно управлять.

«Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед»

Ф.Бэкон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш образ жизни. Материал к Педагогическим чтениям. Омутнинск, 2008г.

Размышления  о воспитании детей в семье Никитиных и работа  ДОУ с неорганизованными детьми....

«Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызовы, задачи, перспективные решения»

Областная научно – практическая конференция педагогических работников «Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызов...

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга»     «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...

Педагогические чтения как форма работы с педагогическим коллективом

Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного педагога и всего педагогического коллектива. Педагогические чтения организуются и проводятся с целью повышен...