Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии дошкольников.
статья на тему

Бурмак Александра Николаевна

В статье рассматриваются особенности развития детей дошкольного возраста.Раскрывается суть проблемного обучения. Предложены приёмы активизации мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БурмакА.Н. Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии дошкольников.

Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы-могучий толчок для стремительного потока мысли.

 В.А Сухомлинский.

В современном мире инновационных и компьютерных технологий особую ценность приобретают способности самостоятельно креативно и творчески мыслить. Возникает вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Одной из областей личностного развития ребенка ФГОС ДО является область познавательного развития: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…».

Дети-пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. В своё время И.М. Сеченов писал о прирождённом и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребёнка-безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П. Павлов называл рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребёнок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольников поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

Меняется характер общения ребёнка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь со взрослыми, ребёнок получает новые знания, расширяет кругозор, уточняет свой личный опыт.

Многое ребёнок усваивает благодаря подражанию. Главной моделью для подражания становится взрослый. Дошкольникам свойственно доверие к словам взрослого, не критичность в принятии его требований, указаний, объяснений, особая чувствительность к оценке особенно близких людей. Всё это в совокупности тормозит развитие интеллектуальной самостоятельности ребёнка, его способности к размышлению, сомнению.

Известный психолог Жан Пиаже объяснил причины несамостоятельности ребёнка в мышлении и поведении особенностями европейской системы воспитания, в основе которой лежит разделение функций взрослого и ребёнка в их совместной деятельности. За взрослыми закрепляются функции контроля, оценки, а ребёнка с рождения приучают к немотивированным запретам, ставят его в положение безоговорочного подчинения. Строгое разделение обязанностей на детские и взрослые формирует у ребёнка представления о себе как несамостоятельном существе.

К аналогичным выводам экспериментальным путём пришёл психолог Е.В. Субботский. Он выявил, что многие дети просто не замечают ошибок в словах и действиях взрослых. Между тем слепая вера в правоту взрослого не совместима с поиском истины, требующим непредвзятого, критического ума.

Как научить ребёнка сомневаться в правильности действий взрослого, критически относиться к ним? Е.В. Субботский рекомендует изменить социальную позицию ребёнка в отношении взрослого. Отношения «ребёнок-взрослый» должны строится на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнёрству и, наконец, к сотрудничеству. Соучастие в деятельности-общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Это может сделать и взрослый, и ребёнок.

Для развития способности сомневаться, критически мыслить дошкольники нуждаются в сотрудничестве друг с другом, а не только со взрослыми. Более того, общение в группе сверстников способствует выработке у детей партнёрских отношений, где, каждый участник-равный и доступный объект для критики. У детей зарождается критическая позиция по отношению к словам и действиям своих партнёров по познавательной деятельности, они замечают ошибки друг друга, соглашаются или спорят, отстаивают свою точку зрения. По данным Е.В. Субботского, многие дети в пятилетнем возрасте могут действовать независимо в сфере суждений, словесной оценки действий сверстника. В отношении взрослых такая независимость появляется у детей позже.

Итак, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками- путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. Психологи считают, что важнейшим побудительным стимулом мыслительной деятельности ребёнка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается только путём поиска ответа на возникающий вопрос.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создаёт познавательную задачу, ситуацию и представляет детям возможность изыскать средства её решения, используя имеющийся опыт. Проблемное обучение активизирует мысль детей, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Учёные советуют не рассматривать односторонне процесс детского мышления: только как движение от незнания к знанию, от неполных знаний к полным. Для мышления ребёнка характерно и противоположное движение-от понятного и отчётливого к непонятному, неотчётливому. Каждое новое знание приоткрывает ребёнку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросы, догадки.

Большое значение имеет побудительная сила познавательного интереса, под влиянием которого ребёнок стремиться к познанию, активно ищет способы удовлетворения «жажды знаний», проявляет большую самостоятельность и критичность при решении умственных и практических задач. Переживаемые при этом положительные эмоции-удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых-создают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся.

Например, воспитатель ставит цель: подвести детей к пониманию условий, необходимых для роста и развития растения. Он привлекает внимание детей к растущим на поляне и на участке детского сада одуванчикам. Все одуванчики цветут, а у забора растёт одуванчик, у которого только розетка листьев. Воспитатель предлагает детям задуматься над тем, почему по-разному растут и развиваются растения. Почему одуванчик, растущий у забора, отстаёт в развитии? Дети сравнивают место произрастания растений: у одуванчиков, растущих на поляне, много солнца, у другого, что растёт у забора, его почти нет, да и влаги там мало: земля сухая, потрескалась.

Постановка проблемной задачи и процесс её решения происходят в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог вовлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме вопросов, разъяснений. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять определённые факты, а затем путём рассуждений, приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, следят за ответами друзей, соглашаются и ли спорят.

Основа проблемного обучения-вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: всё в мире человек узнаёт через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок глубже познаёт окружающий мир, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным и хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, а потом-сходства. Далее внимание направляется на сравнение отдельных частей, элементов предмета (например, сначала сравнивать стебли, потом листья, затем цветки и семена растения)

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Приведём пример. Дошкольники часто ошибочно думают, что ёж питается мышами. На зимней экскурсии в поле педагог обращает внимание детей на множество мышиных следов. Дети пришли к выводу, что мыши зимой не спят. А почему ёж спит? Если бы он питался мышами, то спать бы ему не пришлось. Последующая работа (чтение книг, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеозаписей о жизни ежей) помогла детям усвоить правильные представления: ёж предпочитает растительную пищу, любит также лакомиться слизняками, улитками, но никак не мышами.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились, бы игры детей, если бы стоял морозный день?

Ценен такой прием развития у детей способности сомневаться-предложение задавать вопросы о наблюдаемом: что можно спросить о состоянии погоды? О поведении птиц? Можно использовать встречные вопросы на вопрос, задаваемый ребёнком (получится своеобразная мини-дискуссия) Иногда взрослым следует демонстрировать свои сомнения. Например, прочитав детям два стихотворения о весне, спросить: какое из них точнее передаёт признаки времени года? У меня другое мнение, а почему тебе так кажется? Кто из нас прав?

Можно иногда и ошибиться-пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приёмы побуждают их к размышлению. Такие приёмы особенно нужны детям с недостаточной работоспособностью: они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может стать самостоятельной, креативной, любознательной, активной личностью.

Список литературы:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. ч. II, п. 2.6.

2) Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. -М.: Просвещение, 1993

3) Сальсанова Л.С., Назарова С.Е. Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста [электронный ресурс] URL: http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/1563-salsanova-l-s-nazarova-s-e-ispolzovanie-problemnykh-situatsij-v-poznavatelnom-razvitii-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 15.09.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками

Проблемные ситуации как средство формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов на тему: «Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками»

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление об...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СЧЁТУ

Занатия с применением проблемных ситуаций использованные в процессе коррекции ошибок детей, допускаемых при счете....

Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста

Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста...

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей

Статья содержит информацию о значении применения технологии проблемного обучения в познавательном и умственном развитии детей дошкольного возраста....