Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС
статья на тему

Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять  взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе.

На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.         Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Надежда Евгеньевна, воспитатель

ГБДОУ  детский сад № 40 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

(из опыта работы воспитателя)

   Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять  взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе.

На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.        Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

   Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование – важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни.

     Федеральный государственный стандарт (ФГОС пункт 1.4.7) считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

     Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.

       В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами (п. 3.3.1. 1).

       Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Поэтому развивающая, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Обеспечивать богатство сенсорных впечатлений. Обеспечение самостоятельной предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах), знакомству с музыкой, движениями, красками, пантомимой, поэзией и т.д.

   Для развития познавательной активности детей  старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром  я наполняла развивающую среду группы, создавала условия  для самостоятельной познавательной активности детей и расширения  детского кругозора, вовлекала   в этот процесс родителей.  Организовала развивающие центры разных видов деятельности (художественно-эстетический, экологический, исследовательский, краеведческий, познавательный, ОБЖ, речевого развития. и т. п.) составила картотеки дидактических игр.

  В совместно-самостоятельной деятельности дети в группе могут играть в различные     дидактические игры, а так же: в лото и домино с картинками, в настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания. Предметные и сюжетные картинки (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии), картинки с изображением последовательности событий и иллюстрации к сказкам, развивающие игры и иллюстративный материал по знакомству детей с Санкт-Петербургом, пособия для нахождения сходства и различия, для составления целого из частей и многие другие игры и пособия, - находятся в созданных в группе центрах.  В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними.   Часто для развития познавательной активности  у детей при ознакомлении с окружающим миром я использую презентации по различным темам, которые показываю в группе. Конечно, нельзя обойтись и без энциклопедий и познавательной литературы. Ее содержание  доступно детям.   В развитии познавательной активности дошкольников большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий и проектной деятельности.  Детям очень нравятся литературные досуги, КВН, викторины и др. Их цель – показать воспитанникам, как много они уже знают, умеют. На такие досуги приглашаем родителей, которые тоже могут показать детям что-нибудь интересное.

   У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность сопровождается положительными эмоциями.

В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно

организованная самостоятельная познавательная деятельность. Осуществляем ее в основном во второй половине дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний. Чтобы вызвать интерес и активную деятельность детей, материалы и оборудование создают оптимально насыщенную,

целостную, многофункциональную, трансформирующуюся развивающую педагогическую среду. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы.

Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно- развивающая среда, а именно:

• «Лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;

• Игры «Эволюция вещей», «Что, за чем», «Откуда пришел предмет», «Подбери пару», «Небылицы» и другие, мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры;

• Кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы - заместители для развития аналитического восприятия, мышления, воображения ребенка. Наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений;

• Глобус и физическая карта, которые являются наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д.

• Настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;

• Микроскоп, лупы и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.

      Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может

подойти и «поработать» с ними. Созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования

представлений о предметном мире.

     Таким образом, предметно - развивающая среда не только дает информацию об окружающих предметах, но является средством передачи социального опыта, но и способствует формированию способностей, познавательной и практической активности дошкольников.

Познавательное развитие детей - одно из приоритетных направлений в моей работе с детьми дошкольного возраста. Я считаю, что данная тема всегда будет актуальной в дошкольном возрасте, так как направлена на развитие любознательности, активности, самостоятельности, а главное - на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности согласно ФГОС ДО.

Литература:

1. Блинова, Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет.- М: Мозайка- синтез, 2010.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

4. Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб, 2012.

5. Пилюгина Э.Г. Раннее детство. Познавательное развитие. 1-3 года. Методическое пособие.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

7. Программа дошкольное детство. Иванова Н.Н.- стр.2

8. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей, Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,2010. – 192с.

9. Тюков А.А. Фундаментальные законы образования человека - Рига, “Эксперимент”, 1998.

10. Тюков А.А. Основы новой психологии - Калининград, КВШУ, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»

    Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболееобщих способностей, которые по мере  того, как взрослеет  ребенок,  будут совершенствоваться идифференцироваться. Одна из сам...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в разных видах деятельности, поэтому одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного воз...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей е...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...