Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Малахова Ирина Николаевна

Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО .

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В                ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА»

Подготовила воспитатель МКДОУ д/с «Улыбка»

Малахова Ирина Николаевна

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО это :

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

          При организации предметно - пространственной среды я руководствуюсь следующими принципами:

1) Насыщенность среды. Предметно – пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

       Для этого организовала образовательное пространство, которое обеспечивает:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость организованного пространства дает возможность изменения предметно - пространственной среды в зависимости   от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Дети самостоятельно делят пространство ширмами, маркерами.

3) Для реализации принципа построения полифункциональности материалов  я использую:

  • возможность применения различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей.
  •  в группе имеются полифункциональные (не обладающие жестко закрепленным способом употребления) предметы, пригодные для использования в разных видах детской активности.

4) Для обеспечения вариативности среды в группе предусмотрено

  • наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодически меняю игровой материал, вношу  новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5)Принцип  доступности среды  предоставляет воспитанникам свободный  доступ  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно - пространственной среды группы соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.Постановление от 15 мая 2013года №26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

            Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно- пространственной  среды ДОУ.

Пространство в нашей группе организовано в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества и др.), меняющихся в зависимости от тематического планирования. Все предметы доступны детям.

Предметно-пространственная развивающая среда в нашей группе соответствует требованиям программы ФГОС, где прослеживаются пять образовательных областей (речевое, познавательное, социально- коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).

Образовательная область «Речевое развитие».«Книжный уголок», содержание которого соответствует возрастным особенностям, пополняется и меняется по запросам детей. Уютно разместившись на мягком модуле, дети рассматривают иллюстрации, читают книги, играют.

Образовательная область «Познавательное развитие».  «Уголок природы». Включает в себя комнатные растения, календарь погоды и природы, художественную литературу о природе, оборудование для организации опытнической деятельности, различные природные материалы, дидактические игры: « Чей детеныш», «Времена года», «Чьи семена?», «Живая, неживая природа», « Ферма» и др. Книжки- малышки, созданные воспитанниками группы совместно с родителями, посвященные природе родного края. Цель работы уголка природы- обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начальной экологической культуры. Здесь мы вместе с воспитанниками выращиваем зелень лука, наблюдаем за его ростом и развитием.

В «Уголке Пифагора» размещены математические игры. Счетные палочки, математические пеналы с геометрическими фигурами и цифрами, дидактические игры «Цвет и форма», «Сложи узор», «Домино» и др.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Патриотический уголок «Россия- родина моя». В нравственно- патриотическом уголке размещена символика России. Уголок наполнен художественной литературой, дидактическими играми «Гербы городов», «Сложи картинки» (символика страны). Изготовлена родителями группы папка-передвижка, пособие по ознакомлению с малой родиной-  альбом «Мой Первомайский».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».«Веселые картинки». Уголок, где выставляются работы детей.  Он оснащен столом, сопутствующими материалами для самостоятельной продуктивной деятельности ребят (трафареты, раскраски, мелки, карандаши, фломастеры, журналы «Самоделкин». Родители изготовили пособия по ознакомлению детей с русским народным творчеством(Гжельская роспись, Полхов- Майдан, Каргопольская роспись, Хохломская, Дымковская роспись), с известными художниками и их репродукциями. Для организации непосредственно-образовательной деятельности имеется уголок изодеятельности, в котором размещены краски, кисти, клеенки, доски для лепки и другие необходимые материалы. Все они находятся в свободном доступе. У каждого воспитанника имеется своя папка с учебными принадлежностями (карандаши, краски, ручки, ластик, цветная бумага и картон, альбом для рисования).

В уголке «Театр юного зрителя» размещены куклы для театрализованной деятельности, пальчиковый и настольные театры, театр на магнитах. Дети примеряют на себя роли, что приносит им большое удовольствие. Совместно с детьми изготовлены маски-шапочки для подвижных игр.

«Уголок Музыка для нас» представлен  музыкальными игрушками- инструментами, пособиями по классификации музыкальных инструментов, портретами известных композиторов.

Уголок «Логических игр» (сенсорное развитие) наполнен дидактическими играми и пособиями способствующими развитию логики, мышления, внимания, памяти. Здесь мозайка, лото, пазлы, игры, направленные на развитие мелкой моторики рук.

«Уголок ОБЖ» позволяет овладеть знаниями о безопасном поведении дома и на улице, знакомит с опасными предметами, с телефонами экстренных служб, с правилами дорожного движения. Игровой модуль «Дорога», помещается в центр согласно тематическому планированию. Так же уголок наполнен дидактическими играми:«Дорожные ситуации», «Гонки на выживание».

Имеется картотека игр по ПДД, оформлена книга с загадками о дорожных знаках.

Центр физического развития содержит как традиционное физкультурное оборудование так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции.

Таким образом созданные игровые зоны позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, способствует  развитию  математических способностей, приобретению социальных навыков.   Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»

В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".

Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада

выступление на тему: «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в современном д...

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах.Цель смотра-конкурса: создание о...

Круглый стол с педагогами ДОУ "СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА"

Круглый стол состоит из двух взаимосвязанных частей: как организовать музыкальную развивающую среду в группе и как помочь детям в этой среде осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность....

Создание музыкальной ,предметно развивающей среды в группах детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20359776","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада

ect;Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим муз...