Введение ФГОС. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Ливинец Юлия Александровна

Выступление на августовской конференции  работников образованияТашлинского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovka.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития…  нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан (1998)

Распространение в нашей стране процесса  инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.

Закон   "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 5 часть 5. (выведем на слайд) гласит:

«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов ….. , в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;…

Впервые на законодательном уровне введено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (как субъект образовательной деятельности) — это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой (применяемой на различных образовательных уровнях), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Таким образом, действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях.

Закон закрепил за родителями  право  выбора между специальными образовательными учреждениями и обучением ребенка  в образовательной организации общего типа.

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.  

В настоящее время предусмотрены следующие формы образования обучающихся с ограниченными возможностями:

1) совместно с другими обучающимися;
2) в отдельных классах, группах;
3) в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Выбор формы образования обучающихся с ОВЗ определяется родителями (законными представителями) ребёнка, т.е. при желании родителей и отсутствии медицинских противопоказаний ребёнок с ОВЗ должен быть принят в образовательное учреждение, расположенное на «закреплённой территории». Администрация учреждения в этом случае обязана создать условия для получения обучающимся с ОВЗ качественного образования.

Обучение детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях по месту их жительства (месту пребывания) позволяет решить следующие задачи:
1) не помещать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждения интернатного типа (школы-интернаты);
2) обеспечить проживание и воспитание ребёнка с ОВЗ в семье;
3) создать условия для субъектной интеграции детей с ОВЗ в социум.

Чтобы решить обозначенные задачи необходимо создать «специальные условия», т.е. условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя:
1) использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
2) предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
3) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
4) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (создание универсальной безбарьерной среды);
5) другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме специальной статьи 79 Закона об образовании, регламентирующей организацию получения образования обучающимися с ОВЗ, необходимо учитывать другие требования Закона об образовании. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 34 обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. В свою очередь психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей);
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Кроме этого, педработники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

И согласно тому же закону администрация и педагоги образовательной организации, в которую попадает ребенок с ОВЗ, обязаны обеспечить ему  необходимые образовательные условия.

Наверное, уже каждое дошкольное учреждение столкнулось с проблемами обучения детей с особенностями в развитии. Перед администрацией и педагогами ДОУ встает вопрос: как правильно организовать работу  с данной категорией детей.

Встает вопрос что делать? Педагоги понимают, что работа в группе, где 25-30 человек и среди них  дети с нарушениями в развитии,  не только не продуктивна, но и вредна и для детей с нормой развития,   и для детей с нарушениями, и для педагогов группы.

Начинать   нужно  с изучения  нормативной базы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ и знакомства с опытом детских садов, которые уже вступили на путь инклюзивной практики.

На заведующих и старших воспитателей Учреждения при внедрении инклюзивной практики возлагается решение следующих задач:

-- разработка правовой базы иклюзивного процесса;

-- соблюдение требований приема и комплектования групп;  

-- кадровое обеспечение;

-- материально-техническое обеспечение;

-- информационно методическая поддержка организации инклюзивного педагогического процесса.

Остановлюсь подробнее на решении каждой задачи.

Разработка правовой базы инклюзивного процесса;

Организация инклюзивного образования регулируется следующими Федеральными и региональными  документами:(перечень на слайд)

 -- Конституция  Российской Федерации,

-- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.   № 273-ФЗ,

-- «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,  2.4.1.3049-13

-- Национальная  стратегия действий в интересах  детей  на 2012 – 2017 годы  (Указ Президента  РФ от 01.06.2012 №761);

-- Государственная   программа РФ «Развитие образования»  на 2013 - 2020 годы  (Распоряжение Правительства  РФ от 15.05.2013 № 792-р; 

-  Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;   

Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 n АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

С данными документами Вы все хорошо знакомы, но в них в основном закреплены права и обязанности  как детей с ОВЗ, так и других участников образовательного процесса.

К сожалению, они  не раскрывают особенностей организации работы при обучении детей  с различными ограничениями здоровья  в среде нормально развивающихся сверстников.

Но в (на слайд) Письме Минобрнауки РФ от 18.04.2008 n АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Отмечено: «Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения».

Поэтому, что бы обеспечить себе юридическую защищенность,  мы должны закрепить (максимально продумать и прописать) своими локальными актами  законодательно то, что реализуем в нашем ДОО относительно детей с ОВЗ.

Таким образом, закон закрепляет право руководителя образовательной организации самостоятельно формировать нормативное поле и возлагает ответственность (административную, дисциплинарную) за разработку и её соответствие действующему законодательству;

Функция локального акта — детализация, конкретизация, дополнение, восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процессов, в том числе и в части организации обучения детей с ОВЗ.  

То есть это может быть:

--  Положение о  психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОО.

- Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы  

В нем устанавливается порядок разработки и утверждения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, структура АОП.

--Дополнительные соглашения к договору  ДОО с родителями на организацию  психолого-педагогического обследования и  индивидуального образовательного сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ.

Это один из самых важных локальных нормативных документов, в котором зафиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования. 

Соблюдение требований приема и комплектования групп

Согласно статье 55 пункт 3  Закона «Об образовании»..«…дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

Поэтому первым шагом при выявлении детей с проблемами в развитии усвоении образовательной программы ДОО   это сбор необходимых сведений, составление характеристик  и работа с родителями по прохождению ПМПК.

Специалистами консилиума с родителями детей с трудностями усвоения общеобразовательной программы и особенностями в развитии должна быть  проведена разъяснительная работа о необходимости создания особых образовательных условий для их ребенка и что организовать данные условия детский сад может только после подтверждения педагогических заключений специалистов ДОО, территориальной ПМПК .

Родители с детьми направляются  со всем необходимым пакетом документов на  ПМПК и предоставляют  в учреждение заключения ПМПК подтверждающее необходимость создания ребенку особых образовательных условий ,на основании которого мы имеем право организовывать его обучение и воспитание согласно рекомендованному типу программ.

Опираясь на   Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 n АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" в котором дана рекомендация: «При создании образовательным учреждением общего типа условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья финансирование обучения таких детей рекомендуется осуществлять по нормативу, установленному для коррекционного образовательного учреждения соответствующего типа и вида. Данный подход отражен в модельной методике введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования (письмо Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03).»        

Кадровое обеспечение.

При организации инклюзивной практики необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации.

Для этого надо предусмотреть в штатном расписании или по договору с ППМС-центром или другой организацией специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;

Требования к кадровым условиям реализации  инклюзивного образования включают следующие положения:

-- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

-- уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;

-- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование.

Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории.

Организация пространства включает подготовку помещений, оснащение их мебелью, приобретение необходимого оборудования для игровых диагностических и терапевтических сеансов с детьми, а именно: оборудование для развития общей подвижности; средства для развития невербальной коммуникации; игрушки для развития ручных навыков, тактильного, зрительного, слухового восприятия; развития мышления, речи и языка;

Подбирая оборудование для инклюзивного образования, важно помнить о том, что оно должно постоянно использовать и приносить пользу тем, кто в нем действительно нуждается.

Важно подобрать оборудование, которое бы сделало образование полностью безопасным. Ведь риск травматизма присутствует всегда, особенно у детей с ОВЗ.

Информационно -методическая поддержка организации педагогического процесса.

В ДОО рекомендуется создать  условия для широкого доступа родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.  

В функции заведующей и старшего воспитателя так же входит контроль за организацией работы в инклюзивной группе, мы осуществляем

– контроль за ведением документации по каждому ребенку специалистами ДОУ, посещение занятий специалистов;

– контроль за проведением психолого-педагогической диагностики с целью отслеживания динамики развития ребенка (3 раза в год);

– старший воспитатель организует  работу ПМПк по обсуждению достижений каждого ребенка (3 раза в год – плановые консилиумы, а также по запросу родителей или педагогов);

– так же под контролем старшего воспитателя проходит организация взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ: встречи с родителями, беседы, консультации, информационная поддержка, составление индивидуального плана развития ребенка с учетом интересов семьи, привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающей работе, организация встреч родителей со специалистами, консилиума с участием родителей – по запросу родителей или педагогов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об утверждении плана действий по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Республики Карелия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯП Р И К А ЗПЕТРОЗАВОДСК//0. 09.(И/И&~i. № $Об утверждении плана действийпо обеспечению введенияфедеральных государственныхобразовательных стандартовобуча...

Основные условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Со...

«Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»

laquo;Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

Данный тренинг направлен на профилактику психологического здоровья педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие способности к саморегуля...

МАТЕРИАЛЫ ОКРУЖНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ В 2018 ГОДУ

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования»МАТЕРИАЛЫ ОКРУЖНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРО...

Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»...