Лепка в ДОУ
занимательные факты на тему

Потапенко Каролина Витальевна

Данная публикация будет полезна воспитаетлям .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лепка в Доу28.04 КБ

Предварительный просмотр:

        
ВВЕДЕНИЕ

     В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения, учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.

            Основой обучения детей является ознакомление их с окружающей жизнью, с миром предметов и явлений.

            Полученные знания дети закрепляют в речи, уточняют в разнообразной деятельности, отражают в игре. Чтобы подвести ребенка к лепке, к скульптурному изображению предметов, воспитатель знакомит детей с предметами, показывает их особенности, помогает понять форму, строение предметов, характеризующие их особенности.

         Воспитатель показывает детям, как передаются знакомые им предметы и явления в различных видах искусства, показывает, как передает поэт впечатления о жизни в стихах, как художник отражает явления и предметы в живописи, в графике, скульптор — в монументальной и станковой скульптуре, в скульптурной миниатюре, в игрушке.

         На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. [16;3]

             Изображать предметы, явления в лепке задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее овладение правильной техникой необходимо.

      Поэтому перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления детей младшего дошкольного возраста на занятиях лепкой будут способствовать формированию технических умений и навыков.

            Объект исследования: процесс формирования технических умений и навыков на занятиях лепкой

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования технических умений и навыков лепке у детей младшего дошкольного возраста.

         Цель исследования: теоретически изучить особенности обучения лепке детей        младшего дошкольного возраста.

В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи :

1) Изучить история возникновения лепки, как вида изобразительного искусства;

2) изучить особенности лепки в детском саду;

3) рассмотреть методику обучения лепки детей младшего дошкольного возраста.

           Гипотезой исследования стало предположение, что изучение теоретических аспектов обучения лепки, позволит понять сущность и особенности использования этого вида изобразительной деятельности в работе с детьми.

Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие основные методы:

— теоретический анализ и синтез;

— анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

— изучение опыта работы педагогов.

           1. Лепка- вид изобразительной деятельности

             Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «… В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл…                                              Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».[10; с.35]

           Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения — статуи, скульптурные группы, бюсты.

            В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.

            Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.

            Отличительной особенностью скульптурного изображения является его объемность, трехмерность. Основные виды скульптуры — это круглая скульптура и рельеф. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой (примерами подобной скульптуры являются памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, памятник А. С. Пушкину А. М. Опекушина и др.).[6; с.524] В том случае, если предмет изображен с одной стороны и представляет из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, — перед нами рельеф.

          Рельефное изображение имеет две разновидности: барельеф и горельеф. Фигуры, изображенные в барельефе, выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе они возвышаются над плоскостью изображения более чем наполовину, а иногда бывают и полнообъемными и лишь прикасаются к фону отдельными деталями. Поэтому барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф — высоким. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность — углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.

            Характер скульптуры, выбор изобразительных средств, материала зависит, прежде всего, от цели создания произведения. По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые.

Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники исторических событий, памятники героям. Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект в два-три раза, то станковая скульптуру по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).

            Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным ансамблем. Ей свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, которые мы часто видим в музеях и художественных салонах.

Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы. Она включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. Хорошо известны античные терракотовые статуэтки IV—V вв. до н. э., в которых изображены мифологические герои или древние божества. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.

Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, металла) или пластичных (терракоты, стекла и т. д.). Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа.

Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отметить, что в этом виде искусства в основном изображается человек. Различные свойства материалов используются для передачи всего комплекса особенностей человеческого тела, его мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т. д. Человек — главная тема скульптуры, но не единственная. Художники-скульпторы в своем творчестве отражают и весь многообразный мир, окружающий человека.

        Изображение растений, предметов быта часто встречается в рельефной скульптуре, так как композиция в рельефе располагается на плоскости, которая позволяет изображать не только многофигурные сцены, но и пейзаж.

         Круглая скульптура, всегда связана с определенной средой, в которой она находится. Свет, естественный или искусственный, окружает скульптуру и служит средством выявления ее пластических особенностей.

            Эту особенность света и тени усиливать характер формы умело использовали греческие скульпторы. Рассматривая скульптурную группу                      Лаокоон, мы видим, как мастер сумел показать страдания, которые испытывают герои. Светотень помогает автору усилить внутреннее состояние героя, она углубляет морщины лица, глазные впадины кажутся очень глубокими и темными — все вместе создает впечатление тяжелых страданий.

Выразительность любого скульптурного произведения зависит от того, насколько умело скульптор использует в своем художественном творчестве различные средства выразительности, свойственные этому виду изобразительного искусства. Если сравнивать скульптуру и живопись, то мы увидим, что как в одном, так и в другом виде искусства изображается объем предметов; но живописцу при передаче объема приходится создавать иллюзию объемности, которая достигается при помощи света и тени.

            Скульптурный же художественный образ действительно существует в пространстве и обладает реальной объемностью, которая вызывает у зрителя желание рассмотреть его со всех сторон. Рассматривая скульптуру и обходя ее кругом, зритель каждый раз по-новому воспринимает постановку корпуса в пространстве, поворот головы; кроме того, создается ощущение, что фигура движется, изменяется.

Многие скульптурные произведения, рассчитанные на восприятие взрослых, могут быть интересны и для детей дошкольного возраста. Воспитатели детских садов и родители в доступной форме могут разъяснить детям содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах.

              Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

2. Особенности лепки в детском саду

Дети видят в детском саду резные фигурки, выполненные богородским и или городецкими мастерами, фарфоровые статуэтки, глиняные скульптуры дымковских искусниц, с интересом рассматривают их со всех сторон, ощущая руками гладкую или шероховатую поверхность.

           Своеобразной скульптурой является игрушка из папье-маше (бумажно-древесных масс), керамическая, деревянная токарная, из различных пластических масс.

Халезова Н.Б. писала: «Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей»[20; с.25]

             Куклы, животные имеют мягкие пластические формы, большую обобщенность образа, условность изображения, что очень, близко к возможностям детей в ваянии, к особенностям их представлений о реальных предметах.

            Воспитатель рассказывает детям об искусных мастерах, художниках, которые создали эти предметы, показывает, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, вызывает желание лепить, пытаться передать свои впечатления в работе с пластическими материалами.

             Лепка — увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов «лепешек», «конфеток»— и только.

           Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем, чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям.

          Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки.

          Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

             Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

           Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

               Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

            Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2—3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

3. Материалы и оборудование для лепки

             Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

             Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина — наиболее ценный материал, имеющий нейтральные и удобные для работы цвета. Она может быть грунтовой коричневого, белого, серого цвета с зеленым и голубым оттенками. Можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи. Глина приятна в работе. Большой кусок ее создает хорошую основу для интересной лепки. Хранить глину лучше в пластмассовом сосуде, так как в металлическом она покрывается ржавчиной. Чтобы глина всегда была пригодна для работы, ее необходимо держать в прохладном, сыром помещении под влажной тряпкой.

              Пластилин — упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.

К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.

Для обучения детей лепке в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.

           Работы из глины, выполненные на каркасах, часто дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.

          В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными, которые легко сделать самим, и металлическими. Самая простая форма стеки — палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, но может быть она и в виде петли, палочки с петлей из проволоки.

Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы.

         Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Их размер определяется величиной лепки. Если фигура размером 15 Х 10 см, то доска может быть размером 35 X 22 см. Если фигура больше, то и доска должна быть большего размера. Наиболее удобная форма доски — круг, но она может быть и квадратной.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

       Ребенок дошкольного возраста интенсивно развивается. В результате сенсорной развития, восприятие детей становится более дифференцированным, у них складываются представления о форме, цвете предметов, их величине. Происходит дальнейшее развитие памяти.

           С обогащением опыта детей и совершенствованием речи развивается детское воображение. Первоначально образы непроизвольного воображения возникают под влиянием воздействия взрослых. Замыслы детей еще бедны, неустойчивы.

         Для изобразительной деятельности детей младшего возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру. Ребенка привлекает сам процесс лепки, который он дополняет своими действиями с вылепленным предметом. Созданное изображение тут же обыгрывается. Ребенок в своей фигурке передает то, что поразило его воображение, захватило его эмоционально.

              Дети этого возраста отличаются активностью, стремлением действовать самостоятельно, без помощи взрослых. Они увлекаются лепкой и испытывают удовольствие от работы с глиной, пластилином. Но у них еще слабо развита двигательная память, они не обладают достаточной координацией движений, зрение недостаточно контролирует действия, рук. Ребенок легко отвлекается, так как внимание его все еще неустойчиво.

           Происходят существенные изменения и в отношениях с окружающими. У детей формируется умение работать в коллективе, помогать друг другу. Ребенок может элементарно оценить работу товарища.

            У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.

          В данной работе был рассмотрен вопрос обучения лепки детей младшего дошкольного возраста. Была изучена история возникновения лепки, как вида изобразительного искусства.

            Мы рассмотрели разнообразные виды лепки, и методику обучения лепки в младших группах детского сада.

Занятия в детском саду в младшем возрасте нельзя назвать полноценной лепкой, но они преследуют свои цели. В три года ребенок уже вполне сознателен для того, чтобы не брать материал для лепки в рот. Дети развивают тактильные ощущения, работая с пластилином.

            Так как все действия осуществляются руками, то развивается мелкая моторика и координация, в совокупности благотворно влияющие на речь. Первые занятия лепкой в детском саду только знакомят с материалами и их свойствами, это попытки скрутить шар, расплющить его, преобразовав в тарелку, и иные простейшие действия. В процессе лепки детям наиболее интересна сама трансформация, происходящая с пластилином на глазах, это возможность создать игрушку самостоятельно, поэтому обычно подобные уроки, как и музыкальные занятия в детском саду, проходят легко и весело.

             Таким образом, изучив все теоретические аспекты, мы пришли к выводу о том, что в дошкольном учреждении воспитатели должны организовывать работу по всестороннему развитию детей, поэтому занятия лепкой в детском саду нужно практиковать с самого раннего возраста, с младшей группы.

             Итак, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза о том, что изучение теоретических аспектов обучения лепки, позволит понять сущность и особенности использования этого вида изобразительной деятельности в работе с детьми, подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание. -2014-№ 9-23-27с.

2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада.- В-ж: Учитель, 2014.- 274 стр.

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий.- Скрипторий, 2008.- 151 стр.

4. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.– Скрипторий, 2005.- 64 с.

5. Грибовская А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет.-М.: Сфера, 2010.-80с.

6. История искусства. Живопись. Скульптура. Архитектура/ Главный редактор Н. Арановская – М., 2007.-848с.

7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985-193с

8. Комарова Т.С. Изобразиельная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. — М.: Педагогика, 2010-247с

9. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-136с.

10. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду.- М.: Учпедгиз, 2011-145с.

11. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 2016-223с

12. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 2013. — 253с.

13. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество.- Изд.: Феникс, 2005-63с.

14. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.-М.: Карапуз, 2007-140с

15. Лыкова И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки.- Изд.: Карапуз, 2009-20с.

16. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./Под редакцией Т.С.Комаровой – М.: Просвещение, 2011-251с

17. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. /Под редакцией Т.С.Комаровой.- М.: Российское педагогическое общество, 2000-156с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке: "Лепка домашних птиц" старшая гр.

В данном конспекте представлен материал по закрпелению знаний детей о домашней птице и их птенцах, показаны способы передачи характерных особенностей формы, деталей, пропорций, использование различных...

Лепка в детском саду.Нетрадиционные приёмы в лепке.Семинар-практикум.

1.Обучение лепке детей в дошкольном возрасте.2.Материалы для занятий лепкой в ДОУ.Глина,пластика,бумажная масса,подделки из мятой бумаги.3.Нетрадиционные виды работы с пластелином.4.Окраска пластелина...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе."Лепка кошки" по игрушке.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе.«Лепка кошки» (по игрушке)...

Методическая разработка. Лепка сюжетная коллективная «У лукоморья дуб зеленый…» (итоговое занятие по лепке в подготовительной группе детского сада )

В  Методической разработке "Лепка сюжетная коллективная "У лукоморья дуб зеленый..."    использованы технологии развивающего обучения, сотрудничества, ИКТ. Занятие приурочено к Пушкинск...

Конспект занятия ООД по лепке с детьми среднего дошкольного возраста Тема. Лепка объемная и рельефная лепка на заготовленном цветном фоне. «Подснежники». Реализуемые образовательные технологии: ИКТ; Личностно-ориентированное

"Это занятие интересно тем, что может быть выполнено как долгосрочный проект или как еденичное занятие. Из личного опыта: дети любят "доделывать" свои работы. Многим это проще, чем придумывать что-то ...

Методика работы по лепке в детском саду. Виды лепки, материалы для лепки.

Предлагаю вашему вниманию материал, который будет полезен любому молодому специалисту в дошкольном образовательном учреждении. Изучив этот материал, начинающий воспитатель будет знать основы работы по...