Проект «Народная игрушка»
проект (средняя группа) на тему

Уникальная возможность для детей и взрослых окунуться в сказочный мир народной игрушки, поиграть, придумать сказку и показать её с помощью игрушек, почувствовать себя настоящим мастером ...  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnaya_igrushka.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова Валентина Михайловна

                                                                                             

Проект «Народная игрушка»

Вид проекта: групповой.

Возраст участников: 4-5 лет. (Средняя группа)

Тип проекта: творческий

По продолжительности: средне-срочный (с марта по апрель 2016 года)

Аннотация проекта:

Уникальная возможность для детей и взрослых окунуться в сказочный мир народной игрушки, поиграть, придумать сказку и показать её с помощью игрушек, почувствовать себя настоящим мастером ...  

 Гипотеза проекта:  Если  же не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Проблема:  как повысить интерес к народно- прикладному искусству; какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей; как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей; как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами.

Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой с использованием интерактивных методик  и современных информационных технологий

Задачи:  Познакомить детей с историей страны на примере игрушек, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами).

Привлекать родителей к общественной жизни группы посредством создания музея

Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.

В процессе работы по ознакомлению дошкольников с традиционной русской культурой, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства, обрядовыми куклами в детском саду постепенно накапливался материал, который мы объединили в виде мини-музея и  распределили по тематическому принципу.        

         Так, в музеи отражено многообразие народной игрушки и результаты детского творчества по этой теме. Наш музей интерактивен, поэтому в нём представлены материалы для детского творчества: различные корзиночки с лоскутами, ленточками, нитками, веточками и другими материалами; коробочки с красками, бумагой и т.д., всё это позволит  детям закреплять знания по данной теме, развивает воображение и творчество.

Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

2. Формирование проекта.

3. Систематизация информации.

4. Практическая деятельность.

5. Итоговый. Реализация проекта.

1. Подготовительный этап.

1.1. Чтение и изучение литературы о русской народной игрушке.

1.2. Подбор иллюстраций, альбомов, раскрасок, трафаретов о матрешках

1.3 Подбор художественной литературы по теме «Народная игрушка».

1.4. Подбор видеофильмов, фотографий, музыки и песен о народных игрушках(С помощью родителей).

1.5. Подбор загадок, стихов, потешек, историй о русской народной грушке.

1.6. Подбор открыток о русской народной игрушке.

1.7. Подбор разрезных игр, демонстрационного материала, дидактических игр о матрёшках.

1.8. Изготовление игры «Собери картинку».

1.9. Подбор пазлов о матрешках.

2.0.  Проведение мастер-класса для родителей: «Изготовление куклы   желанницы».

2.1. Изготовление родителями обрядовых кукол

2 этап. Формирование проекта.

3 этап. Систематизация информации.

Перед детьми ставятся  различные проблемы с помощью интерактивных методов обучения.

Диалоговые беседы, общение, обсуждение, решение проблемных ситуаций. Совместное составление схемы для изготовления из подручных материалов русских народных игрушек. Совместные игры: интерактивные, театрализованные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические..

4 этап. Практическая деятельность

4.1. «Знакомство с дымковской игрушкой»( ОД  с ИКТ). Знакомство с народной игрушкой – матрешкой. Заучивание стихотворения Некрасовой «Веселые матрешки». Дидактическая игра«Разложи и собери матрешек вместе».

4.2. Чтение рассказа об истории возникновения первой матрешки. Показ презентации про историю возникновения и развития матрешечного дела.

4.3. Просмотр презентаций на ИД про русские народные игрушки.

4.4. Оформление выставки в группе по русским народным промыслам.

4.5. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах

4.6. Выставка «Народные игрушки своими руками»( обрядовые куклы)

4.7. Украшение дымковской игрушки.

4.8 .Худ. творчество. «Русская красавица Матрешка. Украсим матрешке сарафан.»

4.9. Интерактивная игра: «Хоровод»

4.10. Разучивание танца «Хоровод Матрешек»

5 этап. Итоговый.

Конечный продукт проекта – Творческая выставка детских работ «Матрешки», изготовление Лэмбука: «Народная игрушка»

Подведение итогов работы.

Результат проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Перспектива проекта

  • Пополнение экспонатов,
  • Подбор детской литературы,  изготовление  народных игрушек и поделок,  наглядного материала.
  •  Проведение экскурсий для других групп детского сада. привлекать детей в качестве экскурсоводов,
  • На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности, развлечения и праздники
  • Продолжать сотрудничать с родителями, социумом, распространять накопленный опыт среди коллег, участвовать конкурсах…

В ходе совместной проектной деятельности у детей формируются знания, умения, навыки и « через совместный поиск  решений» предоставляется ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры, таким образом, развивается познавательная активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Народная игрушка"

В данной презентации представленна работа по ознакомлению детей с традициями русского народа (изготовление куклы - закрутки)...

Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...

Проект " Народная игрушка.Наши любимые игрушки, игры и занятия. "

Прект краткосрочный. Участники: педагог, родители, дети. (младшая группа) Данный проект обогатит знания детей младшего дошкольного возраста о народных игрушках и их предназначении, способствует активи...

Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Проект позволит ребёнку познакомиться  с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, н...

Проект "Народная игрушка.Дымковская игрушка"

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....