Программа по самообразованию"Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет" 2017-2018 уч. год
рабочая программа (младшая группа) на тему

Колесникова Наталья Андреевна

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей  группы раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет, посещения ДМО, самообразования.

2.Разработать перспективный план работы с детьми.

3.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4.Создать учебную программу.

5.Оформить уголок сенсорного развития, картотеку пальчиковых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с «Родничок» с.Хохлома

Программа  

по самообразованию

Тема:  «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Воспитатель

высшей кв.категории

Колесникова Наталья Андреевна

2017-2018уч.год

Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок  вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий10. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка
сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.


Особенности развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте ( 1,5  - 3 лет)


Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5 –3  лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.
 Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Значение моторики в раннем дошкольном возрасте

В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.
От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.
В рассматриваемый нами в данной работе возраст от двух до трёх лет, навыки, приобретенные ребенком на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.
То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета — это стимул движений рук по направлению к нему.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей  группы раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет, посещения ДМО, самообразования.

2.Разработать перспективный план работы с детьми.

3.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4.Создать учебную программу.

5.Оформить уголок сенсорного развития, картотеку пальчиковых игр.

Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет», выступление на педагогическом совете на тему: «Важная роль развития мелкой моторики у детей с раннего возраста».

Подготовить материал, мастер – класс для педагогов по теме: «Использование разных предметов в работе с детьми по развитию мелкой моторики».

Работа над проектом осуществлялась в двух направлениях

РАБОТА С ДЕТЬМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Беседа

Беседа

Проведение разных видов пальчиковых гимнастик

Оформление папок- передвижек

Работа с пластилином, бумагой, красками

Проведение мастер классов

Работа с крупами ( фасоль, рис, гречка, пшено, орехи лесные), песком.

Оформление информационного стенда

Наблюдение

Проведение конкурсов (рисуем пальчиком; поделки из крупы)

Работа со шнуровками, катушками, нитками

Подготовка материала для занятий

Работа с мелкими и крупными по форме предметами (бусины, пуговицы и др)

Совместная деятельность на занятиях

Работа со счётными палочками

Консультирование по вопросам

Работа с карандашом, бумагой, трафаретами

Выполнение домашних заданий

Работа по проекту

В первую очередь, начиная работу по проекту, целесообразно определить уровень развития речи у детей в  группе. Это можно сделать с помощью теста (прил. 1). В моей группе возраст детей варьируется от 2лет до 3лет. В группе 10 человека.  Уровень развития речи детей составил:

Высокий- 3 ребёнка

Средний – 10 детей

Низкий- 11 детей

Занятия проводились  на протяжении одного учебного года (9 месяцев) два раза в неделю и включали в себя:

1. Рисование красками. Маленький ребенок не может держать в ручке карандаш, поэтому начинайте занятия с пальчиковых красок или рисования кисточками

2. Приклеивание. Из цветной бумаги вырезайте довольно крупные фигурки или делайте совместно с ребёнком, а потом приклеивайте с помощью клея и кисти

3. Рисование пластилином! Вы думаете из пластилина можно только лепить? Зря! Ним можно рисовать такую красоту! Вам понадобится плотная бумага или картон. Лепим маленький шарик, кладём на бумагу и прижимаем пальчиком. Осенью нарисуйте рябину, зимой – шарики на ёлке, летом – цветы.

4. Работа с тестом. Рисовать можно не только пластилином, но и тестом. Пусть ребёнок слепит из мягкого теста большой шарик, затем приплюснет его и сделает из пяти таких «лепестков» цветок. Пока тесто не успело подсохнуть, пусть малыш раскрасит цветок пальчиковыми красками.

5.Работа с крупами (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Можно поручить сортировку и перебирание различных круп, но только под присмотром взрослых)

6. Работа с природными материалами: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки. Можно строить из них различного вида дорожки, заборчики, а также смешивать и перебирать их по группам

7. Работа с кухонной утварью.  Учимся правильно держать чашку, ложку, кормить кукол.

8. Различные емкости, пузырьки, коробочки. Работа с закручиванием и откручиванием крышечек. Складывание мелких предметов в коробочки и пузырьки.

9. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы. Учимся завязывать и развязывать узлы пальчиками, шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы и замки самостоятельно

10. Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму

11. Ватные и счётные палочки - можно выкладывать рисунки (конечно же, под присмотром взрослых)

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно,  готовят руку к письму и развивают усидчивость.

План работы с детьми и родителями на 2017-2018 год

месяц

неделя

                Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

1

1 занятие- Знакомство с ручкой и пальчиками. Пальчиковая гимнастика « Пальчики»              2 занятие  -Знакомство с цветными крышечками. Складывание в стакан. Пальчиковая гимнастика  «Моя семья»              

Родительское собрание «Давайте познакомимся»

2

3 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Выкладывание из цветных крышечек дорожек 4 занятие- Знакомство с песком. Рисование пальчиками по песку. Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»»

3

5 занятие- Пальчиковая гимнастика. «Апельсин». Найди крупные бусины в контейнере с песком                                            6 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог» Рисование пальчиками гуашью «Дождик»

Оформление информационного стенда «Почему нужна моторика в раннем возрасте» (прил 1)

4

7 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Наполнение пластиковой бутыли крупными бусинами                                             8 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Рисование ватными палочками «Грибок»

октябрь

5

9 занятие- Пальчиковая гимнастика « Пальчик-мальчик». Лепка из пластилина «Цветные шарики»                                                               10 занятие-  Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка». Отрывная аппликация коллективная композиция «Осенние листья»

Сбор рабочего материала для занятий (бусины, пуговки, замочки, шнурки и др.)

6

11 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Рисование пальчиками гуашью «Осень»                                                               12 занятие- Пальчиковая гимнастика                 «Сорока» Работа со шнурками и тесьмой. Сооружение дороги.

7

13 занятие-  Пальчиковая гимнастика «Ладушки». Нанизывание крупных бусин на верёвку                                                                 14 занятие- Пальчиковая гимнастика «Замок». Работа с тестом. Лепка «Угощение для кукол»

8

15 занятие- Пальчиковая гимнастика «Замок». Рисование пальчиками. «Раскрасим угощение для кукол»                                                            16 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик». Знакомство с лесными орехами. Разделение орехов и бусин

ноябрь

9

17 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Лепка из теста «Колбаски»             18 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Знакомство с крупой- рис. Поиск игрушек в рисе.

Консультация на тему: « Развиваем мелкую моторику в домашних условиях» (прил 2)

10

19 занятие- Пальчиковая гимнастика «Улитка». Аппликация из риса «Снежная дорожка»                                                             20 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог». Рисование пальчиками «Ягодки»

11

21 занятие- Пальчиковая гимнастика « Замок». Знакомство со счётными палочками. Построение дорожки и забора                          22 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Знакомство с фасолью. Выбери фасоль из риса.

12

23 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Рисование ватными палочками по контуру «Кружки»                                             24 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик». Занятие с фасолью и лесными орехами- отдели орехи от фасоли

декабрь

13

25 занятие- Пальчиковая гимнастика «Ладушки». Знакомств с крупой- горох. Вминание  пальчиками гороха в пластилиновую основу                                      26 занятие- Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»». Работа со счётными палочками. Построение квадрата, треугольника, домика.

Конкурс поделок на тему: «Новогодняя картина из крупы- манка, пшено, рис»

14

27 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Аппликация из смятых салфеток «Белый снег»                                                       28 занятие- Пальчиковая гимнастика «Улитка». Рисование пальчиками «Узоры мороза»

15

29 занятие- Пальчиковая гимнастика «Замок». Лепка из пластилина «Лепёшечки»                  30 занятие- Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Работа со счётными палочками. Построение домика, ёлочки.

16

31 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Аппликация из фольги «Новогодние шарики»                                                                32 занятие- Рисование пальчиками «Ёлочки»

январь

17

Зимние каникулы

Мастер- класс «Рисуем пальчиками на стекле»

18

33 занятие- Построение из пальчиков фигур «Домик, очки». Знакомство с мелкими бусинами. Наполнение бутылочки мелкими бусинами                                                             34 занятие-Построение из пальчиков фигур « Стол, грабли».  Знакомство с замками. Застёгивание и расстёгивание замков

19

35 занятие- Пальчиковая гимнастика «Шарик». Нанизывание на шнур крупных бусин                                                                    36 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Рисование ватными палочками. Обведи по контуру квадрат, треугольник.

20

37 занятие- Пальчиковая гимнастика «Цепочка». Знакомство со шнуровками. Работа со шнуровками.                                                         38 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Рисование пластилином на картоне «Звёздное небо»

февраль

21

39 занятие- Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Знакомство с нитками. Наматывание ниток на катушку                                                                40 занятие- Пальчиковая гимнастика «Зайчик».Рисование пальчиками «Снежинки»

Домашнее задание- повторение пройденного материала- постройки из счётных палочек (дорожка, ёлочка, снежинка, дом)

22

41 занятие- Пальчиковая гимнастика «Улитка». Работа со шнуровками Монтессори.  42 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Работа с крупами. Найди в рисе мелкие бусины.

23

43 занятие- Пальчиковая гимнастика «Зайчик». Знакомство с пуговками. Застёгивание пуговиц                                        44 занятие- Пальчиковая гимнастика « Шарик». Работа со счётными палочками. Построение снежинки, лесенки.

24

45 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Рисование пальчиками по стеклу. «Полосатый коврик»                                           46 занятие- Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»». Работа со шнурками- развязывание узелков

март

25

47 занятие- Пальчиковая гимнастика «Мы капусту». Нанизывание на шнур мелких бусин 48 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог». Совместная аппликация из манной крупы «Млечный путь»

Совместная работа с родителями « Аппликации из крупы»

26

49 занятие- Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Работа со шнуровками Монтессори.                  50 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Работа с крупами. Отделение фасоли от риса

27

51 занятие- Пальчиковая гимнастика «Капуста». Работа со шнуровками. Завязывание узелков                                                    52 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Работа с застёгиванием пуговок.

28

53 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Работа с нитками. Наматывание на катушку.                                                          54 занятие- Пальчиковая гимнастика «Зайчик». Знакомство с карандашом. Учимся правильно держать, обводим линии.

апрель

29

55 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчик- мальчик». Аппликация из пшена «Цветущее поле».                                                    56 занятие- Пальчиковая гимнастика «Замок». Лепка из теста. «Цветочек»

Домашнее задание- приобретение мелкой мозаики, постройка дорожек разных цветов

30

57 занятие- Пальчиковая гимнастика « Осьминог». Работа с нитками. Сматывание в клубок.                                                                  58 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Работа с крупами. Выбери фасоль из гречки

31

59 занятие- Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»». Раскрашивание пальчиками, слепленного на предыдущем занятии цветка. 60 занятие- Пальчиковая гимнастика «Улитка». Работа со шнуровками Монтессори.

32

61 занятие- Пальчиковая гимнастика «Ладушки».Рисование карандашом. Обведи по контуру- геометрические фигуры.                     62 занятие- Пальчиковая гимнастика «Цепочка». Правила пользование посудой (учимся правильно держать ложку, чашку)

май

33

63 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчик- мальчик». Наклеивание пластилина на картон «Цветочный луг»                              64 занятие- Пальчиковая гимнастика «Капуста». Работа с крупами- выбери горох из гречки

Оформление папки- передвижки «От чего зависит речь ребёнка» (прил 3)

34

65 занятие- Пальчиковая гимнастика «Шарик».Рисование пальчиками «Весенние цветы»                                                                   66 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Работа со шнуровками Монтессори.

35

67 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог». Нанизывание мелких бусин на верёвочку                                                              68 занятие- Пальчиковая гимнастика «Зайчик». Рисование- работа с трафаретами.

36

Проведение диагностики. Подведение итогов.

Работа с родителями

  • Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет»
  • Памятка «Наши пальчиковые игры»
  • Индивидуальные беседы –рекомендации «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»
  • Папка-передвижка: «Рисуем без кисточки»
  • Мастер-класс «Сенсорное развитие в домашних условиях»

Работа с педагогами

  • Рекомендация для педагогов: «Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики».
  • Доклад: «Важность развития мелкой моторики у детей 2-3 лет»
  • Консультация: «Дидактическая игра, как средство развития речи»

Используемая литература:

  1. «Программа дошкольного образования. От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой;
  2. «Картотека тематических пальчиковых игр» составитель Л.Н Калмыкова;
  3. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Е.А.Янушко  - Мозаика-Синтез,2010г;
  4. « Лепка с детьми раннего возраста» Е.А.Янушко  - Мозаика-Синтез,2010г;
  5. «Рисование с детьми раннего возраста» Е.А.Янушко  - Мозаика-Синтез,2010г;

Приложение 1.

Каждому ребёнку предлагалось пройти тест, состоящий из 5 заданий, на развитие уровня речи и оценку словарного запаса. Тест состоял из заданий наглядного типа и заданий теста, разработанного  известным физиологом  Марианиллой  Кольцовой.  Задания теста были таковы:

1.На стол выставлялось несколько знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, машинка, чашка, ложка. Затем задаётся наводящий вопрос « Что это?»  Ребенок должен назвать предметы.

0 баллов- ничего не называет

1 балл- один-два названных предмета

2 балла- три названных предмета

3 балла- четыре- пять названных предметов

2. Попросите ребёнка «Покажи вот так»  (показывая один указательный палец)

0 баллов- не показывает

1 балл- показывает

3. Попросите  ребёнка «Покажи вот так» ( Показывая два пальца- указательный и средний)

0 баллов – не показывает

1 балл- показывает один палец

2 балла- показывает два нужных  пальца

4. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (Показывая три пальца- указательный, средний и безымянный)

0 баллов- показывает один палец

1 балл- показывает два пальца из трёх предложенных

2 балла- показывает все три пальца в нужной последовательности

5 . Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, яблоко, стол, поезд, самолет, стул, окно, шапку, носки, ботинки, арбуз, мальчика, девочку, младенца, гуся, корову, лошадь, чайник, кровать, нож, карандаш, книгу. Задайте вопрос «Что это?»

0 баллов- называет от 1- 2 предметов

1 балл- называет от 3-6   предметов

2 балла- 7-13 предметов

3 балла- 13- 18 предметов

4 балла- 19- 25 предметов

Оценочная таблица

11-12 баллов

Высокий уровень развития

6- 10 баллов

Средний уровень развития

1-5 баллов

Низкий уровень развития

Приложение 2                                                                            Пальчиковые гимнастики,  используемые на занятиях

Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
- "Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил.
- С этим братцем песни пел.
- С этим - в дудочку дудел.

Моя семья
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,
- этот пальчик - батюшка,
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья.

Зайка.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
- Скачет, скачет зайка,
- Ты его поймай-ка!
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

Осьминог.
- Восемь пальчиков для ног -
- Получился осьминог.
- Сколько ног у осьминога?
- Много - Много!
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.


Улитка.
- На одной скользящей ножке
- Домик, голова и рожки.
- Дай-ка пальчики сюда!
- То не пальчики - рога.
Изображаем пальчиками рожки улитки.

Капуста
- Мы капусту рубим рубим
говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем - трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим-  солим
пальчики щепоткой - солим
- Мы капусту мнем-  мнем
ручками "мнем" капусту

Апельсин

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.) 
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для цыплят,
Эта долька – для бобра! (Поочередно загибаем пальчики малышу).
А для волка – кожура! (Развести ручки в стороны).

Ладушки
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!
(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Сорока
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

Кошка и мышка 

Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает
,
Вмиг от кошки удирает.

Пальчики

(разгибаем пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять
вышли пальчики гулять.
(загибаем пальчики)
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистил стол.
Этот добр, а этот зол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование" на 2016-2017 уч.год

Содержание исследовательской деятельности, перспективное планирование, картотека игр-экспериментов...

Программа по самообразованию "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования у детей старшего дошкольного возраста"

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ре...

Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование"

Программа разработана для педагога по направлению "Экспериментальная деятельность" при работе с детьми 2 младшей группы....

Программа по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность – один из распространённых видов детского творчества. Именно способность ребёнка к подражанию оказывает позитивное влияние на...

Программа по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности...