Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с использованием ИКТ
материал на тему

Тимонина Юлия Евгеньевна

Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiy_seminar_topolek_udovina_may_2016.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с использованием ИКТ

Одна из  важных задач, решение которой является приоритетным для системы образования – совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

Основным содержанием здесь выступает создание благоприятных условий для развития талантливых детей через оптимальную структуру  дошкольного, школьного и дополнительного образования, формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду являются следующие:

1. Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической для создание условий для развития одаренного ребенка.

2. Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.

3. Повышение психолого-педагогической компетенции воспитателей, родителей по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

Использование информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия. Метод обучения с применением ИКТ весьма привлекателен и помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Применение информационных коммуникационных технологий в процессе воспитания, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию в стремлении к новым знаниям. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т. д. расширяет возможности представления учебной информации.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Многие дошкольные учреждения пока не могут иметь компьютерный класс, да и занятия с компьютером согласно требованиям СанПиНа  должны проходить в строго отведенное время, чтобы не навредить здоровью ребенка. И вот здесь на помощь пришла интерактивная система VOTUM.   Использование  интерактивной системы - интересная современная форма образовательной деятельности, хорошая возможность мотивировать ребенка на получение знаний, которые в других формах организации его недостаточно заинтересовали.

При использовании системы VOTUM дети работают с пультами, а не с компьютером, что отвечает требованиям и правилам СанПиНа.      Много времени не требуется для освоения предложенной системы, а занятия с ней становятся ещё интереснее.

Детский  сад приобрел эту систему  в 2011 году, и не большой опыт использования данный системы накоплен. Эта система привлекла нас своей простотой, доступностью применения и понятностью. Мной и педагогами нашего учреждения использовалась система VOTUM на занятиях и на различных этапах, таким образом, повышая эффективность проведения занятия и давая возможность воспитанникам привыкнуть к новой форме проведения занятий. Возможность добавления графики, аудио и видео, текстовых файлов, интернет-страничек и флеш-анимации при использовании интерактивной системы голосования делает любое занятие  более наглядным и понятным при объяснении материала. Картинки на слайдах помогают воспитанникам правильно построить свои ответы, не упуская важные детали. Для того чтобы понять, усвоили ли дети материал, в начале занятия целесообразно провести опрос с помощью VOTUM. Подробные отчеты помогают отследить, кто из воспитанников разобрался с материалом, а кто отстал, и, на основе полученных данных, педагогу легче строить занятие.

Как же используется данная система в нашем детском саду? Система VOTUM поддерживает 4 учебных режима:

  • Режим оценка - используется для оценивания понимания детьми материала курса или для контроля работы в ходе занятий. Система записывает результаты в процессе оценки знаний для последующего анализа.
  • Соревнование - кто первым нажимает любую кнопку на пульте, получает право ответить на вопрос. На экране показан сам вопрос, отвечают устно, без использования пульта.
  • Опрос - используется при проведении работы по заранее подготовленному вопроснику, позволяет узнать соотношение мнений и голосов по какой-либо теме. Не требует регистрации участников. Может использоваться на родительских собраниях, педагогических советах.
  • Голосование - этот режим используется для проведения анкетирования, опроса, голосования. На голосовании вопросы задаются устно, пишутся  на доске, дети отвечают с помощью пультов. По окончании голосования VOTUM генерирует подробные отчеты с выводом результатов в числовом и процентном соотношении, а так же ответы всех  на все вопросы голосования. Для режима "Голосование" требуется регистрация тестируемых в системе.

Вы видите пример диагностики математических представлений с помощью системы VOTUM. Раскраска «Микки Маус». С каждым решенным выражением картинка приобретает более красочный вид, что стимулирует детей к  выполнению задания, нацеливая и мотивируя их на конечный результат.

После завершения тестирования мы можем запросить у программы отчет, где показано количество верных и неверных ответов, время, затраченное каждым участником на каждый вопрос, процентное соотношение ответов в виде таблицы и диаграммы.

А так же мы можем понаблюдать статистику ответов на каждый вопрос отдельно и узнать как ответил каждый ребенок и какое время на ответ он затратил.

Используя систему  на занятиях стало очевидно, что занятия стали  эмоционально насыщенными и полноценными, наиболее наглядными; сократилось  время для контроля и проверки знаний детей; дети учатся навыкам контроля и самоконтроля. Все занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные задачи. Удобство данного метода в том, что можно самостоятельно создавать необходимые вопросы и задания.

   Общение с системой вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Нами было использовано это оборудование для проведения мониторинга уровня удовлетворенности населения качеством государственных услуг в сфере образования. Мониторинг был проведен в виде социологического опроса представителей родительской общественности анонимным путем, что явилось очень удобным и актуальным.  

Система VOTUM используется в общеразвивающих, психодиагностических и коррекционных занятиях. А так же в родительских собраниях и других видах работы с родительской общественностью.

Система «Votum» может использоваться:

  1. Для работы с детьми:  презентации, аудио и видео отрывки; тестирования и т.д.
  2. Для работы с педагогами: презентации на педсоветах и МО, опросники, мониторинги.
  3. Для работы с родителями: презентации; опросники, мониторинги, голосования.

Очевидные плюсы данной системы:

1) простой и удобный редактор тестов, позволяющий быстро исправить или добавить вопросы;

2) простой интуитивно понятный интерфейс всех модулей системы, не требующий много времени на изучение;

3) возможность создания тестов на домашнем компьютере воспитателя и перенос их в детский сад;

4) маленький по размерам радио-ресивер с большим радиусом действия и не боящийся различных препятствий;

 5) удобная форма отчётов, позволяющая сравнивать результаты детей из параллельных групп  и быстро выявлять пробелы в знаниях;

6) быстрая регистрация пультов в момент их получения детьми;

7) возможность анонимного анкетирования, что важно при проведении различных мероприятий воспитательного характера и для выявления мнения детей, педагогов и родителей по различным проблемам.

Электронные мульти медиа обучающих программ в учебном процессе  в сочетании с традиционными методами обучения  и педагогическими инновациями значительно повышает эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. В процессе образовательной         деятельности, дети играют в увлекательные игры, рассчитывая свое время на ответ, психологически закрытые, замкнутые дети имеют право на анонимность, а педагог на достоверность и моментальную реакцию, возможно помощь детям с разным уровнем готовности к обучению. Формируя эмоционально – волевую сферу ребенка через игровую деятельность с использованием данной системы педагог подводит к соревновательным упражнениям, дети раскрепощаются, сопереживают, сотрудничают.

Само название «Интерактивная система голосования и тестирования VOTUM» подразумевает мониторинг. Этот процесс проходит быстро, интересно, содержательно, а главное результаты оцениваются объективно, с последующим дифференцированным подходом к детям. Интерактивная система Вотум это большая область для проявления творческих способностей.

Таким образом, обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Предствленный материал позволяет систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания....

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА -4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ В.В.ВОСКОБОВИЧА «ФИОЛЕТОВАЯ КОМНАТА ЗА 2020-2021г.

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано...

Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста от 6 лет до ооо с применением технологии «Наураша» 2021-2022 уч. год

Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста от 6 ...

Семинар-практикум Тема :«Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Осуществляя задачи годового плана мною был подготовлен и проведён семинар-практикум для педагогов с целью повышения уровня профессионального мастерства  в рамках реализации вариативной части...

Семинар-практикум Тема: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. В этой связи нам представилась возможность ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным, гео...

Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В. В. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабир

Диагностика определения  уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович  В.В. «Иг...

Круги Луллия - современная образовательная технология ТРИЗ, для развития интеллектуально – творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере. Круги...