Анализ изменений ценностных ориентаций подростков в современном обществе
методическая разработка на тему

Марко Надежда Тарасовна

Кто же такие современные подростки? В статье проанализированы несколько мониторинговых исследований и представлены их результаты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ изменений ценностных ориентаций подростков в современном обществе

Марко Надежда Тарасовна, педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

В России сформировалось поколение молодежи, которое сильно отличается от своих предшественников. Они мыслят и выглядят по-другому, у них свои ценности и идеалы. И порой взрослым очень трудно находить с ними общий язык и разговаривать на равных.

Готовясь к сегодняшнему семинару, стоял вопрос «Кто же такие современные подростки?». Было проанализировано несколько мониторинговых исследований, которые проводились в подростковой среде и результаты наиболее интересных из них, я сегодня и представлю.

Современные подростки, как и их сверстники прошлого поколения, имеют тенденцию к объединению. Они объединяются по интересам, музыкальным течениям и т.д. Наиболее продвинутой частью молодежи сейчас считаются «блоггеры», которые наибольшую часть своего времени проводят в сетях, ведут свои блоги, дневники, рассуждают о жизни, политики и т.д. Именно этот материал послужил основой для сравнения молодежи 90- х годов и 2000-х, о котором далее пойдет речь.

Карьера

Поколение 90х чрезвычайно много работало. Планы построения карьеры вынашивались в совсем юном возрасте - об этом думали уже в десятом классе и уж тем более на первом курсе института. Любая работа оценивалась, прежде всего, с точки зрения ее перспективности для будущей карьеры, а переход с одной работы на другую - с точки зрения того, как будет выглядеть новая строчка в резюме. Многие люди готовы были работать по 20 часов в день. Молодые 90-х мечтали стать банкирами, коммерческими и финансовыми директорами.

Сегодняшняя молодежь - к карьере равнодушна. Она не приемлет работу, которая мотивирована исключительно зарабатыванием денег и не дает возможность для самовыражения, не хочет работать в офисе, по четкому графику и вообще не готова отдавать работе большую часть своего времени. Профессиональный идеал молодежи 2000х- журналист, дизайнер, программист, PR-менеджер.

Создание собственного бизнеса - это, пожалуй, единственное, чего современные молодые люди хотят так же сильно, как и их сверстники 10 лет назад. Однако если молодежь 90-х стремилась всячески развивать собственное дело, чтобы в перспективе превратить его в крупное предприятие и войти в бизнес-элиту, то нынешние молодые люди не хотят тратить на это силы и время. Их вполне устраивает мелкий бизнес, который дает им финансовую независимость и возможность заниматься любимым делом по свободному графику.


Культура

С одной стороны современные молодые люди - дети массовой культуры, и они прекрасно это осознают. С другой стороны, они всеми силами стремятся дистанцироваться от этой культуры.

Современные подростки четко осознают свою культурную «продвинутость», это предмет их гордости. С их точки зрения, все остальные отличаются низким уровнем образования и культуры, отсутствием интересов и увлечений, за исключением примитивного потребительства.

Для молодежи 90-х объектом постоянной иронии был так называемый «совок», то есть человек очень ограниченный, консервативный и тд. Для молодых людей 2000-х объектами насмешек являются «гламурные кисы», «офисные плангтоны». Негативное отношение к этим социально-культурным группам вызвано не только непринятием их образа жизни и ценностей, но и их абсолютной шаблонностью, отсутствием какой бы то ни было индивидуальности.

Образцом «серости», массовости и шаблонности считается телевидение, особенно юмористические программы, сериалы и реалити-шоу. Подавляющее большинство современных молодых людей смотрит телевизор достаточно редко, да и то исключительно с целью посмеяться.

Пародии на массовую культуру отличаются иногда крайней циничностью, но это реакция на фальшивость самой массовой культуры. В молодежной среде формируется некое смутное чувство, которое можно назвать тоской по романтизму и истинным ценностям.

Политика

Отношение к политики также отражает стремление дистанцироваться от «массовости». Молодые люди просто игнорируют любые формы политической активности. Они не участвуют в выборах, поскольку, по их мнению, результат выборов ни в коей мере не зависит от их участия.

Любые формы политической активности становятся объектом сатиры не менее острой, чем в случае с телевидением и эстрадой. Молодые люди могут посещать различные политические мероприятия, но ходят туда главным образом для того, чтобы «получить fun», проще говоря, поразвлечься, а вовсе не для того, чтобы отстоять свою точку зрения.

Молодые люди предпочитают наблюдать за политической жизнью, отпускать едкие критические замечания, но при этом ни во что не вмешиваться.

В отличии от традиционной российской и советской интеллегенции, которая наблюдала за политической жизнью с чувством трагичности, современная молодежь шутит и смеется. Выражением такого рода легкого отношения стали флэшмобы. Никакой конкретной цели у флешмобов нет, в целом это и характерно для всего молодого поколения 2000-х - отсутствие долгосрочных целей. Также флешмобы используют как протест против шаблонности, «правильности», засоренности политической и общественной жизни.


Развлечения,хобби

Развлечения и досуг также демонстрируют горячее желание молодых людей выделиться, «Не быть как все». Все большую популярность набирают особого рода путешествия, когда молодежь на некоторое время перебирается жить в другую страну. Там они стремяться жить как местное население, находят себе работу, заводят новых друзей и т.д.

Увлечение современных молодых людей разнообразны. Важен сам факт того, что человек имеет какое-то хобби. Если в 90-е года считалось нормальным, когда у молодых людей не оставалось времени ни на что, кроме сна, то для сегодняшней молодежи такой образ жизни совершенно неприемлем. Считается, что люди, которые не имеют увлечений помимо работы, живут неполноценной жизнью.

Основным критерием при выборе хобби у нынешней молодежи - его небанальность и нераскрученность.

Для современных молодых людей не характерно престижное потребление. Молодежь 90-х была помещена на статусности. Существовал четкие императив - если ты преуспеваешь, то должен одеваться в Гуччи или Армани, ездить на «Мерседесе» и т.д.

Для молодежи 2000-х ценность статуса уже не является абсолютной. Нельзя сказать, что современная молодежь совершенно не обращают внимание на общественное мнение. Однако, если 10 лет назад молодые люди стремились продемонстрировать свою финансовую успешность, то сейчас - подчеркнуть индивидуальность.

Повышенный интерес к шопингу, считается в молодежной среде признаком ограниченности. Есть, правда, исключения. Например, внимание уделяется покупке компьютера или компьютерного оборудования, а также вещи, связанные с хобби.

Поколение 2000-х можно назвать по праву поколением скептиков. Молодые люди не верят рекламе, не доверяют средствам массовой информации, крайне скептично относятся к различным PR-компаниям. И все-таки, несмотря на горячее желание дистанцироваться от массовой культуры, современные молодые люди во многом остаются «детьми общества потребления». Они физически не могут обходиться без дюжины-другой предметов личной гигиены, без качественных продуктов, без суши и массы других прелестей цивилизации.

Конечно же, данная статистика относится к определенной группе подростков, но определенные параллели можно провести и в целом на все подростковое сообщество нынешнего поколения.

Если же говорить в целом о приоритетных ценностных установках подростков, то выстраивается следующая иерархия.

  1. Материальное благополучие - одна из значимых ценностей для молодежи. На этот аспект обратили внимание 28,0 % респондентов.


Причем «деньги», «богатство» - это, исходя из полученных данных в ходе мониторингового исследования, символ жизненного успеха для большинства молодых людей и та цель, к которой они стремятся. В данном случае можно говорить о деньгах как о сформировавшейся ценности нового рыночного мышления. Плохо это или хорошо? Желание хорошо, комфортно жить не несет в себе ничего предосудительного. Наоборот, можно и нужно стремиться реализовывать его, если это не в ущерб окружающим.

  1. Здоровье - вторая по значимости ценность для молодых людей. В ее пользу высказалось 43,0 % респондентов.

Среди парней, в последние несколько лет, огромную популярность приобрели дворовые гимнастические тренажеры. Почти каждый вечер на спортивных площадках собираются толпы мальчиков, подростков и молодых людей, чтобы освоить эффектные и требующие физической тренировки элементы на турнике, брусьях. Или просто, погонять мяч на школьном стадионе. К счастью, дворовый спорт приобретает все большую популярность - это и общение парней всех возрастов, и укрепление организма. Сейчас больше популярны городские виды спорта. Ролики, скейтборд, велосипеды, соскс (маленькие мячики для трюков и групповых игр) и многое другое.

  1. Третья по значимости ценность - возможность получения образования (33,0 % опрошенных).

С наступлением информационной эры наличие диплома о высшем или среднем специальном образовании рассматривается большинством людей всего лишь как средство или гарант для последующего успешного трудоустройства.

Необходимо заметить, что ценность формального (официального) образования и образования неформального (самообразования) в молодежной среде варьируется в зависимости от того, к какой субкультуре принадлежит человек. И хотя представители многих субкультур обращают внимание, в общем, на одни и те же области знания, направленность субкультуры, ее специфика в целом задает основное направление личностных интересов, расставляет акценты, определяет приоритеты личностного развития, «обязательные» и «факультативные» области знаний и искусств для освоения. Например, психологией и философией живо интересуются практически во всех молодежных субкультурах.

Сформировавшаяся, таким образом, в большинстве современных молодежных субкультур потребность в постоянном самообразовании зачастую является стимулом для получения и официального специального образования и даже пробуждает интерес к занятию наукой. Так, например, из среды толкиенистов, «ролевиков» и этноисторических реставраторов вышло немало людей, получивших высшее образование по историческим специальностям, а впоследствии и защитивших кандидатские и докторские диссертации.


  1. Квалификация (11,0 %) и карьера (6,2 %). Данные социальные ценности молодежи являются одними из основополагающих в ее жизнеустройстве и личностном росте.

Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» составил список 10 самых востребованных среди 14-летних подростков профессий.

  1. е        место. Финансовый аналитик или банкир.

Некоторые выбирают эту профессию осознанно, для некоторых слова «банк» и «финансист» — синонимы слова «деньги». «Ребята хотят быть богатыми, причем им неважно, какую работу придется для этого выполнять. Для них главное — это приближенность к финансовому сектору. Они убеждены, что это гарантирует высокую зарплату».

  1. е        место. Нанотехнолог.

Нанотехнологии — новое направление, которое благодаря очевидным перспективам этой области и усилиям государства становится все более популярным среди подростков. Профессию, связанную с этой сферой, выбирают физики и мечтатели.

  1. е        место. Программист.

Вполне понятный выбор для тинейджеров, проводящих все детство за компьютером. Многие из них уже к 10 годам знают о компьютерах больше, чем их родители, а к 14 они уже умеют взламывать пароли, установленные родителями.

  1. е        место. Менеджер.

Быть менеджером, как представляют себе школьники, — это «всеми управлять, никого не слушать, принимать решения самостоятельно и получать за это большие деньги». К тому же детям нравятся огромные стеклянные здания бизнес-центров, в которых и обитают эти самые менеджеры.

  1. е        место. Врач.

Врач — одна из самых престижных профессий мира, и она наконец-то стала хорошо оплачиваться в России.

  1. е        место. Маркетолог, рекламщик.

Ещё одна популярная среди подростков профессия.

  1. е        место. Предприниматель.

Свое дело обычно хотят открыть только те дети, у кого родители уже в бизнесе. «Мне не нравится то, как работают родители моих одноклассников — каждый день в офисе. Мои родители много путешествуют и часто берут меня с собой.

  1. е        место.Дизайнер.

Самая популярная из творческих специальностей профессия. Дизайнерами подростки хотят стать больше, чем актерами. Причина популярности не только в том, что дизайн сейчас необходим везде, но и в том, что телевидение охотно снимает программы о дизайне. Это профессия, где дороговизна образования компенсируется востребованностью и достаточно высокими гонорарами.


  1. е        место. Экономист и юрист.

Подростки по-прежнему стремятся в экономику и юриспруденцию, их не разубеждают в этом заявления, что таких специалистов уже слишком много.

  1. е        место.Продюсер.

Для него слово «продюсер» означает человека с деньгами, общающегося со звездами, а не организатора. «Буду искать новые таланты, говорить звездам, что петь и как одеваться, снимать для них клипы», — перечисляет он свои будущие обязанности.

Ну и главный вопрос остается, имеет ли современная молодежь идеалы и цели в жизни? Ответить на этот вопрос можно, опираясь на результаты опросов, проведенных по общероссийской выборке.

Они показали, что:

  • почти каждый третий молодой человек имеет и стремится к их осуществлению,
  • более трети имеют идеалы и цели, но только как ориентиры в жизни, не прикладывая особых усилий к их осуществлению.
  • Каждый десятый респондент идеалов и жизненных целей не имеет, поскольку они еще не сформированы,
  • почти такое же количество опрошенных также не имеют идеалов и целей, но постольку, поскольку они еще не сформировались в обществе и их сегодня не существует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по единой тематической теме «Формирование личности ребёнка, его ценностных ориентаций в окружающем мире через экологическое воспитание»

В перспективном плане представлена система работы по формированию личности ребенка через экологическое воспитание, поэтапную работу предлается проводить в течение трех лет....

Статья "Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников"

Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии....

Методическая разработка на тему: Формирование ценностных ориентаций дошкольников посредством анализа действий сказочных героев

Пояснительная записка:  Перед обществом стоит задача, заинтересовать дошкольников народными сказками, т.к. существует проблема того, что современные дошкольники стали все больше предпочитают смот...

Ценностные ориентации маленьких северян 90-х и современных

Ценностные ориентации маленьких северян 90-х и современных...

Ценностные ориентациии современных дошкольников.

Автор статьи рассказывает о изменении ценностных ориентаций у современных дошкольников....

Современная семья. Какая она? Ценностные ориентации семьи

Современная семья. Какая она? Ценностные ориентации семьи...