План по самообразованию педагога Фроловой Ирины Николаевны
материал (средняя группа) на тему

Фролова Ирина Николаевна

Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»

2017 – 2018 (учебный год) средняя группа «А»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ira_plan_samoobrazovaniya.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение основная образовательная школа № 3 (дошкольные группы)

План по самообразованию педагога

Фроловой Ирины Николаевны

Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»

2017 – 2018 (учебный год) средняя группа «А»


«Самое лучшее открытие –

то, которое ребенок делает сам»

 Ральф У. Эмерсон.

 Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Актуальность: 
Преобразование знаний детей в инструмент творческого освоения мира, которое должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Цель: 

Повысить профессиональное мастерство, создать условия для развития познавательного интереса дошкольников в экспериментально - исследовательской деятельности.

Задачи: 

  • Повысить свой собственный уровень знаний по данной теме, путём изучения методической литературы.
  • Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Предполагаемый результат работы над темой самообразования. У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства: умение анализировать научно-методическую литературу; умение применять полученные знания на практике; активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся:

  • Самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
  • Предлагать возможные варианты решения; исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы исследовательской деятельности.

 План реализации программы по самообразованию.

Формы работы

Сроки

Практический выход

Изучение научно-методической литературы. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования. О.В.Дыбина «Ребёнок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста М. Сфера 2005. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей.

Сентябрь – октябрь.

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения Экспериментально – исследовательской деятельности»

Проведение диагностирования, анализ состояния воспитательно – образовательной работы

Сентябрь.

Анализ диагностики

Разработка перспективного плана по исследовательской экспериментальной деятельности.

Октябрь

Внедрение в образовательный процесс откорректированной системы занятий по экспериментально – исследовательской деятельности.

Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии)

Сентябрь, май

Система занятий по исследовательской экспериментальной деятельности детей средней группы.

Создание развивающей среды, создание мини – лаборатории.

Ноябрь

Презентация лаборатории на семинаре ДОУ.

Совершенствование методов образовательной деятельности, изучение передового педагогического опыта через интернет – сайт.

Декабрь - февраль

Участие на ГПС. Представление педагогического мастерства в ДОУ.

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.

Ноябрь -  май

Создание копилки опытов и экспериментов «Шаг за шагом»

Работа с родителями Консультации для родителей на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Научите ребенка любить живую природу». Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Тематические фотовыставки: - «Осень – славная пора» - «Моя семья на природе» - «Мои домашние питомцы» Анкета для родителей: Цель: выявить отношение родителей к экспериментально-исследовательской деятельности детей.

Октябрь, май

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».

Рефлексия

Май

Итоговая диагностика. Отчёт о проделанной работе. Фотовыставка «Юные исследователи».


Перспективное планирование экспериментально – исследовательской деятельности детей средней группы.

Месяц

Темы игр - экспериментирований

Содержание образовательной деятельности

Оборудование и материалы.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Почему песок хорошо сыплется?»

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; ёмкости для пересыпания; лупа, сито.

«Посадим дерево».

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком, глиной, палочки

«У кого какие детки?»

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка) Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива), подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений.

«Как размножается растение».

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Черенки герани, хлорофитума, ёмкости с водой, цветочный горшок с грунтом.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Почему всё звучит?».

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, гитара, стеклянный стакан.

«Откуда берётся голос?»

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

«Какие предметы могут плавать?»

Дать детям представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Емкость с водой, предметы из различных материалов.

«Воздух повсюду»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства: невидимость, невесомость.

Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Пузырьки - спасатели»

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

«Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Иллюстрации, открытки «С Новым годом», мех, подставки, емкости для снеговых фигур.

«Украсим ёлочку»

Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, стремиться изменить окружающую действительность.

Формочки для замораживания, вода, акварельные краски, нитки.

«Нужен ли зимой растениям снег?»

Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности.

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Строим снежный город».

Учить видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.

Снег, вода, лопатки, вёдра.

«Освобождение бусинок из ледяного плена».

Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккуратность в работе.

Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки на каждого ребенка.

«Волшебная кисточка».

Получать промежуточные цвета, путём смешивания двух красок.

Краски (красная, синяя и жёлтая), палитра, вода, бумага.

«Металл, его качества и свойства».

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Металлические предметы, ёмкости с водой, магниты, алгоритм описания свойств материала.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Свет вокруг нас».

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, светлячок, костер лампа, фонарик о пр.) Несколько предметов, которые не дают света.

«Умный нос».

Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.

Различные продукты с характерным запахом, «киндерсюрпризные» ёмкости, содержащие пахучие вещества. Картинки с изображением соответствующих продуктов.

«Тепло – холодно».

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

Веточки разных деревьев, ёмкости с водой.

«Как развивается растение?»

Выделить циклы развития растения: семя - росток -

Семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), влажная ткань, лупа, растение – цветок - плод - семя, предметы ухода за растениями.

М

А

Р

Т

«Что любят растения?»

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

2-3 одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности

«Почему растаяла Снегурочка?»

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно- следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед.

Картинки: Дед Мороз и Снегурочка, старик и старуха, костёр, облачка в небе, облачко в виде контура фигуры Снегурочки.

«Пар - это тоже вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды в разном состоянии; развивать способности наблюдать, исследовать, формировать умение вести беседу, воспитывать осторожность при работе с водой.

Термос с кипятком, зеркальце или стекло.

«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь.

Два стаканчика с водой, речной песок, сахарный песок, ложка для размешивания, акварельные краски, листочки (на каждого ребенка).

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Теневой театр».

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

Оборудование для теневого театра.

«Резина, её качества и свойства».

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки, алгоритм описания свойств материала.

«Угадай-ка».

Понять зависимость веса предметов от материала.

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов.

«Волшебный материал».

Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Песок, глина, дощечки, палочки, изделие из керамики.

М

А

Й

«Как спрятаться бабочкам?»

Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички; коллекция бабочек.

«Радуга».

Вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюдательность, усидчивость, терпение; познакомить с отражательной способностью зеркала; воспитывать осторожность при проведении данного опыта.

Зеркало, тазик с водой.

Исследовать падение различных предметов в воздухе.

Проверить, как воздух влияет на падение различных предметов. Приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.

Тетрадные листы (один смять), монету, цветные карандаши, два вырезанных из цветной бумаги круга, совпадающих по размеру с монетой.


Список литературы:

1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

 4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны

Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...

Сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню, для детей 6-7 лет, музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №5» г. Саратова Боевой Ирины Николаевны. «Конкурс Мини-Мисс»

Сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню,для детей 6-7 лет, музыкального руководителяМДОУ «Детский сад №5» г. СаратоваБоевой Ирины Николаевны. «Конкурс Мини-Мисс»...

Конспект открытого занятия "Мы и космос".Автор Марквальд Ирина Николаевна-воспитатель старшей группы.

Технологическая карта  комплексного-интегрированного занятияОбразовательные области: познание, коммуникация, творчество.Подобласти: ознакомление с окружающим, математика, развитие речи, творчеств...

План по самообразованию Марковой Ирины Павловны 2016-2017 год

План по самообразованиюМарковой Ирины ПавловныВоспитателя 1 квалификационной категории, муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №94 «Соенеч»Нижнекамского м...

Отчет по теме самообразования “Ознакомление с окружающим детей второй ясельной группы” воспитателя Осташовой Ирины Николаевны

Отчет по теме самообразования “Ознакомление с окружающим детей второй ясельной группы” воспитателя Осташовой Ирины Николаевны          Пре...