Проект"От прошлого до настоящего"
проект на тему

Донец Светлана Леонидовна

Проект"От прошлого до настоящего"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект"От прошлого до настоящего"44.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»

Проект «От прошлого до настоящего»

Донец С.Л.

заместитель заведующего по воспитательно –методической работе

МБДОУ ЦРР д/с «Теремок»

  1. Актуальность

У каждой страны в истории существуют события, имеющие одно из наиважнейших и неизменных значений в её судьбе. В истории России одной из таких вех является  Победа в Великой Отечественной войне 1941-1941годов. Это событие наиболее значимы для нынешнего поколения ещё и потому, что эти события не так далеки по времени: его помнят наши отцы и матери, бабушки и дедушки, ещё живы его современники.  В свете сегодняшних реалий, одной из актуальных задач воспитания, является  патриотическое воспитания детей и подростков. Дошкольный возраст является стартовой площадкой.  Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные качества личности, поэтому педагогу ДОУ необходимо грамотно организовать воспитательно – образовательную деятельность с воспитанниками, подобрать эффективные технологии,  методы и приёмы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Особую  значимость приобретает процесс знакомства дошкольников с жизнью родной страны, историческими событиями, деятелями, где особое место занимает музейная педагогика, как одна из эффективных технологий патриотического воспитания. В данном случае  эта  технология в сфере личностного воспитания детей, которая в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования, создаёт условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную, информационную среду, связанную с историей родного государства. Использование музейной технологии позволяет  расширить   пределы социума в рамках отдельной дошкольной организации.

Основателем музейной педагогики  является  А. Лихтварк, идеи музейной педагогики  выражены в трудах  Г. Кершентейнер, Г. Фройденталь, А. Рейхвейн. Проблемам музейной педагогики  уделял К. Фолль, профессор мюнхенского университета. Г. Кершенштейнер разработал концепцию  педагогики музейной экспозиции и воплотил  свои идеи  в деятельность.

Проект «От прошлого до настоящего» направлен на нравственное, гражданственное, патриотическое  воспитание  детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики, которая строится с учетом особенностей современного музея, его уникальной предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и подлинными документами прошлого и настоящего.

  1. Цель: использование музейной технологии в воспитательно  - образовательном процессе в дошкольной организации   для развития у воспитанников осмысленного понимания роли России в Победе в Великой Отечественной войне.

  1. Основные задачи:
  1. Создание материально – технических, информационных условий для организации и создания музея в условиях дошкольной организации.
  2. Сбор и обогащение  экспозиционно-выставочного пространства.
  3. Расширение связей и взаимодействия в процессе работы над созданием музея между участниками образовательного процесса и социальными партнерами.
  4. Использование музейной технологии, для развития творческой, инициативной личности, через включение воспитанников в процесс создания музея совместными усилиями.
  5. Использование современных технических средств и информационных технологии, повышающие эффективность воспитательно - образовательной деятельности.

  1. Принципы работы над проектом:
  • Принцип интеграции – музей учитывает содержание основной образовательной программы МБДОУ, помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип природосообразности – музей  создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Принцип научности – представленные экспонаты достоверно отражают тематику музея, объясняют процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип гуманизации и партнерства – музей предлагает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности.
  • Принцип культуросообразности – музей ориентирован на приобщение детей к мировой отечественной  культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции музея постоянно дополняются  и обновляются с учетом возрастных особенностей детей.
  • Принцип регионального компонента – музей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона.

Данный проект представляет собой интеграцию различных видов деятельности всех участников проекта. В связи с чем, можно сделать вывод, что данный проект является интегративным (по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, информационно-поисковый, практико-ориентированный).

По предметно-содержательной области: исторический.

По характеру координации проекта: со скрытой координацией (гибкий).

По количеству участников проекта: коллективный .

По широте охвата содержания: внепредметный.

По характеру контактов (степени охвата): в рамках ДОУ

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Проект реализуется на базе МБДОУ ЦРР д/с «Теремок», в отдельном помещении, что позволяет зонировать пространство соответственно общей тематике и способствует построению взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, активизирующей развитие у детей исследовательской, проектной и познавательной деятельности.

  1. Для реализации  проекта МБДОУ обладает достаточными ресурсами:
  1. Материально – технические ресурсы
  • Отдельное помещение
  • Зонирование внутри музея
  1. Кадровые ресурсы: семьи воспитанников, работники дошкольного учреждения
  2. Информационные ресурсы: архивные материал участников проекта.

  1. Условия для реализации проекта

Педагогические условия для успешной реализации проекта:

  1. Заинтересованность участников процесса в реализации проекта, процессе работы и конечном результате.
  2. Включение всех участников воспитательно – образовательного процесса в активную проектно-исследовательскую деятельность.
  3. Использование педагогами современных методов воспитания гражданственности и патриотизма дошкольников в реализации проекта (социально – значимые акции, дискуссия, проекты, тренинг).

  1. Направления:
  1. Поисковая работа по сбору информации об участниках Великой Отечественной войны ближайшего окружения семей воспитанников и работников ДОУ.
  2. Исследовательская деятельность по определению роли и значению личностей участников и семей воспитанников в истории Великой Отечественной войне
  3. Сетевое сотрудничество с социальными партнёрами – музеем истории БАМа: сбор информации о ветеранах города, посещение музея, оформление передвижной фотовыставки на базе ДОУ с использованием материала музея.
  4. Проектная работа по возрастным группам в рамках общей тематики проекта.

  1. Участники проекта:
  • воспитанники дошкольного учреждения,
  • педагоги,
  • родители воспитанников,
  • социальные партнёры (работники музея)
  • ветераны ВОВ
  • творческие группы. В связи с тем, что проект включает реализацию ряда подпроектов («Книга памяти», «Спасибо скажем ветерану» -проведение благотворительного концерта, «Подарок ветерану»), для эффективности и рационального распределения обязанностей  весь педагогических коллектив необходимо разделить на несколько творческих групп. Каждая из групп отвечает за определённый подпроект,  но вместе с тем частично участвует в других, вышеперчисленных.

  1. План график реализации проекта

Этап

Наименование

Сроки

Участники

Подготовительный этап

Анализ состояния патриотического воспитания в дошкольной организации

Сентябрь 2014 –март 2015 год

Зам. заведующего по ВМР

Анализ материально –технического оснащения и оценка возможностей создания музея  воинской славы в детском саду

Заведующий

Зам. заведующего по ВМР

Завхоз

Составление плана работы над проектом

Зам. заведующего по ВМР

Информирование участников  о проекте

Зам. заведующего по ВМР

Подготовка материально –технического обеспечения функционирования музея:

- ремонт помещения,

- подготовка технических средств:

столы,

подставки с файлами (для Книги памяти),

приобретение рамок для фотографий.

Заведующий

Завхоз

Проведение педсовета для педагогов:

«Музейная педагогика в условиях дошкольной организации»

Заведующий

Зам. заведующего по ВМР

Сбор информации, документов, материала, экспонатов для музея воинской славы

Педагоги

Основной этап

1.Оформление Музея боевой славы с тематическими зонами: 

 «Документы и награды военных лет»:  награды, копии и оригиналы  наградных документов и фотографии участников и ветеранов Великой Отечественной войны

«Книга памяти»: фотографии ветеранов ВОВ и их биография

«Вечный огонь»: имитация памятника воинам, с горящим огнем.

«Ветераны нашего города»: фотографии и биография ветеранов ВОВ г.Северобайкальска

«Военная форма»: военная форма военнослужащих Советской Армии и Вооруженных сил России

«Предметы обихода »: предметы быта и личного пользования солдат

«Выставка военной техники»: модели военной техники вооруженных сил

прошлого века и современности

Апрель 2015

Зам. заведующего по ВМР,

Творческая группа

  1. Проведение тематической неделе согласно календарно тематическому планированию, посвященного Дню Победы, дню защитника Отечества

Зам. заведующего по ВМР

Педагоги

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности посвященной Дню Победы.

Педагоги

Организация и оформление уголков воинской славы в приёмных, игровых помещениях.

Педагоги

Оформление зданий

Заведующий

Завхоз

Реализация проекта «Георгиевская ленточка»

Заведующий

Зам. заведующего по ВМР

Реализация подпроекта «Спасибо скажем ветеранам!»

Муз. руководитель,

Творческая группа

Реализация проекта «Бессмертный полк»

Заведующий

Зам. зав. по ВМР,

Зав.хоз, педагоги

Заключительный этап

Презентация проекта.

Проведение экскурсий в музее воинской славы для возрастных групп

Май

Зам. зав. по ВМР,

Педагоги

Освещение реализации проекта на сайте учреждения

Зам. зав. по ВМР

Освещение реализации проекта в СМИ

Зам. заведующего по ВМР

Составление плана работы по пополнению экспозиций музея

Зам. заведующего по ВМР

  1. Предполагаемые результаты:
  • Развития у воспитанников осмысленного понимания роли каждого гражданина России и страны в целом в Победе в Великой Отечественной войне.
  • Обогащение материально – технического оснащения, предметно –развивающей среды  дошкольной организации.
  • Сохранение исторических документальных материалов времён Великой Отечественной войне.
  • Расширение связей и взаимодействия в воспитательно –образовательном процессе между участниками образовательного процесса и социальными партнерами.
  • Использование музейной технологии, для развития творческой, инициативной личности, через включение воспитанников в процесс создания музея совместными усилиями.
  • Повышение эффективности воспитательно - образовательной деятельности.

  1. Дополнительная информация по реализации проекта

Основные понятия музейной педагогики:

  1. Музейный предмет – желательно подлинник, имеющий большое научное, историческое и художественное значение. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры. Таким образом, музейный предмет – это то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
  2. Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.
  3. Музейная коммуникация  – необходимая организация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

позиция творца, производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

  1. Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
  2. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
  3. Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если воспитанник, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

Просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, организаторская, методологическая и диагностическая функции в музейной педагогике обусловлены содержанием музейно-педагогической деятельности как совокупности систематизированных знаний в области музейного дела и образования.

Схема описания экспонатов в каталоге.

Рисунок (фотография) экспоната
Название: 
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.) 
Где собран: 
(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.) 
Кем собран: 
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.) 
Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.) 

Правила при посещении музея:

- каждое посещение музея должно иметь определенную цель

-  педагог и дети должны осознать, что посещение  музея не развлечение, а серьезная работа и поэтому к нему необходимо готовиться

- необходима предварительная подготовка детей перед  посещением музея

- обзорные экскурсии лучше не использовать для детей, так как  они не всегда положительно влияют на ребенка и трудно принимаются  даже взрослыми

- при отборе экспонатов музея  требуется  учитывать возраст и интересы детей

- итогом посещения музея  должно быть самостоятельное творчество  детей – рисунок,  сочинение, рассказ и пр.( Г. Фройденталь) 

12. Литература:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Город Кировск: его прошлое - мое настоящее…»

Представленный образовательно-воспитательный проект нацеливает на последовательное введение занкомство ребенка с историей г. Кировска и воспитание патриотических чувств.Проект рассчитан на работ...

Проект "Путешествие в прошлое и настоящее родного города"

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать бога...

Проект "Богатыри прошлого и настоящего"

творческий,исследовательский групповой проект, возникший по инициативе детейгруппы. использовались информационные методы исследования с помощью поиска  информации по интернету во взаимодействии с...

Образовательный проект "Олимпиада- прошлое и настоящее"

Знакомство детей с историей олимпийских игр....

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

Проект "Из прошлого в настоящее"

Проект "Из прошлого в настоящее" создан для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Цель проекта: Развитие познавательного интереса к миру профессий....

Педагогический проект "Профессии прошлого и настоящего"

Знакомство с профессиями прошлого и настоящего, формирование реалистических представлений о труде людей....