ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Город Кировск: его прошлое - мое настоящее…»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Борисенко

 

Представленный образовательно-воспитательный проект нацеливает на последовательное введение занкомство ребенка с историей г. Кировска и воспитание патриотических чувств.

Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект125 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                 «Детский сад №1 «Берёзка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Город Кировск: его прошлое - мое настоящее…»

Кировск

2012


Оглавление

Введение        3

Программа образовательно-воспитательного проекта        6

Этапы реализации проекта        7

Организационный этап         8

Формы и методы работы с детьми        12

Формы и методы работы с педагогами        18

Заключение        20

Приложения        23

Список используемой литературы        29


  1. Введение

“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.

К.Паустовский

2012 год в Российской Федерации объявлен годом Российской истории. История - это наука о прошлом, настоящем и перспективах на будущее развития человечества. Значимость истории трудно переоценить, человек без прошлого - это человек и без будущего. Тот народ, что не изучал свою историю, невежд к памяти своих предков, дедов, отцов. Не знать историю своей страны – значит быть без памяти, приобрести историческую амнезию и влачить жалкое существование во мраке неведения. История щедро нас одаривает наследием прошлых времен, тех которые канули в лету, и если новое поколение не будет знать прошлого, то как же они извлекут из него уроки?

В 2012 году исполняется 35 лет Кировскому району, а в 2013 году исполнятся 60 лет, с того момента как поселок энергетиков Невдубстрой стал городом Кировска, поэтому мы решили начать знакомство с историей именно с истории нашего города, изучать его прошлое, чтобы лучше понять настоящее.

Знакомство с историей родной страны - это важная часть воспитания подрастающего поколения. История своей страны для детей начинается с малого, с традиций семьи, с рассказов родителей о жизни их бабушек и дедушек  и, конечно же, с истории родного города, но невозможно изучать историю своей родины, без воспитания патриотических чувств, без любви к своей малой родине.

Патриотические чувства закладываются в процессе самой жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа. Любовь маленького ребёнка к своей Родине также начинается малого: с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу.

В современной жизни задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом). Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании любви к родине, преданности своему отечеству.

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому и традициям; стремление посвящать свой труд, способности процветанию родины.

Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Таким образом мы формируем цели:

  1. образовательную цель - формирование и активизация у детей старшего дошкольного возраста представления об истории родного города;
  2. воспитательную цель – воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотических чуств к городу Кировску, формирование чувства гордости за его жителей, чувств ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства;

Реализация цели подразумевает решение следующих задач.

Задачи:

  1. Создание развивающей среды;
  2. Разработка тематического планирования;
  3. Организация и проведение мероприятий и занятий для знакомства детей с историей г. Кировска.
  4. Оценка результативности проекта.

Представленный образовательно-воспитательный проект нацеливает на последовательное введение занкомство ребенка с историей г. Кировска и воспитание патриотических чувств.

Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста

  1. Программа образовательно-воспитательного проекта

Вид проекта: познавательный, групповой.

Сроки реализации проекта: 3 месяца

Участники проекта: дети старшей группы «солнышки», воспитатели и родители

В процессе работы над проблемой формирования у детей представлений об истории  родного города, были разработаны главные условия для реализации проекта:

Создание развивающей среды

Условия для реализации проекта

       Тематическое планирование                      Профессионализм педагогов

Согласно целям и задачам образовательно-воспитательного проекта целесообразно выделить основные этапы реализации данного проекта.


  1. Этапы реализации проекта

Для реализации проекта «Кировск: его прошлое — мое настоящее» были выделены следующие этапы:

  1. Организационный этап:
  1. опрос детей по теме «Что ты знаешь о городе Кировске?»
  2. создание развивающей среды;    
  1. разработка тематического планирования.

II. Практический этап

  1. практическая работа педагогов;
  2.  совместная деятельность по схеме педагог - ребенок, ребенок - родитель, родитель – педагог.

III. Итоговый этап

  1. диагностика знаний;
  2. проведение итоговых мероприятий.


  1. Организационный этап

Опрос детей по теме «Что ты знаешь о городе Кировске?»

Для опроса по теме «Что ты знаешь о городе Кировске?» мы использовали модель трех вопрос: «Что ты знаешь?», «Чтобы ты хотешь узнать?», «Как ты можешь это узнать?»

Что ты знаешь?

Что ты хочешь узнать?

Как ты можешь это узнать?

Мы живем в Кировске, здесь Родничок есть. Я там рисовать учусь. Алиса

Город в котором я живу,  называется Кировск. Ира

В нем есть музей, я в нем  был. Гриша

В нашем городе есть стадион, я там в футбол играю. Владик

Я знаю свой дом, но адресс я не помню, потому что там Виталя теперь живет, а я на даче. Софа

В нашем городе есть музыкальная школа, я туда хожу. Полина

Почему так называются улицы? Софа

Что такое ТЭЦ- 8? Гриша

Почему у нас на гербе якорь, молния и огонь над лентой?Витя

Кто  придумал Кирюшу? Ира

Я хочу узнать адрес садика нашего? Даня

Почему наш город так называется? Саша

Сколько лет нашему городу? Даня

Как построили Кировск? Вика

Почему танки у моста стоят? Владик

Кому памятник на площади? Алиса

Спрошу у взрослых.

Спрошу у воспитателя.

Посмотрю фотографии.

Прочитаю в книге.

Схожу в музей.


Вывод:

У детей имеются представления о родном городе, но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города, его непохожесть на другие города.

Создание развивающей среды

Цель: анализ и сбор методической и дидактической литературы, сбор фотографий и исторических справок по городу Кировску.

Задачи:

  1. Собрать по теме проекта художественный и иллюстративный материалл, художественную литературу;
  2. формировать интерес к прошлому и настоящему города кировска.
  3. формировать представления детей о последовательности событий в жизни города.
  4. углублять краеведческие знания о родном городе;
  5. создать уголок по проблеме проекта;
  6. расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его памятниках;
  7. развивать уважительное отношение к историческим личностям, участвовавшим в создании города;
  8. воспитывать командный дух, создавать атмосферу взаимовыручки и товарищества;
  9. воспитывать у детей чувство патриотизма;
  10. презентация проекта.

Развивающая среда включает:

  1. Фотовыставку «Кировск: его прошлое — мое настоящее»
  1. Карту Ленинградской области
  2. Карту Российской Федерации
  3. Карту города Кировск
  4. Плакат «Сергей Миронович Киров — основатель нашего города»;
  5. Выставка работ «Прогулки по городу Кировску»;
  6. Литературу по теме «История города Кировска»;
  7. Дидактические и развивающие игры и пособия (настольные игры “Мы едины», “Наша родина», «Путешествие по Ленинградской области», “Мы разные, но мы вместе» дидактическая игра: «Прошлое - настоящее»).

(Приложение 1)

Разработка тематического планирования

 «Город Кировск: его прошлое - мое настоящее…»

В тематическом планировании предусмотрели такие формы работы с детьми: работа на непосредственной организованной деятельности, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, работа в книжном уголке, взаимодействие с родителями и педагогами. Все эти формы служат достижению одной цели - всестороннему развитию детей, сохранению их физического и психического здоровья [Скоролупова О.А., 2007] .

Большое значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках.

Цель: разработка перспективного планирования, направленного на формирование у детей

Задачи:

  1. Определение целевых групп участников;
  2. Разработка форм и методов работы с каждой группой участников;
  3. Подбор методической и дидактической литературы.

Реализация цели осуществляется в ходе работы с детьми, родителями и педагогами.


  1. Формы и методы работы с детьми

Согласно стандарту дошкольного образования в ДОУ существуют следующие приоритетные направления, ориентированные на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное.

В связи с этим, мы разработали формы и методы работы дошкольного учреждения, направленные на усвоение детьми предлагаемого материала по теме «Кировск: его прошлое — мое настоящее».

Таблица 1

Формы и методы работы с детьми


п/п

Направления развития

Формы работы (занятия)

1

Познавательно-речевое направление развития

  1. Познание

Беседы «Путешествие в прошлое нашего города» ; « Символы нашего города»; «Что интересного есть в нашем городе»; «Кировск, город в котором я живу»; «Памятники и символы моего города»; «Сергей Миронович Киров, в честь него назван наш город»; «Гордимся тобой, наш город родной»; “Как много народов — одна страна» «Котомин А.А. - проектировщик Тэц-8»;

Эксперимент «Мой город на карте» «ТЭЦ — 8, откуда берется электричество»

Игра-исследование «Кем быть? Профессии города Кировска»

Рассматривание фото города и составление рассказа на тему:  «Я  живу в Кировске»;   «Прогулки по городу »; «Старый и новый город».


Экскурсии

выставочный зал «Блокада Ленинграда» выставка «Партизаны»; городская библиотека  выставка«Кировск»; Дубровска Тэц

Просмотр слайдов и  видеоматериалов по теме «Прошлое и настоящее моего города»

Математика

Кирюша учится измерять (мерка)

Где я нахожусь? (Ориентирование на местности)

ИКТ «Виртуальная экскурсия по

Кировску» , отбор с детьми фотографий для фильма «Прогулки по Кировску»

Целевые прогулки:  по близлежащим улицам; к символу города Кирюше, к дереву Любви и скамейки примирения, к памятнику дворнику, к памятнику С.М. Кирова, на набережную, на детские площадки, к Неве, в сквер

Приложение 2

  1. Коммуникация

Рассказ детей

«Расскажи, что знаешь ты о своем городе»; «Где я живу»;  « Мы – кировчане»; “семейные праздники»;

Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу».

Беседа - рассуждение:«Почему эта улица так называется?» «Что изображенно на гербе нашего города и почему?»

Сюжетно-ролевая игра

«Гид по городу»

Игры на развитие   фантазии

 «Когда я вырасту большим…»; “Чтобы я построил в своем городе»

Дидактические игры

«Покажи и расскажи: Мой архитектурный проект»

«Покажи и расскажи: Я знаю, что  это за здание в городе Кировске»  

  1. Чтение худ. литературы

Книги по истории города Кировска:

Суходымцева О. А. «Кировск. Мгновения истории.» СПБ, 2011г.

Кудрявцева Т.А.  «Бабочка над заливом» СПБ, 2008г.

Стихотворение: «Город детства»

 Л.Т. Кицюк; “Лучше нет родного края” П. Воронько; “Народ-следопыт”

Н. Саконская; “За мир, за детей” Е.Трутнева; "О, Родина!.." А.В. Жигулин; “Россия — Моя Родина!” Е. Кисляков

Чтение:

Михaил Пришвин “Моя родинa”; Валентина Осеева «Кто наказал его?»; «Волшебное слово»; «Обидчики»;"Разделите так, как делили работу...;"Три товарища»Виктор Драгунский  «Друг детства»;Я.Ивановский «По заданию партизан», И.Макаревич «Правнук Ивана Сусанина»

Пословицы и поговорки о родине и о дружбе

2

Социально-личностное направление развития

2.1Социализация

Беседы «Традиции русского народа: рождество»; «Традиции  русского народа: Масленица»; «Традиции русского народа:Пасха»;«С чего начинается родина?»; «Когда мои друзья со мной»; «Сам погибай, а товарища выручай»;

Рассуждение «Кто такой друг?»

Дидактические игры

«Перекличка – путаница»; «Назови свой адрес»; «Найди свой дом»; “Выложи герб из фрагментов»

Сюжетно-ролевые игры 

«Экскурсовод»; «Библиотека»; «Почта»; «Ко мне приехал друг» “ТЭЦ – 8»; “Экскурсия по памятным местам»

Дидактические игры

«Найди пару: Прошлое и настоящее»

«Чем я могу тебе помочь?»

Возложение цветов в день рождение С.М. Кирова


Приложение 3

2.2 Труд

Беседа «Все профессии нужны — все профессии важны»

Целевая прогулка к памятнику дворнику

Ручной труд «Кормушки для птиц»

Труд на участке «Субботник»

Опыт «какой тряпкой   нам нужно  вытирать пыль ( влажной или сухой);

“как сделать наш участок уютнее?»

Дидактические игры «Четвертый лишний», «Что нужно для  уборки»…

Беседа - Рассуждение «Как сделать наш город красивее?»; “Как быстрее справиться с делами?»

Профессии «Экскурсовод», «Библиотекарь», «Архитектор», «Почтальон», «строитель», «энергетик», «водитель» и т.д.

Приложение 4

2.3 Безопасность

Беседы: «Правила Дорожного движения»; «Знать об этом должен каждый — безопастность это важно»; «Обязанности пешехода»;

Дидактические игры: «Опасно!»; «Один дома»; «Хорошо-плохо»;

Подвижная игра «Светофор»

Игровая ситуация «Кто стучится в дверь мою?» (один дома); «Постороние люди на улице»

Целевая прогулка к сфетофору

3

Художественно-эстетическое направление развития

3.1. Художественное творчество

 


Экскурсия на выставку «Художники Петербурга» выставочный зал «Прорыв блокады Ленинграда»

Рисование «Мой город Кировск»; «Дом — моей мечты»; “Дом, в котором я живу»; «Карта моего города»; «Герб моего города» ; “Весна в моем городе»

Коллективная работа «Дом будущего»

Аппликация с элементами конструирования “Мой дом”

Аппликация-коллаж  «Дом будущего»

Лепка “Символ города - лось Кирюша”

 Конструирование

“Кировск”; “ТЭЦ»; «Дома будущего для моего города»; “Построим улицу города»

ТИКО

«Двухэтажные дома»; «Стадион»; «Детский сад»

Приложение 5

3.2.Музыка

Прослушивание гимна Кировского Муниципального района Ленинградской Области А.Крюкова

Прослушивание песен «С чего начинается Родина?” В. Баснер, М. Матусовский - к/ф "Щит и меч";

Край родной (Наш край)

 Д.Кабалевский, А.Пришелец;

“Пусть всегда будет солнце”

 сл. Л. Ошанин, муз. А. Островский

В.Шаинский-М.Матусовский “Вместе весело шагать по просторам”;

“Настоящий, верный друг”

из мультфильма "Тимка и Димка", слова: М.Пляцковского, музыка: Б.Савельев; “Если добрый ты” из мультфильма "Приключения кота Леопольда", слова: М.Пляцковский,

музыка: Б.Савельев

Танец к 23 февраля «дамы и гусары»

4

Физическое направление развития

4. 1. Физ - ра

Спортивный праздник «Ура! Защитникам Отечества!»

Командная подвижная игра: Когда мы едины, мы непобедимы»

4. 2. Здоровье

Беседы «Как заботиться о чистоте»;

 «Помой руки перед едой»;

Взаимодействие с семьей

(формы взаимодействия в пед.процессе)

Сбор материалов для создания фотовыставки

Конкурс творческих работ «Прогулки по городу Кировску»

Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада

Игра-викторина «Знатоки родного города»

Консультации “История города Кировска», «С чего начинается родина», «Куда пойти с ребенком на выходных?»

Акция "Чистый город", в течение недели родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду.


  1. Формы и методы работы с педагогами

Несмотря на профессионализм и квалифицированность педагогического состава, регулярно появляются вопросы, связанные с ознакомлением детей с историей родного города. Таким образом, огромное значение уделяется вопросу «образованности» педагогов по данным темам: методической подготовленности, форм и методов работы с детьми.

Таблица 2

Формы и методы работы с педагогами


п/п

Формы работы

Темы

Консультации

«История города Кировска, что мы о ней знаем? Как лучше рассказать о Кировске детям?»

Открытое занятие

“Мы - кировчане”

Интервью у педагогов

“Мой город”

Приложение 6

Практический этап реализации проекта

Практический этап работы складывается из ряда направлений:

  1. работа воспитателей с дошкольниками согласно тематическому планированию;
  2. работа заместителя заведующей по УВР по ознакомлению педагогов с методами и формами работы с детьми;
  3. взаимодействие с родителями и социумом.


Диагностический этап реализации проекта

Результативность проекта оценивалась в ходе интервьюирование детей по теме: «Что ты знаешь о городе Кировске?» и проведение игры-викторины «Знатоки родного города»,  на которой команды детей старшей группы «Солнышки» выступала против команды родителей. Во времы викторины оценивались не только знания  детей на заданную тему, но и умение работать в команде, как показатель социально-личностного развития.

Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались имеющиеся  знания по теме: «Мой город Кировск». Большинство детей не только отвечает на заданные вопросы, но и может ярко и эмоционально расказать об историческом прошлом, о памятниках нашего города, о предприятиях родного города.

Диагностика уровня развития патриотизма как нравственного качества детей старшего дошкольного возраста включала в себя:

        выявление уровня сформированности представлений детей о родном крае и его культурно-исторических традициях с помощью бесед, игровой и изобразительной деятельности;

        изучение эмоциональной отзывчивости, особенности отношения и интереса ребенка к знаниям о своем родном городе;

        определение содержания деятельностного компонента через проведение серии наблюдений за детьми в разных видах деятельности.

Активность дошкольников также проявлялась в разнообразии сюжетов и ролей в самостоятельных играх("Строители", "Почта", "Водитель автобуса" и т. д.), игровых действиях и отношениях, в коллективности и длительности игр; устойчивость активности – в повторении и усложнении знакомых сюжетов, применении новых атрибутов; осознанность – в способности самостоятельно организовать игру, выполнить роль, привлечь в игру сверстников и передать им некоторую информацию.

В ходе экскурсий дети обращали внимание на символику города, расположенную на зданиях, на улицы города, по которым они идут, на чистоту города и его красоту.

  1. Заключение

Образовательно-воспитательный проект преследовал своей целью формирование первичных представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе, его истории, традициях, а также воспитания патриотических чувств.

Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.

Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников – это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.

Достижение высокого уровня в воспитании у детей патриотизма становится возможным и наиболее качественным при создании определенных системообразующих условий.

1. Готовность самого педагога к патриотическому воспитанию старших дошкольников. Переход на новый уровень понимания необходимости приобретения теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой системы блочно-тематического планирования, отражающей последовательность и постепенность введения детей в многообразный, многогранный и многоликий окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного края.

2. Воспитание у старших дошкольников патриотизма должно быть повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического процесса.

3. Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра, труд и т. д.) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра, конструирование и т.д.), что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем.

4. Подаваемые знания из многообразия самых ярких и типичных явлений, фактов, событий должны быть доступны для восприятия и понимания ребенком. Подобный подход позволит приблизить дошкольника к реальной жизни, показать созидательные преобразования в родных местах, в стране в целом, ее мощь и силу в лице тружеников в разных сферах жизнедеятельности, мирной армии – защитницы границ родного Отечества, самобытность национальной культуры.

5. Осуществление логической последовательности этапов работы:

- передача детям знаний о родном крае в деятельностном ключе (взаимодействие взрослого и ребенка, сотрудничество и партнерство в разных видах и формах работы);

- формирование у детей на основе приобретенных знаний отношения к воспринимаемой окружающей действительности: интереса, живого эмоционального отклика, эмоционально-положительного отношения к внешнему миру; активной включенности в доступные события, традиции, праздники, в созидательную продуктивную деятельность;

- организация доступной возрасту деятельности с усилением патриотической направленности (экскурсии, занятия, игры, труд, чтение, музыка, изобразительное творчество, праздники, досуги, развлечения и т.д.).

6. Непрерывное накопление и обогащение социального опыта жизни в своем родном крае, как формирование базового этапа воспитания у детей патриотизма.

7. Налаживание диалога ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего родного края, что позволит сделать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создаст необходимый эмоциональный фон, будет способствовать лучшему, наиболее осмысленному усвоению материала.

8. Тесное сотрудничество с семьей.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

Дж. Байрон писал: "Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих


  1. Список используемой литературы

  1. Суходымцева О. А. Кировск. Мгновения истории. СПБ, 2011г.
  2. Кудрявцева Т.А.  Бабочка над заливом СПБ, 2008г.
  3. Аркадьев В. Кировск Л.,1974г.
  4. Щербович С.М. Этот знакомый и незнакомый Кировский район СПБ, 2001г.
  5. “Ребенок в детском саду» №5, 2005г, Михайлова Е.Г, «Нравственно-Патриотическое воспитание»
  6. «Дошкольное воспитание» № 10, 2006г, Атемаскина «Формирование положительного образа родного дома»
  7. http://ludology.ru/patriotic
  8. http://nsportal.ru/
  9. http://www.moi-detsad.ru
  10. http://dohcolonoc.ru
  11. Варюхина, С.И. Истоки доброты: пособие для педагогов /С. И. Варюхина. – Минск: Полымя,1987. – 128 с.