Современные образовательные технологии дошкольного воспитания.
статья на тему
Современные образовательные технологии дошкольного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии дошкольного воспитания.
Сегодня Федеральный Государственный Образовательный стандарт совершенствует систему образования, воспитания и развития ребенка, повышает роль и значение методической работы в детском саду. Поэтому в дошкольном образовании идет сложный процесс внедрения новых форм, методов, структуры методической работы. Это обусловлено поиском нового стиля, новых форм общения с людьми в личностно – ориентированном образовании.
В наши дни педагоги ДОУ интенсивно вводят в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача воспитателей –выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка в меняющихся условиях жизни общества.
Педагогические технологии современности в дошкольном образовании направлены на осуществление государственных стандартов дошкольного образования.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса [2, с. 16].
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- информационно-коммуникационные технологии и др.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Цель технологий проектной деятельности состоит в развитии и обогащении социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Классификация учебных проектов:
- «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
- По доминирующему методу: исследовательские, информационные,творческие, игровые,приключенческие,практико – ориентированные.
- По характеру содержания: включают ребенка и его семью; ребенка и природу;ребенка и рукотворный мир;ребенка, общество и его культурные ценности.
- По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
- По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы; в контакте с другой возрастной группой; внутри ДОУ; в контакте с семьей; учреждениями культуры; общественными организациями (открытый проект).
- По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.
- По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный [3, с. 38].
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- Наблюдения;
- Опыты;
- Эвристические беседы;
- Постановка и решение вопросов проблемного характера;
- Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- Использование художественного слова;
- Подражание голосам и звукам природы;
- Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- Трудовые поручения и действия
- Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
Следует отметить применение ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). При организации работы над творческим проектом воспитаннику предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты [3, с. 16].
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом [5, с. 25].
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении и в семье, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ [3, с. 15].
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Сегодняшняя ситуация в дошкольных организациях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью перешли к реализации личностно-ориентированных технологий, так как дети не всегда получают возможность самореализации в игре, режим перегружен разными занятиями, на свободную деятельность у ребенка остается мало времени [4, с. 21].
Современный мир, в котором развивается ребенок, очень отличается от мира, в котором выросли и воспитывались его родители. Это выдвигает совершенно новые требования к дошкольному воспитанию как первой ступени образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Общественная информатизация ставит перед педагогами ДОУ следующие задачи:
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,наставником в выборе компьютерных программ,
- идти в ногу со временем;
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без пересмотра и актуализации всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
ИКТ в работе сегодняшних педагогов:
1. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
2. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
3. Оформление групповой документации, отчетов (компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения).
4. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, круглых столов и т.д.[1, с. 76].
Педагогические технологии современности гарантируют достижения дошкольника и дальнейшее успешное обучение в школе.На воспитателей детского сада возлагается очень сложная задача: передать маленьким детям необходимые навыки, без которых обойтись в дальнейшем будет невозможно, развить способности, которые пригодятся в жизни на всех этапах развития. Для решения этих задач современные воспитатели применяют различные методы, позволяющие достичь желаемого результата с учетом индивидуальных, психологических и физиологических особенностей каждого ребенка.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Литературы:
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – 2010.-176с.
- Сажина С.Д. Управление дошкольным учреждением: Словарь-справочник.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Скоролупова О.А Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-88с.
- Чупаха И. В. , Пужаева Е.В., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе.- М.: Илекса, 2003. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/04/picture-66670-1349358943.jpg)
"Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста за счет внедрения современных образовательных технологий"
В работе представленны следующие занятия: артикуляционная гимнастика, игры на дыхание, дидактические игры, организованная познавательная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-414350-1412670450.jpg)
"Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"
На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования ...
Непосредственно- образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий сенсорное воспитание детей с элементами конструирования с детьми второй младшей группы «Прогулка с Тимой»
Непосредственно- образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий сенсорное воспитание детей с элементами конструирования с детьми второй младшей группы...
"Современные образовательные технологии дошкольного образования"
Многие педагоги считают, что в любой реализуемой технологии уже заложена здоровьесберегающая технология. Это не так. Порой, на первый план, выдвигая такие категории, как воспитание, обучение, лич...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/15/picture-725541-1450196258.jpg)
Современные образовательные технологи дошкольного образования.
Обзор новейших педагогических технологий, современных программ дошкольного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/09/picture-813636-1473399094.jpg)
Семинар "Использование современных образовательных технологий в процессе воспитания, личностного развития детей и социализации детей раннего и дошкольного возраста на основе базовых национальных ценностей"
Реализация рабочей программы воспитания в ДОУ, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам духовно - нравственного воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/14/picture-1228162-1621004604.jpg)
В МИРЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мультипликация. В МИРЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯАвтор-составитель: Нугуманова Алия МунировнаМузыкальный руководител...