Современные образовательные технологи дошкольного образования.
статья

Александрова Ольга Юрьевна

Обзор новейших педагогических технологий, современных программ дошкольного образования.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные образовательные технологии дошкольного образования»

С 2014 года началось введение ФГОС ДО, а с 2016 года его реализация.

ФГОС  ДО провозглашает следующие принципы:

  • Принцип индивидуализации, когда сам ребенок становится субъектом образования;
  • Принцип возрастной адекватности;
  • Принцип поддержки и инициативы и самостоятельности;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип совместной деятельности детей и взрослых.

Соответственно необходимы технологии, основанные на деятельностном подходе, при котором ребенок включается в процессы саморазвития, саморегуляции,  проявляя свою познавательную активность.

Педагогическая технология позволяет активизировать творческую деятельность детей, проявлять субъективную позицию ребенку, позволяет формировать качества, обозначенные в целевых ориентирах ФГОС ДО, предпосылки учебной деятельности, так необходимые на последующих этапах обучения.

В связи с тем, что один из принципов Стандарта – учет индивидуальных и возрастных особенностей, современное образование требует новых подходов проектирования и конструирования образовательной деятельности, совершенно других подходов к образовательному процессу.

И самое важное, требуются педагогические кадры, способные внедрять педагогические технологии ДО в образовательный процесс.

Что же такое педагогические технологии?

Педагогические технологии- совокупность психолого –педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Образовательные технологии должны соблюдать следующие критерии:

  • Концептуальность. В основе технологии должна лежать научная концепция.
  • Системность. В основе технологии лежит целостный и системных подход, взаимосвязь всех частей.
  • Управляемость. Любая технология должна быть управляема, давать возможность анализировать, проектировать, проводить диагностику, корректировать процесс реализации.
  • Эффективность. Любая реализуемая технология должна гарантировать результат и оптимально потраченное время с оптимальными ресурсами.
  • Воспроизводимость. Это важный критерий технологии. Технологию может воспроизвести любой коллектив или педагог, независимо от стажа, опыта и возраста.

Какие же образовательные технологии дошкольного образования сегодня используют в образовательном процессе?

Здоровьесберегающая технология.

Педагоги ошибочно считают, что в любой реализуемой технологии уже заложена здоровьесберегающая технология. Это не так. Порой на первый план выдвигая такие критерии, как воспитание, обучение, личностное развитие, здоровьесбережение уходит на второй план. Хотя принцип «не навреди» заложен в каждой технологии.

Один из критериев любой технологии – системность. Поэтому очень важно реализуя здоровьесберегающую технологию, системно выстраивать работу, имея научное обоснование.

Существуют следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • Медико-профилактические технологии. Технологии, которые реализуются под руководством медицинского персонала.
  • Здоровьесберегающие технологии. Технологии – обучения детей здоровому образу жизни, умению сохранять здоровье и поддерживать его, изучая способы и средства.
  • Технологии социального благополучия ребенка. Технологии, которые направлены на психологическое, эмоциональное благополучие и комфорт при взаимодействии ребенка со взрослыми и ребенка со сверстниками.
  • Технологии валеологического обучения родителей.  Технологии обучения и просвещения родителей по формированию, развитию и сохранению здоровья.

Каждый педагог выбирает те здоровьесберегающие технологии, которые соответствуют потребностям и возможностям детей, их индивидуальным и возрастным  особенностям, в зависимости от условий детского сада, от климатических условий.

Сегодня можно выделить такие современные здоровьесберегающие технологии, как:

1.Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (автор Ю.Ф. Змановский).

Эту технологию может реализовать любой детский сад. Она проста в применении, не требует дорогостоящей аппаратуры, высокого профессионального уровня педагогических кадров, то есть предложенные методы и средства понятны и доступны. В этой технологии учтены климатические и экологические особенности.

2. Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотического воспитания детей подготовительной группы «будь здоров, как Максим Орлов» ( автор  Аристова Ю.В.)

Это программа современна и уникальна. Она предназначена  для детей 6-7 лет. В основу программы положена поэма Ю. Аристовой «Будь здоров ,как Максим Орлов».

Программа направлена на формирование здорового образа жизни, умении правильно питаться, на воспитание нравственных качеств и патриотическое воспитание. Эта программа требует от воспитателя творческого и интегративного подхода.

Технологии математического образования.

Одно из актуальных направлений образования – развитие математического образования. В РФ разработана Концепция математического образования, цель которой повысить уровень математического образования.

Основные направления реализации Концепции в дошкольном образовании:

  • Обеспечить развивающую предметно-пространственную среду.
  • Обеспечить информационную среду.
  • Обеспечить образовательные ситуации.
  • Обеспечить формирование первичных математических представлений, используемых в жизни.

Наиболее популярны на сегодняшний день:

1. Технология «Стосчёт». (обучение дошкольников математике по системе Н.А. Зайцева).

Особенность технологии «Стосчёт» в том,  что ребенок  может увидеть всю сотню от 0 до 99. Эта технология позволяет даже самым маленьким детям осваивать простые математические действия с двузначными и однозначными числами, логически мыслить.

2. Технология « Мате: плюс» . Математика в дошкольном образовании Федосова Е.И.

Система «Мате: плюс» - это система нового поколения. Эта система обеспечивает:

- успешность каждому ребенку с разными возможностями.

-освоение элементарных математических представлений в игре и проектах.

-математический опыт, необходимый для последующего обучения.

Конструирование- современная педагогическая технология.

1. LEGO – конструирование.

Лего –технология – современная технология, которая построена на интегративных принципах.

Лего- конструирование – это практическая творческая деятельность. Эта деятельность, которая интегрирует в себе ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач. С помощью Лего-технологии решаются задачи развития речи, социализации, развития умственных способностей, пространственных представлений, формирование самостоятельности и инициативы.

2. Робототехника.

Робототехника – это новая современная технология. И ,  в отличии, от Лего –технологии, пока слабо внедряется в образовательный процесс  ДОУ.

Реализации данной технологии требует , во-первых, материально-техническую базу, то есть, материалы по робототехнике и программированию, во-вторых, требуются подготовленные педагогические кадры.

Технология уникальна, она обладает хорошими дидактическими возможностями:

  • Способствует развитию мелкой моторики.
  • Развивает умение взаимодействовать в команде.
  • Развивает конструкторские навыки и элементарные инженерные представления.
  • Формирует навыки презентации проекта.

Технологии проектирования в детском саду.

В основе технологии проектирования лежит совместная деятельность, как взрослых и детей, так и детей между собой, которые согласовали цели и способы деятельности.

Проекты могут быть как спонтанными , так и запланированными.

Выделяют следующие виды проектов:

  • Творческие;
  • Исследовательские;
  • Информационные;
  • Игровые.

Творческие проекты не имеют четкой структуры проекта.

Исследовательские проекты, напротив, имеют чёткую структуру. Постановка целей, задач, определение значимости и актуальности, а также способов достижения результата.

Информационные проекты – это вид проекта, который требует работы с заданной информацией ( поиск, анализ информации, обобщение и презентация).

Существуют три уровня проектной деятельности.

1 уровень -исполнительский, для детей  3-5 лет.

2 уровень – развивающий, для детей 5-6 лет.

3 уровень – творческий, для детей  6-7 лет.

Технология «Портфолио дошкольника».

Технология «Портфолио дошкольника». Здесь приветствуется творческий подход. Содержание определяется в зависимости от целей, а так же предназначения – для кого, для ребенка, для родителей, для семьи, для педагога.

В возрасте 6-7 лет ребенок самостоятельно может собирать информацию. Но основной принцип  -добровольность, отсутствие формализма. Сбор необходимой информации о себе и своих успехах должен привлекать ребенка. Это могут быть рисунки, фотографии, книжки-малышки.

Портфолио формирует самостоятельность, креативность, успешность.

Информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии – ИКТ-это способы и средства переработки информации и коммуникации.

Возможности применения ИКТ определяются программным обеспечением, которое установлено на устройстве – компьютере.

Глобальная сеть Интернет позволяет работать с разными источниками информации – электронные библиотеки, различные базы данных, хранилища файлов.

При помощи ИКТ решаются педагогически езадачи:

  • Индивидуализация обучения;
  • Повышение мотивации;
  • Наглядность, доступность, практичность;
  • Активизация процесса обучения;
  • Возможность самоопределения и целеполагания;
  • Гибкость процесса обучения, мобильность;
  • Возможность создавать собственные мультимедийные ресурсы.

Дистанционная система обучения построена на использовании современных средств информационно-коммуникационных технологий.

Для достижения образовательного результата применяют следующие информационные технологии:

  • Вебинары;
  • Видеоконференции;
  • Электронная почта;
  • Электронные ресурсы;
  • Тестовые программы;
  • Кабельное телевидение.

Технология активных методов обучения и модерации.

Активные методы обучения – АМО-  это система методов, приемов и средств, обеспечивающих Активность в разных видах деятельности, позволяющие осваивать учебный материал.

Тот, кто применяет активные методы обучения, должны точно понять, что обучающийся становится не объектом обучения- запоминающего и выполняющего инструкции, а активным субъектом, самостоятельно определяющим свои цели, задачи и результаты обучения. Активные методы обучения позволяют формировать у обучающихся качества, необходимые для успешной самореализации в быстро меняющемся мире.

Методы могут применяться, как на отдельных этапах мероприятия, так и на всех этапах.

АМО применяют для повышения мотивации обучающихся, познавательной активности, для формирования умения работать в команде, коммуникативных навыков.

Технология АМО остается самой востребованной и современной технологией образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии дошкольного образования

ФГОС: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  приобретение опыта в следующих видах поведения детей:‒      двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на разви...

Современные образовательные технологии дошкольного воспитания.

Современные образовательные технологии дошкольного воспитания....

"Современные образовательные технологии дошкольного образования"

Многие педагоги считают, что в любой реализуемой технологии уже заложена здоровьесберегающая технология. Это не так. Порой, на первый план, выдвигая такие категории, как воспитание, обучение, лич...

Современная образовательная программа дошкольного образования "Успех"

Успех» – примерная основная образовательная программа дошкольного образования, направленная на развитие базовой культуры, физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, отражае...

Консультация для педагогов ДОУ "Кейс- метод как современная педагогическая технология дошкольного образования"

Данная консультация  раскрывает суть метода кейса как современного метода педагогических технологий. Современный подход педагогов к образовательной деятельности позволяет моделировать ситуации, в...

В МИРЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мультипликация. В  МИРЕ  СОВРЕМЕННЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯАвтор-составитель: Нугуманова  Алия  МунировнаМузыкальный  руководител...