Тренинг эффективного педагогического общения
учебно-методический материал на тему

Ушакова Елена Вячеславовна
Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_umenie_effektivno_obshchatsya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

        Умение  эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты.

  • Есть такая притча:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?". Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

-         Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-        ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ.

-  От того, насколько умело и эффективно мы умеем общаться с людьми, зависит то, как нас воспринимают окружающие и насколько успешны мы будем в жизни. Люди, которые умеют общаться лучше других, обычно более успешны, они достигают большего, как в личной жизни, так и в деловой жизни. Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

- Насколько каждый из нас компетентен в области коммуникации я предлагаю узнать с помощью небольшого теста.

ТЕСТ: «КОММУНИКАЦИЯ»

Внимательно выслушайте 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное по отношению к самому себе. Записывайте на своем листке порядковый номер предложений. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте в этом пункте цифру один. Если неверным или преимущественно неверным - цифру ноль, пожалуйста.

Утверждения.

  1. Мне не кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
  2. Я, пожалуй, могла бы свалять дурака, чтобы привлечь    внимание или
    позабавить окружающих.
  3. Из меня могла бы выйти неплохая актриса.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что - то более глубоко,
    чем есть на самом деле.
  5. В компании я часто оказываюсь в центре внимания.
  6. В разных ситуациях   и в общении с разными людьми я часто веду себя
    совершенно по - разному.
  7. Я могу отстаивать не только то, в чем я искренно убеждена.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть
    такой, какой меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбной с людьми, которых я не выношу.

10.        Я не всегда такая, какой кажусь.

Прекрасно. Подсчитайте теперь сумму проставленных вами чисел. Получилось число от нуля до десяти. Это число может косвенно характеризовать вашу компетентность в области общения. Чем выше число, тем более вы компетентны в области общения.

  • Вот о том, как стать более компетентным в общении, как деловом, так и личном, и том как этому научить детей и их родителей, пойдет сегодня  речь на нашей встрече. Формой проведения, которой мы выбрали «Острова актуальных вопросов».
  • Вы видите, что расположились эти актуальные острова в «море сотрудничества». Именно к сотрудничеству я всех и приглашаю и искренне надеюсь, что сотрудничать у нас с вами получится.
  • Итак, первый остров

Игровые упражнения  1 остров.

«Имя как аббревиатура»

Инструкция:  Записать на листе бумаги тот вариант своего имени, который вы считаете наиболее приемлемым для общения в данной группе коллег. Передать свой листок своему партнеру и получить от него такой же листок с записью его имени.

Задача. «Расшифровать» имя своего партнера через аббревиатуру, называя его характеристики. (Пример.  Имя  ИРИНА. И - интересная, Р - решительная, И - инициативная. Н - независимая,  А - активная). Подведение итогов. Участники называют имя своего партнера и его «расшифровку» (по желанию).

«Собери рюкзак»

Участники садятся по кругу.

Инструкция:        Давайте представим, что мы решили все вместе отправиться в поход. Вот здесь (тренер показывает на середину круга) лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное. Сделать это надо без слов, невербально. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в  рюкзак каждый из нас, и не повторяться».

     После того как каждый из участников «положил» что-то в рюкзак, тренер обращается к группе с вопросом: «Что положил в наш рюкзак...?», называя имя того или иного члена группы.

       

Игровые упражнения  2 остров.

«Испорченный телефон»

   Инструкция:   Пять участников (по желанию) выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в помещение по одному.  Каждому  входящему даётся инструкция -   «Представьте себе, что Вы получили  телефонограмму,   содержание  которой  должны  передать  следующему   члену   вашей   группы. Главное - как можно точнее отразить содержание».

  Текст 

 «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНСХ т.е. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив худа дополнительно 2 часа но астрономии». 

   После выполнения упражнения участники группы анализируют особенности слушания и то, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию (если это произошло в процессе выполнения задания).

Игровые упражнения  3 остров.

 Игровые  упражнения

Выберите из трёх вариантов ответов, который больше всего отвечает «Я-сообщению».

Ситуация 1. Вы который раз зовете Катю  садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас»,— и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

Ваши слова:

  1.  Да сколько же раз  надо тебе  говорить!
  2.  Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.
  3.  Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2. У вас важный разговор с коллегой. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:

  1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
  2. Не мешай разговаривать.
  3. Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?

Ситуация 3. Вы приходите домой усталая,  вашего сына-подростка друзья, музыка и веселье. На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»).

 Ваши слова:

  1.  Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!
  2.  Уберите за собой посуду.

3.         Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

Хочу напомнить, что используя «Я-сообщение», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете, и именно такой  интенсивности. Оказывается, это не так просто: мы привыкли думать о словах, которые надо сказать ребенку, а не о наших чувствах, которые порой загоняем внутрь. В этом задании вам предлагается больше послушать себя. Сначала не думайте, что ответить ребенку, а попытайтесь дать себе отчет в том, что бы вы пережили в каждом из приводимых ниже случаев. Заполните сначала только столбец II.

Первый пример — образец.

1. Ситуация

I. Ситуация

II. Ваше чувство

III. «Я-сообщение»

  1. Ребенок шалил за столом и, несмотря  на предупреждение, пролил молоко.
  2. Вы входите в комнату (9-й этаж)  и  видите  вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.
  3.  Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.
  4. С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается.

Расстроилась, рассердилась

«Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят!»

   А теперь, имея в виду то чувство (или чувства), которые вы записали против каждой ситуации, напишите в столбце III ваше «Я-сообщение».

Например, в первой ситуации вашей фразой могло бы быть: «Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят!». Напомню, что слово «дети» здесь позволяет избежать выпада «ты».

Игровые упражнения  4 остров.

1 часть. Нарисуйте на листе ватмана коллектив ДОУ, родителей и детей. Как Вы думаете, какие выводы могут сделать родители, впервые пришедшие в детский сад, о его коллективе, посмотрев  на этот плакат.

2 часть. В течение 5 минут придумайте и запишите несколько мероприятий, которые помогут сплотить воспитателей, родителей и детей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг эффективного общения

Тренинг эффективного общения – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситу...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

Семинар-практикум для воспитателей "Эффективное педагогическое общение"

Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.Расширение опыта рефлексии.Расширение опыта групповой работы.Учить детей общению со сверстниками и взрослыми....

ЭФФЕКТИВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ (с учетом требований ФГОС ДО)

       В ФГОС ДО  выдвинуты требования к условиям реализации основной образовательной программы. Среди них есть требования к психолого-педагогическим условиям – п...

Эффективное педагогическое общение. Семинар-практикум

Формирование основы личностно-ориентированного общения и взаимодействия педагогов с родителями предполагает знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области...

Презентация на тему: «Техника эффективного педагогического общения в работе с родителями»

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одно...

Семинар-практикум "Эффективное педагогическое общение средствами Арт-терапии" март 2024г.

Семинар-практикум «Творческий педагог-творческие дети»тема: «Эффективное педагогическое общение средствами Арт-терапии»...