Семинар-практикум для воспитателей "Эффективное педагогическое общение"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Гоголева Наталья Николаевна

Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.

Расширение опыта рефлексии.

Расширение опыта групповой работы.

Учить детей общению со сверстниками и взрослыми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эффективное педагогическое общение»

семинар-практикум для воспитателей

Цель: 1. Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.

          2. Расширение опыта рефлексии.

          3. Расширение опыта групповой работы.

          4. Учить детей общению со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: стулья, цветные карандаши, ватман.

  1. Основы личностно-ориентированного общения и взаимодействия.

В психологии общения существует три понятия:

  • Позиция общения;
  • Дистанция общения;
  • Пространство общения.

УПРАЖНЕНИЕ «Психологическая скульптура»

Цель: почувствовать важность правильного выбора позиции общения.

Если попытаться охарактеризовать эту модель коротко, то мы получим принцип «не рядом и не над, а вместе».

Но что это значит? Для ответа на данный вопрос рассмотрим такие понятия, как позиция, дистанция и пространство общения.

ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ. Для того чтобы лучше понять, что это такое почувствовать важность верного выбора позиции общения, воспользуемся методом «психологической скульптурой», предложенным американским психологом Вирджинией Сатир: один из участников «скульптуры» садится на пол, а другой встает перед ним на стул. Каждый из партнеров должен зафиксировать, что он видит (при этом стоящий не должен низко опускать голову, а сидящий – высоко поднимать ее, и у того и у другого должны двигаться только глаза).

Если у вас есть возможность проделать эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, каким многие дети изображают людей – в виде «головоногов»: с длинными, бесконечно уходящими вверх ногами, длинными руками с обязательными пальцами на них, без шеи, с «точками» рта, носа и глаза, с «хохолком» волос. Это их «честный» рисунок с натуры!

Далее пусть «скульптура» несколько изменится: подайте друг другу руку, не наклоняясь и не приподнимаясь, и останьтесь в этом положении. Через некоторое время ваша рука устанет – вам захочется приподнять ее, а партнеру захочется опустить руку. Скорее всего, кончится тем, что вы оба, сами того не желая, почувствуете взаимное раздражение.

А теперь освободите руку и попробуйте ласково погладить «ребенка». Вам хочется продолжать? Вас надолго «хвалило?» Поинтересуйтесь у вашего партнера, что он чувствовал, соответствуют ли его ощущения тем чувствам, которые вы хотели выразить по отношению к нему. А еще лучше поменяйтесь с ним местами и повторите эксперимент. Тогда и вам представится возможность испытать на себе такую «ласку».

Как вы может быть, догадываетесь, эти «скульптуры» имеют не только пространственный, но и психологический смысл. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, важным, умным и т.п., чем другой. Данной ситуации могут соответствовать три типа общения «Родитель» - «Родитель», «Дитя» - «Дитя», «Взрослый» - «Взрослый».

Возможна иная ситуации, когда один из собеседников занимает внутреннюю позицию «сверху», а второй послушно пристраивается «снизу». Возможен ли в данном случае контакт? Да, если эта позиция устраивает того и другого партнера. Но будет ли это взаимодействие развивающим для обоих? Безусловно, нет. Именно такое общение закрепляет стереотипы. Уверенность в собственной непогрешимости у одного и подавление инициативы, веры в собственные силы у другого.

ВЫВОД: находясь в разных позициях, людям очень трудно найти общий язык, они видят мир совершенно по-разному. Важно почувствовать, когда адекватна позиция «сверху», «снизу» и «рядом».

УПРАЖНЕНИЕ «Интересный разговор».

Цель: выявление индивидуальной дистанции общения, а также оптимальной дистанции общения в различных позициях.

ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ. Представьте себе, что вы и ваш партнер сидите друг против друга на удобном для вас и для него расстоянии и между вами завязывается интересный разговор. И вот когда вы уже почувствуете расположение к своему собеседнику и у вас возникнет с ним контакт, вдруг некая сила отодвинет ваши стулья на расстояние 3-4м друг от друга… Что при этом почувствуете вы? Ваш собеседник? Захочется ли вам продолжать разговор? Легко ли это будет сделать?

Возможно, вам и захотелось бы продолжения: ведь разговор был интересным, но разговаривать наверняка станет труднее – придется напрягать голосовые связки. Может быть, вы даже поменяете позу, стремясь как бы приблизиться к собеседнику.

Удастся ли вам при этом сохранить контакт с собеседником, до конца обсудить интересующий вас вопрос, или разговор угаснет, не закончится?

А теперь постарайтесь припомнить: не приходилось ли вам испытывать неприятные чувства, когда вы пришли в кабинет «большого начальника» и тот предложил вам сесть в другой конец комнаты? Не показалось ли вам тогда, что лучше побыстрее «унести ноги», поскольку из этого визита все равно ничего хорошего не получится – контакта не будет?

А вы сами никогда не пытались завести откровенный разговор с ребенком, или с кем-нибудь из родителей ваших воспитанников находясь с ним в разных концах комнаты? Или так: вы сидели за своим столом, а ваш собеседник стоял, например, в раздевалке?

ВЫВОД: оказывается, когда дистанция между собеседниками физически велика, контакт между ними вряд ли возможен.

У понятия «дистанция общения» не менее глубокий психологический смысл, чем у понятия «позиция общения». Вспомните: ребенок совсем мал, он целиком зависит от вас – естественно, дистанция общения между вами очень короткая. Но малыш растет и наступает такой момент, когда он заявляет: «Я сам!» Ребенок твердит эти слова к месту и не к месту, даже когда он хочет сделаться более самостоятельным и свободным, т.е. увеличить дистанцию между собой и взрослым. И если взрослый не понимает этого, то не только невозможен контакт между ним и ребенком, но и неизбежны конфликты. Быть вместе не значит нарушать свободу другого. Нарушение свободы как раз и ведет к нарушению контакта. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для его участников контакт и свободу одновременно, свободу действовать так, как хочется поступить в данной ситуации, конечно, не забывая о свободе остальных участников взаимодействия.

При этом у ребенка не должно быть и чувства одиночества, чувства заброшенности – тех чувств, которые не возникают, если с окружающими действительно есть контакт.

Сложность, и очень большая, для воспитателя состоит в том, чтобы правильно определить дистанцию общения и в отношении всей группы, и в отношении каждого ребенка в отдельности. Эта сложность еще усугубляется тем, что для разных ситуаций общения, для разных видов деятельности и уж тем более для разных детей дистанция взаимодействия со взрослым разная.

ВЫВОД: главная задача педагога – найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с группой в целом. Важно помнить, что при разных видах деятельности дистанция тоже должна меняться. Уважать дистанцию, обозначенную другим человеком, будь то ребенок или взрослый, не надо пытаться притянуть его дистанцию к своей.

УПРАЖНЕНИЕ «Быль о правах человека»

Цель: осознание своих методов воспитания, развитие способов кооперации педагогов и навыков сотрудничества.

ВЫВОД: общее пространство общения должен найти педагог, так как ребенок не обладает в достаточной степени коммуникативными навыками. Помнить: общение – от слова «общий». Главное, чтобы и вам, педагогам, и детям было комфортно в вашем пространстве общения.

  1. Взгляд со стороны.

Одним из необходимых умений педагогов является умение взглянуть на себя со стороны, увидеть себя глазами окружающих людей.

УПРАЖНЕНИЕ «Проективный рисунок».

Цель: получение обратной связи, понимание и соотнесение своих взглядов и мнений со взглядами и мнениями других людей своих коллег.

  1. Подведение итога семинара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Эффективное общение"

Данный семинар - практикум предназначен для психологов и методистов ДОУ. Он раскрывает вопросы эффективного общения педагогов с родителями, детьми и колегами. Сам семинар выстроен в виде тренинга, что...

Семинар-практикум "Развитие речи и речевого общения дошкольников"

Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений с родителями дошкольников, способствующих гармоничному развитию личности ребенка. Повышение уровня педагогической культуры родителей....

Семинар-практикум для воспитателей "Азбука педагогического общения" 17.02.2016

Цель проведения семинара: развитие коммуникативной компетентности у педагогов ДОУ.Задачи:- информирование педагогов о роли общения в развитии личности дошкольников;- развитие коммуникативных умений и ...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...

Семинар-практикум на тему «Стили педагогического общения»

В условиях детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель — ребенок». Где во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя...