ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
консультация
Эффективность педагогического общения определяется многими факторами. Одни из них управляемы и поэтому могут специально организовываться для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью. Другие факторы не управляемы, по крайней мере в момент общения, и поэтому должны лишь учитываться при построении стратегии и тактики общения с детьми и не только.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 438.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность педагогического общения определяется многими факторами. Одни из них управляемы и поэтому могут специально организовываться для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью. Другие факторы не управляемы, по крайней мере в момент общения, и поэтому должны лишь учитываться при построении стратегии и тактики общения с детьми и не только.
Внешние факторы общения
К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность воспитанника и социально-психологические особенности коллектива детей. Ситуация общения во многом определяет и характер и эффективность общения. Одно дело — общаться в спокойной ситуации, другое — в напряженной или конфликтной ситуации. В последнем случае меньше возможностей реализовать цель общения, поскольку педагог сталкивается с внутренним сопротивлением детей. В конфликтной ситуации усиливается роль психологических установок, предвзятости мнений; логические доводы воспринимаются плохо. Однако в напряженной ситуации, вызванной отсутствием информации для достижения значимой цели, общение педагога с воспитанниками может быть облегчено, так как последние ждут помощи извне, чтобы выйти из тупика.
Обстановка общения.
Эффективность общения во многом зависит от того, в какой обстановке оно проходит. В зависимости от целей общения педагога с детьми обстановка должна меняться. Разговор по душам предполагает некоторую интимность обстановки (мягкая мебель, отсутствие других людей, шума, оптимальная температура воздуха и т. д.). Для проведения деловых «совещаний», обсуждения поведения ребёнка и т. д. необходима строгая официальная обстановка.
Особенности детского коллектива тоже влияют на эффективность общения. Ведь каждый ребёнок является представителем какой-то социальной группы. Если группа оценивается как зрелая в социальном отношении, то внушающие воздействия педагога оказываются более эффективными.
Отрицательное отношение ребят к педагогу может стать своеобразным психологическим барьером. Например, в одном случае дети желают обсуждать предмет разговора, в другом — нет; с одним педагогом ребёнок будет откровенным, с другим — скрытным, лживым; по одним вопросам дети высказываются прямо, другие вопросы замалчивают, по третьим могут сказать заведомую ложь.
Личностные особенности воспитанников, значимые для общения.
Эффективность общения педагога с детьми зависит от ряда личностных качеств последнего, важнейшие из которых — социальный статус ребёнка в учебной группе; имеющиеся у него психологические установки; его возрастные и половые характеристики, морально-политический облик (убеждения, идеалы, отношение к природе, к труду, учению, культуре, к другим людям и к самому себе); уровень интеллектуального развития, интересы, склонности, степень внушаемости, коммуникабельность, т. е. легкость установления контактов с другими людьми.
Рассмотрим наиболее важные из них:
- Социальный статус ребёнка по отношению к педагогу ниже, что придает процессу общения между ними субординационную окраску. Педагог обладает правом не только убеждения, но и приказа, распоряжения, принуждения. Однако это не может служить основанием для проявления им высокомерия. Несмотря на неравенство в социальном статусе, взаимоотношения педагога с детьми должны быть гуманными. Педагог должен видеть в ребёнке прежде всего человека, требующего к себе уважения и внимания.Общение свысока является психологическим барьером, возникающим по вине педагога как реакция ребёнка на его поведение.
- Особое значение имеет учет социального статуса ребёнка в группе. Ребёнок с высоким статусом, например лидер, будет реагировать на педагогические воздействия иначе, чем ребёнок, занимающий низкое положение в коллективе. Лидер может оказывать большое противодействие воспитательным мерам, если его позиция расходится с позицией педагога.
- Возрастные особенности часто затрудняют общение педагогов и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения педагога с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа педагога о своем собственном поведении в детстве, в аналогичных ситуациях с оценкой своих поступков с позиции ребенка и с позиции взрослого. Если дети занимают в общении с педагогом как представителем взрослых пренебрежительную позицию, то педагог должен проявить большой такт, терпение, внимание к их интересам и склонностям.
- При неприятностях в семье, в отношениях с товарищами любое упоминание педагога о больном вопросе ребёнка, даже нечаянный намек на неприятные события, может вызвать либо замкнутость, либо вспышку отрицательных эмоций. В таких случаях надо дать ему возможность успокоиться или излить душу собеседнику. Без понимания состояния ребёнка вместо психологического контакта возникает эмоциональный барьер отчужденности. В периоды открытости ребёнок, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах.
- Психологические установки играют большую роль в общении. Они могут служить серьезным препятствием для установления контакта. Предубежденность ребёнка против педагога может быть временной (из-за первого неблагоприятного впечатления о воспитателе, из-за усталости, занятости) и устойчивой, вызываемой всей системой взглядов и установок ребёнка, устойчивыми чертами его характера. В первом случае от педагога требуется мягкость, во втором — твердость позиции. Иногда полезно временно скрыть цель беседы и начать разговор издалека (например, выявить общность интересов, увлечений), а затем, преодолев ситуативную предубежденность, начать разговор в соответствии с целью общения.
- Половые особенности. Выявлено, что при оценке любимого педагога учащиеся в основном отмечают его позитивные качества, причем девочки находят их чаще, чем мальчики; при оценке нелюбимого педагога в основном отмечаются его негативные качества, при этом мальчики находят этих качеств больше, чем девочки. Таким образом, девочки в оценке как любимого, так и нелюбимого педагога проявляют большую доброжелательность, чем мальчики.
- Устойчивые психологические характеристики учащихся — такие, как свойства темперамента и характера, эмоциональная возбудимость, общительность или замкнутость, конформность, также влияют на эффективность общения. Так, высокая эмоциональная возбудимость, недостаточная развитость некоторых волевых качеств у ребёнка могут препятствовать общению с ним педагога. Если воспитанник обладает высокой эмоциональной возбудимостью, то педагог должен прежде всего подумать о том, как предупредить эмоциональные вспышки, чтобы сохранить содержание беседы. Если же ребёнок эмоционально сдержанный, то на первый план педагог должен поставить содержание беседы, а эмоциональные тонкости можно заранее не учитывать. Мешают общению робость, застенчивость детей. Робость — это психическая заторможенность. Часто она проявляется в боязни, связанной с общественными ситуациями, поэтому определяется как «общественная боязнь», «социальная трусость». Проявляется в замкнутости и ограниченной подвижности. Робкий ребенок редко смеется, с трудом привыкает к людям, он пассивен, плохо себя чувствует в новых для себя условиях. Робости сопутствует, как правило, переживание ребенком смущения, неловкости, озабоченности, даже физической слабости. По этому задача педагога — предупредить развитие робости, не дать стать ей особенностью личности.
Для этого психологи рекомендуют соблюдать ряд принципов:
1. Не следует перегружать ребенка сверх его возможностей, применять давление, чтобы заставить его преодолеть заторможенность, каковой является робость. Принуждение может вызвать обратный эффект.
2. Замечая даже незначительные достижения ребенка, надо его подбодрить, одобрить его усилия.
3. Не следует преувеличивать трудности, говорить о сомнениях, преградах или неудачах.
4. Нужно совместно с ребенком анализировать действительные причины его неудач и находить способы действовать более эффективно. Нужно распределять дела во времени так, чтобы спешка не вела к напряжению и не снижала уровень достигаемых результатов. 5. Надо помочь ребенку увидеть его достоинства, а недостатки рассматривать как явления, подлежащие ликвидации.
6. Не следует неожиданно ставить ребенка перед новыми ситуациями. 7. Не нужно стыдить ребенка в присутствии лиц, не входящих в его ближайшее окружение.
8. Не следует говорить вслух о тех проблемах, которые ребенок доверил только вам.
9. Надо избегать избитых определений вроде: «Ну и молчун же ты... Улыбнись, наконец!»
10. Надо учить ребенка самоконтролю, соответствующим образом дозируя требования к нему, помогая понимать причины его переживаний.
11. Надо стремиться к общественному признанию ребенка.
12. Необходимо обеспечить ребенку контакты с ровесниками. Социальные контакты предупреждают страх перед участием в деятельности различных социальных групп. Кроме того, характеризует легкость или трудность установления контактов с людьми и общительность — замкнутость. Общительные в отличие от замкнутых стремятся к межличностным контактам, сопереживают происходящее с другими и ждут от них таких же эмоциональных проявлений. Педагогу легче вступить с ними в контакт, чем с замкнутыми, которые ограничивают круг своих контактов лишь близкими им людьми (правда, при этом у замкнутых связи более устойчивы и глубоки, в то время как у общительных многие связи ситуативны и поверхностны). От замкнутости как свойства индивида следует отличать потребность в уединении, проявляющуюся у многих детей как необходимое условие познания себя и окружающего мира.
- Легкость или трудность установления контактов с людьми зависит от конформности — свойства человека легко менять свою точку зрения, установку на что-то под влиянием группового мнения. Например, в группе идет спор, какой из фигуристов был сильнее на закончившемся Чемпионате мира. Ребёнок, смотревший телевизионные репортажи, считал, что лучше всех выступил фигурист А. Придя в детский сад, он узнал из беседы с товарищами, что, по их мнению, лучшим был фигурист Б. Ребёнок решил, что мнение большинства более правильно (ведь это коллективное мнение, а один может и ошибиться), и тоже стал считать, что лучшим был фигурист Б. Такая легкая смена своей точки зрения и характеризует высокую конформность. Она облегчает возникновение психологического контакта при общении. Когда же, несмотря на индивидуальное или групповое давление, человек остается при своем мнении, говорят о его низкой конформности. Она часто затрудняет общение. Конформность тесно связана с феноменом обособления. В результате общения происходит двуединый процесс: с одной стороны, уподобление себя своим сверстникам, а с другой — выделение себя среди других вследствие процесса обособления. Причем обособление протекает в тесном единстве с общением. Нет общения — нет и обособления, так как, общаясь со сверстниками, дети находят свою позицию, ищут свое Я, отличное от других.
Эффективность педагогического общения зависит прежде всего от наличия у педагога коммуникативных, гностических и экспрессивных умений.
Коммуникативные умения
Коммуникативные умения связаны с общением педагога с детьми, коллегами по работе, с родителями, начальством. Их можно разделить на три группы: собственно коммуникативные умения, дидактические умения (хотя последние и выходят за рамки чисто коммуникативных, но их основное ядро составляют умения по передаче знаний детям) и ораторские умения. Собственно коммуникативные выражаются в умении педагога вступать в контакты с людьми, строить деловые и личностно-эмоциональные отношения. Это умение педагога включиться в разрешение личных проблем ребят, не прибегая к диктату и не будучи навязчивым. От этого во многом зависят, в частности, организаторские возможности педагога: в установлении в группе или в кружке нормального психологического климата, в сплочении группы, в привлечении дошкольников к занятиям в кружках.
Дидактические связаны с умением педагога ясно и доходчиво доносить до сознания воспитанников учебный материал. В. Г. Казанская (2003) отмечает еще ряд дидактических умений: умение педагога вести обучающий диалог с помощью вопросов, вызывающих дискуссию (точно сформулировать в словесной или наглядно-действенной форме, определить речевые вставки, найти каверзные вопросы); умение управлять дискуссией (найти детей, способных принять участие в дискуссии и подведении итогов); умение педагога направлять подключение детей к обсуждению проблемы. К этим умениям относятся также: умение управлять вниманием воспитанников, умение прогнозировать последствия своих педагогических воздействий на детей, появление психологических барьеров, способности ребят и потенциал их
К дидактическим умениям относят умение педагога пробудить интерес к обучению, передать детям свою увлеченность. Все эти умения, хотя и не являются чисто коммуникативными, базируются все же на умении педагога общаться с воспитанниками. Трудность овладения дидактическими умениями, связанными с передачей знаний воспитанникам, состоит в том, что педагог должен оценивать сложность и доступность учебного материала, ориентируясь не на свои возможности, а на возможности детей. Только тогда он сможет сделать трудное легким, сложное — простым, непонятное — понятным; пробудить у ребят активную самостоятельную мысль, сумеет передать свою убежденность.
Ораторские умения необходимы педагогу для осуществления прежде всего образовательно-просветительной функции. Для этого педагог должен обладать большой эрудицией и культурой речи. Гностические умения
Гностические умения связаны с познанием педагогом как отдельных детей, так и коллектива группы в целом, с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Следовательно, эти умения тесно связаны с процессами восприятия (перцепцией) и базируются на перцептивных умениях, т. е. умениях педагога наблюдать, подмечать ошибки при исполнении детьми упражнений. Молодым педагогам это не всегда удается, они затрудняются проанализировать и оценить поступок ребёнка. Во многом это связано с тем, что педагог не успевает переключить внимание с одного объекта на другой, быстро проанализировать наблюдаемую ситуацию.
Экспрессивные умения
В педагогическом общении важную роль играют экспрессивные умения педагога. Экспрессия в переводе с латинского означает «выражение». Следовательно, экспрессивные умения связаны со способностями педагога выражать свои эмоции, свое отношение. Педагог выражает их через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через оформление внешности (прическа, костюм, украшения). Использование экспрессивных средств речи позволяет педагогу передавать многообразие эмоций и чувств — торжественность, иронию, уничижительность, презрение, радость, восторг, удивление, осуждение и т. д. Жесты могут сопровождать, дополнять, уточнять, а подчас и заменять слово. Они несут многообразную информацию. С их помощью педагог выражает и указывает, выражает просьбу, требование, благодарность, порицание, предупреждает о наказании и т. д. Ведущая роль в жестикуляции принадлежит рукам, и не зря К. С. Станиславский называл пластику рук «глазами тела». Овладение педагогом экспрессивными умениями означает и овладение им актерским мастерством. «Педагог не может не играть, — говорил А. С. Макаренко, — но нельзя играть просто сценически, внешне. Это не мертвая игра, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в вашей душе». Однако чувства, передаваемые педагогом детям, должны быть педагогически целесообразными, т. е. должны помогать решению педагогической задачи.
Коммуникативная ориентировка — важное условие контакта.
При подготовке к занятию педагог планирует, как он встретит ребёнка, как поздоровается (скажем, не фиксируя взгляд на ком-либо конкретно, не приветствуя никого персонально взглядом, улыбкой), каковы будут его мимика (улыбаясь, сосредоточенно, спокойно, сдержанно) и пантомимика (какие жесты и кому должны быть адресованы) и т. п. Он должен ориентироваться в настроении воспитанников уже по одному их приветствию. Только по моторике педагогу требуется понять, возбуждены дети или нет.
Характеризуя профессиональное мастерство, экспрессивные умения должны отражать творческую индивидуальность педагога, а не быть механической копией кого-то. К экспрессивным умениям следует отнести и умение педагога по мимике детей определить их состояние и трудности, которые они испытывают.
Источник: Ильин Е. П. Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка эффективности стиля педагогического общения педагога с детьми
Прочитайте утверждения и соотнесите их с собственным опытом работы, оцените. Итоговое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения....

Тренинг эффективного педагогического общения
Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты. ...

Семинар-практикум для воспитателей "Эффективное педагогическое общение"
Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.Расширение опыта рефлексии.Расширение опыта групповой работы.Учить детей общению со сверстниками и взрослыми....

ЭФФЕКТИВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ (с учетом требований ФГОС ДО)
В ФГОС ДО выдвинуты требования к условиям реализации основной образовательной программы. Среди них есть требования к психолого-педагогическим условиям – п...

Эффективное педагогическое общение. Семинар-практикум
Формирование основы личностно-ориентированного общения и взаимодействия педагогов с родителями предполагает знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области...

Презентация на тему: «Техника эффективного педагогического общения в работе с родителями»
На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одно...

Семинар-практикум "Эффективное педагогическое общение средствами Арт-терапии" март 2024г.
Семинар-практикум «Творческий педагог-творческие дети»тема: «Эффективное педагогическое общение средствами Арт-терапии»...


![G:\разное\рамочки\krasivye-ramki-dlya-gramot[1].jpg](/sites/default/files/docpreview_image/2025/09/06/effektivnost_ped_obshcheniya_sayt.docx_image3.jpg)

