ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
консультация

Лопухина Анастасия Сергеевна

Эффективность педагогического общения определяется многими факторами. Одни из них управляемы и поэтому могут специально организовываться для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью. Другие факторы не управляемы, по крайней мере в момент общения, и поэтому должны лишь учитываться при построении стратегии и тактики общения с детьми и не только.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_ped_obshcheniya_sayt.docx438.83 КБ

Предварительный просмотр:

G:\разное\рамочки\krasivye-ramki-dlya-gramot[1].jpg

Эффективность педагогического общения определяется многими факторами. Одни из них управляемы и поэтому могут специально организовываться для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью. Другие факторы не управляемы, по крайней мере в момент общения, и поэтому должны лишь учитываться при построении стратегии и тактики общения с детьми и не только.

 Внешние факторы общения 

К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность воспитанника и социально-психологические особенности коллектива детей. Ситуация общения во многом определяет и характер и эффективность общения. Одно дело — общаться в спокойной ситуации, другое — в напряженной или конфликтной ситуации. В последнем случае меньше возможностей реализовать цель общения, поскольку педагог сталкивается с внутренним сопротивлением детей. В конфликтной ситуации усиливается роль психологических установок, предвзятости мнений; логические доводы воспринимаются плохо. Однако в напряженной ситуации, вызванной отсутствием информации для достижения значимой цели, общение педагога с воспитанниками может быть облегчено, так как последние ждут помощи извне, чтобы выйти из тупика.

Обстановка общения. 

Эффективность общения во многом зависит от того, в какой обстановке оно проходит. В зависимости от целей общения педагога с детьми обстановка должна меняться. Разговор по душам предполагает некоторую интимность обстановки (мягкая мебель, отсутствие других людей, шума, оптимальная температура воздуха и т. д.). Для проведения деловых «совещаний», обсуждения поведения ребёнка и т. д. необходима строгая официальная обстановка.

Особенности детского коллектива тоже влияют на эффективность общения. Ведь каждый ребёнок является представителем какой-то социальной группы. Если группа оценивается как зрелая в социальном отношении, то внушающие воздействия педагога оказываются более эффективными. G:\разное\рамочки\krasivye-ramki-dlya-gramot[1].jpg

Отрицательное отношение ребят к педагогу может стать своеобразным психологическим барьером. Например, в одном случае дети желают обсуждать предмет разговора, в другом — нет; с одним педагогом ребёнок будет откровенным, с другим — скрытным, лживым; по одним вопросам дети высказываются прямо, другие вопросы замалчивают, по третьим могут сказать заведомую ложь.

Личностные особенности воспитанников, значимые для общения.

 Эффективность общения педагога с детьми зависит от ряда личностных качеств последнего, важнейшие из которых — социальный статус ребёнка в учебной группе; имеющиеся у него психологические установки; его возрастные и половые характеристики, морально-политический облик (убеждения, идеалы, отношение к природе, к труду, учению, культуре, к другим людям и к самому себе); уровень интеллектуального развития, интересы, склонности, степень внушаемости, коммуникабельность, т. е. легкость установления контактов с другими людьми.

Рассмотрим наиболее важные из них:

  • Социальный статус ребёнка по отношению к педагогу ниже, что придает процессу общения между ними субординационную окраску. Педагог обладает правом не только убеждения, но и приказа, распоряжения, принуждения. Однако это не может служить основанием для проявления им высокомерия. Несмотря на неравенство в социальном статусе, взаимоотношения педагога с детьми должны быть гуманными. Педагог должен видеть в ребёнке прежде всего человека, требующего к себе уважения и внимания.Общение свысока является психологическим барьером, возникающим по вине педагога как реакция ребёнка на его поведение.
  • Особое значение имеет учет социального статуса ребёнка в группе. Ребёнок с высоким статусом, например лидер, будет реагировать на педагогические воздействия иначе, чем ребёнок, занимающий низкое положение в коллективе. Лидер может оказывать большое противодействие воспитательным мерам, если его позиция расходится с позицией педагога. G:\разное\рамочки\krasivye-ramki-dlya-gramot[1].jpg
  • Возрастные особенности часто затрудняют общение педагогов и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения педагога с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа педагога о своем собственном поведении в детстве, в аналогичных ситуациях с оценкой своих поступков с позиции ребенка и с позиции взрослого. Если дети занимают в общении с педагогом как представителем взрослых пренебрежительную позицию, то педагог должен проявить большой такт, терпение, внимание к их интересам и склонностям.
  • При неприятностях в семье, в отношениях с товарищами любое упоминание педагога о больном вопросе ребёнка, даже нечаянный намек на неприятные события, может вызвать либо замкнутость, либо вспышку отрицательных эмоций. В таких случаях надо дать ему возможность  успокоиться или излить душу собеседнику. Без понимания состояния ребёнка вместо психологического контакта возникает эмоциональный барьер отчужденности. В периоды открытости ребёнок, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах.
  • Психологические установки играют большую роль в общении. Они могут служить серьезным препятствием для установления контакта. Предубежденность ребёнка против педагога может быть временной (из-за первого неблагоприятного впечатления о воспитателе, из-за усталости, занятости) и устойчивой, вызываемой всей системой взглядов и установок ребёнка, устойчивыми чертами его характера. В первом случае от педагога требуется мягкость, во втором — твердость позиции. Иногда полезно временно скрыть цель беседы и начать разговор издалека (например, выявить общность интересов, увлечений), а затем, преодолев ситуативную предубежденность, начать разговор в соответствии с целью общения.
  • Половые особенности. Выявлено, что при оценке любимого педагога учащиеся в основном отмечают его позитивные качества, причем девочки находят их чаще, чем мальчики; при оценке нелюбимого педагога в основном отмечаются его негативные качества, при этом мальчики находят этих качеств больше, чем девочки. Таким образом, девочки в оценке как любимого, так и нелюбимого педагога проявляют большую доброжелательность, чем мальчики. G:\разное\рамочки\krasivye-ramki-dlya-gramot[1].jpg
  • Устойчивые психологические характеристики учащихся — такие, как свойства темперамента и характера, эмоциональная возбудимость, общительность или замкнутость, конформность, также влияют на эффективность общения. Так, высокая эмоциональная возбудимость, недостаточная развитость некоторых волевых качеств у ребёнка могут препятствовать общению с ним педагога. Если воспитанник обладает высокой эмоциональной возбудимостью, то педагог должен прежде всего подумать о том, как предупредить эмоциональные вспышки, чтобы сохранить содержание беседы. Если же ребёнок эмоционально сдержанный, то на первый план педагог должен поставить содержание беседы, а эмоциональные тонкости можно заранее не учитывать. Мешают общению робость, застенчивость детей. Робость — это психическая заторможенность. Часто она проявляется в боязни, связанной с общественными ситуациями, поэтому определяется как «общественная боязнь», «социальная трусость». Проявляется в замкнутости и ограниченной подвижности. Робкий ребенок редко смеется, с трудом привыкает к людям, он пассивен, плохо себя чувствует в новых для себя условиях. Робости сопутствует, как правило, переживание ребенком смущения, неловкости, озабоченности, даже физической слабости. По этому задача педагога — предупредить развитие робости, не дать стать ей особенностью личности.

Для этого психологи рекомендуют соблюдать ряд принципов:

1. Не следует перегружать ребенка сверх его возможностей, применять давление, чтобы заставить его преодолеть заторможенность, каковой является робость. Принуждение может вызвать обратный эффект. G:\разное\рамочки\krasivye-ramki-dlya-gramot[1].jpg

2. Замечая даже незначительные достижения ребенка, надо его подбодрить, одобрить его усилия.

3. Не следует преувеличивать трудности, говорить о сомнениях, преградах или неудачах.

4. Нужно совместно с ребенком анализировать действительные причины его неудач и находить способы действовать более эффективно. Нужно распределять дела во времени так, чтобы спешка не вела к напряжению и не снижала уровень достигаемых результатов. 5. Надо помочь ребенку увидеть его достоинства, а недостатки рассматривать как явления, подлежащие ликвидации.

6. Не следует неожиданно ставить ребенка перед новыми ситуациями. 7. Не нужно стыдить ребенка в присутствии лиц, не входящих в его ближайшее окружение.

8. Не следует говорить вслух о тех проблемах, которые ребенок доверил только вам.

9. Надо избегать избитых определений вроде: «Ну и молчун же ты... Улыбнись, наконец!»

10. Надо учить ребенка самоконтролю, соответствующим образом дозируя требования к нему, помогая понимать причины его переживаний.

11. Надо стремиться к общественному признанию ребенка.

12. Необходимо обеспечить ребенку контакты с ровесниками. Социальные контакты предупреждают страх перед участием в деятельности различных социальных групп. Кроме того, характеризует легкость или трудность установления контактов с людьми и общительность — замкнутость. Общительные в отличие от замкнутых стремятся к межличностным контактам, сопереживают происходящее с другими и ждут от них таких же эмоциональных проявлений. Педагогу легче вступить с ними в контакт, чем с замкнутыми, которые ограничивают круг своих контактов лишь близкими им людьми (правда, при этом у замкнутых связи более устойчивы и глубоки, в то время как у общительных многие связи ситуативны и поверхностны). От замкнутости как свойства индивида следует отличать потребность в уединении, проявляющуюся у многих детей как необходимое условие познания себя и окружающего мира.

  • Легкость или трудность установления контактов с людьми зависит от конформности — свойства человека легко менять свою точку зрения, установку на что-то под влиянием группового мнения. Например, в группе идет спор, какой из фигуристов был сильнее на закончившемся Чемпионате мира. Ребёнок, смотревший телевизионные репортажи, считал, что лучше всех выступил фигурист А. Придя в детский сад, он узнал из беседы с товарищами, что, по их мнению, лучшим был фигурист Б. Ребёнок решил, что мнение большинства более правильно (ведь это коллективное мнение, а один может и ошибиться), и тоже стал считать, что лучшим был фигурист Б. Такая легкая смена своей точки зрения и характеризует высокую конформность. Она облегчает возникновение психологического контакта при общении. Когда же, несмотря на индивидуальное или групповое давление, человек остается при своем мнении, говорят о его низкой конформности. Она часто затрудняет общение. Конформность тесно связана с феноменом обособления. В результате общения происходит двуединый процесс: с одной стороны, уподобление себя своим сверстникам, а с другой — выделение себя среди других вследствие процесса обособления. Причем обособление протекает в тесном единстве с общением. Нет общения — нет и обособления, так как, общаясь со сверстниками, дети находят свою позицию, ищут свое Я, отличное от других. G:\разное\рамочки\krasivye-ramki-dlya-gramot[1].jpg

Эффективность педагогического общения зависит прежде всего от наличия у педагога коммуникативных, гностических и экспрессивных умений.

Коммуникативные умения 

Коммуникативные умения связаны с общением педагога с детьми, коллегами по работе, с родителями, начальством. Их можно разделить на три группы: собственно коммуникативные умения, дидактические умения (хотя последние и выходят за рамки чисто коммуникативных, но их основное ядро составляют умения по передаче знаний детям) и ораторские умения. Собственно коммуникативные выражаются в умении педагога вступать в контакты с людьми, строить деловые и личностно-эмоциональные отношения. Это умение педагога включиться в разрешение личных проблем ребят, не прибегая к диктату и не будучи навязчивым. От этого во многом зависят, в частности, организаторские возможности педагога: в установлении в группе или в кружке нормального психологического климата, в сплочении группы, в привлечении дошкольников к занятиям в кружках.

Дидактические связаны с умением педагога ясно и доходчиво доносить до сознания воспитанников учебный материал. В. Г. Казанская (2003) отмечает еще ряд дидактических умений: умение педагога вести обучающий диалог с помощью вопросов, вызывающих дискуссию (точно сформулировать в словесной или наглядно-действенной форме, определить речевые вставки, найти каверзные вопросы); умение управлять дискуссией (найти детей, способных принять участие в дискуссии и подведении итогов); умение педагога направлять подключение детей к обсуждению проблемы. К этим умениям относятся также: умение управлять вниманием воспитанников, умение прогнозировать последствия своих педагогических воздействий на детей, появление психологических барьеров, способности ребят и потенциал их G:\разное\рамочки\krasivye-ramki-dlya-gramot[1].jpg

К дидактическим умениям относят умение педагога пробудить интерес к обучению, передать детям свою увлеченность. Все эти умения, хотя и не являются чисто коммуникативными, базируются все же на умении педагога общаться с воспитанниками. Трудность овладения дидактическими умениями, связанными с передачей знаний воспитанникам, состоит в том, что педагог должен оценивать сложность и доступность учебного материала, ориентируясь не на свои возможности, а на возможности детей. Только тогда он сможет сделать трудное легким, сложное — простым, непонятное — понятным; пробудить у ребят активную самостоятельную мысль, сумеет передать свою убежденность.

Ораторские умения необходимы педагогу для осуществления прежде всего образовательно-просветительной функции. Для этого педагог должен обладать большой эрудицией и культурой речи. Гностические умения 

Гностические умения связаны с познанием педагогом как отдельных детей, так и коллектива группы в целом, с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Следовательно, эти умения тесно связаны с процессами восприятия (перцепцией) и базируются на перцептивных умениях, т. е. умениях педагога наблюдать, подмечать ошибки при исполнении детьми упражнений. Молодым педагогам это не всегда удается, они затрудняются проанализировать и оценить поступок ребёнка. Во многом это связано с тем, что педагог не успевает переключить внимание с одного объекта на другой, быстро проанализировать наблюдаемую ситуацию.

Экспрессивные умения G:\разное\рамочки\krasivye-ramki-dlya-gramot[1].jpg

В педагогическом общении важную роль играют экспрессивные умения педагога. Экспрессия в переводе с латинского означает «выражение». Следовательно, экспрессивные умения связаны со способностями педагога выражать свои эмоции, свое отношение. Педагог выражает их через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через оформление внешности (прическа, костюм, украшения). Использование экспрессивных средств речи позволяет педагогу передавать многообразие эмоций и чувств — торжественность, иронию, уничижительность, презрение, радость, восторг, удивление, осуждение и т. д. Жесты могут сопровождать, дополнять, уточнять, а подчас и заменять слово. Они несут многообразную информацию. С их помощью педагог выражает и указывает, выражает просьбу, требование, благодарность, порицание, предупреждает о наказании и т. д. Ведущая роль в жестикуляции принадлежит рукам, и не зря К. С. Станиславский называл пластику рук «глазами тела». Овладение педагогом экспрессивными умениями означает и овладение им актерским мастерством. «Педагог не может не играть, — говорил А. С. Макаренко, — но нельзя играть просто сценически, внешне. Это не мертвая игра, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в вашей душе». Однако чувства, передаваемые педагогом детям, должны быть педагогически целесообразными, т. е. должны помогать решению педагогической задачи.

Коммуникативная ориентировка — важное условие контакта.

При подготовке к занятию педагог планирует, как он встретит ребёнка, как поздоровается (скажем, не фиксируя взгляд на ком-либо конкретно, не приветствуя никого персонально взглядом, улыбкой), каковы будут его мимика (улыбаясь, сосредоточенно, спокойно, сдержанно) и пантомимика (какие жесты и кому должны быть адресованы) и т. п. Он должен ориентироваться в настроении воспитанников уже по одному их приветствию. Только по моторике педагогу требуется понять, возбуждены дети или нет.

Характеризуя профессиональное мастерство, экспрессивные умения должны отражать творческую индивидуальность педагога, а не быть механической копией кого-то. К экспрессивным умениям следует отнести и умение педагога по мимике детей определить их состояние и трудности, которые они испытывают.G:\разное\рамочки\krasivye-ramki-dlya-gramot[1].jpg

Источник: Ильин Е. П. Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка эффективности стиля педагогического общения педагога с детьми

Прочитайте утверждения и соотнесите их с собствен­ным опытом работы, оцените. Ито­говое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения....

Тренинг эффективного педагогического общения

Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты. ...

Семинар-практикум для воспитателей "Эффективное педагогическое общение"

Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.Расширение опыта рефлексии.Расширение опыта групповой работы.Учить детей общению со сверстниками и взрослыми....

ЭФФЕКТИВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ (с учетом требований ФГОС ДО)

       В ФГОС ДО  выдвинуты требования к условиям реализации основной образовательной программы. Среди них есть требования к психолого-педагогическим условиям – п...

Эффективное педагогическое общение. Семинар-практикум

Формирование основы личностно-ориентированного общения и взаимодействия педагогов с родителями предполагает знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области...

Презентация на тему: «Техника эффективного педагогического общения в работе с родителями»

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одно...

Семинар-практикум "Эффективное педагогическое общение средствами Арт-терапии" март 2024г.

Семинар-практикум «Творческий педагог-творческие дети»тема: «Эффективное педагогическое общение средствами Арт-терапии»...