Аналитическая записка
материал на тему

Аналитическая записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska_genash_m.f.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Сохранение здоровья детей одна из самых актуальных проблем дошкольного образования. Ведущие специалисты-психологи Л.И. Божович,               А.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец утверждают, что именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, приобретение стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни, и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья. В научных исследованиях и практике идут постоянные поиски различных подходов к оздоровлению детей средствами физической культуры в новых интерпретациях.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребенка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным  доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.

 Двигательный навык – одна из форм двигательных действий ребёнка. На основе знаний и опыта он приобретает умение выполнять то или иное двигательное действие, научается практическим способам и приёмам его применения. При неоднократных повторениях умение переходит в навык.

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

Одним из путей решения этой проблемы, на мой взгляд, является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

В процессе обучения правильным движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и поэтому целенаправленность действий, организованность, дисциплинированность, а все это в совокупности содействует формированию всесторонне развитой личности.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма.

Двигаясь динамично, ребенок развивает упорство и волю в преодолении трудностей, познает окружающую действительность, учится быть самостоятельным. Физическая активность помогает ребенку снять нервное перенапряжение и позволяет детской психике работать уравновешенно и гармонично.

Полноценность физического развития ребенка зависит от степени овладения им разнообразными движениями.

Актуальность моей работы обусловлена следующими факторами:

-  социальной потребностью в повышении качества физического воспитания дошкольников;

- практической потребностью в использовании современных программ и здоровьесберегающих  технологий.

Для того чтобы работа по формированию здорового образа жизни   стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности.

        Цель моей профессиональной деятельности: создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования представлений о здоровом образе жизни детей.

        Для осуществления эффективной педагогической деятельности были поставлены следующие задачи:

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития физических качеств;

- повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Активно работаю над созданием предметно-пространственной развивающей среды в группах ДОУ. Пополняю и обновляю физкультурные уголки инвентарем и пособиями, активизирую использование их детьми в самостоятельной деятельности.

Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребёнка способствует режим дня, который предусматривает  разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с его интересами и потребностями, с учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья.

Ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физической культурой, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.

При организации образовательной деятельности отдаю предпочтение игровым методам обучения. Использую интегрированные формы проведения непрерывной образовательной деятельности, праздников и развлечений.

В каждом возрастном периоде на физкультурных занятиях я использую разную направленность:

— детям младшего возраста занятия доставляют удовольствие, они учатся ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучаются приёмам элементарной страховки;

— в среднем возрасте – развиваются физические качества (прежде всего выносливость и сила);

— в старших группах – формируется потребность в движении, развиваются двигательные способности и самостоятельность.

Помимо специальных комплексов упражнений, не забываю о столь любимых ребятами подвижных играх, для чего использую разнообразные материалы: обручи, кегли, скамеечки, кубики и т. п. Все это поддерживает интерес к игре и вносит разнообразие, а также помогает усложнить двигательные задания.

Для здоровья ребенка важно, чтобы занятия спортом не носили изнурительный характер. Для того, чтобы обеспечить правильное физическое развитие дошкольника необходимо помнить, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней мере, в дошкольном возрасте.

Для совершенствования двигательных умений и навыков я провожу спортивные мероприятия: эстафеты «Веселые старты», «День народного единства», «День Победы», спортивно-музыкальные развлечения: «День Знаний», «День защитника Отечества», спортивные досуги, соревнования.

Таким образом, при систематическом проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, дети, выпускающиеся из детского сада в школу, имеют хорошую физическую подготовленность, улучшения в состоянии здоровья, а это надёжная основа для дальнейшего развития личности.

Применяю метод проектов, который позволяет строить образовательную деятельность исходя из интересов детей, проявлять самостоятельность в планировании и организации своей познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемы». Были реализованы детские проекты: «Олимпийское движение» (2014г.) по ознакомлению с историческими фактами и значимыми событиями Олимпийских игр в Сочи-2014, «Мячи разные бывают» (2016г.), способствующий познавательному развитию ребенка и развитию активных форм деятельности посредством взаимодействия с мячом. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, который способствует развитию в личности ребенка интеллектуальных операций, учит управлять своим поведением, и решать творческие задачи. Разработала и реализовала педагогический проект «Здоровый ребенок» (2015-2016гг.), направленный на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, а также развитие интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности.

Создала картотеку дыхательной гимнастики для повышения иммунитета воспитанников, дополнительно использую в своей работе для часто болеющих детей. Кроме того, упражнения способствуют развитию гибкости и пластичности и в целом оптимизируют работу растущего организма.

Упражнения из каталога пальчиковой гимнастики, такие как «Солнышко», «Морковка», «Дерево», способствуют развитию речи и творческой активности, развивают умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Необходимым также является использование из каталога гимнастики для глаз для предупреждения утомления, укрепления глазных мышц, снятия напряжения.

Утреннюю гимнастику, которая является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей и «заряжает» их на весь предстоящий день, я провожу два раза в неделю с использованием информационных технологий, а именно наглядных схем и рисунков, анимации с участием сказочных героев и животных. На каждый вид движения предусмотрен отдельный сюжет, например, ходьба змейкой – извивающая змейка, изображение аиста – ходьба с высоким подниманием голени. Имитируя в своих движениях повадки животных или персонажей, дети обогащают свои представления и знания об окружающем мире.

В физкультурно-оздоровительной работе я активно использую аудиосредства. Подобрана аудиотека, которую регулярно обновляю. Осуществляю подборку музыкальных произведений по направлениям: ритмическая, для релаксации, марши, для подвижных игр, для эстафет, для спортивных праздников, классическая, шум леса, моря и т.п. Детям они очень нравятся. Движения под музыку развивают чувства ритма и творческое воображение.

Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

В работе с педагогами я создала и постоянно пополняю электронную библиотеку, в которую входят: интегрированные занятия «Подвижная игра и дошкольник», мастер-классы «В здоровом теле – здоровый дух», «Береги ноги смолоду», консультации «Использование нетрадиционных методик в оздоровлении детей», «Роль здоровьесберегающих технологий в процессе адаптации детей», мастер - классы для педагогов и родителей по изготовлению нестандартного оборудования для обновления центров по ФК в группах,  планирование по физической культуре: каталог подвижных игр, здоровьесберегающие упражнения, физкультминутки, которые воспитатели могут использовать в режимных моментах.

При взаимодействии с родителями организую спортивные развлечения и праздники «Богатыри», «Папа, мама и я – спортивная семья!», на родительских собраниях даю консультацию о здоровом питании, о необходимости соблюдать режим дня, провожу консультации оздоровительной направленности «Роль здоровьесберегающих технологий в процессе адаптации детей», «Использование нетрадиционных методик в оздоровлении детей», мастер-классы «Школа мяча», «Спасибо зарядке – здоровье в порядке», чтобы ребенок на выходе из детского сада был физически развит, смог в школе показывать высокие результаты. Не всегда у родителей есть свободное время для посещения мероприятий в детском саду. Чтобы помочь родителям в домашних условиях продолжать физически развивать детей я подготовила наглядный материал: как правильно провести утреннюю гимнастику дома в праздничный или выходной день, как изготовить нестандартное оборудование в домашних условиях, какие бывают игры.  Дополнительно делаю рассылку на электронную почту по желанию родителей.

В результате совместной работы с родителями воспитанников повысилась мотивация и интерес к процессу физического воспитания: дети рассказывают как активно они провели выходные дома. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.

В результате запланированных мероприятий у воспитанников развились коммуникативные качества, усидчивость, эмоциональность, пространственное воображение, выразительность движений и мимики.

В начале каждого учебного года проводится диагностика развития физических качеств воспитанников.

Полученные результаты на начальном этапе мониторинга:

  • показатели физической подготовленности: выше нормы - 47%, норма - 51%, ниже нормы – 2%;
  • темп прироста показателей физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость, равновесие 10%;
  • уровень двигательной активности: высокий - 17%, средний - 50%, низкий - 33%.  

При проведении мониторинга я отметила, что дети показывают хорошие результаты в таких видах движений, как бег, прыжки в длину с места, броски мяча, лазание. Они проявляют выносливость, координацию, гибкость, силу в двигательной деятельности, но есть некоторая неуверенность, зажатость, допускают ошибки. Низкие показатели физической подготовленности обусловлены частой болезнью воспитанников (97 случаев за год), вследствие чего у большинства детей отсутствует интерес к двигательной активности - 47%. «Традиционные» занятия по физической культуре утомляют детей, они начинают отвлекаться.

Промежуточные результаты в конце каждого образовательного периода: 

1. показатели физической подготовленности воспитанников:

Образовательный период

Показатели результатов (%)

Высокий

Средний

Низкий

2014-2015 гг.

42

53

5

2015-2016 гг.

43

54

3

2016-2017 гг.

49

49

2

2. вырос темп прироста показателей физических качеств детей, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость, равновесие с 10% до 17%:

3. уровень двигательной активности:

Образовательный период

Показатели результатов (%)

Высокий

Средний

Низкий

2014-2015 гг.

29

47

24

2015-2016 гг.

38

40

22

2016-2017 гг.

42

37

21

В течение анализа работы я отметила, что дети стали увереннее выполнять движения, появился интерес к двигательной деятельности, воспитанники с удовольствием участвуют в подвижных играх и развлечениях, самостоятельно выполняют упражнения.

После реализации поставленных задач, были получены следующие результаты:

  • показатели физической подготовленности: выше нормы - 49%, норма - 49%, ниже нормы – 2%;
  • темп прироста показателей физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость, равновесие 17%;
  • уровень двигательной активности: высокий - 42%, средний - 37%, низкий - 21%.  

        Заболеваемость детей ОРВИ в детском саду имеет тенденцию к снижению: с 97 случаев в 2015 г. до 68 в 2017 г., что не превышает районный коэффициент.

В результате работы по внедрению информационных технологий я отметила ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:

‒ повышение эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

- повысился интерес к двигательной деятельности и физкультурным занятиям с 47% до 92%;

- улучшились показатели физической подготовленности, вырос темп прироста показателей физических качеств, повысился уровень двигательной активности;

-  воспитанники ежегодно участвуют в городских и районных мероприятиях и имеют стабильные результаты.

За 2015 - 2017 гг. в спортивных мероприятиях приняли участие 74% семей. В результате проведенного анкетирования 84% родителей отметили новизну, доступность и значимость проводимой с ними работы в вопросах физического воспитания детей дошкольного возраста.

Показателями моей профессиональной деятельности является ежегодное участие воспитанников в конкурсах разного уровня:        

- городской уровень – «Фестиваль Здоровья» (2017г. – I место),

- районный уровень – «Фестиваль здоровья» (2013г. - 2016г. – участие),

- «Лыжня России» (2015г.- 2017г. – участие),

Принимала активное участие в организации и проведении Всероссийской массовой гонки «Лыжня России» (2014-2017г.г.), районного фестиваля «Здоровье» (2016г., 2017г. - I место), районного фестиваля «Здоровье» в соревнованиях по пионерболу (2017г. – I место), районном туристическом слете (2017г  -  I место).

Постоянно работаю над повышением своего профессионального уровня. Прошла курсы повышения квалификации по программам:

«Проектирование образовательного процесса в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - 2015г., «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» - 2017г., «Физическая культура и физическое воспитание: современные подходы и технологии» - 2017г, «Программа специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве" - 2017

        В дальнейшей работе планирую:

  • Продолжать работу по повышению компетентности педагогов, родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей;
  • Учитывая интерес детей и запросы родителей, продолжать формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития физических качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Аналитическая записка.

В 2013-2014 учебном году работаю с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В работе с детьми реализую образовательную программу МБ ДОУ № 47, разработанную на основе примерной основной общеоб...

Аналитическая записка

Аналитическая записка   о результатах педагогической деятельности за  период 2009 - 2012 гг...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №469...

Аналитическая записка педагога-психолога Банных Н.Л.

"Аналитическая записка" о результатах педагогической деятельности...

Аналитическая записка

Аналитическая записка Щукиной Юлии Викторовны...