ПРОЕКТ "МОИ ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ"
проект (подготовительная группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

К КОРРЕКЦИОННОМУ ПРОЦЕССУ БЫЛИ ПРИВЛЕЧЕНЫ РОДИТЕЛИ, ЧТОБЫ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА БЫЛА ПОЛНОЦЕННОЙ. НЕОБХОДИМО БЫЛО ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ РОДИТЕЛЕЙ К ЗАНЯТИЯМ С ДЕТЬМИ. НА МОЙ ВЗГЛЯД, ТАКИМ ОБРАЗОМ РЕШЕНА ПРОБЛЕМА РАЗЛИЧИЯ В ПОЗИЦИЯХ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего вида

городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС № 4 «Лебёдушка»)

Проект.

Тема «Мои волшебные звуки».

Автор Митракович Л.В, учитель-логопед

2016 г

Содержание:

  1. Вводная часть___________________________________________________ 3-4
  2. Этапы проекта__________________________________________________5
  3. План реализации проекта_____________________________________5
  4. Содержание работы____________________________________________ 6
  5. Выводы__________________________________________________________ 6
  6. Приложения____________________________________________________ 7-13
  7. Список использованной литературы_______________________14

Тема «Мои волшебные звуки».

Надо уметь правильно произносить

звуки, слова, фразы.

Научившись этому так, чтобы

всё вошло в привычку, -

можно творить.

К.С. Станиславский

Вводная часть.

Ни для кого не секрет, что с каждым годом всё острее встаёт вопрос об обучении детей с речевой патологией. По результатам логопедического обследования отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи, в частности звукопроизношения. Кроме этого, дети с тяжёлыми нарушениями речи имеют низкий уровень развития фонематических процессов. Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи при дальнейшем обучении в школе. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь. Речевая деятельность представляет собой процесс использования языка для общения. Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей. Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение.

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит служить средством коммуникации.

По результатам проведённого в сентябре обследования в подготовительных группах «Радуга» и «Пчёлка» более половины детей имеют различные нарушения речи.

Для того, чтобы логопедическая работа была полноценной, необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстранённые сведения о том, чем занимается логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. С родителями проведена разъяснительная работа. Я обратила их внимание на проблему постановки и автоматизации звуков в речи, формирование таких важных навыков, как звуковой анализ и фонематическое восприятие. С целью преодоления перечисленных проблем разработан этот проект.

Актуальность проекта заключается в том, что с участием родителей в коррекционно-логопедическом процессе повышается эффективность и качество коррекционного процесса.

Гипотеза: Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых нарушений у детей. Они преодолеют возникшие определённые трудности в организации взаимодействия со своим ребёнком.

Цель проекта: Коррекция звукопроизношения, фонематического восприятия, навыков звукового анализа посредством совместной детско-родительской деятельности.

Задачи проекта:

  1. Привлечь родителей к совместной работе.
  2. Формировать умения:
  • Определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове
  • Выделять первый, последний звуки в словах
  • Определять отличия в названиях картинок (формировать фонематическое восприятие)
  • Определять место заданного звука в слове
  • Подбирать слова с заданным звуком
  1. Формировать и стимулировать мотивированное отношение родителей к коррекционной работе с ребёнком
  2. Способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;
  3. Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами, воспитателями групп, родителями.

Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный.

По продолжительности: долгосрочный (1 год, в течение всего периода коррекции звукопроизношения).

Участники проекта: учитель-логопед, дети, родители, воспитатели подготовительных групп.

Предполагаемые результаты:

  • Сформировать действие выделения звука на фоне слова (есть данный звук в слове или отсутствует).
  • Сформировать действие вычленения звука от начала и конца слова по вопросам: Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове
  • Выделять ударный гласный звук в слове.
  • Определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  • Активизация участия родителей в коррекционной работе. Повысить компетентность родителей в вопросе речевого развития детей.
  • Включить родителей в коррекционный процесс.

Предполагаемое использование данного проекта:

  1. В работе с детьми, вновь зачисленными на коррекционные занятия.
  2. Внедрение проблемно-диалогической технологии для улучшения коррекционного процесса.
  3. Использование проекта логопедами в работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения не только в ДОО, но и в школе.

В работе использовалась проблемно-диалогическая технология, сущность которой заключается в установлении диалога между педагогом и ребёнком. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, так как обеспечивает высокое усвоение навыков. Проблемный диалог создаётся на коррекционных занятиях систематически, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. А также он ведетк развитию познавательных интересов. В работе использую такой интерактивный подход, как работа в малых группах. Это популярная форма работы, так как даёт всем детям возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей.

Задачи:

  1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике.
  2. Выявить проблему – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование).

2 этап. Основной.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков. Формирование  и развитие фонематического восприятия.

Задачи:

  1. Постановка и автоматизация звуков в повседневной речи.

3 этап. Практический.

Подбор предметных картинок на заданный звук. Создание книжек-малышек «Мои трудные звуки».

Задачи:

  1. Сформировать хорошее фонематическое восприятие и навыки звукового анализа.
  2. Активизировать родителей в оказании помощи детям по исправлению речевых нарушений

4 этап. Заключительный.

Изготовление книжек-малышек.

Задачи:

  1. Оформить мини-библиотеку авторских пособий.
  2. Презентация каждой книжки всеми участниками проекта и оформление выставки в кабинете.
  3. Использование книжек в работе.

План реализации проекта:

Мероприятие

Участники

1.

Выступления на родительских собраниях в подготовительных группах по результатам обследования детей.

Учитель-логопед.

Воспитатели

2.

Индивидуальное консультирование по проведению артикуляционной гимнастики.

Учитель-логопед

3.

Индивидуальные коррекционные занятия с участием родителей.

Учитель-логопед

Родители

4.

Изготовление книжек-малышек по мере исправления звукопроизношения.

Родители.

Дети

5.

Выставка книжек в логопедическом кабинете

Учитель-логопед

6.

Презентация проекта для педагогов ДОО

Учитель-логопед

Содержание работы:

Работа с детьми.

  1. Знакомство с органами артикуляции посредством сказки о Весёлом Язычке.
  2. Использование на индивидуальных занятиях игровых приёмов анализа артикуляции.
  3. Использовать при анализе артикуляции изучаемого звука различные пособия «Артикуляционная гимнастика».
  4. Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука; постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Мои трудные звуки».

Работа с родителями.

  1. Сообщение на родительском собрании о результатах обследования и проводимой коррекционной работе с детьми.
  2. Подготовка консультаций на разные темы, в том числе и о нарушении звукопроизношения и его причинах.
  3. Совместное с ребёнком изготовление книжек-малышек на пройденный звук «Мои трудные звуки».
  4. Использование книг в процессе закрепления пройденного звука и при определении позиции данного звука в слове.

Работа с педагогами.

  1. Консультирование на разные темы, касающиеся возрастных особенностей развития речи, в том числе о причинах и видах нарушений звукопроизношения.
  2. Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков в речи.

Вывод:

Вовлечение родителей в совместный с логопедом и воспитателями процесс позволил значительно повысить эффективность совместной работы. Возникло понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.У всех детей-логопатов исправлено звукопроизношение, выработан самоконтроль за собственным произношением. Дети принимают участие в конкурсах различного уровня и показывают хорошие речевые навыки.

Источники:

  1. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.).
  2. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации. КАРО. Санкт-Петербург. 2006
  3.  Майорова А.С. Учись говорить правильно. Рекомендации ведущих специалистов. Москва. Центрополиграф. 2003
  4. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/-Волгоград: Учитель, 2010.-110с.
  5. Крылова К.Л. Формирование произношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи: подгот. Класс: 1-е отд: Пособие для учителя/ М.: Просвещение, 1993.- 144 с.:
  6. .Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи.: Методическое пособие.- СПб.1999.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.. фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов.- М., 1998.
  8. Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения шипящих звуков. Пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей. Творческий центр СФЕРА. Москва. 2013.
  9. Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения свистящих и шипящих звуков. Пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей. Творческий центр СФЕРА. Москва. 2012.
  10. Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения сонорных звуков. Пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей. Творческий центр СФЕРА. Москва. 2013.
  11. Якунина В.А. Трудные звуки и буквы Ж и Ш. Задания для профилактики нарушений письма. Творческий центр СФЕРА 2014.
  12. Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребёнка с ОВЗ. Творческий центр СФЕРА. 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные опыты "Волшебные звуки"

Всегда интересно открывать для себя что-то новое, неизведанное, особенно если ты ребенок 6-7 лет и взрослый сделал все для того, чтобы ты почувствовал себя изобретателем или великим ученым. Опыты кото...

музыкальное занятие "В стране волшебных звуков"

музыкальное занятие для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи. Занятие по развитию представлений детей о шумовых и музыкальных звуках. дети учатся играть на музыкальных инструмента...

Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Волшебные звуки»

Работа заключается в изучении звуковых свойств самодельных игрушек-инструментов с детьми старшего дошкольного возраста.Практическая значимость определяется возможностью использования разработанн...

Рекомендации по слушанию музыки дома. «В мире волшебных звуков»

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться....

Конспект НОД "Волшебные звуки (ж), (з)"для детей старшей группы.

В конспекте непосредственно образовательной деятельности по теме: "Волшебные звуки (ж), (з)" представлена работа с детьми старшего дошкольного возраста по отработке умения различать на слух знакомые з...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Волшебные звуки".

Конспект по обучению грамоте направлен на закрепление у детей знаний о гласных звуках и буквах....

"В мире волшебных звуков"

Рекомендации  по  слушанию музыки  дома....