музыкальное занятие "В стране волшебных звуков"
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

музыкальное занятие для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи. Занятие по развитию представлений детей о шумовых и музыкальных звуках. дети учатся играть на музыкальных инструментах, внимательно слушать музыку, исполняя соответствующие движения. на занятии используются дидактические пособия и игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc_1.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Корнеева Наталья Викторовна музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №162 г. Архангельска, высшая квалификационная категория

Конспект музыкального занятия 

Тема занятия: «В стране волшебных звуков»

Форма занятия: Фронтальная

Вид занятия: Доминантное (раздел «Слушание» - преобладающий вид музыкальной деятельности, который помогает развивать у детей с ТНР музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением звуков)

Возрастная группа: подготовительная группа для детей с ТНР(тяжелым нарушением речи)

Цель: Обогащать представление детей о шумовых и музыкальных звуках.

Задачи:

Образовательные: 

  1. учить детей играть на детских музыкальных инструментах
  2.  учить детей внимательно слушать музыку, выполняя соответствующие движения

Развивающие :

  1. Развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей коммуникативные навыки

Коррекционные:

  1. Коррекция слухового восприятия на основе узнавания и различения

Методы и приемы обучения, оборудование.

Методы

Приемы

Оборудование

Наглядный

Наглядно-зрительный

Схема, слайды презентации, карточки к игре»Тихо вокруг», музыкальные инструменты, музыкально-дидактическое пособие «Большие и маленькие машины»

Наглядно - слуховой

Фонограммы, фортепиано

Словесный

Инструкции, вопросы, разъяснение

Схема, карточки к игре

Практический

Исполнение упражнений, игра на музыкальных инструментах, выполнение игрового задания

Музыкальные инструменты, карточки к игре

Репродуктивный

Уточнение и воспроизведение воспринятого материала

Слайды презентации

Игровой

Использование сюжета игры для организации детской деятельности

Карточки к игре «Тихо вокруг», музыкально-дидактическое пособие «Большие и маленькие машины»

Проблемного обучения

Сопоставление, сравнение, выбор карточек , соответствующих содержанию произведения

Карточки к игре «Тихо вокруг»

Информационно - рецептивный

Совместная деятельность педагога и детей

Музыкальные инструменты

Применение ТСО

Музыкальный центр, диски, аудиокассета, мультимедийное оборудование

Предварительная работа:

Беседы воспитателей на прогулке «Шум улицы»

Прослушивание в группе звучания музыкальных инструментов в дидактической игре «Определи музыкальный инструмент»

Прослушивание различных шумов на занятиях с логопедом.

Объяснение и значение слов: азбука «Морзе»

Словарь: шарманщик, шумовые звуки, музыкальные звуки, транспорт, азбука «Морзе»

Ход занятия: «В стране волшебных звуков»

1.Организационный момент.

Дети входят в зал, музыкальный руководитель приветствует детей песенкой – игрой, дети подпевают и выполняют соответствующие движения.

1.1 Песенка – игра «Начнем урок» Е.Железнова

2. Вводная часть.

Введение в тему.

М.р: Ребята,  сегодня мы отправимся с вами в мир волшебных звуков. Давайте  послушаем, как звучит тишина, хоть кажется нам, что она не слышна.

Дети слушают тишину

М.р:  Что вы слышите?

Дети говорят, что они услышали.

М.р: Вам было бы интересно жить в мире, где нет ни одного звука?

Воспитатель: Ответом на вопрос будет стихотворение.

2.1 Стихотворение «Звуки» А. Усачев

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как стучат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

3. Основная часть.

(внесение музыкальной шкатулки)

М.р: Нас окружает  много звуков: шум автомобилей, голоса людей и животных, звуки работающих приборов и механизмов, музыкальные звуки и т.д. И сейчас, ребята, я вам загадаю загадки из моей волшебной шкатулки. Вы будете слушать, и отгадывать звучащие предметы.

3.1 Игра  «Отгадай, что звучит»

(Дети садятся на стулья перед ширмой. Музыкальный руководитель  достает из шкатулки различные звучащие предметы, а дети стараются отгадать звук предмета:  стеклянного стакана, железной крышки от кастрюли, деревянных кубиков, шуршание бумажкой, переливание воды)

Показ слайда № 1.(Улица.)

Слушание записи «Шум улицы»

М.р: Как здесь шумно, куда это мы с вами попали? (на улицу)

М.р: Послушайте,  какой транспорт едет по проезжей части дороги?

Показ слайдов №2, №3   «Грузовой и легковой транспорт»

Слушание записи «Звуки движущегося транспорта»

М.р: Чем отличается звук большой машины от маленькой? (по динамике звучания)

3.2 «Большие и маленькие машины» двигательное упражнение

(Дети делятся на две подгруппы, берут приготовленные карточки с изображением больших и маленьких машин («Музыкально – дидактическое пособие «Большие и маленькие машины». На громкую музыку выполняют движения дети у которых карточки с большими машинами. На тихую музыку – с маленькими машинами)

М.р:  Послушаете и скажите, что вы слышите сейчас? Если правильно угадаете, то на экране появиться ответ.

Слушание записи «Шум дождя»

Показ слайда №4 «Дождь»

Воспитатель: Давайте, ребята. покажем как капает дождик.

3.3 Массаж    «Дождик» муз. Е. Попляновой

(Дети выстраиваются в шеренгу друг за другом и выполняют легкие постукивания по спине друг друга под пение музыкального руководителя)

М.р: Очень внимательно прислушайтесь ребята, что вы слышите сейчас?

Слушание записи «Шелест листьев»

Показ слайда №5 «Осенние листья»

Воспитатель:  Шуршат осенние кусты,

           Шуршат на дереве листы.

Показ слайда №6 «Зима»

Слушание записи «Вьюга. Метель»

М.р: Что вы ребята услышали?

Показ слайда №7 «Метель»

Воспитатель:  Метель гудит, в трубе шумит.

           Очень страшно одному,

           А метель все «У-у» да У-у»

М.р: Давайте с помощью голоса изобразим завывание вьюги. (внесение схемы)

3.4 Голосовое упражнение «Завывание вьюги» 

( дети выполняют голосовое упражнение по звуковой схеме. Музыкальный руководитель показывает движение голоса на схеме)

М.р: Отправляемся на прогулку в лес.

Показ слайда №8 «Лес»

М.р: Послушайте, кто издает звук в лесу?

Слушание записи «Дятел. Звук по дереву»

Показ слайда №9 «Дятел на дереве»

М.р: Давайте поможем дятлу разослать телеграммы птицам в теплые страны. Эта телеграмма состоит из долгих и коротких звуков.

М.р: Давайте  озвучим весеннюю телеграмму с помощью музыкальных инструментов.

3.5 «Весенняя телеграмма» В.Суслов

( детям раздают музыкальные инструменты, с помощью которых дети выполняют ритмический рисунок, проговаривая слова в конце строчки)

Дятел сел на толстый сук – тук да тук.

Всем друзьям своим на юг – тук да тук.

Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,

Что весна уже идет – туки -тук, туки-тук,

Что растаял снег вокруг - туки-туки-тук,

Что подснежники вокруг - туки-туки-тук.

Дятел зиму зимовал – тук да тук,

В жарких странах не бывал – тук да тук.

И понятно, почему – скучно дятлу одному.

М.р: А сейчас я предлагаю вам интересную игру. Нужно послушать внимательно песню и по окончании   выбрать нужные карточки по тексту песни.

3.6  Игра «Тихо вокруг» Г.Анисимова  

( Дети делятся на две подгруппы,  раскладываются карточки. Дети слушают песню, исполняемую музыкальным руководителем. По окончании песни  быстро и тихо находят карточки с соответствующим изображением. Выигрывает та подгруппа детей, которая выполнит задание быстрей другой)

Воспитатель: Все на свете дети знают

                       Звуки разные бывают

                       Журавлей прощальный клекот

                       Самолета громкий рокот,

                       Гул машины во дворе.

                       Лай собаки в конуре,

                       Стук колес и шум станка

                       Тихий шелест ветерка.

                       Это звуки – шумовые.

                     

М.р: Только есть еще другие: не шуршащие, не стуки- музыкальные есть звуки.

В любом музыкальном инструменте что-нибудь дрожит, поэтому он звучит. Послушайте и скажите, звук какого музыкального инструмента вы слышите?

Слушание записи «Музыка шарманки»

Показ слайдов №10, №11 «Шарманщик»

М.р: Это шарманщик , а в руках у него  старинный музыкальный инструмент - шарманка. Звук у шарманки появлялся тогда, когда шарманщик крутил ручку. Мы сейчас с вами возьмем музыкальные инструменты, звучание которых похожи на звуки шарманки и исполним музыку Дмитрия Шостаковича «Шарманка»  

3.7 «Шарманка» Д. Шостакович

4. Итог  занятия

М.р: сегодня, ребята, вы услышали очень много разных звуков. Давайте вспомним, какие звуки вы слышали.

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось на занятии?

М.р: Какое задание было самое трудное для вас?

(похвалить детей)

М.р: Ребята, вы сегодня были очень внимательны, все старались и задания выполняли правильно.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в свою группу, мы еще не раз побываем с вами в этой чудесной стране.

4.1 «До свидания» Е. Железновой

М.р: До новых встреч!

Под музыку дети выходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия «Страна музыкальных звуков»

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы  «Страна музыкальных звуков»...

Конспект открытого занятия в старшей группе «В стране волшебных звуков»

Развиваем у детей интерес к речи как к особому объекту познания: к звучанию слова, его звуковой форме....

Мультимедийное занятие "В стране волшебных звуков".

Конспект музыкального занятия в детском саду составила Подзолкова Елена Михайловна, музыкальный руководитель МАДОУ  «Детский сад № 21 «Алёнка», для детей старшего дошкольного во...

Мультимедийная разработка. Музыкальное занятие "В стране волшебных звуков".

Конспект музыкального занятия в детском саду составила Могилина Раиса Олеговна, музыкальный руководитель МАДОУ  «Детский сад № 21 «Алёнка», для детей старшего дошкольного возрас...

Занятие по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста" Путешествие в страну волшебных звуков"

Цель занятие по развитию фонематического восприятия  у детей дошкольного возвраста :научить детей распознавать звуки и выделять их.определять место звука в названии предмета....

«Путешествие в страну волшебных звуков». (Занятие для детей старшей группы)

Цель занятия: используя шуршащие, стучащие и звенящие предметы, музыкальные инструменты, развивать тембровый и ритмический слух у детей; развивать способность к элементарной импровизации, ассоциа...