Главные вкладки

    музыкальное занятие "В стране волшебных звуков"
    план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

    музыкальное занятие для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи. Занятие по развитию представлений детей о шумовых и музыкальных звуках. дети учатся играть на музыкальных инструментах, внимательно слушать музыку, исполняя соответствующие движения. на занятии используются дидактические пособия и игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doc_1.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Корнеева Наталья Викторовна музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №162 г. Архангельска, высшая квалификационная категория

    Конспект музыкального занятия 

    Тема занятия: «В стране волшебных звуков»

    Форма занятия: Фронтальная

    Вид занятия: Доминантное (раздел «Слушание» - преобладающий вид музыкальной деятельности, который помогает развивать у детей с ТНР музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением звуков)

    Возрастная группа: подготовительная группа для детей с ТНР(тяжелым нарушением речи)

    Цель: Обогащать представление детей о шумовых и музыкальных звуках.

    Задачи:

    Образовательные: 

    1. учить детей играть на детских музыкальных инструментах
    2.  учить детей внимательно слушать музыку, выполняя соответствующие движения

    Развивающие :

    1. Развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением

    Воспитательные:

    1. Воспитывать у детей коммуникативные навыки

    Коррекционные:

    1. Коррекция слухового восприятия на основе узнавания и различения

    Методы и приемы обучения, оборудование.

    Методы

    Приемы

    Оборудование

    Наглядный

    Наглядно-зрительный

    Схема, слайды презентации, карточки к игре»Тихо вокруг», музыкальные инструменты, музыкально-дидактическое пособие «Большие и маленькие машины»

    Наглядно - слуховой

    Фонограммы, фортепиано

    Словесный

    Инструкции, вопросы, разъяснение

    Схема, карточки к игре

    Практический

    Исполнение упражнений, игра на музыкальных инструментах, выполнение игрового задания

    Музыкальные инструменты, карточки к игре

    Репродуктивный

    Уточнение и воспроизведение воспринятого материала

    Слайды презентации

    Игровой

    Использование сюжета игры для организации детской деятельности

    Карточки к игре «Тихо вокруг», музыкально-дидактическое пособие «Большие и маленькие машины»

    Проблемного обучения

    Сопоставление, сравнение, выбор карточек , соответствующих содержанию произведения

    Карточки к игре «Тихо вокруг»

    Информационно - рецептивный

    Совместная деятельность педагога и детей

    Музыкальные инструменты

    Применение ТСО

    Музыкальный центр, диски, аудиокассета, мультимедийное оборудование

    Предварительная работа:

    Беседы воспитателей на прогулке «Шум улицы»

    Прослушивание в группе звучания музыкальных инструментов в дидактической игре «Определи музыкальный инструмент»

    Прослушивание различных шумов на занятиях с логопедом.

    Объяснение и значение слов: азбука «Морзе»

    Словарь: шарманщик, шумовые звуки, музыкальные звуки, транспорт, азбука «Морзе»

    Ход занятия: «В стране волшебных звуков»

    1.Организационный момент.

    Дети входят в зал, музыкальный руководитель приветствует детей песенкой – игрой, дети подпевают и выполняют соответствующие движения.

    1.1 Песенка – игра «Начнем урок» Е.Железнова

    2. Вводная часть.

    Введение в тему.

    М.р: Ребята,  сегодня мы отправимся с вами в мир волшебных звуков. Давайте  послушаем, как звучит тишина, хоть кажется нам, что она не слышна.

    Дети слушают тишину

    М.р:  Что вы слышите?

    Дети говорят, что они услышали.

    М.р: Вам было бы интересно жить в мире, где нет ни одного звука?

    Воспитатель: Ответом на вопрос будет стихотворение.

    2.1 Стихотворение «Звуки» А. Усачев

    Жизнь была бы страшно скучной,

    Если б жизнь была беззвучной.

    Как прекрасно слышать звук:

    Шум дождя и сердца стук!

    Мы кричим, смеемся, дышим,

    Мы слова и мысли слышим,

    Слышим даже тишину…

    Как гуляет кот по крыше,

    Как стучат за стенкой мыши,

    Волки воют на луну.

    Мир без звуков был бы грустный,

    Серый, скучный и «невкусный»!

    3. Основная часть.

    (внесение музыкальной шкатулки)

    М.р: Нас окружает  много звуков: шум автомобилей, голоса людей и животных, звуки работающих приборов и механизмов, музыкальные звуки и т.д. И сейчас, ребята, я вам загадаю загадки из моей волшебной шкатулки. Вы будете слушать, и отгадывать звучащие предметы.

    3.1 Игра  «Отгадай, что звучит»

    (Дети садятся на стулья перед ширмой. Музыкальный руководитель  достает из шкатулки различные звучащие предметы, а дети стараются отгадать звук предмета:  стеклянного стакана, железной крышки от кастрюли, деревянных кубиков, шуршание бумажкой, переливание воды)

    Показ слайда № 1.(Улица.)

    Слушание записи «Шум улицы»

    М.р: Как здесь шумно, куда это мы с вами попали? (на улицу)

    М.р: Послушайте,  какой транспорт едет по проезжей части дороги?

    Показ слайдов №2, №3   «Грузовой и легковой транспорт»

    Слушание записи «Звуки движущегося транспорта»

    М.р: Чем отличается звук большой машины от маленькой? (по динамике звучания)

    3.2 «Большие и маленькие машины» двигательное упражнение

    (Дети делятся на две подгруппы, берут приготовленные карточки с изображением больших и маленьких машин («Музыкально – дидактическое пособие «Большие и маленькие машины». На громкую музыку выполняют движения дети у которых карточки с большими машинами. На тихую музыку – с маленькими машинами)

    М.р:  Послушаете и скажите, что вы слышите сейчас? Если правильно угадаете, то на экране появиться ответ.

    Слушание записи «Шум дождя»

    Показ слайда №4 «Дождь»

    Воспитатель: Давайте, ребята. покажем как капает дождик.

    3.3 Массаж    «Дождик» муз. Е. Попляновой

    (Дети выстраиваются в шеренгу друг за другом и выполняют легкие постукивания по спине друг друга под пение музыкального руководителя)

    М.р: Очень внимательно прислушайтесь ребята, что вы слышите сейчас?

    Слушание записи «Шелест листьев»

    Показ слайда №5 «Осенние листья»

    Воспитатель:  Шуршат осенние кусты,

               Шуршат на дереве листы.

    Показ слайда №6 «Зима»

    Слушание записи «Вьюга. Метель»

    М.р: Что вы ребята услышали?

    Показ слайда №7 «Метель»

    Воспитатель:  Метель гудит, в трубе шумит.

               Очень страшно одному,

               А метель все «У-у» да У-у»

    М.р: Давайте с помощью голоса изобразим завывание вьюги. (внесение схемы)

    3.4 Голосовое упражнение «Завывание вьюги» 

    ( дети выполняют голосовое упражнение по звуковой схеме. Музыкальный руководитель показывает движение голоса на схеме)

    М.р: Отправляемся на прогулку в лес.

    Показ слайда №8 «Лес»

    М.р: Послушайте, кто издает звук в лесу?

    Слушание записи «Дятел. Звук по дереву»

    Показ слайда №9 «Дятел на дереве»

    М.р: Давайте поможем дятлу разослать телеграммы птицам в теплые страны. Эта телеграмма состоит из долгих и коротких звуков.

    М.р: Давайте  озвучим весеннюю телеграмму с помощью музыкальных инструментов.

    3.5 «Весенняя телеграмма» В.Суслов

    ( детям раздают музыкальные инструменты, с помощью которых дети выполняют ритмический рисунок, проговаривая слова в конце строчки)

    Дятел сел на толстый сук – тук да тук.

    Всем друзьям своим на юг – тук да тук.

    Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,

    Что весна уже идет – туки -тук, туки-тук,

    Что растаял снег вокруг - туки-туки-тук,

    Что подснежники вокруг - туки-туки-тук.

    Дятел зиму зимовал – тук да тук,

    В жарких странах не бывал – тук да тук.

    И понятно, почему – скучно дятлу одному.

    М.р: А сейчас я предлагаю вам интересную игру. Нужно послушать внимательно песню и по окончании   выбрать нужные карточки по тексту песни.

    3.6  Игра «Тихо вокруг» Г.Анисимова  

    ( Дети делятся на две подгруппы,  раскладываются карточки. Дети слушают песню, исполняемую музыкальным руководителем. По окончании песни  быстро и тихо находят карточки с соответствующим изображением. Выигрывает та подгруппа детей, которая выполнит задание быстрей другой)

    Воспитатель: Все на свете дети знают

                           Звуки разные бывают

                           Журавлей прощальный клекот

                           Самолета громкий рокот,

                           Гул машины во дворе.

                           Лай собаки в конуре,

                           Стук колес и шум станка

                           Тихий шелест ветерка.

                           Это звуки – шумовые.

                         

    М.р: Только есть еще другие: не шуршащие, не стуки- музыкальные есть звуки.

    В любом музыкальном инструменте что-нибудь дрожит, поэтому он звучит. Послушайте и скажите, звук какого музыкального инструмента вы слышите?

    Слушание записи «Музыка шарманки»

    Показ слайдов №10, №11 «Шарманщик»

    М.р: Это шарманщик , а в руках у него  старинный музыкальный инструмент - шарманка. Звук у шарманки появлялся тогда, когда шарманщик крутил ручку. Мы сейчас с вами возьмем музыкальные инструменты, звучание которых похожи на звуки шарманки и исполним музыку Дмитрия Шостаковича «Шарманка»  

    3.7 «Шарманка» Д. Шостакович

    4. Итог  занятия

    М.р: сегодня, ребята, вы услышали очень много разных звуков. Давайте вспомним, какие звуки вы слышали.

    Воспитатель: А что вам больше всего понравилось на занятии?

    М.р: Какое задание было самое трудное для вас?

    (похвалить детей)

    М.р: Ребята, вы сегодня были очень внимательны, все старались и задания выполняли правильно.

    Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в свою группу, мы еще не раз побываем с вами в этой чудесной стране.

    4.1 «До свидания» Е. Железновой

    М.р: До новых встреч!

    Под музыку дети выходят из зала.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

    Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....

    Конспект занятия "Страна волшебная - здоровье" с детьми старшей группы

    Конспект занятия"Страна волшебная - здоровье" с детьми старшей группы...

    Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

    Цель:• Обучение детей вместе со взрослым пересказывать сказку “Кот, петух и лиса”.• Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.• Способствовать ул...

    Конспект занятия "Страна волшебная-здоровья".

    Конспект по формированию основ здорового образа жизни для старшей группы детского сада....

    Конспект музыкального занятия «Страна музыкальных звуков»

    Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы  «Страна музыкальных звуков»...

    Конспект открытого занятия в старшей группе «В стране волшебных звуков»

    Развиваем у детей интерес к речи как к особому объекту познания: к звучанию слова, его звуковой форме....