долгосрочный проект "Пластилиновое чудо"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Долгосрочный проект «Пластилиновое чудо» во второй младшей группе «Землянички»

Проект реализуется один раз в неделю (вторник) с сентября2015 г. по июнь 2016 г.

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Пластилинография  представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

 Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.Занятия кружка ”Пластилиновое чудо” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

-реализуют познавательную активность;

- обогащают свой словарь;  

- стимулирует их речевую активность;

-вызывает речевое подражание;

-формирование и активизации словаря,

-пониманию ребенком речи окружающих.

 -знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

- у детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

- развивают сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.

- у детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.

- накопления социокультурного опыта ребенка

            Цель: развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

            Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

месяц

Тема занятия

цель

задачи

материал

 

 

 

 

 

 

 

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Техника безопасности.

 Правила работы

 с атрибутами.

«Жил на свете кот

котишка по прозванью

хитрый Тишка».

 

 

 

 

 

 

Учить детей

рисовать

усы в технике пластилинографии.

За

И  Заинтересовать  детей новым способом

изображения – пластилинографией, изображая  по картинке  кот - усы,  полоски на голове, туловище  из  пластилина, раскатанного  прямыми  движениями.

  Формировать обобщенное понятие о домашних животных- кошки живут дома, бывают разных окрасов , имеют когти, усы и т.д.        Развивать умения находить связи между формами реального и изображаемого животного, передавать их природные особенности и цвет.

 

- силуэтное

изображение

котика;

- пластилин

черного цвета

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Украсим кукле платье

 

     

 

 

 

 

 

 

Учить детей украшать платье  в  технике  пластилинографии.

 

  Развивать умения  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

Продолжать обучать  прикреплять ” горошины” на  расстоянии друг от друга.

Развивать  мелкую моторику пальцев.

 

 

- силуэт платья;

-пластилин: красный, желтый, зелёный, синий;

- кукла в нарядном платье.

 

 

 

 

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

Вышла курочка гулять свежей травки пощипать...

 

 

  

 

 

 

 

 

Учить детей рисовать “травку”  в  технике  пластилинографии.

 

  Развивать умения  детей приему  размазывания, т. е. надавливания на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки.

 Продолжаем обучать  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска.

Развивать согласованность в работе обеих рук.

 Воспитывать желание работать самостоятельно.

 

 -листы

 бумаги с изображением цыплят;

- шарики зеленого

 цвета;

-игрушка курочка.

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Листопад.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить детей рисовать осенние листочки  в  технике  пластилинографии.

 

Учить приёму - размазывания (в разных направлениях).

 Продолжаем обучать  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина   и

   использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

 Развивать  мелкую моторику пальцев.

 Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

 

 

- силуэтное изображение дерева;

-пластилин:

желтый,

красный,

зелёный;

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

Воздушные шары.

 

У   Упражнять  детей в раскатывании комочков пластилина кругообразными движениями

   помочь преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми  движениями ладоней.

   Показать детям, как прикреплять готовую форму на горизонтальную плоскость путем равномерного  расплющивания по поверхности основы.  Развивать эстетическое и образное восприятие.

- воздушные шары;

- силуэтное

изображение

воздушные шары; пластилин: красный, желтый, зелёный, синий;

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 Консервирование овощей.

 

 

 

 

 

 

Учить детей создавать овощи  в  технике  пластилинографии

  Развивать умения  детей прикреплять готовую форму на плоскость  и путем равномерного расплющивания пластилина по поверхности основы ( круг и овал).

Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте.
Обобщать представления детей об овощах,  их характерных особенностях.
 

 

- силуэтное изображение

банки  с изображением

помидор и огурцов;

- пластилин:

красный,

зелёный.

 

 

 

7

 

Кусочек арбуза с семечками.

 

 

Учить детей рисовать

кусочек арбуза с семечками в  технике  пластилинографии.

 

 

      Развивать  умение скатывать

 И  из  пластилина шарики и раскладывать их на силуэте.

     Развивать  мелкую моторику пальцев.

 Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

 

 

 

- кукла в нарядном платье;

- силуэт платья;

-пластилин: красный, желтый, зелёный, синий.

 

 

 

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

 

 

 

 

8

 

 

 

Шубка  для ежиков

 

 

 

 

 

Учить детей передавать образ ежика в технике пластилинографии.

Обучать детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска.

«Размазывать иголочки» на ограниченном пространстве.

3.Воспитывать отзывчивость 

 

- силуэтное

изображение ёжика;

- пластилин

чёрный.

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

Мячики для Тани

Учить детей закрашивать мячик  в  технике  пластилинографии.

 

 Развивать  умение  детей способом размазывания закрашивать мячик.

 Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

Развивать согласованность в работе обеих рук.

Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается

 

 

- силуэтное

изображение

куклы;

- пластилин:

красный,

зелёный

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

Мячики для котенка.

Учить детей создавать мячики для котенка   в  технике  пластилинографии

 Развивать  умение   детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

 Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями.

 Продолжать учить использовать несколько цветов пластилина.

 Развивать мелкую моторику пальцев.

 Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином

- силуэтное

изображение

котёнка;

- пластилин:

красный,

зелёный;

- игрушка котёнка.

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

Звездное небо.

(месяц, звезды)

 

 

Учить детей создавать образ звёздного неба   в  технике  пластилинографии.

 

       Передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.

   Упражнять  в навыках работы с пластилином, изображая картинку на горизонтальной поверхности: раскатывание комочков прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

   Закреплять умение делить готовую форму на мелкие части     и скатывать из них шарики кругообразными движениями на плоскости. Стимулируя активную работу пальцев.

 Развивать композиционное и пространственное  

восприятие.      

- картинка звёздного

 неба;

-пластилин:

желтого,

белого цвета;

картон синего цвета.

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

Солнышко  проснулось, деткам улыбнулось

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить детей создавать образ солнышка   в  технике  пластилинографии.

 

 

       Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать, переживать персонажам, желание помогать им.

   Передавать образ солнышка, совершенствуя  умения детей  скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Закреплять  прием сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

  Поддерживать в детях  желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации   

 - силуэтное

изображение

солнышка;

- пластилин:

желтый;

 -иллюстрация солнышка.

 

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

Шубка для зайчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить детей закрашивать зайчика  в  технике  пластилинографии.

 

  

  Развивать  умение     детей способом  размазывания  видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю.

 Развивать согласованность в работе обеих рук.

 Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

 

- силуэтное

изображение

зайчика;

 - пластилин

белого цвета.

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 Снеговик.

 

 

 .

Учить детей создавать образ снеговика   в  технике  пластилинографии.

 

 

Развивать  умение    детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.

 Продолжать обучать детей размазывать пластилин  по всей основе, не выходя за контур.

 Развивать согласованность в работе обеих рук.

 

 

 - силуэтное

изображение снеговика;

- пластилин белого цвета,

-снеговик

 

15

 

 

 

Зима.

Елочка в снегу.

  

Учить детей создавать образ  ёлочной ветки  в  технике  пластилинографии

 С   Способствовать расширению знаний детей о многообразии растительного  мира.

   

   Продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности цвет,  материал, композиция.

    Укреплять познавательный интерес к природе.  

 

 - силуэтное

изображение  веточки ёлки

и снегиря ;

- пластилин

зелёного цвета,

 - игрушка

ёлочка.

 

 

 

 

16

 

 

 

Бусы  для куклы 

 Люси

 

 

Учить детей рисовать

бусы  в  технике  пластилинографии.

 

 

Ра   Развивать  умение скатывать

 И  из  пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части,  лепить шарики мелкого размера, скатывая их  кругообразными  движениями пальцев рук.

  Закреплять  умения детей располагая элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету.  

 - кукла в нарядном платье;

- силуэт платья;

-пластилин: красный, желтый, зелёный, синий

 

17

Котенок рассыпал клубочки

Учить детей завершать рисунок  в  технике  пластилинографии.

 

П   Показать   новый  прием  скатывания

 

 

 

 П   пластилиновых столбиков  в  завиточки  по спирали (клубочки).

   Продолжать развивать интерес  к новым способам лепки.

   Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями    прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для  придания предмету необходимой длины.   Развивать мелкую моторику рук.

- силуэтное

изображение

котёнка;

- пластилин:

красный,

зелёный;

- игрушка котёнка

Я

Н

В

А

Р

Ь

18

Вот поезд наш едет, колеса стучат…

Учить детей создавать колеса для поезда в  технике  пластилинографии

Развивать  умение детей прикреплять готовую форму на плоскости в нужном месте.

Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями.

 Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

  

        

-изображение поезда с вагончиками, который едет по рельсам;

- пластилин:

красный,

зелёный,

синий.

 

19

 Лошадка.

 

Учить детей завершать рисунок  в  технике  пластилинографии.

 

 Развивать умение детей самостоятельно  с помощью приема  размазывания завершать  рисунок.

 Закреплять умение размазывать линии в разных направлениях.

 Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

 

 

- силуэтное

изображение

лошадки;

- пластилин:

черного цвет,

- игрушка лошадка.

 

20

  Щенок  играет в мяч.

 

 

  

 Учить детей создавать мячик  для

щенка   в  технике  пластилинографии

     Показать детям  способ обведения контура рисунка  пластилином ( тонкой линией, либо жгутиком), затем  заполнения его ,   дополняя деталями , отражающими характерные особенности  строения животного.   Стремиться к  изображению законченного сюжета

- силуэтное

изображение

 щенка;

- пластилин:

 желтого и зелёного

 цвета,

- игрушка собачка.

 

 

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

 

21

Ягодка за ягодкой

Учить детей рисовать “ягодки”  в  технике  пластилинографии.

 

Развивать умение детей самостоятельному приему надавливания

Развивать согласованность в работе обеих рук.

 Воспитывать желание работать самостоятельно.

 

 

- силуэтное

изображение

веточки с листьями   и нарисован -ными ягодами;

- пластилин:

красный.

 

 

 22

 Подводное царство.

 

 

 

       

Учить детей рисовать рыбок и водоросли  в  технике  пластилинографии.

 

 Развивать умение детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки.

 Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме.

  Развитие мелкой моторики рук.

 Учить доводить дело до конца.

 

 

-изображение  морского дна (водоросли, камни);

- пластилин:

желтый,

зелёный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

Кудряшки для овечки.

 

 

 

 

Цель:

Учить детей создавать кудряшки для овечки  в  технике  пластилинографии.

 

Развивать умение детей 

создания “кудряшек  у овечки.   

Закреплять умение детей прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом.

 Развивать согласованность   работе обеих рук.

 Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

 

 

- силуэтное

изображение

овечки;

- пластилин

белого цвета.

 

24

 Букет для мамы

 

 

      

Учить детей создавать букет для мамы   в  технике пластилинографии.

 

 Развивать умение создавать композицию  на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт вазона. Закреплять прием  вдавливания.

 Развивать мелкую моторику пальцев

 Воспитывать отзывчивость, доброту, умение оказывать помощь другу.

- силуэтное изображение  вазы;

-пластилин

желтого и красного цвета.

 

 

А

П

Р

Е

Л

Ь

 

  25

 

Цветочная клумба

 

 

2

занятия

 

 

Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость.  

 

 Развивать умение самостоятельно размазывать пластилиновый шарик  на цветке.

 Продолжать развивать у  детей умение изображать предметы на большом пространстве листа. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

 

- силуэтное изображение клумбы с цветами;

- пластилин

желтого, красного и синего

 цвета.

 

 

 

26

 

Подружки для Золотой рыбки.

 

 

2

занятия

 

 

 

Учить детей создавать образ  рыбки в  технике  пластилинографии

Развивать умение приемом размазывания закрашивать  рыбку.

Продолжать обучать скатывать кусочки пластилина кругообразными движениями между пальчиками.

 Приучаем детей к усидчивости и аккуратности.

 

     

- игрушка рыбки;

- силуэтное

изображение аквариума с

рыбками;

- пластилин

желтого, черного цвета.

 

 27

Наш друг – светофор

Учить детей создавать светофор  в  технике  пластилинографии

 Развивать умение детей создавать изображение светофора, прикрепляя друг под другом на равном расстоянии  готовую форму.

 Приучать детей к усидчивости и аккуратности.

 

 

- силуэтное изображение светофора;

- пластилин

желтого, красного и зеленого

 цвета.

 

М

А

Й

 

28

Рыбка

Учить детей создавать образ  рыбки в  технике  пластилинографии

Развивать умение приемом размазывания закрашивать  рыбку.

Продолжать обучать скатывать кусочки пластилина кругообразными движениями между пальчиками.

 

- силуэтное

изображение аквариума;

- пластилин

желтого, черного и коричного цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 30

 Одуванчики цветы, словно солнышко желты

 

Учить детей создавать одуванчики цветы  в  технике пластилинографии.

 

 Развивать умение детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа.  

 

силуэтное изображение одуванчика;

- пластилин

желтого

 

 31

 Ромашки для мамы

 

Учить детей создавать букет ромашек   в  технике   пластилинографии

 Развивать умение создавать композицию  на основе готовых элементов (лепестки ромашек), вдавливая их вокруг середки цветка. Закреплять прием вдавливания.

 Развивать мелкую моторику пальцев.

 Воспитывать отзывчивость, доброту.

 

 

- приклеенные ватные палочки

 в виде цветка,

стебель с листьями;

-пластилин

желтого цвета   цвета

 

 32

Тюльпан.

 

Учить детей создавать  цветы  тюльпаны  в  технике пластилинографии

 Развивать умение детей  наносить пластилин на контур.

Закреплять умение детей прикреплять пластилиновые шарики и вдавливать их на контуре.

 Воспитывать отзывчивость, доброту.

 

 

силуэтное изображение тюльпана;

-пластилин

желтого и красного цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковые игры.

 

 

 

Божья       коровка                                                        

Божья коровка по ладошке ползёт,
Божья коровка счастье

 несёт,
Божья коровка на травку села,
Божья коровка – раз,

улетела

Пятнышки есть у божьей коровки.

Давайте погладим ее по головке!

 И пятнышки вместе

Мы посчитаем,

Сколько на крылышке каждом,

Узнаем.

 

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки

Подушечками пальцев, постукиваем по столу

Птички весело клюют

Нам горошки не дают

клюём

Дайте мне горошину

Складываем руки лодочкой и просим

Я такой хороший.

Гладим себя по головке

 

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его) Это я, я, я!

 

Колесо вращаю я,

Кисти рук сжаты и вращаются.

Быстро движется игла.

На машинке швейной ловко

Стучим пальчиками по столу

Научилась шить сама.

Протягиваем руки

 

 

Руки поднимите яблоко сорвите ( поочередно поднимаем руки)

Стал ветер веточку качать ( качание руками из стороны в сторону)

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву ( прыжки на месте, одновременно поднимая руки)

 

 

 

Ягодка по ягодке

Я кладу в корзинку.

Ягодка по ягодке

Спелую малинку.

Левой рукой изобразите ветку с ягод. Для этого расслабьте кисть, пальцы опустите вниз Пальцами правой руки «снимайте» с веточек ягоды

 

У меня в корзинке

Ягодка малинка,

А у тебя что?

Поставьте ладони вертикально. Переплетите между собой все пальцы, кроме больших. Большие пальцы поднимите и соедините — получилась «ручка корзины».

Мы листочки -2 раз

Мы осенние листочки

Мы на дереве висели

Ветер дунул ууууууу полетели

Мы летали-2 раз

И под дерево упали.

 

 

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками, как ножками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками), зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце (показываем, как черпаем воду и пьём).

 

 

Дайте нам лопатки,
Мы вскопаем грядки,
Скоро вырастет арбуз
Сладкий – гладкий - прибоьшой.

 

 

Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей!
(руки вытянуты, ладоши вниз)
Дождинки пляшут,
(потрясти руками, потопать ногами)
Как живые,
Пей, травка, пей!
И травка, склоняясь к земле, Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(наклониться, присесть)
 

 

Ежик маленький замерз

И в клубок свернулся

Солнце ежика согрело

Ежик развернулся

 

По сухой лесной дорожке

Топ-топ топочут ножки

(стоим топаем)

Ходит бродит вдоль дорожек

Весь в иголках чёрный ежик( подняли руки, показываем иголки)

 

Снег руками собирали

Наши пальчики устали

Энергично сжимать и разжимать пальцы

Мы их будем растирать

Мы их будем согревать

Энергично потирать ладонь о ладонь

 

По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_plastilinografiya.docx49.22 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект «Пластилиновое чудо» во второй младшей группе «Землянички»

Проект реализуется один раз в неделю (вторник) с сентября2015 г. по июнь 2016 г.

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Пластилинография  представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

 Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.Занятия кружка ”Пластилиновое чудо” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

-реализуют познавательную активность;

- обогащают свой словарь;  

- стимулирует их речевую активность;

-вызывает речевое подражание;

-формирование и активизации словаря,

-пониманию ребенком речи окружающих.

 -знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

- у детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

- развивают сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.

- у детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.

- накопления социокультурного опыта ребенка

            Цель: развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

            Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

месяц

Тема занятия

цель

задачи

материал

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Техника безопасности.

 Правила работы

 с атрибутами.

«Жил на свете кот

котишка по прозванью

хитрый Тишка».

Учить детей

рисовать

усы в технике пластилинографии.

За

И  Заинтересовать  детей новым способом

изображения – пластилинографией, изображая  по картинке  кот - усы,  полоски на голове, туловище  из  пластилина, раскатанного  прямыми  движениями.

  Формировать обобщенное понятие о домашних животных- кошки живут дома, бывают разных окрасов , имеют когти, усы и т.д.        Развивать умения находить связи между формами реального и изображаемого животного, передавать их природные особенности и цвет.

- силуэтное

изображение

котика;

- пластилин

черного цвета

 

2

Украсим кукле платье

     

Учить детей украшать платье  в  технике  пластилинографии.

  Развивать умения  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

Продолжать обучать  прикреплять ” горошины” на  расстоянии друг от друга.

Развивать  мелкую моторику пальцев.

 

- силуэт платья;

-пластилин: красный, желтый, зелёный, синий;

- кукла в нарядном платье.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

 3

Вышла курочка гулять свежей травки пощипать...

 

Учить детей рисовать “травку”  в  технике  пластилинографии.

  Развивать умения  детей приему  размазывания, т. е. надавливания на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки.

 Продолжаем обучать  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска.

Развивать согласованность в работе обеих рук.

 Воспитывать желание работать самостоятельно.

 

 -листы

 бумаги с изображением цыплят;

- шарики зеленого

 цвета;

-игрушка курочка.

4

Листопад.

 

Учить детей рисовать осенние листочки  в  технике  пластилинографии.

Учить приёму - размазывания (в разных направлениях).

 Продолжаем обучать  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина   и

   использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

 Развивать  мелкую моторику пальцев.

 Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

 

- силуэтное изображение дерева;

-пластилин:

желтый,

красный,

зелёный;

5

Воздушные шары.

У   Упражнять  детей в раскатывании комочков пластилина кругообразными движениями

   помочь преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми  движениями ладоней.

   Показать детям, как прикреплять готовую форму на горизонтальную плоскость путем равномерного  расплющивания по поверхности основы.  Развивать эстетическое и образное восприятие.

- воздушные шары;

- силуэтное

изображение

воздушные шары; пластилин: красный, желтый, зелёный, синий;

   

6

 Консервирование овощей.

Учить детей создавать овощи  в  технике  пластилинографии

  Развивать умения  детей прикреплять готовую форму на плоскость  и путем равномерного расплющивания пластилина по поверхности основы ( круг и овал).

Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте.
Обобщать представления детей об овощах,  их характерных особенностях.

- силуэтное изображение

банки  с изображением

помидор и огурцов;

- пластилин:

красный,

зелёный.

 

7

Кусочек арбуза с семечками.

Учить детей рисовать

кусочек арбуза с семечками в  технике  пластилинографии.

      Развивать  умение скатывать

 И  из  пластилина шарики и раскладывать их на силуэте.

     Развивать  мелкую моторику пальцев.

 Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

 

- кукла в нарядном платье;

- силуэт платья;

-пластилин: красный, желтый, зелёный, синий.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

8

Шубка  для ежиков

 

Учить детей передавать образ ежика в технике пластилинографии.

Обучать детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска.

«Размазывать иголочки» на ограниченном пространстве.

3.Воспитывать отзывчивость  

- силуэтное

изображение ёжика;

- пластилин

чёрный.

9

 

Мячики для Тани

Учить детей закрашивать мячик  в  технике  пластилинографии.

 Развивать  умение  детей способом размазывания закрашивать мячик.

 Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

Развивать согласованность в работе обеих рук.

Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается

 

- силуэтное

изображение

куклы;

- пластилин:

красный,

зелёный

 

10

Мячики для котенка.

Учить детей создавать мячики для котенка   в  технике  пластилинографии

 Развивать  умение   детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

 Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями.

 Продолжать учить использовать несколько цветов пластилина.

 Развивать мелкую моторику пальцев.

 Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином

- силуэтное

изображение

котёнка;

- пластилин:

красный,

зелёный;

- игрушка котёнка.

11

Звездное небо.

(месяц, звезды)

Учить детей создавать образ звёздного неба   в  технике  пластилинографии.

       Передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.

   Упражнять  в навыках работы с пластилином, изображая картинку на горизонтальной поверхности: раскатывание комочков прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

   Закреплять умение делить готовую форму на мелкие части     и скатывать из них шарики кругообразными движениями на плоскости. Стимулируя активную работу пальцев.

 Развивать композиционное и пространственное  

восприятие.      

- картинка звёздного

 неба;

-пластилин:

желтого,

белого цвета;

картон синего цвета.

 

12

Солнышко  проснулось, деткам улыбнулось

 

 

Учить детей создавать образ солнышка   в  технике  пластилинографии.

 

       Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать, переживать персонажам, желание помогать им.

   Передавать образ солнышка, совершенствуя  умения детей  скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Закреплять  прием сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

  Поддерживать в детях  желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации   

 - силуэтное

изображение

солнышка;

- пластилин:

желтый;

 -иллюстрация солнышка.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

13

Шубка для зайчика.

 

Учить детей закрашивать зайчика  в  технике  пластилинографии.

 

  Развивать  умение     детей способом  размазывания  видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю.

 Развивать согласованность в работе обеих рук.

 Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

- силуэтное

изображение

зайчика;

 - пластилин

белого цвета.

 

14

 Снеговик.

 .

Учить детей создавать образ снеговика   в  технике  пластилинографии.

 

Развивать  умение    детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.

 Продолжать обучать детей размазывать пластилин  по всей основе, не выходя за контур.

 Развивать согласованность в работе обеих рук.

 - силуэтное

изображение снеговика;

- пластилин белого цвета,

-снеговик

15

Зима.

Елочка в снегу.

 

Учить детей создавать образ  ёлочной ветки  в  технике  пластилинографии

 С   Способствовать расширению знаний детей о многообразии растительного  мира.

   

   Продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности цвет,  материал, композиция.

    Укреплять познавательный интерес к природе.  

 - силуэтное

изображение  веточки ёлки

и снегиря ;

- пластилин

зелёного цвета,

 - игрушка

ёлочка.

16

 

Бусы  для куклы 

 Люси

 

Учить детей рисовать

бусы  в  технике  пластилинографии.

Ра   Развивать  умение скатывать

 И  из  пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части,  лепить шарики мелкого размера, скатывая их  кругообразными  движениями пальцев рук.

  Закреплять  умения детей располагая элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету.  

 - кукла в нарядном платье;

- силуэт платья;

-пластилин: красный, желтый, зелёный, синий

17

Котенок рассыпал клубочки

Учить детей завершать рисунок  в  технике  пластилинографии.

 

П   Показать   новый  прием  скатывания

 П   пластилиновых столбиков  в  завиточки  по спирали (клубочки).

   Продолжать развивать интерес  к новым способам лепки.

   Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями    прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для  придания предмету необходимой длины.   Развивать мелкую моторику рук.

- силуэтное

изображение

котёнка;

- пластилин:

красный,

зелёный;

- игрушка котёнка

Я

Н

В

А

Р

Ь

18

Вот поезд наш едет, колеса стучат…

Учить детей создавать колеса для поезда в  технике  пластилинографии

Развивать  умение детей прикреплять готовую форму на плоскости в нужном месте.

Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями.

 Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

   

         

-изображение поезда с вагончиками, который едет по рельсам;

- пластилин:

красный,

зелёный,

синий.

19

 Лошадка.

Учить детей завершать рисунок  в  технике  пластилинографии.

 Развивать умение детей самостоятельно  с помощью приема  размазывания завершать  рисунок.

 Закреплять умение размазывать линии в разных направлениях.

 Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

 

- силуэтное

изображение

лошадки;

- пластилин:

черного цвет,

- игрушка лошадка.

20

  Щенок  играет в мяч.

   

 Учить детей создавать мячик  для

щенка   в  технике  пластилинографии

     Показать детям  способ обведения контура рисунка  пластилином ( тонкой линией, либо жгутиком), затем  заполнения его ,   дополняя деталями , отражающими характерные особенности  строения животного.   Стремиться к  изображению законченного сюжета

- силуэтное

изображение

 щенка;

- пластилин:

 желтого и зелёного

 цвета,

- игрушка собачка.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

21

Ягодка за ягодкой

Учить детей рисовать “ягодки”  в  технике  пластилинографии.

Развивать умение детей самостоятельному приему надавливания

Развивать согласованность в работе обеих рук.

 Воспитывать желание работать самостоятельно.

 

- силуэтное

изображение

веточки с листьями   и нарисован -ными ягодами;

- пластилин:

красный.

 22

 Подводное царство.

       

Учить детей рисовать рыбок и водоросли  в  технике  пластилинографии.

 Развивать умение детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки.

 Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме.

  Развитие мелкой моторики рук.

 Учить доводить дело до конца.

 

-изображение  морского дна (водоросли, камни);

- пластилин:

желтый,

зелёный.

 

 

 

23

Кудряшки для овечки.

 

Цель:

Учить детей создавать кудряшки для овечки  в  технике  пластилинографии.

Развивать умение детей  

создания “кудряшек  у овечки.  

Закреплять умение детей прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом.

 Развивать согласованность   работе обеих рук.

 Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

 

- силуэтное

изображение

овечки;

- пластилин

белого цвета.

24

 Букет для мамы

     

Учить детей создавать букет для мамы   в  технике пластилинографии.

 Развивать умение создавать композицию  на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт вазона. Закреплять прием  вдавливания.

 Развивать мелкую моторику пальцев

 Воспитывать отзывчивость, доброту, умение оказывать помощь другу.

- силуэтное изображение  вазы;

-пластилин

желтого и красного цвета.

А

П

Р

Е

Л

Ь

  25

Цветочная клумба

2

занятия

Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость.  

 Развивать умение самостоятельно размазывать пластилиновый шарик  на цветке.

 Продолжать развивать у  детей умение изображать предметы на большом пространстве листа. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

 

- силуэтное изображение клумбы с цветами;

- пластилин

желтого, красного и синего

 цвета.

 

26

Подружки для Золотой рыбки.

2

занятия

Учить детей создавать образ  рыбки в  технике  пластилинографии

Развивать умение приемом размазывания закрашивать  рыбку.

Продолжать обучать скатывать кусочки пластилина кругообразными движениями между пальчиками.

 Приучаем детей к усидчивости и аккуратности.

 

     

- игрушка рыбки;

- силуэтное

изображение аквариума с

рыбками;

- пластилин

желтого, черного цвета.

 27

Наш друг – светофор

Учить детей создавать светофор  в  технике  пластилинографии

 Развивать умение детей создавать изображение светофора, прикрепляя друг под другом на равном расстоянии  готовую форму.

 Приучать детей к усидчивости и аккуратности.

- силуэтное изображение светофора;

- пластилин

желтого, красного и зеленого

 цвета.

М

А

Й

28

Рыбка

Учить детей создавать образ  рыбки в  технике  пластилинографии

Развивать умение приемом размазывания закрашивать  рыбку.

Продолжать обучать скатывать кусочки пластилина кругообразными движениями между пальчиками.

- силуэтное

изображение аквариума;

- пластилин

желтого, черного и коричного цвета.

 30

 Одуванчики цветы, словно солнышко желты

Учить детей создавать одуванчики цветы  в  технике пластилинографии.

 Развивать умение детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа.  

силуэтное изображение одуванчика;

- пластилин

желтого

 31

 Ромашки для мамы

Учить детей создавать букет ромашек   в  технике   пластилинографии

 Развивать умение создавать композицию  на основе готовых элементов (лепестки ромашек), вдавливая их вокруг середки цветка. Закреплять прием вдавливания.

 Развивать мелкую моторику пальцев.

 Воспитывать отзывчивость, доброту.

 

- приклеенные ватные палочки

 в виде цветка,

стебель с листьями;

-пластилин

желтого цвета   цвета

 32

Тюльпан.

Учить детей создавать  цветы  тюльпаны  в  технике пластилинографии

 Развивать умение детей  наносить пластилин на контур.

Закреплять умение детей прикреплять пластилиновые шарики и вдавливать их на контуре.

 Воспитывать отзывчивость, доброту.

 

силуэтное изображение тюльпана;

-пластилин

желтого и красного цвета.

Пальчиковые игры.

 

 

Божья       коровка                                                        

Божья коровка по ладошке ползёт,
Божья коровка счастье

 несёт,
Божья коровка на травку села,
Божья коровка – раз,

улетела

Пятнышки есть у божьей коровки.

Давайте погладим ее по головке!

 И пятнышки вместе

Мы посчитаем,

Сколько на крылышке каждом,

Узнаем.

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки

Подушечками пальцев, постукиваем по столу

Птички весело клюют

Нам горошки не дают

клюём

Дайте мне горошину

Складываем руки лодочкой и просим

Я такой хороший.

Гладим себя по головке

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его) Это я, я, я!

Колесо вращаю я,

Кисти рук сжаты и вращаются.

Быстро движется игла.

На машинке швейной ловко

Стучим пальчиками по столу

Научилась шить сама.

Протягиваем руки

Руки поднимите яблоко сорвите ( поочередно поднимаем руки)

Стал ветер веточку качать ( качание руками из стороны в сторону)

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву ( прыжки на месте, одновременно поднимая руки)

 

Ягодка по ягодке

Я кладу в корзинку.

Ягодка по ягодке

Спелую малинку.

Левой рукой изобразите ветку с ягод. Для этого расслабьте кисть, пальцы опустите вниз Пальцами правой руки «снимайте» с веточек ягоды

У меня в корзинке

Ягодка малинка,

А у тебя что?

Поставьте ладони вертикально. Переплетите между собой все пальцы, кроме больших. Большие пальцы поднимите и соедините — получилась «ручка корзины».

Мы листочки -2 раз

Мы осенние листочки

Мы на дереве висели

Ветер дунул ууууууу полетели

Мы летали-2 раз

И под дерево упали.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками, как ножками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками), зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце (показываем, как черпаем воду и пьём).

Дайте нам лопатки,
Мы вскопаем грядки,
Скоро вырастет арбуз
Сладкий – гладкий - прибоьшой
.

Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей!
(руки вытянуты, ладоши вниз)
Дождинки пляшут,
(потрясти руками, потопать ногами)
Как живые,
Пей, травка, пей!
И травка, склоняясь к земле, Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(наклониться, присесть)

Ежик маленький замерз

И в клубок свернулся

Солнце ежика согрело

Ежик развернулся

По сухой лесной дорожке

Топ-топ топочут ножки

(стоим топаем)

Ходит бродит вдоль дорожек

Весь в иголках чёрный ежик( подняли руки, показываем иголки)

Снег руками собирали

Наши пальчики устали

Энергично сжимать и разжимать пальцы

Мы их будем растирать

Мы их будем согревать

Энергично потирать ладонь о ладонь

По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Долгосрочный проект "Чудо - огород".

Детям интересно всё: откуда берётся, как растёт, как используется человеком. Овощи знакомы детям с самого младшего возраста, но вот самостоятельно выращенные овощи - это увлекательный процесс, который...

Долгосрочный проект в средней и старшей группе по экологии "Чудо-дерево".

Долгосрочный проект в средней и старшей группе по экологии "Чудо-дерево"....

Презентация по долгосрочному экологическому проекту "Чудо-дерево" в старшей группе.

Презентация по долгосрочному экологическому проекту "Чудо-дерево" в старшей группе....

Долгосрочный проект в подготовительной группе "Бабочки – красота и чудо природы!"

Долгосрочный проект в подготовительной группе "Бабочки – красота и чудо природы!"...

Долгосрочный проект «Чудо – сад» в средней группе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29372419","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]  Познавательно – исследовательский долгосрочный проект д...