Применение исследовательской познавательной деятельности в ходе реализации проектов
консультация (старшая группа) на тему

Головина Наталья Васильевна

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс. Познавательно -исследовательская деятельность в оде реализации проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Головина Наталья Васильевна

МБДО Подсинский детский сад «Радуга»

Тема: «Применение познавательно-исследовательской  деятельности  в ходе реализации проектов»

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило изменения в развитии системы образования. Психологи и педагоги считают, что ребенок рождается исследователем. Его любопытство,  стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире рассматриваются как  черты детского поведения.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».  Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

На протяжении последних двух лет я занимаюсь внедрением проектной деятельности  в образовательный процесс. За эти два года  я нашла много интересных способов организации и  реализации проектов. Одним из самых эффективных, является использование познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного  возраста.

Познавательно-исследовательская деятельность, создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности педагога и ребенка.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность входит в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Так как в дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесным, следовательно, для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ педагога об этой реальности. Интерес к исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Именно исследовательский метод способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, ведь через практические действия, проведения опытов ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решение проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом и найти новый вариант применения имеющихся знаний. Исследовательская деятельность позволяет ребенку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, проявления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства и определять закономерности, расширять представления об окружающем, связывая их в целую картину мира, тем самым формируя интегративные качества личности дошкольника.

               

 Работая в этом направлении, я  оборудовала уголок      экспериментирования, материалы, которого находятся в доступном для детей месте. Он постоянно пополняется  новыми материалами для экспериментирования, в соответствии с возрастом детей и их индивидуальными особенностями.

Для осуществления опытов и экспериментов имеются различные емкости, мерки, наборы для опытов.

 Дети совместно с родителями собрали различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.).

Большой интерес дети старшего дошкольного возраста проявляют к экспериментам с магнитами, природным электричеством, солнечной энергией, к экспериментам с фильтрованием воды.

Организацию познавательно-исследовательской деятельности планирую  по четырём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа, физические явления, рукотворный мир.

Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми вызываю интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечиваю мотивацией: тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора. Предлагаю детям доступный для возраста материал с рациональным соотношением известного и неизвестного.  Степень активности взрослого в старшем  дошкольном возрасте – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности.  Создаю доброжелательную обстановку и   вниманием и уважением отношусь ко всем мыслям и гипотезам  детей и учу этому детей.

Известно, достигнуть реализации  целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования через познавательно-исследовательскую деятельность нельзя без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. 
Опыт взаимодействия с родителями показывает, что  познавательно-исследовательская деятельность  интересна не только дошкольникам, но и их родителям. Дети рассказывают о своих открытиях родителям, а родители создают условия для проведения опытов дома,  дети ставят проблемы, выдвигают гипотезы и самостоятельно решают их.

В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями: оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки, оформляем  наглядную информацию в родительском уголке, проводим родительские собрания, консультации, мастер – классы,  открытые  НОД,  на которых показываем родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. Я пытаюсь донести до родителей,  что самые ценные и прочные знания  не те, что усвоены путем заучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Использую во взаимодействии с родителями анкетирование, с целью выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и в поддержании его познавательного интереса.

По результатам анкетирования увидели, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, способствуют совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков.

          Благодаря применению познавательно - исследовательской деятельности в ходе реализации проектов дети стали проявлять большую  любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными представлениями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут; обладают элементарными представлениями из области живой и неживой природы. Сотрудничество детей друг с другом в малых группах позволяет, развивать коммуникативные навыки,  речевое развитие, повышается самооценка ребёнка и уверенность в собственных силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»

Мы решили сделать серьёзный шаг в вопросе патриотического воспитания детей через прикосновение к истории своей семьи при активном участии родителей....

Доклад на тему: "Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ в ходе реализации проекта по речевому развитию младших дошкольников"

Детское чтение называют сегодня интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и ч...

Региональный компонент в изобразительной деятельности детей в ходе реализации проекта "Мой край родной"

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.Для совреме...

Опытно-экспериментальная деятельность в ходе реализации проекта.

Для работы пс воспитанниками по опытно-экспериментальной деятельности разработан  проект "Живые семена", где дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых ра...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»

Педагогическая технология«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»...

Проект "Воспитание у детей интереса и уважения к обычаям и традициям русского народа в ходе реализации проекта"

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно - продуктивной  и творческой деятел...