ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»
методическая разработка

Ноздрина Надежда Юрьевна

Педагогическая технология

«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_ped._tehnologii.docx588.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

города Губкина Белгородской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»

Автор: Ноздрина Н.Ю., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» города Губкина Белгородской области

Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольной образовательной организации должна стать реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», где выделяется трудовое воспитание детей. В ФГОС ДО трудовое воспитание дошкольников предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, через воспитание трудолюбия.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

В свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования трудовая деятельность должна проходить в форме совместной деятельности взрослого и ребенка с учетом его желаний и потребностей, включенности воспитателя деятельность наравне с детьми, добровольного присоединения детей к элементарной трудовой деятельности без психического дисциплинарного принуждения. Следовательно, важна мотивация детей к трудовой деятельности.

К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Труд детей в детском саду все чаще становится эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, так и у родителей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста перестало быть ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.

Проведенный  анализ  организации трудового воспитания дошкольников были выявлены недостатки и затруднения:

Недостатки, затруднения в условиях:

  • недостаточное количество учебно-методических пособий по формированию у дошкольников позитивного отношения к различным видам труда и трудолюбия;
  • недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современного технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать задачи трудового воспитания, представленные в области Социально-коммуникативное развитие).

Недостатки, затруднения в основном процессе:

  • не достаточно используется современный комплекс методов и технологий при ознакомлении с трудом и профессиями взрослых и формировании позитивных установок к различным видам труда;
  • не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при обучении детей разным видам труда;
  • не всегда отражаются различные виды и формы труда в альбомах, выставках;
  • слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие проекты, трудовые десанты, благотворительные акции).

Нами было проведено анкетирование родителей по вопросу трудового воспитания в семье.

Результаты анкетирования родителей

  • Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

нет – 73%

да – 27%

  • Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?

нет – 84%

да – 16%

Наиболее типичной проблемой, связанной с формированием у детей положительного отношения к труду и его результатам, является негативная позиция взрослых по отношениюкстараниям детей, которая выражается в следующих высказываниях: «у меня не хватает терпения смотреть, как они долго возятся!», «Я сама сделаю лучше и быстрее». В этих наиболее типичных высказываниях отражена проблема как в организации элементарной трудовой деятельности детей к ней.

 Как следствие всего вышеназванного выявляются недостатки, затруднения в результатах:

У большинства детей:

  • недостаточно сформированы интерес к различным видам и формам труда;
  • дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и со взрослыми;
  • недостаточно сформированы трудовые умения и навыки;
  • дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.

На основе выявленных недостатков по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества возникает проблема: современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие жизненные задачи, касающиеся различного вида труда и творчества.

В решении данной проблемы необходимо:

во - первых стремиться устранять недостатки в образовательном процессе;

во - вторых помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта трудовой деятельности;

в - третьих развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.

Ведущая педагогическая идея заключается в использовании педагогических проектов, как эффективного средства формирования позитивных установок к различным видам труда.

Проведенный анализ педагогической и методической литературы позволил сделать выводы, что на сегодняшний день:

- определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.);

- выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова);

- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.);

- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова);

- исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).

В своей работе опираемся на позиции педагогов и психологов,  которые изучали значение труда как фактора развития личности ребенка: П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.

Новизна технологии состоит в создании авторской системы работы педагога по формированию позитивных установок к различным видам труда у детей дошкольного возраста посредством реализации педагогических проектов.

Реализация педагогических проектов предполагает решение следующих задач:

  • знакомство с профессиями, людьми труда, инструментами и орудиями труда, результатами деятельности человека в различных сферах, взаимосвязи разных профессий, проводится с помощью ИКТ;
  • формирование у детей трудолюбия,        через обучение детей ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели, то есть использовать системно-деятельностный подход;
  • развитие умения самостоятельно и творчески осуществлять освоенные виды трудовой деятельности в форме осознания дошкольником трудовой деятельности как взаимосвязи пяти компонентов: замысел, материал, инструменты, действия, результат. «Лесенка успеха» ( Н.М. Крылова);
  • в работе с родителями использовать формы работы, которые предполагают их активное включение в проект на всем протяжении работы площадки «Календарь трудовичка»
  • связь с социумом.

Система

формирования позитивных установок

к различным видам трудовой деятельности

у детей дошкольного возраста

Система формирования позитивных установок к различным видам трудовой деятельности у детей дошкольного возраста «Азбука трудолюбия» предполагает реализацию трех проектов (срок реализации одного проекта 1 год), в которых учитывается принцип возростосообразности. В ходе реализации проектов используем следующие методы, приемы и формы организации деятельности.

Методы и приемы трудового воспитания детей

I группа методов: формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

  • решение маленьких логических задач, загадок;
  • приучение к размышлению, логические беседы;
  • беседы на этические темы;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций;
  • рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций;
  • просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов;
  • задачи на решение коммуникативных ситуаций;
  • придумывание сказок.

II группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности.

  • приучение к положительным формам общественного поведения;
  • показ действий;
  • пример взрослого и детей;
  • целенаправленное наблюдение;
  • организация интересной деятельности (общественно-полезный труд);
  • разыгрывание коммуникативных ситуаций;
  • создание контрольных педагогических ситуаций.

Формы и методы образовательной деятельности

4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет

Задачи и содержание работы

Формы работы

Непосредствен-

но образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе

режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с

семьей

Развитие трудовой деятельности

Самообслуживание

Наблюдение

Беседа

Игровая ситуация

Упражнение

Совместные

действия (показ)

Наблюдение

Поручение

Напоминание

Все виды самостоятельной детской деятельности

Личный пример

Беседа

Совместная

деятельность

Хозяйственно-бытовой труд

Совместный

труд

Наблюдение

Поручение

Рассматривание иллюстраций

Игра (дидактическая и творческая)

Совместные

действия (показ)

Поручение

Наблюдение

Игра

Дежурство

Создание соответствующей предметно-

развивающей

среды

Совместный труд детей

Совместный

труд детей и

взрослых

Личный пример

Труд в природе

Совместный труд детей и взрослых

Беседа

Чтение художественной литературы

Дидактическая игра

Совместные

действия (показ)

Поручение

Наблюдение

Игра

Дежурство

Создание соответствующей предметно-

Развивающей среды

Ведение календаря природы

Совместный труд детей и взрослых

Личный пример

Беседа

Консультация

Ручной труд

 Совместная продуктивная деятельность детей и взрослых

Совместные действия (показ)

Создание соответствующей предметно-

Развивающей среды

Продуктивная деятельность

Творческие задания

Выставка

Совместный труд детей и взрослых

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Беседа

Чтение художественной литературы

Беседа

Чтение художественной

литературы

Все виды самостоятельной детской

деятельности

Формирование

первичных представлений о труде взрослых, его

роли в обществе

и жизни каждого

человека

Экскурсия

Ситуация общения

Наблюдение

Беседа

Чтение художественной

литературы

Рассматривание картин

Формы организации трудовой деятельности:

  • поручения:
  • простые и сложные;
  • эпизодические и длительные;
  • коллективные.
  •     дежурства.
  •    коллективный труд.

Требования к организации детского труда

Систематичность детского труда

Педагогический  процесс  необходимо  строить так, чтобы обеспечивалось равномерное распределение  всех  видов  труда  и  систематическое участие в них каждого ребенка

Постепенность рабочей нагрузки

Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости» (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду.

Подбор оборудования для труда

Хорошо   подобранный   инвентарь,   имеющий привлекательный  внешний  вид,  дающий  возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается  оборудование  так,  чтобы  детям  было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

Создание в группе трудовой атмосферы

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена  трудовой  деятельностью.  Это  требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

Подробнее познакомится с педагогической технологией, предлагаем на примере проекта «Клуб мастеров» для детей 6-7 лет.

Цель проекта: увеличение уровня сформированности позитивных установок к различным видам трудовой деятельности у детей дошкольного возраста с 48% до 85% к 31 мая 2017 года.

Способ достижения цели: создание системы формирования позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам трудовой деятельности.

Результат проекта: реализован цикл мероприятий, позволяющий увеличить уровень сформированности позитивных установок к различным видам трудовой деятельности у детей дошкольного возраста с 48% до 85%.

Требования к результату проекта:

  • конкретизированы структура и содержание видов и форм труда детей дошкольного возраста;
  • определены критерии и уровни сформированности трудовых умений и навыков и трудолюбия у детей дошкольного возраста;
  • разработан цикл мероприятий  формирования позитивных установок к различным видам труда и его результатам у детей дошкольного возраста;
  • создана предметно-пространственная среда группы;
  • проведено не менее 3 акций «Трудовой десант»;
  • проведено не менее 3 консультаций для родителей по формированию позитивных установок к различным видам трудовой деятельности.

Работа по реализации проекта включает в себя 4 блока:

  • Создание предметно-пространственной развивающей среды
  • Работа с детьми
  • Работа с родителями
  • Организация взаимодействия с социальными институтами.

В процессе создания предметно-пространственной развивающей среды мы соблюдали требования ФГОС ДО. Насыщенность среды соответствует:

  • возрастным возможностям детей;
  • образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, оборудованием и инвентарем.

Предметно – пространственная развивающая среда по формированию позитивных установок к различным видам труда для детей старшего возраста включает 3 зоны:

  • Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Также в группе организована зона дежурств - «Мы - дежурим». Здесь находятся наглядные модели, которые отражают различную последовательность трудовых действий, алгоритмы сервировки столов к завтраку, обеду и полднику, соответствующая атрибутика (фартуки, трудовой инвентарь, графики дежурств).

Формирование позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в образовательном процессе детском саду проводится через систематизацию и организацию различных видов труда:

  • по самообслуживанию;
  •  хозяйственно-бытового;
  • труда в природе;
  • ручного труда.

Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такая организация и систематизация дает нам возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей старшего дошкольного возраста, а также значимость в процессе формирования позитивного отношения к различным видам труда.

Мы учитываем своеобразие трудовой деятельности детей:«субъективная значимость труда», то есть оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий.

В процессе формирования позитивных установок  у детей к различным видам трудовой деятельности используем как традиционные формы работы, такие как:

  •  поручения: простые и сложные; эпизодические и длительные; коллективные.
  •  дежурства.
  •  коллективный труд.

Так и нетрадиционные:

- акции «Трудовой десант» - дети оказывают посильную помощь в ремонте книг, посадки «огорода на окне» в младших группах, участвуют в посадке аллеи выпускников.

- организация и проведение квест-игры «В мире профессий»

-организация и проведение мастер-классов «Путешествие в мастер-град» с участием учащихся колледжа.

Заключительным мероприятием реализации данного блока работ станет «Праздник труда».

Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей к различным видам труда необходимо уделять больше внимания совместной работе детского сада и семьи.

Мы используем следующие формы и методы работы с родителями:

  • организация работы семейного клуба «Умелые руки»
  • увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий: благоустройство территории: оформление участков групп, совместное с родителями сооружение зимних построек – акции «День добрых дел». Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.), фотовыставки «Семейный вернисаж профессий». Оформление групповых комнат к праздникам.
  • привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины», календаря профессиональных праздников, создание и ведение «Календаря трудовичка» и др.). Встречи с интересными людьми (из числа родителей).
  • рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).

Данные формы работы предполагают  активное включение родителей в реализацию   проекта на всем протяжении работы.

 Блок работ по организации взаимодействия с социумом включает в себя такие формы работы как:

  • Организация профориентационных экскурсий
  • Тематические встречи
  • Мастер-классы с участием учащихся колледжа

В заключении хотелось бы отметить, что по нашему мнению процесс формирования позитивных установок детей дошкольного возраста к различным видам трудовой деятельности может быть эффективным при определенных условиях, к которым относятся:

  • эмоционально-положительная атмосфера;
  • развивающая среда и трудовое оборудование;
  • дозированная нагрузка;

  • учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.

И  хотелось бы вспомнить слова великого педагога В. А. Сухомлинского: «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДА И ТРУДОЛЮБИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностика сформированности позитивных установок к различным видам труда и трудолюбия у детей дошкольного возраста содержит показатели ценностно-мотивационного, личностного, деятельностного и когнитивного компонентов.

Диагностика может проводиться только с разрешения родителей (законных представителей). Протокол диагностики заполняется воспитателями совместно с педагогом - психологом на основе наблюдения за ребенком в различных ситуациях в течение дня.

Формирование позитивных установок к различным видам труда

и трудолюбия в средней группе

Ф. И.

ребенка

Хозяйственно – бытовой труд

Проявляет интерес

к поддержанию порядка в групповой

комнате, на участке, стараются помогать взрослым

Проявляет самостоятельность принаведении порядка в групповой комнате

Владеет навыками

трудовых действий

(протирает пыль,

убирать игрушки,

инвентарь)

Итоговый показатель (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Формирование позитивных установок к различным видам труда и трудолюбия в старшей группе

Ф. И.

ребенка

Хозяйственно – бытовой труд

Проявляет интерес

поддерживать порядок в помещении

и на участке

Самостоятельно

мыть, протирать,

расставлять, раскладывать игрушки,

пособия

Владеет навыками-

подготавливать рабочее место, соблюдая последовательность действий

Итоговый показатель (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Формирование позитивных установок к различным видам труда и трудолюбия в подготовительной группе

Ф. И.

ребенка

Хозяйственно – бытовой труд

Проявляет интереск

трудолюбию,

поддерживать порядок в помещении и

на участке

Самостоятельно

мыть, протирать,

раскладывать игрушки, подметать,

очищать дорожки,

поливать песок

Владеет навыками-

планировать свою

трудовую деятельность

Итоговый показатель (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

Май