Главные вкладки

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»
    методическая разработка

    Ноздрина Надежда Юрьевна

    Педагогическая технология

    «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opisanie_ped._tehnologii.docx588.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

    города Губкина Белгородской области

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

    «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»

    Автор: Ноздрина Н.Ю., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» города Губкина Белгородской области

    Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольной образовательной организации должна стать реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», где выделяется трудовое воспитание детей. В ФГОС ДО трудовое воспитание дошкольников предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, через воспитание трудолюбия.

    Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

    В свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования трудовая деятельность должна проходить в форме совместной деятельности взрослого и ребенка с учетом его желаний и потребностей, включенности воспитателя деятельность наравне с детьми, добровольного присоединения детей к элементарной трудовой деятельности без психического дисциплинарного принуждения. Следовательно, важна мотивация детей к трудовой деятельности.

    К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Труд детей в детском саду все чаще становится эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, так и у родителей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста перестало быть ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.

    Проведенный  анализ  организации трудового воспитания дошкольников были выявлены недостатки и затруднения:

    Недостатки, затруднения в условиях:

    • недостаточное количество учебно-методических пособий по формированию у дошкольников позитивного отношения к различным видам труда и трудолюбия;
    • недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современного технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать задачи трудового воспитания, представленные в области Социально-коммуникативное развитие).

    Недостатки, затруднения в основном процессе:

    • не достаточно используется современный комплекс методов и технологий при ознакомлении с трудом и профессиями взрослых и формировании позитивных установок к различным видам труда;
    • не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при обучении детей разным видам труда;
    • не всегда отражаются различные виды и формы труда в альбомах, выставках;
    • слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие проекты, трудовые десанты, благотворительные акции).

    Нами было проведено анкетирование родителей по вопросу трудового воспитания в семье.

    Результаты анкетирования родителей

    • Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

    нет – 73%

    да – 27%

    • Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?

    нет – 84%

    да – 16%

    Наиболее типичной проблемой, связанной с формированием у детей положительного отношения к труду и его результатам, является негативная позиция взрослых по отношениюкстараниям детей, которая выражается в следующих высказываниях: «у меня не хватает терпения смотреть, как они долго возятся!», «Я сама сделаю лучше и быстрее». В этих наиболее типичных высказываниях отражена проблема как в организации элементарной трудовой деятельности детей к ней.

     Как следствие всего вышеназванного выявляются недостатки, затруднения в результатах:

    У большинства детей:

    • недостаточно сформированы интерес к различным видам и формам труда;
    • дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и со взрослыми;
    • недостаточно сформированы трудовые умения и навыки;
    • дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.

    На основе выявленных недостатков по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества возникает проблема: современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие жизненные задачи, касающиеся различного вида труда и творчества.

    В решении данной проблемы необходимо:

    во - первых стремиться устранять недостатки в образовательном процессе;

    во - вторых помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта трудовой деятельности;

    в - третьих развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.

    Ведущая педагогическая идея заключается в использовании педагогических проектов, как эффективного средства формирования позитивных установок к различным видам труда.

    Проведенный анализ педагогической и методической литературы позволил сделать выводы, что на сегодняшний день:

    - определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.);

    - выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова);

    - изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.);

    - рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова);

    - исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

    Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).

    В своей работе опираемся на позиции педагогов и психологов,  которые изучали значение труда как фактора развития личности ребенка: П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.

    Новизна технологии состоит в создании авторской системы работы педагога по формированию позитивных установок к различным видам труда у детей дошкольного возраста посредством реализации педагогических проектов.

    Реализация педагогических проектов предполагает решение следующих задач:

    • знакомство с профессиями, людьми труда, инструментами и орудиями труда, результатами деятельности человека в различных сферах, взаимосвязи разных профессий, проводится с помощью ИКТ;
    • формирование у детей трудолюбия,        через обучение детей ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели, то есть использовать системно-деятельностный подход;
    • развитие умения самостоятельно и творчески осуществлять освоенные виды трудовой деятельности в форме осознания дошкольником трудовой деятельности как взаимосвязи пяти компонентов: замысел, материал, инструменты, действия, результат. «Лесенка успеха» ( Н.М. Крылова);
    • в работе с родителями использовать формы работы, которые предполагают их активное включение в проект на всем протяжении работы площадки «Календарь трудовичка»
    • связь с социумом.

    Система

    формирования позитивных установок

    к различным видам трудовой деятельности

    у детей дошкольного возраста

    Система формирования позитивных установок к различным видам трудовой деятельности у детей дошкольного возраста «Азбука трудолюбия» предполагает реализацию трех проектов (срок реализации одного проекта 1 год), в которых учитывается принцип возростосообразности. В ходе реализации проектов используем следующие методы, приемы и формы организации деятельности.

    Методы и приемы трудового воспитания детей

    I группа методов: формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

    • решение маленьких логических задач, загадок;
    • приучение к размышлению, логические беседы;
    • беседы на этические темы;
    • чтение художественной литературы;
    • рассматривание иллюстраций;
    • рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций;
    • просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов;
    • задачи на решение коммуникативных ситуаций;
    • придумывание сказок.

    II группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности.

    • приучение к положительным формам общественного поведения;
    • показ действий;
    • пример взрослого и детей;
    • целенаправленное наблюдение;
    • организация интересной деятельности (общественно-полезный труд);
    • разыгрывание коммуникативных ситуаций;
    • создание контрольных педагогических ситуаций.

    Формы и методы образовательной деятельности

    4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет

    Задачи и содержание работы

    Формы работы

    Непосредствен-

    но образовательная деятельность

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе

    режимных моментов

    Самостоятельная деятельность детей

    Совместная деятельность с

    семьей

    Развитие трудовой деятельности

    Самообслуживание

    Наблюдение

    Беседа

    Игровая ситуация

    Упражнение

    Совместные

    действия (показ)

    Наблюдение

    Поручение

    Напоминание

    Все виды самостоятельной детской деятельности

    Личный пример

    Беседа

    Совместная

    деятельность

    Хозяйственно-бытовой труд

    Совместный

    труд

    Наблюдение

    Поручение

    Рассматривание иллюстраций

    Игра (дидактическая и творческая)

    Совместные

    действия (показ)

    Поручение

    Наблюдение

    Игра

    Дежурство

    Создание соответствующей предметно-

    развивающей

    среды

    Совместный труд детей

    Совместный

    труд детей и

    взрослых

    Личный пример

    Труд в природе

    Совместный труд детей и взрослых

    Беседа

    Чтение художественной литературы

    Дидактическая игра

    Совместные

    действия (показ)

    Поручение

    Наблюдение

    Игра

    Дежурство

    Создание соответствующей предметно-

    Развивающей среды

    Ведение календаря природы

    Совместный труд детей и взрослых

    Личный пример

    Беседа

    Консультация

    Ручной труд

     Совместная продуктивная деятельность детей и взрослых

    Совместные действия (показ)

    Создание соответствующей предметно-

    Развивающей среды

    Продуктивная деятельность

    Творческие задания

    Выставка

    Совместный труд детей и взрослых

    Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

    Беседа

    Чтение художественной литературы

    Беседа

    Чтение художественной

    литературы

    Все виды самостоятельной детской

    деятельности

    Формирование

    первичных представлений о труде взрослых, его

    роли в обществе

    и жизни каждого

    человека

    Экскурсия

    Ситуация общения

    Наблюдение

    Беседа

    Чтение художественной

    литературы

    Рассматривание картин

    Формы организации трудовой деятельности:

    • поручения:
    • простые и сложные;
    • эпизодические и длительные;
    • коллективные.
    •     дежурства.
    •    коллективный труд.

    Требования к организации детского труда

    Систематичность детского труда

    Педагогический  процесс  необходимо  строить так, чтобы обеспечивалось равномерное распределение  всех  видов  труда  и  систематическое участие в них каждого ребенка

    Постепенность рабочей нагрузки

    Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости» (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду.

    Подбор оборудования для труда

    Хорошо   подобранный   инвентарь,   имеющий привлекательный  внешний  вид,  дающий  возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается  оборудование  так,  чтобы  детям  было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

    Создание в группе трудовой атмосферы

    Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена  трудовой  деятельностью.  Это  требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

    Подробнее познакомится с педагогической технологией, предлагаем на примере проекта «Клуб мастеров» для детей 6-7 лет.

    Цель проекта: увеличение уровня сформированности позитивных установок к различным видам трудовой деятельности у детей дошкольного возраста с 48% до 85% к 31 мая 2017 года.

    Способ достижения цели: создание системы формирования позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам трудовой деятельности.

    Результат проекта: реализован цикл мероприятий, позволяющий увеличить уровень сформированности позитивных установок к различным видам трудовой деятельности у детей дошкольного возраста с 48% до 85%.

    Требования к результату проекта:

    • конкретизированы структура и содержание видов и форм труда детей дошкольного возраста;
    • определены критерии и уровни сформированности трудовых умений и навыков и трудолюбия у детей дошкольного возраста;
    • разработан цикл мероприятий  формирования позитивных установок к различным видам труда и его результатам у детей дошкольного возраста;
    • создана предметно-пространственная среда группы;
    • проведено не менее 3 акций «Трудовой десант»;
    • проведено не менее 3 консультаций для родителей по формированию позитивных установок к различным видам трудовой деятельности.

    Работа по реализации проекта включает в себя 4 блока:

    • Создание предметно-пространственной развивающей среды
    • Работа с детьми
    • Работа с родителями
    • Организация взаимодействия с социальными институтами.

    В процессе создания предметно-пространственной развивающей среды мы соблюдали требования ФГОС ДО. Насыщенность среды соответствует:

    • возрастным возможностям детей;
    • образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, оборудованием и инвентарем.

    Предметно – пространственная развивающая среда по формированию позитивных установок к различным видам труда для детей старшего возраста включает 3 зоны:

    • Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд
    • Труд в природе
    • Ручной труд

    Также в группе организована зона дежурств - «Мы - дежурим». Здесь находятся наглядные модели, которые отражают различную последовательность трудовых действий, алгоритмы сервировки столов к завтраку, обеду и полднику, соответствующая атрибутика (фартуки, трудовой инвентарь, графики дежурств).

    Формирование позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в образовательном процессе детском саду проводится через систематизацию и организацию различных видов труда:

    • по самообслуживанию;
    •  хозяйственно-бытового;
    • труда в природе;
    • ручного труда.

    Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такая организация и систематизация дает нам возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей старшего дошкольного возраста, а также значимость в процессе формирования позитивного отношения к различным видам труда.

    Мы учитываем своеобразие трудовой деятельности детей:«субъективная значимость труда», то есть оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий.

    В процессе формирования позитивных установок  у детей к различным видам трудовой деятельности используем как традиционные формы работы, такие как:

    •  поручения: простые и сложные; эпизодические и длительные; коллективные.
    •  дежурства.
    •  коллективный труд.

    Так и нетрадиционные:

    - акции «Трудовой десант» - дети оказывают посильную помощь в ремонте книг, посадки «огорода на окне» в младших группах, участвуют в посадке аллеи выпускников.

    - организация и проведение квест-игры «В мире профессий»

    -организация и проведение мастер-классов «Путешествие в мастер-град» с участием учащихся колледжа.

    Заключительным мероприятием реализации данного блока работ станет «Праздник труда».

    Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей к различным видам труда необходимо уделять больше внимания совместной работе детского сада и семьи.

    Мы используем следующие формы и методы работы с родителями:

    • организация работы семейного клуба «Умелые руки»
    • увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий: благоустройство территории: оформление участков групп, совместное с родителями сооружение зимних построек – акции «День добрых дел». Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.), фотовыставки «Семейный вернисаж профессий». Оформление групповых комнат к праздникам.
    • привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины», календаря профессиональных праздников, создание и ведение «Календаря трудовичка» и др.). Встречи с интересными людьми (из числа родителей).
    • рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).

    Данные формы работы предполагают  активное включение родителей в реализацию   проекта на всем протяжении работы.

     Блок работ по организации взаимодействия с социумом включает в себя такие формы работы как:

    • Организация профориентационных экскурсий
    • Тематические встречи
    • Мастер-классы с участием учащихся колледжа

    В заключении хотелось бы отметить, что по нашему мнению процесс формирования позитивных установок детей дошкольного возраста к различным видам трудовой деятельности может быть эффективным при определенных условиях, к которым относятся:

    • эмоционально-положительная атмосфера;
    • развивающая среда и трудовое оборудование;
    • дозированная нагрузка;

    • учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.

    И  хотелось бы вспомнить слова великого педагога В. А. Сухомлинского: «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».

    ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДА И ТРУДОЛЮБИЯ

    У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Диагностика сформированности позитивных установок к различным видам труда и трудолюбия у детей дошкольного возраста содержит показатели ценностно-мотивационного, личностного, деятельностного и когнитивного компонентов.

    Диагностика может проводиться только с разрешения родителей (законных представителей). Протокол диагностики заполняется воспитателями совместно с педагогом - психологом на основе наблюдения за ребенком в различных ситуациях в течение дня.

    Формирование позитивных установок к различным видам труда

    и трудолюбия в средней группе

    Ф. И.

    ребенка

    Хозяйственно – бытовой труд

    Проявляет интерес

    к поддержанию порядка в групповой

    комнате, на участке, стараются помогать взрослым

    Проявляет самостоятельность принаведении порядка в групповой комнате

    Владеет навыками

    трудовых действий

    (протирает пыль,

    убирать игрушки,

    инвентарь)

    Итоговый показатель (среднее значение)

    сентябрь

    май

    сентябрь

    май

    сентябрь

    май

    сентябрь

    май

    Формирование позитивных установок к различным видам труда и трудолюбия в старшей группе

    Ф. И.

    ребенка

    Хозяйственно – бытовой труд

    Проявляет интерес

    поддерживать порядок в помещении

    и на участке

    Самостоятельно

    мыть, протирать,

    расставлять, раскладывать игрушки,

    пособия

    Владеет навыками-

    подготавливать рабочее место, соблюдая последовательность действий

    Итоговый показатель (среднее значение)

    сентябрь

    май

    сентябрь

    май

    сентябрь

    май

    сентябрь

    май

    Формирование позитивных установок к различным видам труда и трудолюбия в подготовительной группе

    Ф. И.

    ребенка

    Хозяйственно – бытовой труд

    Проявляет интереск

    трудолюбию,

    поддерживать порядок в помещении и

    на участке

    Самостоятельно

    мыть, протирать,

    раскладывать игрушки, подметать,

    очищать дорожки,

    поливать песок

    Владеет навыками-

    планировать свою

    трудовую деятельность

    Итоговый показатель (среднее значение)

    сентябрь

    май

    сентябрь

    май

    сентябрь

    май

    сентябрь

    Май


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование у детей дошкольного возраста мотивационных установок к здоровому образу жизни.

    Методическая разработка из опыта работы по теме: " Формирование у детей дошкольного возраста мотивационных установок к здоровому образу жизни."...

    Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности

    Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....

    «Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»

    Даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Сейчас, когда в России прошла зимняя Олимпиада в Сочи – 2014, вопрос становится актуальным. Необходимо, чтобы дети понимали...

    «Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»

    Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

    Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества

    Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует...

    Обобщение опыта: «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и навыков трудовой деятельности».

    Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства....

    Кружковая работа с детьми младшего дошкольного возраста на основе интеграции различных видов детской деятельности «Ладушки в гостях у любимой бабушки»

    Программа «Ладушки в гостях у любимой бабушки» разработана для знакомства детей 1-й младшей группы с русским народным фольклором. Художественная система русского фольклора богата и своеобр...