Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества
методическая разработка на тему

Кот Надежда Евгеньевна

Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит успешность его социализации.Подготовка детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsionnye_i_psikhologo_1.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА»

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит успешность его социализации. Об этом ярко говорят народные пословицы, поговорки, сказки.

Поэтому дошкольное трудовое воспитание необходимо направить на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.

Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, к трудовой и профессиональной деятельности;  проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду взрослых; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к трудовой деятельности как к осознанной необходимости и основой жизненной потребности человека.

Подготовка детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически. Правильная организация трудового воспитания с самого раннего детства служит надёжной основой для его дальнейшего развития, поэтому необходимо постепенно развивать у детей (с учётом возрастных особенностей) интерес к труду взрослых, воспитание желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Особо подчёркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формированием уважительного отношения к людям труда.

В п.2.6. ФГОС ДО одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Позитивные установки к различным видам труда являются одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов достигнутых в труде, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Кроме этого, в процессе труда развиваются способности, умения, навыки и мышление.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, у детей дошкольного возраста отображены в ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155) в области «Социально-коммуникативное развитие».

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества дошкольников понимается как целенаправленная организация процесса по развитию у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Таким образом, педагогический процесс по формированию положительного отношения к труду должен стать одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений через решение следующих задач:

  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • Воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
  • Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Но в практике деятельности по этому направлению может быть выявлен ряд недостатков.

Недостатки в результатах:

        У большинства детей:

  • Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;
  • Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и со взрослыми;
  • Недостаточно сформированы технические навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;
  • Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.

Недостатки в основном процессе:

  • Не достаточно используется современный комплекс методов при ознакомлении с трудом взрослых;
  • В организации современных форм взаимодействия педагога с детьми;
  • Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и прочее;
  • Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества;
  • Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей).

 

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

  • Недостаточное количество учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;
  • Недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к трудовой деятельности;
  • Недостаток дидактических пособий и дидактических игр, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми навыков трудовой деятельности;
  • Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).

На основе выделенных недостатков можно сформулировать противоречие: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества предполагает использование системно - деятельностного подхода по педагогической организации процесса воспитания положительного отношения к труду взрослых, организации различных форм трудовой деятельности для освоения трудовых процессов и видов труда детьми, однако плохая оснащенность  предметно-пространственной среды, отсутствие современных технических средств, интерактивных пособий создают проблемы и трудности в обеспечении условий для развития положительного отношения к труду.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.

На основе проведенного анализа можно сформулировать проблему: для устранения недостатков по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам  труда и творчества необходимо обеспечение организационных и психолого-педагогических условий, которые будут способствовать успешной реализации этого процесса.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Результативность можно определить следующими целевыми ориентирами:

Целевые ориентиры

Конкретизация

Проявления

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,

конструировании и др.,

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2. Ребенок обладает установкой

положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

- Через организацию различных видов детского  труда (самообслуживание, элементарный хозяйственно-бытовой труд, конструирование).

- Становление инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности через поручения, дежурства по столовой, занятиям, уголку природы.

- Формирование способности выбирать себе  тот род занятий, который интересен через организацию различных видов детской  трудовой деятельности.

- Развитие способности выбирать себе участников по совместной  деятельности.

- Ознакомление детей с профессиями  взрослых.

 

- Развитие трудовых действий и процессов в игровой, трудовой  и др. видах деятельности;

- Развитие способности испытывать удовольствие  в процессе выполнения трудовых действий;

- Проявляет интерес к труду взрослых.

- Владеет навыками самостоятельности в самообслуживании:

( умеет умываться,    одеваться и раздеваться,

аккуратно складывать одежду и т.д.);

- Умеет оказывать  необходимую хозяйственную помощь;

- Умеет пользоваться разнообразными орудиями труда.

- Знает и самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, занятиям, уголку природы;

- Активно участвует в различных формах детского труда: дежурствах, коллективном труде, конструировании.

- Умеет планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы.

- Умеет пользоваться ножницами, лепить, создавать игрушки из природного, бросового материала, бумаги; владеет некоторыми приемами рукоделия.

-  Умеет взаимодействовать со взрослыми и детьми;

-Умеет договариваться;

- Помогает детям при выполнении различных трудовых действий;

- Радуется процессу совместного труда.

- Знает и называет разные профессии, знает о значимости труда взрослых;

- Умеет бережно относиться к тому, что сделано руками человека;

- Активно отображает трудовые процессы в игровой деятельности;

- Стремится к хорошему  результату;

- Дает оценку труду;

- Радуется результатам труда;

- Может вместе со взрослым что-то делать, задает вопросы о трудовой деятельности.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Работа с детьми  ведется по всем видам трудовой деятельности, доступной для дошкольного возраста. Во всех видах труда учитываются возрастные особенности дошкольников; объем умений и навыков, которым овладевают дети.

 Чтобы познакомить детей с трудом взрослых,  организуются экскурсии и беседы, проводятся сюжетно-ролевые игры "Прием у врача", "Лаборатория", "Инспектор ГИБДД" и др.;  дидактические самостоятельные игры "Кому что нужно", "Из чего и кем сделано", " Кто что делает", "Исправь ошибку", "Определи профессию"; чтение художественной литературы, рисование людей разных профессий и т. п.).

Должное внимание в работе с детьми  уделяется народному творчеству во всем его многообразии, в педагогический процесс трудового воспитания включаются пословицы, поговорки ("Труд кормит, а лень портит", "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда", "Кому работа в тягость, тому не будет радость" и др.) , сказки ("Три поросенка", "Крошечка-Хаврошечка", "Золушка"), загадки, песни ( "Я пеку, пеку, пеку").

 Также уделяется внимание воспитанию у детей культуры труда; умение подготовить рабочее место, убрать материалы и оборудование, рационализировать свой труд, правильно пользоваться инвентарем и оборудованием; формирование стойких трудовых навыков, привычек.

Для устранения недостатков следует обратить внимание:

  • на формы и методы работы с педагогами:
  • индивидуальные: беседы, консультации («Роль потешек и поговорок в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества»), анкетирования, направленные на повышения уровня знаний по данной теме;
  • коллективные: семинары, семинары - практикуму, мастер-классы («Работа с семьей - один из главных факторов способствующих формированию положительного отношения детей к труду»), педагогическая игра – викторина («Терпение и труд все перетрут»), открытые занятия, совещания в форме круглого стола, создание мини музеев.

(Эта работа направлена на повышения уровня практических и теоретических знаний у педагогов по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества).

  • Изменения в средствах обучения:
  • расширение  тематики  сюжетно-ролевых игр: "Турагенство", "Салон мод", "Массажный кабинет", "Ветеринарная клиника" и др.
  • использование инновационных форм :

   - оформление тематических портфолио,

   - краткосрочные коллективные проекты "Как делают автомобили?", "Откуда хлеб к нам пришел?", "Все профессии важны, все профессии нужны" и др.,

 - средства  ИКТ (создание презентаций "Путешествие в мир профессий", "О труде людей транспортных профессий", "О людях мужественных профессий"),  создание мультимедийных пособий (создана мультимедийная игра «Кому что нужно?" для детей старшей группы).

  • пополнение наглядного материала (с помощью родителей созданы альбомы «Труженики нашего села», «Все профессии важны, все профессии нужны». Используются издания периодической печати - это детские журналы «Умняша», «Веселые почемучки» из них даются рекомендации для родителей чем и как занять ребенка в свободное время. Приобретены серии книг «Чудеса своими руками».  

  • Формы и методы работы с родителями:
  • увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества (совместные походы, благоустройство территории, оформление своих участков, совместное с родителями сооружение зимних построек, совместные творческие выставки детей и родителей, оформление групповых комнат к праздникам).
  • рекомендаций для  родителей по данному направлению (Папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
  • организация новых форм работы с родителями: ( КВН, тренинги, диспуты и т.д.)

Для отслеживания результатов работы необходимо внести изменения в диагностику. Воспитатель, проводит диагностику в начале и в конце  года. Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения  в форме беседы.

Цель  диагностики: выявить представление детей о труде взрослых

Критерии

Проявление в поведении и деятельности

Не знает

Знает частично

Знает  полностью

 Представление о разнообразии профессий

 Знает и называет разные профессии и соответствующие им орудия труда, имитирует трудовые действия в игровой деятельности.

 Представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека.

Различает и называет технику, облегчающую труд человека.

 Имеет общие представления о работе близких людей

 Рассказывает о профессиях родителей, близких людей.

 Также используется карта наблюдения, целью которой  является выявление  уровня  сформированности позитивного  отношения к различным видам труда и творчества.

Показатель

Критерии наблюдения

Проявление в поведении и деятельности

Дежурство

по столовой

По занятиям

По уголку

природы

Отношение к различным формам труда

Стремление к

самостоятельности

Ярко выражено стремление ребенка к самостоятельности

Ребенок устойчиво проявляет трудолюбие

Стремится стать умелым

Уважительно относится к результатам труда других людей

Использует имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов

Испытывает чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации  трудового замысла

Результативность

Труд  ребенка результативен

Ребенок оценивает результат своего труда

Стремится к хорошему результату

Оказание помощи сверстникам

 Инициативен в оказании помощи сверстникам

Учит других тому, что умеет сам

Способен к деловому сотрудничеству

Владеет организаторскими способностями

Культурен в общении со сверстниками

Ощущает радость от процесса совместного или коллективного труда

Объективно оценивает действия сверстников

Радуется результатам общего труда

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

 Достижению новых образовательных результатов  способствуют новые условия:

    Кадровые:

- повышение квалификации педагогов в СИПКРО, ЦРО;

- участие в методических объединениях;

- создание творческих объединений педагогов;

- повышение самообразования;

- педагогические советы на данную тему, выступление педагогов с  целью обмена опытом.

     Научно-методические:

- календарно – тематическое планирование работы;

- создание методического материала для работы с детьми;

- использование проектной деятельности;

- разработка электронных дидактических пособий

- подборка научных статей;

- разработка методических рекомендаций для родителей.

Материально-технические:

- проектирование предметно-развивающей среды

- приобретение интерактивной техники (компьютер, проектор, интерактивная доска);

-приобретение дидактических игр, наглядного материала.

     Нормативно-правовые:

- ФГОС ДО Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

- заключение договоров с различными социальными организациями;

- утверждение программ;

- внесение изменений в годовой план;

- локальные акты

     Информационные:

- оснастить группы интернет ресурсами;

- дистанционные образовательные курсы;

- создание веб - страниц;

- создание электронных презентаций.

     Организационные:

- использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях воспитания положительного отношения к труду;

- мероприятия, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом.