«Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Калугина Татьяна Аркадьевна

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalugina_sipkro_kontrolnaya.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему

«Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»

время обучения: 1 сессия:13 –17. 2014г.

                            2 сессия: 27–31.2014г.

Выполнила

Калугина Татьяна Аркадьевна воспитатель

 структурного подразделения

детский сад общеразвивающего вида «Буратино» ГБОУ Самарской области СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов

 п.г.т.Усть-Кинельский

Самара, 2014г.

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

«Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов».

А.С.Макаренко

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Для успешного решения задач по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, основное значение имеет создание необходимых условий.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, у детей дошкольного возраста отображены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) в области «Социально-коммуникативное развитие».

На основании выше изложенного приходим к выводу, что трудовое воспитание должно стать одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является – формирование положительного отношения к труду

Нов  процессе решения задач была выявлена серия недостатков.

Недостатки в результатах:

Многие дети:

  •  не обладают положительной установкой к труду  (интеллектуальный, физический);
  • отказываются от выполнения простых трудовых поручений;
  • не проявляют активности в трудовой деятельности и творчестве, не занимаются ручным трудом, конструированием.

Недостатки в основном процессе:

  •  не учитываются особенности возрастного психофизического развития;
  • нет разработанных по ФГОС методов и форм для организации трудовой и творческой деятельности;
  • в перспективном планировании  труду  и творчеству не уделяется достаточное внимание;
  • практически отсутствует  взаимосвязь с семьей по данному направлению;
  • низкая компетенция педагогов в овладении технологиями и формами развития у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Недостатки в условиях:

  • Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ недостаточно оснащена (нет современно-технического оборудования, игр, инвентаря, материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО);
  •  очень мало учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;
  • отсутствие  психолого-педагогической подготовки у воспитателей по данному направлению.

2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

 На основе выявленных недостатков выделяются следующие противоречия: между потребностью общества в трудовом воспитании детей и недостаточной их готовностью овладеть этими навыками; между высоким уровнем требований к трудовым навыкам дошкольников; между необходимостью использовать современные методы формирования трудовых навыков и отсутствием разработанной методики и средств направленных на их формирование. Эти противоречия порождают основную проблему: необходимо создание организационных и психолого-педагогичесих условий формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества.

3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В соответствии с пунктом ФГОС 4.6.  К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

Целевой ориентир

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества в действии и речи ребенка

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, конструированию,  способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Активно участвует в образовательной деятельности с содержанием ручного труда и конструирования.

. Дети способны создавать поделки из бросового, природного материала,  и игрушки, куклы, из ткани и бумаги и т. д

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда.

Выполняет трудовые поручения, имеет элементарные закрепленные обязанности дома и в саду.  

Дети уважают себя и своих сверстников. Дежурства, взаимопомощь,  соблюдение порядка и чистоты. Готовят и убирают свое рабочее место.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Главными направлениями в развитии творческих способностей детей через ручной труд являются: развитие качеств мышления развитие воображения и, которые формируют креативность.

Дети учувствуют в конкурсах детского творчества.

4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, и творчеством был их составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.

Изменение в содержании:

  • обобщение опыта работы по теме формирования у дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • внести в тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса новые эффективные формы работы взаимодействия с педагогом-психологом (тренинги), круглый стол «Для чего нужен труд»,  «Что знают родители о труде дошкольников», консультации «Труд и творчество»);
  • включение в перспективное планирование содержания, форм и средств развития трудовой деятельности дошкольника ;
  •  применение новых эффективных современных форм работы с воспитанниками и их родителями по трудовому воспитанию детей (экскурсии на работу родителей, посещения социокультурных институтов, игротерапия «сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д», использование наглядных пособий фотографии, рисунки);
  • опираясь на ФГОС формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Изменения в средствах обучения и воспитания:

  • Создание альбома поговорок о труде с иллюстрациями;
  • Оборудовать уголки творчества, которые оснастить  необходимыми материалами (ткань, бумага ,пластилин, природный материал и т.д.)
  • использовать мультимедийные пособия  «Профессии», презентации «Как помочь родителям дома», «Я ухаживаю за домашним любимцем» и т.д.
  • пополнение наглядного материала с помощью родителей созданы альбомы «Труженики нашего села», «Все профессии важны - все профессии нужны, «Веселые почемучки» «Чудеса своими руками».

Для детей.

Художественная литература.

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Рекомендуются рассказы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик»;.Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе»; С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел») и др.

Конструирование.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции различают: конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.

Конструирование  имеет огромное значение для всестороннего развития:

•Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

• Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В процессе работы происходит формирование личностных качеств ребенка:

- дисциплинированности;- целеустремленности ;-самостоятельность;

 -активности ; - любознательности.

Игровая деятельность.

           Сюжетно - ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослыхРекомендуется расширить картотеку сюжетно-ролевых игр: «Космонавты», «Почта»,  «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Путешествие», «Аптека», «Стройка», «Инспектор ГИБДД», «Няня», «Автозаправщик», «Кассир» и др.

          Дидактические игры–способствуют усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.

Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Дидактические игры делятся на три основных вида:

1.Игры с предметами

"Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

2.Настольно – печатные игры

Виды настольно – печатных игр:

1.Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2.Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

3.Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного.

3.Словесные игры

В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

Познавательно-исследовательская деятельность развивает у детей самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Формами организации познавательно-исследовательской деятельности можно выделить следующие:

 Экскурсии и наблюдения. Задачи: - продолжать формировать знания и закрепить представления детей о различных профессиях; - развивать познавательную активность; - развивать диалогическую речь; - воспитывать уважение к труду взрослых. Рекомендуемые экскурсии: в школу, библиотеку, пекарню, аптеку, магазин, в СГСХА, на машинно-испытательную станцию, на метеоплощадку др.

Коллекционирование.

 Расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе коллекционирования у дошкольника развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование природного материала (шишки, семена, ракушки и т.д.), бусинок, тканей, бумаги, круп и макаронных изделий и т.д.

Исследовательские проекты.

Развивают познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. «Молоко и молочные продукты», «Как картошка хороша» др.

Изобразительная деятельность.

Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения. 

На занятиях рисованием (карандаши, мелки, пастель, краски, сангина, нетрадиционные приемы), лепкой (глина, пластилин, пластическая масса, соленое тесто, снег), аппликацией (бумага, природный, бросовый материалы и т.п.), у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, стеки (при лепке), ножниц, усваивают их специфику; дети узнают свойства различных материалов: краски, клея, глины и др., возможности и особенности работы с ними.

Занятия по изобразительной деятельности можно и нужно широко использовать для изготовления полезных предметов: атрибутов для игр, коробочек для посадки черенков растений, лук1, посева овса и т. д. Старшие дошкольники могут изготовить предметы для игры малышей: вылепить фрукты и овощи, печенье и конфеты, вырезать и наклеить лото, домино и многое другое. Такая общественно направленная полезная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.

Занятия по изобразительной деятельности можно и нужно широко использовать для изготовления полезных предметов: атрибутов для игр, коробочек для посадки черенков растений, лук1, посева овса и т. д. Старшие дошкольники могут изготовить предметы для игры малышей: вылепить фрукты и овощи, печенье и конфеты, вырезать и наклеить лото, домино и многое другое. Такая общественно направленная полезная деятельность имеет большое значение для трудового воспитания.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:  ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.

Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников.

Самообслуживание (одевание, раздевание, прием пищи, гигиенические процедуры).

Хозяйственно-бытовой труд (умение поддержать порядок в окружающей обстановке группы, на участке, дома).

Труд в природе (уход за растениями)

Ручной труд (изготовление игрушек из различных материалов, ремонт книг, различные виды рукоделия).

Формы организации труда. Поручения. Дежурства.

Коллективный труд (общий, совместный).

Коммуникативная деятельность.

Деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению. Это ситуативные разговоры («Кем я буду когда вырасту», «Какая профессия самая важная» и др.). Беседы и разговоры с детьми, диалоги на данную проблему.

Для педагогов.

  • Осваивать новые техники ручного труда плетение из фольги, квиллинг, топиарии и т.д.
  • организация мастер-классов  «Сюжетно-ролевые  игры», семинаров-практикумов «Позитивные установки к различным видам труда и творчества», консультаций с целью повышения компетенции педагогов по данному вопросу;
  • Планировать деятельность с детьми опираясь на ФГОС ДО,  «Закон об образовании РФ» и СанПином.

Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделяется большое внимание совместной работе детского сада и семьи.

Формы и методы работы с родителями:

  • Совместное приобретение различных дидактических и настольных, наборов для шитья, аппликации, конструирования.
  • Совместные проекты «Профессии нашего поселка», «Наука рядом с нами» конечным результатом которых были организованны фотовыставки и выставки детских работ
  • Выставки для  родителей методической литературы  по данному направлению.
  • Родителям рассказывать о продуктивной деятельности ребенка и публично выражать похвалу и одобрение;
  • привлечение родителей к организации выставок совместного творчества в ДОУ, рассматривание с удовольствием всех работ.

Изменения в контроле:

  • Можно использовать тест С. Медника «Диагностика вербальной креативности», методика на определение уровня вербального (абстрактного)  мышления (по К. Йерасеку)
  • - опросы и анкетирование родителей на предмет трудового воспитания в условиях семьи;

4.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

          Кадровые:

  • привлечение педагога-психолога для оказания консультационной помощи в вопросах по формированию позитивных установок к труду и творчеству детей дошкольного возраста;
  • изучать и осваивать современные виды творчества и рукоделия.
  • повышение квалификации педагогов по изучаемому вопросу.

          Психолого-педагогические:

  • Повышение уровня социально-коммуникативной компетенции педагогов и родителей  по формированию позитивных установок к труду и творчеству ребёнка;
  • Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме;
  • Изучение научно-педагогической литературы по вопросу формирования позитивных установок к труду и творчеству дошкольников;
  • Создание условий для каждого ребёнка проявить полученные знания и умения в той или иной ситуации;
  • Организация консультаций, мастер-классов, обучающих семинаров со специалистами (по окончанию семинаров проводится выставка игр и пособий, изготовленных педагогами по данной теме) и т.п.

          Материально-технические:

  • Приобретение интерактивного оборудования;
  • Приобретение материалов и инструментов для организации ручного труда.

Нормативно-правовые:

  • Указ Президента РФ “О национальной стратегии действий в интересах детей” на 2012–2017 г.
  • Постановление правительства Российской Федерации № 172 от 21.03. 2007 г. “О федеральной целевой программе “Дети России”;
  • Приказ Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009 г. “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”;
  • Основная образовательная программа ДОУ.

Информационные:

  • Приобретение  информационно-методической и художественной литературы.
  • Посещение мастер-классов по различным видам труда и творчества.
  • Информационное освещение деятельности на сайте ДОУ.
  • Ресурсы интернета

Список терминов.

Позитивная установка - способ видения и склонность акцентировать внимание на плюсах: на том, что есть, а не на том, чего не хватает, на ресурсах, а не угрозах и опасностях, на достоинствах, а не недостатках,

на опыте успеха, а не грузе неудач, на радостях, а не на печалях.

Основа позитивной установки

Основа позитивной установки - высокая внутренняя энергетика и убежденность, что мир прекрасен. Передается генетически большинству детей далее укрепляется или разрушается внешними воздействиями, в первую очередь родительскими влияниями.

Самообслуживание– это труд ребенка, направленный им на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Виды творчества дошкольников.

Лепка, конструирование, рисование

Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.

Организационные условия — это совокупность условий обеспечивающих целенаправленное управление, планирование, организация, координация, регулирование и контроль над образовательным процессом.

Формирование - придание объекту определенных характеристик. Объектом может быть и процесс, которому также бывает нужно придать определенные черты и характеристики.

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра.

Список литературы.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

2.Р.С.Буре «Дошкольник и труд». 2011г. Мозайка-Синтез.

3.В.Г.Нечаева «Воспитание дошкольников в труде» 1974г. М.Просвещение.

4.Н.Е.Веракса «Семья - важнейший институт социализации детей» Современное дошкольное образование №1 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества

Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует...

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с требованиями ФГОС.

Аннотация: Основная идея данной статьи заключается в описании особенностей формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества, как одного из приоритетных направлений реализации...

Обобщение опыта: «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и навыков трудовой деятельности».

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»

Педагогическая технология«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»...

«Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и позитивных установок к различным видам труда»

Цель опыта работы:Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их значимости для общества....

Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положите...