Методическая разработка : "Перспективно-календарное планирование по развитию зрительного восприятия детей дошкольного возраста".
методическая разработка на тему

Данное годовое перспективное планирование составлено для обеспечения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с годом обучения.

 

Перспективное планирование включает следующие разделы:

1.Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

2.Развитие зрительно-пространственного восприятия.

 

Используемая литература:

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с.

2.Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Под науч. ред. Щипициной Л.М.  - СПб.: Образование, 1995.

3.Феоктистова В.А., Головина Т.П., Рудакова Л.В. и др. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. – СПб.: Образование, 1995. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по развитию зрительного восприятия.

Раздел  «Восприятие цвета»

Месяц

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Знакомить с 4 основными цветами: красный, желтый, зеленый, синий.

Учить узнавать, различать и называть точным словом данные цвета

Учить соотнесению заданного цвета с цветом реальных объектов в большом и малом пространстве.

Формировать цветовые образы на красный, желтый, синий и зеленый цвета.

Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее слово  «цвет»

Уточнять знания о 4 основных цветах: красный, желтый, зеленый, синий. Знакомить с оранжевым и коричневым цветом.

Учить производить правильный выбор цвета по зрительному образцу и названию.

Учить узнавать и называть данные цвета точным словом.

Формировать цветовые образы на данные цвета

Учить соотнесению заданного цвета с цветом реальных объектов в большом и малом пространстве.

Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее слово «цвет».

Знакомить с понятием темный и светлый оттенок.

Уточнять знания о  красном, желтом, синем, зеленом, оранжевом, голубом, коричневом, черном, белом цветах, через выполнение упражнений на различение, узнавание и называние соотнесение и локализацию.

Знакомить с фиолетовым цветом.

Учить производить правильный выбор цвета по зрительному образцу и по названию; узнавать и называть данный цвет точным словом.

Формирование цветовых образов.

Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее слово «цвет» и «оттенок».

Учить различению темных и светлых оттенков данных цветов.

Формирование системы эталонов цвета.

Учить соотнесению заданного цвета с цветом реальных объектов в большом и малом пространстве.

Закреплять представления об обобщающих словах «цвет», «оттенок», «темный оттенок», «светлый оттенок»

Учить различению цветов по насыщенности.

Знакомить с получением цветов и оттенков посредством смешивания разных красок

Октябрь

Учить различению резко различных цветов: желто-синих, желто-зеленых, красно-зеленых, красно-синих.

Познакомить с оранжевым цветом. Формировать цветовые образы на данный цвет.

Учить различению резко различных цветов: оранжево-синих, оранжево-зеленых.

Учить различению  близких по цвету цветов: желто-оранжевых.

Учить различению темных и светлых оттенков синего и зеленого цвета.

 

Познакомить с фиолетовым цветом.

Учить различению резко различных цветов: фиолетово-оранжевых, фиолетово-желтых, фиолетово-зеленых, фиолетово-коричневых цветов.

Учить различению до 3 оттенков оранжевого и коричневого, желтого, зеленого цветов.

Учить построению рядов по убывающей и возрастающей насыщенности цвета – до 3 оттенков

Закрепить знания о красном, оранжевом, желтом, зеленом цветах через выполнение упражнений на различение, соотнесение, узнавание и называние и локализацию.

Учить различению до 4 оттенков оранжевого, желтого и красного цветов. Учить построению рядов по убывающей и возрастающей насыщенности цвета – до 4 оттенков

Рассматривание и называние цветов цветового ряда. Учить построению цветового ряда состоящего из 7 основных цветов по зрительному образцу.

Ноябрь

Учить различению  близких по цвету цветов: красно-желтых, сине-зеленых цветов.

Познакомить с коричневым цветом. Формирование цветовых образов на данный цвет.

Учить различению резко различных цветов: коричнево-синих, коричнево-желтых.

Учить различению  близких по цвету цветов: коричнево-красных

Учить различению темных и светлых оттенков красного цвета

Учить  различению близких по цвету цветов: сине-фиолетовых, фиолетово-голубых, фиолетово-красных, фиолетово-черных.

Учить различению до 3 оттенков синего,  красного, голубого и фиолетового цветов

Учить построению рядов по убывающей и возрастающей насыщенности цвета – до 3 оттенков

Закрепление знаний о голубом, синем, фиолетовом цветах через выполнение упражнений на различение, соотнесение, узнавание и называние и локализацию.

Учить различению до 4 оттенков зеленого, фиолетового, голубого и синего цветов. Учить построению рядов по убывающей и возрастающей насыщенности цвета – до 4

Учить построению цветового ряда состоящего из 7 основных цветов по словесной инструкции

Декабрь

Закреплять представления о 4 основных цветах через выполнение упражнений на узнавание и называние, различение и соотнесение.

Закрепить сформированные представления об оранжевом и коричневом цвете через выполнение упражнений на различение (оранжево-коричневых цветов и т.д.), называние, соотнесение и локализацию

Учить различению темных и светлых оттенков желтого цвета

Закреплять представления о фиолетовом цвете. Учить локализации фиолетового цвета из красно-синих цветов и их оттенков, фиолетового цвета из сине-голубых цветов, голубого цвета из бело-синих цветов.

Построение цветового ряда состоящего из 7 основных цветов по памяти.

Учить систематизации семи цветов спектра через выполнение упражнений на дополнение цветового ряда  недостающим цветом.

Февраль

Март

Апрель

Закреплять знания о 4 основных  цветах. Продолжать формирование цветовых образов на данные цвета.

Учить воспринимать цвет предмета при выборе по названию и самостоятельно называть 4 основных цвета

Учить соотнесению заданного цвета с цветом реальных объектов в большом и малом пространстве.

Уточнить знания об оранжевом и коричневом цвете.

Продолжать формирование цветовых образов на данные цвета

Познакомить с голубым и черным цветом, сформировать цветовые образы на данные цвета

Продолжать учить различению темных и светлых оттенков основных 4 цветов.

Учить выполнению сериации по градации насыщенности цвета – 3 оттенка

Закреплять представления 4 основных цветах, об оранжевом, коричневом, голубом, фиолетовом цветах. Учить различению градаций насыщенности данных цветов (до  5 оттенков). Учить построению рядов по убывающей и возрастающей насыщенности цвета – до 5 оттенков.

Знакомить с получением цветов и оттенков посредством смешивания разных красок

Закрепление знаний о системе эталонов цвета.

Закрепить умение строить цветовой ряд состоящего из 7 основных цветов по памяти.

Продолжать учить различению цветов по насыщенности.

Продолжать учить знакомить с получением цветов и оттенков посредством смешивания разных красок.

Февраль

Закрепить представление о синем и желтом цвете через выполнение упражнений на соотнесение, узнавание и называние.

Учить локализации синего цвета из красно-желтых и красно-зеленых цветов; желтого цвета  из сине-красных цветов и зелено-синих цветов.

Закрепить представление об оранжевом цвете.

Учить локализации оранжевого цвета из красно-желто-фиолетовых цветов. Закрепить представление о коричневом цвете, учить локализации коричневого цвета из красно-сине-фиолетовых цветов.

Учить различению до 5 оттенков красного цвета и желтого.

Учить выполнению сериации по градации насыщенности красного цвета – 3 оттенка

Закрепить представление о красном, желтом и оранжевом цветах через выполнение упражнений на различение, соотнесение, узнавание и называние и локализацию.

Учить различению до 5 оттенков оранжевого, желтого и красного цветов.

Учить построению рядов по убывающей и возрастающей насыщенности цвета – до 5 оттенков

Учить систематизации семи цветов спектра через выполнение упражнений на дополнение недостающими цветами.

Учить различению до 7 оттенков оранжевого, желтого и красного

цветов.

Учить построению рядов по убывающей и возрастающей насыщенности цвета – до 7

Март

Закрепить представление о зеленом и красном цвете через выполнение упражнений на соотнесение, узнавание и называние. Учить локализации зеленого цвета   из сине-желтых и красно-синих цветов; красного цвета из сине-зеленых, желто-оранжевых  

Познакомить с голубым цветом. Учить различению голубой - синий цвет, голубой – белый цвет, голубой – фиолетовый цвет.

Учить локализации голубого цвета из сине-фиолетовых цветов

Учить различению до 5 оттенков синего цвета.

Учить выполнению сериации по градации насыщенности синего цвета – 3 оттенка

Закрепить представление о синем, голубом и фиолетовом цветах через выполнение упражнений на различение, соотнесение, узнавание и называние и локализацию.

Учить различению до 5 оттенков фиолетового, голубого и синего цветов

Учить построению рядов по убывающей и возрастающей насыщенности цвета – до 5 оттенков.

Учить перестраивать квазислучайный цветовой ряд в упорядоченный.

Учить различению до 7 оттенков зеленого, фиолетового, голубого и синего цветов

Учить построению рядов по

убывающей и возрастающей насыщенности цвета – до 7

Апрель

Закреплять представления о 4 основных цветах. Закрепить представление о предметах окружающего мира имеющего постоянный признак цвета

Познакомить с черным цветом, сформировать цветовые образы на данный цвет. Учить различению коричнево-черных цветов

Учить различению до 5 оттенков синего и желтого цвета.

Учить выполнению сериации по градации насыщенности зеленого и желтого цвета – 3 оттенка

Закрепить представление о коричневом и зеленом цвете через выполнение упражнений на различение, соотнесение, узнавание и называние и локализацию.

Учить различению  до 5 оттенков коричневого и зеленого цветов.

Учить построению рядов по убывающей и возрастающей насыщенности цвета – до 5 оттенков

Закрепление представлений о системе эталонов цвета.

Формирование системы эталонов светлот.

Раздел  «Восприятие формы»

Месяц

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Учить восприятию объемных тел и плоскостных форм: шар, куб, круг, квадрат, треугольник

Развивать навыки осязательно-двигательного обследования формы

Учить вычленять контур фигуры.

Формирование умения выделять данные формы по зрительному образцу, по памяти, по названию.

Учить самостоятельному словесному обозначению данных тел и форм.

Учить видеть форму в предмете.

Закрепить знания о круге, квадрате, треугольнике.  Знакомить с овалом и прямоугольником.

Сформировать знания об основных отличиях между данными фигурами

Учить зрительным способом узнавать данные фигуры в силуэтном и контурном изображении.

Учить находить и различать в гео. фигурах углы, вершины и стороны.

Учить анализировать форму предмета и соотносить ее с геометрическими эталонами.

Формировать обобщающее слово «форма»

Учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях

предметов

Закреплять знания о круге, овале, квадрате, треугольнике, прямоугольнике.

Учить различать объемные и плоскостные фигуры: шар-круг, куб-квадрат, брус-прямоугольник, треугольник-треугольная призма

Учить анализировать форму предмета и соотносить ее с геометрическими эталонами

Учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях предметов.

Учить делению  фигур на части и составлению целой фигуры из частей.

Закреплять умение различать и правильно называть гео. фигуры  несмотря на различия в цвете, размере и пространственном расположении.

Закрепить знания о плоскостных гео. фигурах (круг, квадрат, треугольник,  овал, ромб, трапеция,  прямоугольник) и объемных телах (шар, куб треугольная призма, брус, цилиндр, конус, пирамида)

Продолжать учить видеть в предметах большого пространства составные гео. формы.

Учить делению данных фигур на части и составлению целой фигуры из частей.

Октябрь

Познакомить с плоскостной геометрической фигурой круг

Сформировать представление о том, что круги могут быть разных размеров и разного цвета

Познакомить с объемной фигурой шар. Учить через практическую деятельность различать круг - шар

Закреплять знания о круге, квадрате, треугольнике

Учить локализовывать  круг из множества квадратов и треугольников.

Учить локализовывать квадрат из множества кругов и треугольников. Учить локализовывать треугольник из множества кругов и квадратов

Закрепить умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой

Учить графическому воспроизведению и моделированию геометрических фигур

Закрепить знания о круге, овале через выделение отличительных свойств.

Учить делить круг на 2, 4 части

Закрепление знаний о 6 плоскостных геометрических фигурах

Упражнять в зарисовке и моделировании плоскостных форм.

Ноябрь

Познакомить с плоскостной геометрической фигурой квадрат. Познакомить с объемной фигурой куб. Учить через практическую деятельность различать квадрат-куб

Сформировать представление о том, что квадраты могут быть разных размеров и цветов

Учить различать круг квадрат.

Знакомить с овалом и прямоугольником

Учить локализовывать овал среди множества других фигур

Закрепить знания о квадрате, прямоугольнике.

Закрепить знания об отличительных свойствах данных фигур в сравнении

Учить преобразованию квадрата в круг, треугольник, прямоугольник путем складывания, разрезания

Учить преобразованию прямоугольника в квадраты и овал путем складывания, разрезания

Продолжать учить видеть в предметах большого пространства составные гео. формы.

Учить преобразованию геометрических фигур (анализ, синтез)

Декабрь

Знакомить с треугольником.

Учить различать три основные геометрические фигуры не зависимо от размера и цвета.

Учить различению круга и овала, квадрата и прямоугольника

Учить узнавать треугольник в 2-х положениях

Закрепить знания о треугольнике.

Сформировать понятие об объемных и плоскостных фигурах

Учить различать объемные и плоскостные фигуры.

Учить узнавать объемные фигуры в двухмерном и трехмерном плоскостном изображении через предметно практическую деятельность (конструирование)

Февраль

Март

Апрель

Закрепить представление о круге и квадрате.

Познакомить с плоскостной геометрической фигурой – треугольник и с объемной – треугольная призма.

Учить понимать значение слов: угол, вершина, сторона и учить выделению  углов, сторон, вершин.

Учить выбирать из группы геометрических фигур определенную фигуру по зрительному образцу, по памяти, по слову.

Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных геометрических фигур и объемных геометрических тел.

Учить нахождению предметов определенной формы.

Развивать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие «форма»

Учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях предметов

Познакомить с овалом, прямоугольником.

Уточнять представления об объемных геометрических телах: шар, куб, знакомить с – брусом, треугольной призмой

Учить различать овал – круг, квадрат-прямоугольник. Сформировать знания об основных отличиях между данными фигурами

Познакомить с понятием четырехугольник (учить анализировать их составные части, определять сходное и различное)

Познакомить с гео. фигурами -  ромб и трапеция.

Познакомить с объемными  геометрическими формами – цилиндр, конус, пирамида

Учить анализировать сложную геометрическую форму: учить видеть в ней простые составные части

Закреплять умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов

Учить анализировать форму предмета и соотносить ее с геометрическими эталонами.

Познакомить с многоугольниками. Учить распознавать многоугольники по количеству углов

Формировать  представление о точке, прямой линии, о кривой , о ломанной линии

Учить преобразовывать одни фигуры в другие

Продолжать учить по описанию производить выбор узора составленного из гео. фигур.

Февраль

Познакомить с треугольником.

Учить различению треугольника от квадрата, треугольника от круга.

Учить узнаванию фигур независимо от цвета и величины.

Познакомить с объемными формами  -  кирпичик и  треугольная призма

Учить узнавать и называть овал, отличать его от круга путем анализа и сравнения составных частей.

Закреплять представления об объемных геометрических формах шар, куб

Познакомить с ромбом.

Учить выбирать объемные  и плоскостные формы по плоскостному зрительному образцу, по памяти, по слову.

Учить различать квадрат, прямоугольник, ромб.

Закреплять представление о кубе и брусе.

Познакомить с объемными  геометрическими формами – цилиндр

Познакомить с многоугольниками.

Учить распознавать многоугольники по количеству углов.

Март

Визуально и осязательно ознакомить с разнообразными треугольниками, сформировать обобщенное представление о треугольнике.

Учить выделять квадрат из множества треугольников и кругов, треугольник из множества кругов и квадратов несмотря на различия в цвете и величине

Учить узнавать и называть прямоугольник, отличать его от квадрата путем анализа и сравнения составных частей.

Знакомить с объемной геометрической формой - брус

Познакомить с трапецией.

Учить выбирать объемные  и плоскостные формы по плоскостному зрительному образцу, по памяти, по слову.

Познакомить с объемными  геометрическими формами – конус

Формирование представления о точке, прямой линии, о кривой линии, ломанной линии.

Апрель

Закрепить полученные знания о  плоскостных и объемных фигурах через выполнение упражнений на различение, узнавание, соотнесение и локализацию

Закрепить представление о пройденных плоскостных геометрических фигурах.

Знакомить с объемной геометрической формой – треугольная призма

Закрепить представление о четырехугольниках.

Познакомить с объемными  геометрическими формами – пирамида

Закрепить представление о пройденных плоскостных и объемных геометрических фигурах через выполнение упражнений на узнавание, называние, соотнесение и локализацию

Раздел  «Восприятие величины»

Месяц

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Учить различать, выделять, сравнивать и правильно обозначать величину предметов: большой - маленький

Учить сравнивать величину предметов пользуясь приемами наложения, приложения.

Учить находить большие и маленькие предметы в большом и малом пространстве.

Знакомить с принципом разбора и сбора с 2-3 составной матрешки и пирамидки.

Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине пользуясь приемами приложения и наложения.

Учить осязательно-зрительным способам воспринимать ширину, длину, высоту, толщину предметов.

Учить правильному словесному обозначению величин, пониманию слов: «величина», «размер», «длина», «ширина», «высота», «толщина».

Развивать глазомер: учить поиску одинаковых и различных по размеру предметов (при выборе из 3 объектов) по зрительному образцу и по слову.

Учить устанавливать соотношение между 2-3 предметами по высоте, длине, ширине, толщине

Учить соотнесению однородных и разнородных предметов по величине.

Закрепить умение взаимодействовать с дидактической: разбора и сбора с 3-5 составной матрешки и пирамидки.

Учить устанавливать соотношение между 3-5 предметами по высоте, длине, ширине, толщине.

Учить осязательно-зрительным способам воспринимать ширину, длину, высоту, толщину предметов.

Учить правильному словесному обозначению величин

Учить воссозданию указанных размерных соотношений между предметами.

Развивать глазомер: учить поиску одинаковых и различных по размеру предметов (при выборе из 3- 5 объектов) по зрительному образцу и по слову.

Учить соотнесению однородных и разнородных предметов по величине.

Учить устанавливать соотношение между 5-7 предметами по высоте, длине, ширине, толщине.

Развивать глазомер: учить поиску одинаковых и различных по размеру предметов (при выборе из 5 -7 объектов) по зрительному образцу и по слову.

Упражнять в воссоздании указанных размеров

Учить соотнесению однородных и разнородных предметов по величине.

Октябрь

Активизировать знания о больших и маленьких предметах.

Развивать зрительную дифференцировку предметов по величине: осуществлять выбор из двух предметов меньший или больший по величине.

Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине (3-4), осуществлять группировку предметов по признаку величины

Учитьустанавливать соотношение между двумя-тремя предметами  по длине. Учить правильному употреблению слов: длинный-короткий

Учить употреблять слова: «длинная», «короткая», «длиннее», «короче», «самый длинный», «самый короткий»

Закреплять умение устанавливать соотношение между 3-5 предметами  по длине

Учить употреблять слова: «длинная», «короткая», «длиннее», «короче», «самый длинный», «самый короткий»

Закреплять умение устанавливать соотношение между 5-7 предметами по общему размеру, по длине.

Учить графическому воспроизведению данных величин

Ноябрь

Знакомить с размером: большой, поменьше, самый маленький. Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький.Учить устанавливать соотношение между тремя предметами по размеру.

Знакомить с понятием высокий-низкий, учить сравнивать два предмета по высоте, отражать в речи результат сравнения

Закреплять умение устанавливать соотношение между двумя-тремя предметами  по высоте

Учить употреблять слова:  

«высокая», «низкая», «выше», «ниже», «самая высокая», «самая низкая».

Закреплять умение устанавливать соотношение между 3-5 предметами по высоте

Учить употреблять слова:  «широкая», «узкая», «шире «уже», «самая широкая», «самая узкая»

Закреплять умение устанавливать соотношение между 5-7 предметами по высоте.

Учить графическому воспроизведению данной величины

Декабрь

Учить выбирать из 3 предметов 2 одинаковых по величине.

Знакомить с понятием длинный-короткий, учить сравнивать два предмета по длине, отражать в речи результат сравнения

Закреплять умение устанавливать соотношение между двумя-тремя предметами по ширине.

Учить употреблять слова: «широкая», «узкая», «шире «уже», «самая широкая», «самая узкая».

Учить устанавливать соотношение между 5 предметами  по ширине

Закреплять умение устанавливать соотношение между 5-7 предметами по ширине

Учить графическому воспроизведению данной величины

Февраль

Март

Апрель

Познакомить с направлениями протяженности: высота, длина, ширина. Учить сравнению двух предметов по высоте, длине, ширине, отражать результаты сравнения в речи.

Учить пониманию слов: «величина», «размер», «длина», «ширина», «высота»

Упражнять в раскладывании предметов в порядке убывания и возрастании величины – 3

Знакомить с принципом разбора и сбора с 3-4 составной матрешки и пирамидки.

Упражнять в сравнении  размеров предметов по длине, ширине, высоте, толщине пользуясь приемами приложения и наложения, а также на глаз.

Учить правильному словесному обозначению величины.

Упражнять в раскладывании предметов в порядке убывания и возрастании величины – 5.

Развивать глазомер:

учить поиску одинаковых и различных по размеру предметов (при выборе из 4-5 объектов) по зрительному образцу и по слову.

Продолжать учить сравнивать предметы по двум протяженностям: длина и ширина

Знакомить с принципом разбора и сбора с 5-6 составной матрешки и пирамидки

Учить устанавливать соотношение между тремя предметами по толщине, обозначать соотношение по толщине словами: «толстый», «тонкий», «самый толстый (тонкий)» «толще», «тоньше».

Упражнять в сравнении  размеров предметов по длине, ширине, высоте, толщине пользуясь приемами приложения и наложения, а также на глаз

Закреплять умение сравнивать предметы по двум протяженностям

Развивать глазомер:

учить поиску одинаковых и различных по размеру предметов (при выборе из 5-7 объектов) по зрительному образцу и по слову.

Закреплять умение раскладывать предметы в порядке возрастания и убывания размера – 5-7

Учить понимать, что оценка размеров предметов носит относительный характер. Учить каждый предмет попарно сравнивать с предметами, находящимися непосредственно впереди и сзади него.

Упражнять детей в воссоздании указанных размерных соотношений

Учить устанавливать соотношение между 10 предметами по высоте, длине, ширине, толщине.

Развивать глазомер:

учить поиску одинаковых и различных по размеру предметов (при выборе из 10 объектов) по зрительному образцу и по слову.

Упражнять в воссоздании указанных размеров.

Учить соотнесению однородных и разнородных предметов по величине.

Формировать умение сравнивать предметы по трем протяженностям

Закреплять умение сравнивать длину, высоту и ширину предметов с помощью условной мерки

Знакомить с принципом разбора и сбора дидактических игрушек (пирамидка, матрешка)

Февраль

Закреплять знания о больших и маленьких предметах.

Познакомить с понятием «длинный - короткий».

Знакомить со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения.

Учить находить одинаковые по длине предметы.

Упражнять в употреблении слов: длиннее, короче, одинаковые по длине.

Учить устанавливать соотношение между 5 предметами по длине, раскладывать предметы в ряд в порядке убывания и возрастания длины, действуя по правилу: каждый раз надо выбирать самый длинный (короткий) предмет из оставшихся.

Активизировать в речи слова: «самый длинный», «самый короткий», «длиннее», «короче», «еще длиннее», «еще короче», «длина»

Учить устанавливать соотношение между 7 предметами по длине, по ширине

Учить употреблять слова: «самый длинный», «самый короткий», «длиннее», «короче», «еще длиннее», «еще короче», «длина», «самый широкий», «самый узкий», «шире», «уже», «еще шире», «еще уже», «ширина».

Учить устанавливать соотношение между 10 предметами по длине, по ширине

Учить употреблять слова: «самый длинный», «самый короткий», «длиннее», «короче», «еще длиннее», «еще короче», «длина», «самый широкий», «самый узкий», «шире», «уже», «еще шире», «еще уже», «ширина».

Март

Познакомить с понятием «широкий - узкий»

Знакомить со способами сравнения предметов по ширине.

Учить пользоваться словами: шире, уже, широкий, узкий, одинаковые по ширине

Закреплять умение устанавливать соотношение между тремя предметами по ширине.

Учить устанавливать соотношение между 5 предметами по ширине, раскладывать предметы в ряд в порядке убывания и возрастания ширины, действуя по правилу: каждый раз надо выбирать самый широкий (узкий)предмет из оставшихся.

Активизировать в речи слова: «самый широкий», «самый узкий», «шире», «уже», «еще шире», «еще уже», «ширина».

Учить устанавливать соотношение между 7 предметами  по высоте, по толщине.

Учить употреблять слова:  

«самый высокий», «самый низкий», «выше», «ниже», «еще выше», «еще ниже», «высота», «толстый», «тонкий», «самый толстый (тонкий)» «толще», «тоньше», «еще толще», «еще тоньше»

«толщина»

Учить устанавливать соотношение между 10 предметами  по высоте, по толщине.

Учить употреблять слова:  

«самый высокий», «самый низкий», «выше», «ниже», «еще выше», «еще ниже», «высота», «толстый», «тонкий», «самый толстый (тонкий)» «толще», «тоньше», «еще толще», «еще тоньше»

«толщина»

Апрель

Познакомить с понятием высокий – низкий.

Учить сравнению 2 контрастных по высоте предметов, пользуясь приемом приложения.

Учить находить одинаковые по высоте предметы

 Упражнять в употреблении слов: выше, ниже, высокий, низкий, одинаковые по высоте

Закреплять умение устанавливать соотношение между тремя предметами по высоте.

Учить устанавливать соотношение между 5 предметами по высоте, раскладывать

предметы в ряд в порядке убывания и возрастания высоты, действуя  по

правилу:  каждый раз надо выбирать самый  высокий (низкий)  предмет из оставшихся.

Активизировать в речи слова: «самый высокий», «самый низкий», «выше»,

«ниже», «еще выше», «еще ниже» «высота».

Закреплять умение  устанавливать соотношение между 7 предметами по длине, по высоте, по ширине, по толщине.

Закреплять умение сравнивать предметы по двум протяженностям.

Закреплять умение  устанавливать соотношение между 10 предметами по длине, по высоте, по ширине, по толщине.

Закреплять умение сравнивать предметы по трем протяженностям.

Раздел  «Ориентировка в пространстве»

Месяц

1-й год обучения

2-й год обучения

З-й год обучения

4-й год обучения

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Учить различению частей своего тела и определению сторон на самом себе, обозначению расположения частей тела соответствующими пространственными терминами.

Учить определению пространственных направлений: вверху-внизу, спереди-сзади, слева-справа.

Знакомить с понятием далеко, близко.

Учить определять расположение предметов «далеко-близко» по отношению к себе. Употреблять в речи слова «далеко-близко»

Учить обозначать  пространственное расположение частей своего тела, активно использовать в речи пространственные термины.

Учить словесно обозначать расположение предметов с точкой отсчета от себя.

Учить определять стороны предметов.

Закреплять значение слов: далеко-близко, дальше, ближе

Учить моделировать простейшие пространственные отношения по зрительному образцу

Закреплять умения ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.

Учить понимать и активно использовать в речи обозначения месторасположения  предмета и направление движения (вверху, внизу, вверх, вниз, впереди, сзади, вперед, назад, справа, слева,  налево, направо).

Учить моделировать пространственные отношения по зрительному образцу и по слову.

Учить находить и располагать предметы в реальном пространстве ориентируясь по схеме. Учить словесно обозначать расположения предметов в реальном пространстве и на схеме.

Развивать умения определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами, а также между предметами.

Учить определять направления движения в пространстве в процессе собственного передвижения и передвижения других людей или предметов

Закреплять умение определять стороны стоящего впереди и напротив человека, соотносить со сторонами своего тела

Развивать активное использование пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения предлоги и наречия: в, на, под, перед, за, к, от, по.

Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве: учить располагать, менять и словесно обозначать расположения предметов в различных направлениях микропространства

Учить моделировать реальные пространственные отношения по словесной инструкции, по схеме.

Октябрь

Формирование представлений о вертикальном пространственном направлении – вверху, внизу.

(на себе, от себя).

Учить показывать направление «вверх-вниз» с точкой отсчета от себя.

Учить находить и  располагать предметы в ближайшем пространстве – «вверху - внизу».

Учить обозначать расположение предметов с точкой отсчета от себя соответствующими терминами.

Дать начальные навыки микроориентировки: учить определять и показывать верхнюю и нижнюю стороны листа, располагать предметы на листе вверху и внизу.

Формирование представлений о вертикальном пространственном направлении  - вверху-внизу (на себе, от себя, на  предмете)

Учить показывать, называть направления пространства с точкой отсчета от себя: вверх-вниз и передвигаться в названном направлении.

Учить определять верхнюю и нижнюю стороны предметов.

Учить находить и располагать игрушки и предметы в названном направлении с точкой отсчета от себя – вверху-внизу (наверх-вниз)

Учить определять, располагать предметы на листе бумаги и на поверхности стола  в названных направлениях - вверху, внизу; учить словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве.

Учить дифференцировать вертикальные  пространственные направления: словесно обозначать их соответствующими терминами (вверху-внизу)

Развивать умение определять стороны предметов, использовать в речи термины (верхняя – нижняя)

Учить определять и сравнивать, словесно обозначать расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу (вверху - внизу, сверху – снизу)

Развивать навык микроориентировки на поверхности листа, стола, фланелеграфа, доски: учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (вверху, внизу, сверху вниз и снизу вверх, под, над).

Учить последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу (вверху, внизу, сверху, снизу, под, над)

Учить передвигаться в указанном направлении (вверх, вниз)

Закрепление представлений о вертикальном пространственном направлении  - вверху-внизу (на себе, от себя, на  предмете, от предмета)

Предлоги: на и под

Учить ориентироваться на листе бумаги: определять верхнюю и нижнюю стороны, верхние и нижние углы листа.

Ноябрь

Формирование представлений о сагитальном пространственном направлении – слева, справа.

(на себе, от себя)

Учить показывать направление «направо-налево» с точкой отсчета от себя.

Учить находить и располагать предметы в ближайшем пространстве – «справа-слева»

Дать начальные навыки микроориентировки: учить определять и показывать левую и правую стороны листа, располагать предметы на листе слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо.

Формирование представлений о саггитальном пространственном направлении  - слева-справа (на себе, от себя, на  предмете)

Учить показывать, называть направления пространства с точкой отсчета от себя: слева -справа (налево-направо) и передвигаться в названном направлении.

Учить определять правую и левую стороны предметов.

Учить находить и располагать игрушки и предметы в названном направлении с точкой отсчета от себя – слева-справа (налево-направо)

Учить определять, располагать предметы на листе бумаги и на поверхности стола  в названных направлениях – слева-справа; учить словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве

Учить дифференцировать сагитальные  пространственные направления: словесно обозначать их соответствующими терминами (слева-справа)

Развивать умение определять стороны предметов, использовать в речи термины (левая-правая)

Учить определять и сравнивать, словесно обозначать расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу (справа-слева)

Развивать навык микроориентировки на поверхности листа, стола, фланелеграфа, доски: учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (слева, справа, слева направо и справа налево).

Учить последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу (слева, справа, слева направо и справа налево)

Учить передвигаться в указанном направлении (налево, направо)

Закрепление представлений о саггитальном пространственном направлении  - слева-справа (на себе, от себя, на  предмете, от предмета)

Предлоги: на, по, к, от.

Учить ориентироваться на листе бумаги: определять правую и левую стороны, выделять углы слева и справа углы листа.

Декабрь

Формирование представлений о фронтальном пространственном направлении – впереди, сзади.

(на себе, от себя).

Учить показывать направление «вперед-назад» с точкой отсчета от себя.

Учить находить и располагать предметы в ближайшем пространстве – «впереди-сзади»

Формирование представлений о фронтальном пространственном направлении  - впереди, сзади (на себе, от себя, на  предмете)

Учить показывать направления пространства с точкой отсчета от себя: вперед-назад.

Учить передвигаться в названном направлении – вперед-назад и  обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами.

Учить определять переднюю и заднюю стороны предметов.

Учить находить и располагать игрушки и предметы в названном направлении с точкой отсчета от себя – впереди-сзади (вперед-назад)

Учить дифференцировать фронтальные  пространственные направления: словесно обозначать их соответствующими терминами (впереди-сзади)

Развивать умение определять стороны предметов, использовать в речи термины (передняя-задняя)

Учить определять и сравнивать, словесно обозначать расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу (спереди - сзади).

Учить передвигаться в указанном направлении( вперед, назад)

Закрепление представлений о фронтальном пространственном направлении  - впереди, сзади (на себе, от себя, на  предмете, от предмена)

Предлоги: за, перед

Февраль

Март

Апрель

Продолжать учить различать и правильно называть части своего тела и части тел других людей.

Закреплять представления о правой и левой сторонах тела, о верхней и нижней, о передней и задней.

Учить обозначать расположение частей своего тела соответствующими пространственными терминами: правая, левая, вверху, внизу, спереди, сзади.

Продолжать учить:

 -показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя: направо - налево, вверх-вниз, вперед-назад

-находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа - слева, вверху - снизу, впереди - сзади)

-обозначать расположения игрушек и окружающих предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя соответствующими пространственными терминами: справа  (направо), слева (налево), вверху (вверх), внизу (вниз), впереди (вперед), сзади (назад

Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя

Закреплять умения ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.

Закреплять умение передвигаться в

указанном направлении.

Продолжать учить моделировать простейшие пространственные отношения по зрительному образцу.

Познакомить с понятием «внутри-снаружи»

Познакомить с простейшей схемой пространства – кукольная комната

Учить соотносить и располагать расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

Закреплять умения ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.

Учить сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего напротив ребенка

Учить понимать и активно использовать в речи пространственные предлоги: на, под, в, за, перед, к, от, по.

Продолжать учить моделировать пространственные отношения по зрительному образцу и по слову.

Продолжать учить находить и располагать предметы в реальном пространстве ориентируясь по схеме.

Учить словесно обозначать расположения предметов в реальном пространстве и на схеме.

Учить передвигаться в указанном направлении от предмета

Закреплять умения определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами, а также между предметами.

Закреплять умение определять направления движения в пространстве в процессе собственного передвижения и передвижения других людей или предметов

Познакомить с предлогами и наречиями обозначающих пространственные отношения: из, с, над, под, из-под, из, из-за, между, через.

Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве: учить располагать, менять и словесно обозначать расположения предметов в различных направлениях микропространства

Учить моделировать реальные пространственные отношения по словесной инструкции.

Учить отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве

Учить передвигаться ориентируясь по схеме

Учить ориентироваться на листе бумаги: определять верхний правый  угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, середину.

Февраль

Закрепление представлений о вертикальном пространственном направлении – вверху, внизу.

(на себе, от себя).

Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя: вверх-вниз, обозначать в речи направление своего движения.

Закреплять начальные навыки микроориентировки: учить определять и показывать верхнюю и нижнюю стороны листа, располагать предметы на листе вверху и внизу.

Закрепление представлений о вертикальном пространственном направлении  - вверху-внизу (на себе, от себя, на  предмете)

Продолжать учить определять, располагать предметы на листе бумаги и на поверхности стола  в названных направлениях - вверху, внизу; учить словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве.

Закрепление представлений о вертикальном пространственном направлении  - вверху-внизу (на себе, от себя, на  предмете, от предмета)

Учить находить и располагать предметы в реальном пространстве ориентируясь по схеме.

Учить словесно обозначать расположения предметов в реальном пространстве и на схеме.

Учить составлять простейшие схемы пространства

Учить передвигаться в указанном направлении (вверх, вниз).

Предлоги: на и под

Закрепление представлений о вертикальном пространственном направлении  - вверху-внизу (на себе, от себя, на  предмете, от предмета, на плоскости листа)

Предлоги: из, с, над, под.

Март

Формирование представлений о сагитальном пространственном направлении – слева, справа.

(на себе, от себя)

Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя: налево-направо, обозначать в речи направление своего движения.

Закреплять начальные навыки микроориентировки: учить определять и показывать левую и правую стороны листа, располагать предметы на листе слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо

Закрепление представлений о сагитальном пространственном направлении  - слева-справа (на себе, от себя, на  предмете)

Учить определять, располагать предметы на листе бумаги и на поверхности стола  в названных направлениях – слева-справа; учить словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве

Закрепление представлений о сагитальном пространственном направлении  - слева-справа (на себе, от себя, на  предмете, от предмета)

Учить находить и располагать предметы в реальном пространстве ориентируясь по схеме.

Учить словесно обозначать расположения предметов в реальном пространстве и на схеме.

Учить составлять простейшие схемы пространства

Учить передвигаться в указанном направлении (налево, направо) по схеме.

Предлоги: на, по, к, от.

Закрепление представлений о сагитальном пространственном направлении  - слева-справа (на себе, от себя, на  предмете, от предмета, на плоскости листа)

Предлоги: из-под, из-за

Закреплять умение определять стороны стоящего впереди и напротив человека, соотносить со сторонами своего тела

Апрель

Формирование представлений о фронтальном пространственном направлении – впереди, сзади.

(на себе, от себя).

Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя: вперед-назад, обозначать в речи направление своего движения.

 

Закрепление представлений о фронтальном пространственном направлении  - впереди, сзади (на себе, от себя, на  предмете)

Закрепление представлений о фронтальном пространственном направлении  - впереди, сзади (на себе, от себя, на  предмете, от предмета)

Учить находить и располагать предметы в реальном пространстве ориентируясь по схеме.

Учить словесно обозначать расположения предметов в реальном пространстве и на схеме.

Учить составлять простейшие схемы пространства

Учить передвигаться в указанном направлении( вперед, назад) по схеме

Предлоги: за, перед

Закрепление представлений о фронтальном пространственном направлении  - впереди, сзади (на себе, от себя, на  предмете, от предмета, на плоскости листа)

Предлоги: между, через


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста "

Эту подборку игровых упражнений  можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия  детей дошкольного возраста с нарушениями реч...

Методическая разработка "Художественная литература как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

В методической разработке приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе рассматривается как средство развитие их речи. Это обусловлено рядом причин: во-первых, в воспитании дошколь...

Методическая разработка "Художественная литература как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

В методической разработке художественная литература расматривается как средство развитие речи у детей дошкольного возраста. Это обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобще...

Методическая разработка "Компьютерная игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

Авторы: Еремина Анастасия Николаевна              Селенская Юлия ЮрьевнаПроблема формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуа...

Методическая разработка "Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста."

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста во всех возрастных группах....

Методическая разработка на тему: «Лэпбук» - средство развитие познавательной активности детей дошкольного возраста»

Актуальность данной темы в том, что создание «лэпбука» поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти ...