Методическая разработка "Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста "
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Гужова Наталья Геннадьевна

 

Эту подборку игровых упражнений  можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия  детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Их можно использовать как в процессе занятий с детьми, так  и при организации детской деятельности во второй половине дня (самостоятельная игровая деятельность,  индивидуальная работа).

В целях постепенного овладения детьми техникой зрительного восприятия на первых порах в играх следует использовать реальные предметы, и лишь убедившись в том, что детям доступны их легкое узнавание, запоминание и правильный анализ, можно использовать реалистические изображения предметов, цветные и черно-белые предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, схематические изображения, чертежи и прочее. Связано это с тем, что восприятие изображения представляет собой психологически более сложный процесс, поскольку не просто повторяет собой реальный предмет, а передает его на плоскости с помощью особых приемов и средств.

 

                                                                     

В подборку  включены упражнения, направленные на :

- совершенствование зрительного анализа,

-  развитие целостности зрительного восприятия,

- развитие зрительно-пространственного восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения на совершенствование зрительного анализа

 

« Волшебные картинки »

Оборудование: предметные и сюжетные картинки  , цветные карандаши.

 Проведение: ребёнку по очереди предъявляют картинки и  педагог просит раскрасить их, ориентируясь  на условные обозначения, которые написаны в нижней  части  листа.

 

« Сложи пуговицы в коробки »

Оборудование:  картинка, на которой  изображены  пуговицы разной формы  , цветные карандаши.

 Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку  и   просит раскрасить пуговицы разными цветами  в соответствии с их формой. Затем   разложить пуговицы в коробки нужной формы, соединяя пуговицу с коробкой  волшебной  ниточкой.

 

«Из каких фигур  предметы?»

Оборудование:  карточка с изображением предметов, составленных из  геометрических фигур различной формы , цветные карандаши.

 Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку   и   просит рассмотреть нарисованные на ней предметы: « Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки? » После  рассматривания   педагог предлагает раскрасить их в соответствии с заданием на карточке. 

 

« Составь фигуры»

Оборудование: карточки  с заданием  , цветные карандаши.

 Проведение: ребёнку  предлагается карточка и педагог просит раскрасить только те детали, из которых можно составить  геометрическую форму (круг, прямоугольник).

 

« Составь кубик »

Оборудование: карточка с заданием  , цветные карандаши.

Проведение:  педагог предъявляет  ребёнку карточку и просит найти на карточке к каждому кубику недостающий кусочек.  Затем  взять цветные карандаши и раскрасить кубики и соответствующие им кусочки в один цвет.

                                

«  Какой формы предметы? »

Оборудование: картинка, на левой стороне которой   нарисованы геометрически фигуры, на правой -   различные изображения  предметов , простой карандаш.

 Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть изображённые на ней предметы  и  ответить на вопрос: «Какой формы эти предметы? »  Затем  предлагает взять карандаш и соединить линией предмет и ту форму, на  которую он похож.

 

«   Прятки »

Оборудование:  карточка с заданием , цветные карандаши.

Проведение: ребёнку предъявляют карточку и педагог просит рассмотреть  фигурки изображённые в верхней  части карточки, затем даёт инструкцию: « Эти фигурки спрятались среди других фигурок, они надели на себя разные украшения. Найди их на нижней  части картинки и соедини их линиями».

 

« Исправь ошибки   »

Оборудование: карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки , простой карандаш.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и задаёт вопрос:  «Какие буквы и цифры написаны неправильно?  Найди и зачеркни их ».  

 

« Нарисуй такую же картинку »

Оборудование:  карточка, на левой стороне которой изображён предмет,  а на правой – оставлено свободное пространство  , простой карандаш.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку  и просит нарисовать рядом  с изображённым предметом  точно такую же картинку.

 

«Найди такую же картинку »

 Оборудование:  карточки с  нарисованными в ряд предметами  и фигурами, на которых изображены парные и лишние  изображения, простой карандаш .

 Проведение: ребёнку по очереди предъявляют карточки и  педагог просит рассмотреть картинку и  найти такую же как на образце.

 

Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем  контурные и теневые.

 

« Найди пару»

Оборудование: карточки с  нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш .

Проведение: ребёнку по очереди предъявляют карточки и  педагог просит рассмотреть картинку и  найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду. Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем  контурные  и теневые.

 

«Найди отличия»

Оборудование: парные картинки с изображением похожих, но не одинаковых предметов, например, чашки, одинаковые по форме, но разные по цвету, карточки с различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д. .

Проведение: педагог предъявляет  два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие   отличия, затем   предлагает найти  эти отличия и раскрасить картинки.

Варианты:

- нахождение различий у нескольких  предметных изображений (до 6);

- нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;           

   - используются парные игрушки;

     -предъявляют предмет и его изображение.

 

« Найди такой же  »

Оборудование:  карточки с  нарисованными  по кругу   силуэтами предметов (фигур), на которых изображены парные и лишние  изображения,  цветные карандаши.

Проведение:  ребёнку по очереди предъявляют карточки и  педагог просит рассмотреть  и  найти 2 одинаковых  изображённых предмета

 ( фигуры), соединить их линиями и одинаково раскрасить.

                                                  

« Почини  коврик »

Оборудование:  2 варианта картинок,  на которых   изображён  коврик,  с «вырезанными»   в нём    отверстиями  (1, 2 отверстия) и нарисованными к нему «заплатками»  , простой и цветные карандаши.

Проведение:  1 вариант - педагог  предъявляет ребёнку картинку и просит   подобрать из нескольких кусочков материала, такой который бы подошёл к рисунку коврика,  затем взять карандаш и показать его стрелочкой.

2 вариант - педагог  предъявляет ребёнку картинку и задаёт вопрос:  «Какая заплатка подходит к этому коврику?» Затем просит раскрасить коврик  и подходящие к нему заплатки.

 

« Что здесь спряталось? »

                                   ( « зашумлённые» изображения»)

Оборудование: карточки с контурными  изображениями  предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации,  цветные карандаши .

Проведение: педагог  предъявляет  по очереди карточки и просит найти

спрятанные в них фигурки,  назвать их   и обвести  цветными карандашами.

 

« Что здесь спряталось?»

( «наложенные изображения»)

Оборудование: карточки с контурными  изображениями предметов, наложенных друг на друга, простой  карандаш .

 

Проведение: ребенку предъявляют по очереди карточки  и предлагают   найти и  назвать все изображённые предметы, обвести  их карандашом. Затем педагог спрашивает: «Как  можно назвать одним словом каждую группу предметов?»

                                  

«Что забыл дорисовать художник?»

Оборудование: карточки с изображениями предметов  с недорисованными элементами, цветные карандаши .

Проведение: ребёнку  предъявляют по очереди карточки, на  которых знакомые изображения даны не полностью, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т.д.

 Ему предлагается  подумать и сказать, узнал ли  он,   кому принадлежат те или иные элементы изображения. Затем нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их).      

 Варианты:

      — предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить всё изображение.

 

«Послушный карандаш »

Оборудование: карточка с заданием, простой карандаш .

Проведение: предложить ребёнку карточку  и попросить заштриховать предмет, в том направлении  как  показывает стрелочка.

 

« Домино»

Оборудование:  карточка», на которой нарисованы геометрические фигуры по типу « Домино » , простой и цветные карандаши.

Проведение: предложить ребёнку карточку  и попросить дорисовать фигуры в домино. Затем раскрасить их в соответствии с условием, написанным на  карточке.

 

« Узнай картинку »

Оборудование: карточки с  изображёнными на них  предметами, геометрическими  фигурами буквами, цифрами, выполненные в виде точек или пунктиров , простой  карандаш .

Проведение:  педагог  предъявляет ребёнку по очереди карточки и предлагает  прослушать инструкцию: «Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено. Назови,  что получилось». Усложнение: - начинать от крупных изображений к более мелким изображениям;

-от предметных изображений к сюжетным картинкам;

- изображения выполнены  сначала  пунктирной (точечной) линиями, затем в виде  последовательного  ряда цифр.

                               

« Крутые виражи»

Оборудование: карточки с заданиями , цветные карандаши.

Проведение:  педагог  предъявляет ребёнку по очереди  карточки и предлагает  выполнить написанные на них задания.

 

« Картинка – невидимка»

Оборудование: картинка  с изображёнными предметами  в виде переплетённых нитей , цветные карандаши.

Проведение:  ребёнку предъявляют картинку, и  педагог  даёт инструкцию:  «Всмотрись в   причудливые  линии и  постарайся увидеть  очертания  какого-то предмета».  Затем  возьми  карандаши  и раскрась  его как  мозаику.

 

“Путаница”

Оборудование:   сюжетные картинки с изображением по типу «Путаница»  , простой и цветные карандаши.

Проведение:  ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно  взрослым  даётся инструкция: « Я предлагаю тебе  распутать узелок из ниток, изображённый на картинке. Для этого нужно зрительно проследить, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь. А затем взять карандаш и нарисовать этот путь».

«  Найди дорогу из лабиринта»

Оборудование:   сюжетные картинки с изображением по типу  «Лабиринт » , простой и цветные карандаши.

Проведение:  ребёнку предъявляют по очереди карточки и предлагают  помочь  героям  пройти по лабиринту. Педагогом даётся инструкция:

« Зрительно проследи, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь.  Затем возьми  карандаш и нарисуй этот путь».

 

« Найди такую же фигуру»

Оборудование: карточка, на левой стороне которой изображён предмет,   а  на  правой – свободное пространство , простой карандаш.

Проведение:  педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию:  «Посмотри, слева нарисована фигура, возьми карандаш и постарайся справа нарисовать точно такую же фигуру ».

\

« Большой – маленький »

Оборудование: карточка с нарисованными в разнобой различными по форме и по размеру геометрическими фигурами , цветные карандаши.

Проведение:  педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Раскрась  большие фигуры – красным цветом, маленькие – синим». Затем просит сосчитать их и записать их количество на карточке.

                                   

« Что изменилось?»

Оборудование: картинка, на которой изображены нарисованные  2 -е половинки рисунков  .

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию:        «Рассмотри внимательно 2-е половинки рисунков  справа и слева. Сравни их и скажи, что изменилось на правом рисунке? »

 

 

« Найди такие же»

Оборудование: карточка с буквами  (цифрами), выполненными  разными видами печатного и рукописного шрифта , цветные карандаши.

 Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку  и предлагает   её рассмотреть,   спрашивает:  «  Какие буквы написаны? Сколько их? » После   просит взять цветные карандаши  и все буквы « А »-  обвести  синим карандашом,  буквы « Б »– зелёным, а буквы  « Е» - красным.

 

«Найди похожие»

Оборудование:  карточка,   разделённая на 2 части: в верхней части -    изображены  буквы,  в нижней - оставлено пустое пространство ,  простой карандаш.

Проведение:  педагог предъявляет  ребёнку карточку и просит  разделить  все  написанные на ней буквы  на 3 группы и написать   эти группы  в нижней части   карточки.   После выполнения задания спрашивает: «Чем похожи эти буквы?».

 

 

                        Игры на развитие  целостности зрительного восприятия

«Сложи картинку»

Оборудование: 2-3  изображения предметов, разрезанные на части (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.) .

Проведение:  1 вариант - ребёнку предъявляют  картинки,  на которых изображены части 2—3 изображений и просят собрать из этих частей целые изображения.

2 вариант -  ребёнку предъявляют  картинки,  и педагог просит  найти выделенные фрагменты на целой картинке и раскрасить их.

Усложнения: начинать нужно с предметных картинок,  затем усложнять сюжетными картинками.

 Варианты:

— предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

 

« Половинки »

Оборудование: карточка  с нарисованными по разные стороны половинками  фигур , цветные карандаши.

Проведение:  педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти  и соединить  две половинки так, чтобы получилась фигура  и их  раскрасить.  

                                         

“ Сложи фигуру ”

Оборудование:  карточка, на которой изображены  в верхней части листа геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.), в нижней –  части этих фигур   .

Проведение: ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно  взрослым  даётся инструкция: « На карточке изображены  геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.), за чертой изображены  их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру, и соединить их линией (верёвочкой)  ».

 

“Дорисуй картинку и раскрась”

Оборудование: набор картинок, на которых изображена  только левая сторона предмета, простой и цветные карандаши  .

Проведение:   педагог даёт ребёнку инструкцию: «Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую. Нарисуй простым карандашом  такую же половинку, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его».

 

Упражнения на развитие зрительно-пространственного

восприятия

 

« Кто есть кто?»

Оборудование:  карточка с нарисованными на ней  в 2-а ряда   группами предметов , цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит  раскрасить её героев  в соответствии с заданием, написанным карточке.

                                        

« Куда ползут улитки?»

Оборудование:  карточка с нарисованными улитками, ползущими в разные стороны  , цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить улиток  разноцветными карандашами, в соответствии с условиями,  написанными на карточке.

 

«Куда летят самолёты?»

Оборудование: карточка с нарисованными  самолётами,  летящими  в разные стороны , цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить  самолёты  разноцветными карандашами,   в соответствии с условиями, написанными на карточке. После выполнения этого задания  предлагает посчитать и написать по сколько нарисовано  самолётов, летящих в одну и ту же сторону .

 

« Помоги Красной Шапочке »

Оборудование:  картинка, на которой нарисован путь Красной Шапочки    ,простой карандаш.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит нарисовать её путь до домика бабушки, начиная  от  нарисованной на ней  стрелки.

 

« Помоги Саше и Маше »

Оборудование: карточка с заданием  , цветные карандаши.

Проведениепедагог предъявляет ребёнку карточку и просит  помочь Саше и Маше  нарисовать  предметы. Затем читает условия,  написанные на  карточке, а ребёнок  слушает и выполняет их.

                                 

                                                  « Раскрась рисунок »

       Оборудование: карточка, на которой изображены в разных пространственных  положениях  геометрические формы , цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит  раскрасить рисунок цветными карандашами по условию, написанному  на карточке.

 

                                               « Стрелочки »

Оборудование: карточка,  на которой  изображены стрелки,  указывающие  в разные стороны   , цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит  раскрасить стрелочки  цветными карандашами, по условию, написанному  на карточке. 

                                  

                                        «Кто где спрятался?»

Оборудование: карточка с заданием , цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить, по условию,  написанному на ней,  картинки.

                                          «Игра-путешествие»

Оборудование: сюжетные картинки .

Проведение:   ребёнку предъявляются картинки  и на их основе педагогом  задаются    вопросы по  формированию представлений о системе координат.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Моргачёва И.И. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений . Методическое пособие .-СПб., изд-во Детство – пресс, 2009.- с.212 .

2.интернет- ресурсы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

                     Методическая разработка

   "Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в   развитии зрительного восприятия  детей дошкольного возраста "

                                                           Составила :

                                                           Гужова Наталья Геннадьевна

                           Воспитатель высшей квалификационной категории

Эту подборку игровых упражнений  можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия  детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Их можно использовать как в процессе занятий с детьми, так  и при организации детской деятельности во второй половине дня (самостоятельная игровая деятельность,  индивидуальная работа).

В целях постепенного овладения детьми техникой зрительного восприятия на первых порах в играх следует использовать реальные предметы, и лишь убедившись в том, что детям доступны их легкое узнавание, запоминание и правильный анализ, можно использовать реалистические изображения предметов, цветные и черно-белые предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, схематические изображения, чертежи и прочее. Связано это с тем, что восприятие изображения представляет собой психологически более сложный процесс, поскольку не просто повторяет собой реальный предмет, а передает его на плоскости с помощью особых приемов и средств.

                                                                     

В подборку  включены упражнения, направленные на :

- совершенствование зрительного анализа,

-  развитие целостности зрительного восприятия,

- развитие зрительно-пространственного восприятия.

Упражнения на совершенствование зрительного анализа

 

« Волшебные картинки »

Оборудование: предметные и сюжетные картинки  , цветные карандаши.

 Проведение: ребёнку по очереди предъявляют картинки и  педагог просит раскрасить их, ориентируясь  на условные обозначения, которые написаны в нижней  части  листа.

« Сложи пуговицы в коробки »

Оборудование:  картинка, на которой  изображены  пуговицы разной формы  , цветные карандаши.

 Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку  и   просит раскрасить пуговицы разными цветами  в соответствии с их формой. Затем   разложить пуговицы в коробки нужной формы, соединяя пуговицу с коробкой  волшебной  ниточкой.

«Из каких фигур  предметы?»

Оборудование:  карточка с изображением предметов, составленных из  геометрических фигур различной формы , цветные карандаши.

 Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку   и   просит рассмотреть нарисованные на ней предметы: « Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки? » После  рассматривания   педагог предлагает раскрасить их в соответствии с заданием на карточке.  

« Составь фигуры»

Оборудование: карточки  с заданием  , цветные карандаши.

 Проведение: ребёнку  предлагается карточка и педагог просит раскрасить только те детали, из которых можно составить  геометрическую форму (круг, прямоугольник).

« Составь кубик »

Оборудование: карточка с заданием  , цветные карандаши.

Проведение:  педагог предъявляет  ребёнку карточку и просит найти на карточке к каждому кубику недостающий кусочек.  Затем  взять цветные карандаши и раскрасить кубики и соответствующие им кусочки в один цвет.

                               

«  Какой формы предметы? »

Оборудование: картинка, на левой стороне которой   нарисованы геометрически фигуры, на правой -   различные изображения  предметов , простой карандаш.

 Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть изображённые на ней предметы  и  ответить на вопрос: «Какой формы эти предметы? »  Затем  предлагает взять карандаш и соединить линией предмет и ту форму, на  которую он похож.

«   Прятки »

Оборудование:  карточка с заданием , цветные карандаши.

Проведение: ребёнку предъявляют карточку и педагог просит рассмотреть  фигурки изображённые в верхней  части карточки, затем даёт инструкцию: « Эти фигурки спрятались среди других фигурок, они надели на себя разные украшения. Найди их на нижней  части картинки и соедини их линиями».

« Исправь ошибки   »

Оборудование: карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки , простой карандаш. 

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и задаёт вопрос:  «Какие буквы и цифры написаны неправильно?  Найди и зачеркни их ».   

« Нарисуй такую же картинку »

Оборудование:  карточка, на левой стороне которой изображён предмет,  а на правой – оставлено свободное пространство  , простой карандаш.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку  и просит нарисовать рядом  с изображённым предметом  точно такую же картинку.

«Найди такую же картинку »

 Оборудование:  карточки с  нарисованными в ряд предметами  и фигурами, на которых изображены парные и лишние  изображения, простой карандаш .

 Проведение: ребёнку по очереди предъявляют карточки и  педагог просит рассмотреть картинку и  найти такую же как на образце.

Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем  контурные и теневые.

« Найди пару»

Оборудование: карточки с  нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш .

Проведение: ребёнку по очереди предъявляют карточки и  педагог просит рассмотреть картинку и  найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду. Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем  контурные  и теневые.

«Найди отличия»

Оборудование: парные картинки с изображением похожих, но не одинаковых предметов, например, чашки, одинаковые по форме, но разные по цвету, карточки с различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д. .

Проведение: педагог предъявляет  два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие   отличия, затем   предлагает найти  эти отличия и раскрасить картинки.

Варианты:

- нахождение различий у нескольких  предметных изображений (до 6);

- нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;          

   - используются парные игрушки;

     -предъявляют предмет и его изображение.

« Найди такой же  »

Оборудование:  карточки с  нарисованными  по кругу   силуэтами предметов (фигур), на которых изображены парные и лишние  изображения,  цветные карандаши.

Проведение:  ребёнку по очереди предъявляют карточки и  педагог просит рассмотреть  и  найти 2 одинаковых  изображённых предмета

 ( фигуры), соединить их линиями и одинаково раскрасить.

                                                  

« Почини  коврик »

Оборудование:  2 варианта картинок,  на которых   изображён  коврик,  с «вырезанными»   в нём    отверстиями  (1, 2 отверстия) и нарисованными к нему «заплатками»  , простой и цветные карандаши.

Проведение:  1 вариант - педагог  предъявляет ребёнку картинку и просит   подобрать из нескольких кусочков материала, такой который бы подошёл к рисунку коврика,  затем взять карандаш и показать его стрелочкой.

2 вариант - педагог  предъявляет ребёнку картинку и задаёт вопрос:  «Какая заплатка подходит к этому коврику?» Затем просит раскрасить коврик  и подходящие к нему заплатки.

« Что здесь спряталось? »

                                   ( « зашумлённые» изображения»)

Оборудование: карточки с контурными  изображениями  предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации,  цветные карандаши .

Проведение: педагог  предъявляет  по очереди карточки и просит найти

спрятанные в них фигурки,  назвать их   и обвести  цветными карандашами.

« Что здесь спряталось?»

( «наложенные изображения»)

Оборудование: карточки с контурными  изображениями предметов, наложенных друг на друга, простой  карандаш .

Проведение: ребенку предъявляют по очереди карточки  и предлагают   найти и  назвать все изображённые предметы, обвести  их карандашом. Затем педагог спрашивает: «Как  можно назвать одним словом каждую группу предметов?»

                                 

«Что забыл дорисовать художник?»

Оборудование: карточки с изображениями предметов  с недорисованными элементами, цветные карандаши .

Проведение: ребёнку  предъявляют по очереди карточки, на  которых знакомые изображения даны не полностью, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т.д.

 Ему предлагается  подумать и сказать, узнал ли  он,   кому принадлежат те или иные элементы изображения. Затем нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их).     

 Варианты:

      — предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить всё изображение.

«Послушный карандаш »

Оборудование: карточка с заданием, простой карандаш .

Проведение: предложить ребёнку карточку  и попросить заштриховать предмет, в том направлении  как  показывает стрелочка.

« Домино»

Оборудование:  карточка», на которой нарисованы геометрические фигуры по типу « Домино » , простой и цветные карандаши.

Проведение: предложить ребёнку карточку  и попросить дорисовать фигуры в домино. Затем раскрасить их в соответствии с условием, написанным на  карточке.

« Узнай картинку »

Оборудование: карточки с  изображёнными на них  предметами, геометрическими  фигурами буквами, цифрами, выполненные в виде точек или пунктиров , простой  карандаш .

Проведение:  педагог  предъявляет ребёнку по очереди карточки и предлагает  прослушать инструкцию: «Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено. Назови,  что получилось». Усложнение: - начинать от крупных изображений к более мелким изображениям;

-от предметных изображений к сюжетным картинкам;

- изображения выполнены  сначала  пунктирной (точечной) линиями, затем в виде  последовательного  ряда цифр.

                               

« Крутые виражи»

Оборудование: карточки с заданиями , цветные карандаши.

Проведение:  педагог  предъявляет ребёнку по очереди  карточки и предлагает  выполнить написанные на них задания.

« Картинка – невидимка»

Оборудование: картинка  с изображёнными предметами  в виде переплетённых нитей , цветные карандаши.

Проведение:  ребёнку предъявляют картинку, и  педагог  даёт инструкцию:  «Всмотрись в   причудливые  линии и  постарайся увидеть  очертания  какого-то предмета».  Затем  возьми  карандаши  и раскрась  его как  мозаику.

“Путаница”

Оборудование:   сюжетные картинки с изображением по типу «Путаница»  , простой и цветные карандаши.

Проведение:  ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно  взрослым  даётся инструкция: « Я предлагаю тебе  распутать узелок из ниток, изображённый на картинке. Для этого нужно зрительно проследить, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь. А затем взять карандаш и нарисовать этот путь».

«  Найди дорогу из лабиринта»

Оборудование:   сюжетные картинки с изображением по типу  «Лабиринт » , простой и цветные карандаши.

Проведение:  ребёнку предъявляют по очереди карточки и предлагают  помочь  героям  пройти по лабиринту. Педагогом даётся инструкция:

« Зрительно проследи, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь.  Затем возьми  карандаш и нарисуй этот путь».

« Найди такую же фигуру»

Оборудование: карточка, на левой стороне которой изображён предмет,   а  на  правой – свободное пространство , простой карандаш.

Проведение:  педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию:  «Посмотри, слева нарисована фигура, возьми карандаш и постарайся справа нарисовать точно такую же фигуру ».

\

« Большой – маленький »

Оборудование: карточка с нарисованными в разнобой различными по форме и по размеру геометрическими фигурами , цветные карандаши.

Проведение:  педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Раскрась  большие фигуры – красным цветом, маленькие – синим». Затем просит сосчитать их и записать их количество на карточке.

                                   

« Что изменилось?»

Оборудование: картинка, на которой изображены нарисованные  2 -е половинки рисунков  .

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию:        «Рассмотри внимательно 2-е половинки рисунков  справа и слева. Сравни их и скажи, что изменилось на правом рисунке? »

« Найди такие же»

Оборудование: карточка с буквами  (цифрами), выполненными  разными видами печатного и рукописного шрифта , цветные карандаши.

 Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку  и предлагает   её рассмотреть,   спрашивает:  «  Какие буквы написаны? Сколько их? » После   просит взять цветные карандаши  и все буквы « А »-  обвести  синим карандашом,  буквы « Б »– зелёным, а буквы  « Е» - красным.

«Найди похожие»

Оборудование:  карточка,   разделённая на 2 части: в верхней части -    изображены  буквы,  в нижней - оставлено пустое пространство ,  простой карандаш.

Проведение:  педагог предъявляет  ребёнку карточку и просит  разделить  все  написанные на ней буквы  на 3 группы и написать   эти группы  в нижней части   карточки.   После выполнения задания спрашивает: «Чем похожи эти буквы?».

                        Игры на развитие  целостности зрительного восприятия

«Сложи картинку»

Оборудование: 2-3  изображения предметов, разрезанные на части (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.) .

Проведение:  1 вариант - ребёнку предъявляют  картинки,  на которых изображены части 2—3 изображений и просят собрать из этих частей целые изображения.

2 вариант -  ребёнку предъявляют  картинки,  и педагог просит  найти выделенные фрагменты на целой картинке и раскрасить их.

Усложнения: начинать нужно с предметных картинок,  затем усложнять сюжетными картинками.

 Варианты:

— предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

« Половинки »

Оборудование: карточка  с нарисованными по разные стороны половинками  фигур , цветные карандаши.

Проведение:  педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти  и соединить  две половинки так, чтобы получилась фигура  и их  раскрасить.   

                                         

“ Сложи фигуру ”

Оборудование:  карточка, на которой изображены  в верхней части листа геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.), в нижней –  части этих фигур   .

Проведение: ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно  взрослым  даётся инструкция: « На карточке изображены  геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.), за чертой изображены  их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру, и соединить их линией (верёвочкой)  ».

“Дорисуй картинку и раскрась”

Оборудование: набор картинок, на которых изображена  только левая сторона предмета, простой и цветные карандаши  .

Проведение:   педагог даёт ребёнку инструкцию: «Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую. Нарисуй простым карандашом  такую же половинку, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его».

Упражнения на развитие зрительно-пространственного

восприятия

« Кто есть кто?»

Оборудование:  карточка с нарисованными на ней  в 2-а ряда   группами предметов , цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит  раскрасить её героев  в соответствии с заданием, написанным карточке.

                                         

« Куда ползут улитки?»

Оборудование:  карточка с нарисованными улитками, ползущими в разные стороны  , цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить улиток  разноцветными карандашами, в соответствии с условиями,  написанными на карточке.

«Куда летят самолёты?»

Оборудование: карточка с нарисованными  самолётами,  летящими  в разные стороны , цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить  самолёты  разноцветными карандашами,   в соответствии с условиями, написанными на карточке. После выполнения этого задания  предлагает посчитать и написать по сколько нарисовано  самолётов, летящих в одну и ту же сторону .

« Помоги Красной Шапочке »

Оборудование:  картинка, на которой нарисован путь Красной Шапочки    ,простой карандаш.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит нарисовать её путь до домика бабушки, начиная  от  нарисованной на ней  стрелки.

« Помоги Саше и Маше »

Оборудование: карточка с заданием  , цветные карандаши.

Проведение:  педагог предъявляет ребёнку карточку и просит  помочь Саше и Маше  нарисовать  предметы. Затем читает условия,  написанные на  карточке, а ребёнок  слушает и выполняет их.

                                 

                                                  « Раскрась рисунок »

       Оборудование: карточка, на которой изображены в разных пространственных  положениях  геометрические формы , цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит  раскрасить рисунок цветными карандашами по условию, написанному  на карточке. 

                                               « Стрелочки »

Оборудование: карточка,  на которой  изображены стрелки,  указывающие  в разные стороны   , цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит  раскрасить стрелочки  цветными карандашами, по условию, написанному  на карточке.  

                                   

                                        «Кто где спрятался?»

Оборудование: карточка с заданием , цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить, по условию,  написанному на ней,  картинки.

                                          «Игра-путешествие»

Оборудование: сюжетные картинки .

Проведение:   ребёнку предъявляются картинки  и на их основе педагогом  задаются    вопросы по  формированию представлений о системе координат.

Список литературы

1. Моргачёва И.И. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений . Методическое пособие .-СПб., изд-во Детство – пресс, 2009.- с.212 .

2.интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Материал содержит игры с мячом для развития речи детей раннего, младшего и старшего возраста. Может быть использован педагогами детского сада и родителями воспитанников....

Инновационные технологии коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду....

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста

* Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:*Артикуляционные упражнения*Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики*Упражнения на развитие общей двигательной активности...

Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста

Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его помощью малыш осваивает мир отношений, учится взаимодействовать с другим...

Кинезиология как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовке их к поступлению в школу.Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексно...

Выявление уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Задания для выявления уровня речевого развития детей,комплексный тестовый метод речевого развития детей дошкольного возраста....