ИКТ - компитенция по ФГОС ДО воспитателя ДОУ
учебно-методический материал на тему

Петрова Татьяна Васильевна
 
 
 
ИКТ компетенции педагога ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО"
 
 
Подготовила: Петрова Т.В.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад «18»
 
 
 
 
 
 
Троицк 2018г.
 
«Человек образованный — тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает».
Георг Зиммель
 
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, а детский сад – часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же приёмы, что и во всей стране, поэтому освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога и дает возможность расширить его творческие способности, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. Профессиональная ИКТ компетентность педагога — способность решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования средств ИКТ.
К компонентам профессиональной ИКТ  компетентности педагога можно отнести:
- умение сформировать технически-насыщенную предметную среду обучения для решения задач развития личности обучаемого, подготовки его к жизни в условиях информационного общества;
- умение организовать эффективное личное информационное пространство и информационное пространство обучающихся в рамках информационного пространства образовательного учреждения;
- умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств;
- владение различными методами оценивания для определения эффективности использования учениками информационных ресурсов в обучении;
- умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ;
- владение способами обобщения опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности;
- умение организовать эффективное учебное информационное взаимодействие в глобальной сети со всеми его участниками: родителями, администрацией.
Использование компьютерных технологий применяется в оформлении планов работы, конспектов открытых мероприятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио и т.д.
Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Сегодня ИКТ позволяет:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
 
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
 
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
 
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
 
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
 
• Освобождает от рутинной ручной работы.
Так же существуют причины личной заинтересованности педагогов в повышении уровня ИКТ – компетентности:
-Экономия времени при разработке дидактических материалов,
-Перенос акцента на презентабельность оформления материалов,
-Становление нового уровня педагогического мастерства.
 
 Программа Microsoft Word – это программа для печати текста и составления документов. Проще говоря, Microsoft Word (сокращенно Word) – это программа для печатания. То есть в этой программе можно напечатать любой тип текста: статью, документ, реферат, курсовую, диплом и даже книгу. Также в этой программе можно красиво оформить текст - добавить в него картинку или фото, выделить его части разными цветами, изменить шрифт, размер букв и многое другое. А еще в программе Microsoft Word можно составить таблицу, напечатать объявление или сделать плакат. Плюс ко всему напечатанное можно вывести на бумагу, то есть распечатать на принтере.
 Microsoft Office Publisher - программа для создания и обмена различными маркетинговыми и рекламными материалами. С помощью Microsoft Office Publisher можно создавать рекламные брошюры и листовки, информационные бюллетени, электронные открытки, презентационные веб-страницы и т.д. Созданные данным продуктом материалы можно распространять в печатном виде и отсылать через Интернет по электронной почте.
 Microsoft PowerPoint - это программное обеспечение, предназначенное для создания эффектных и динамичных презентаций. Для утилиты (программа для решения дополнительных задач) свойственна широкая функциональность, относительно управления графикой, стилями и текстом.
Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам диагностики, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и
детском саду. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше.
 Программа Excel – это некая в своём роде среда, которая предоставляет пользователю широкий набор инструментов для работы с данными. Excel в этом плане является не только очень удобной, но также и простой программой. Среди всех возможностей Excel, следует выделить наиболее значимые. Это, например, автоматические расчёты, также возможность отредактировать отображаемые данные в соответствии с Вашим вкусом и предпочтением.
 Panasonic пополнит линейку интерактивных досок Elite Pana Интерактивная (электронная) доска – это удобный инструмент, незаменимый при проведении совещания, семинара и для организации учебных занятий. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления.
Блог - (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
Людей, ведущих блог, называют бло́ггерами.
Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.
 
Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным
проблемам, размещать свои работы в медиатеках, так же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег - педагогов. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе воспитателя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети.
 
Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт коллегам, родителям и детям, общаться на форумах сайта, использовать электронную почту.
 «Скайп» (видеочат) поможет в проведении видеоконференций с коллегами.
С целью формирования у педагогов и родителей потребности в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации их взаимодействия был создан сайт ДОУ.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании НОД, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, конкурсах.
 
Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников, новые методические идеи и дидактические игры и пособия, результаты обучения дошкольников и их достижения.
Электронная почта предоставляет широкие возможности для общения с семьями воспитанников, позволяет доносить огромный объем информации до тех родителей, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома.
Кроме того размещение на сайте формы обратной связи помогает получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОУ, которые помогут сделать выводы о результатах развития детского сада и эффективности решения приоритетных задач.
 
ИКТ применяются в работе:
- с детьми;
- с родителями;
- с коллегами;
- в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.
 
Основные формы использования ИКТ:
• Подбор иллюстративного и познавательного материала к НОД, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
• Оформление документации (списки детей, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы, отчетов).
• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий PhotoScape, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
• Оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности.
Учитывая выше сказанное, существует  необходимость  непрерывного формирования ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
-Создание условий по освоению и использованию в практике работы ИКТ для управления процессом эффективного профессионального развития педагогов.
- Повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспитательно - образовательный процесс  информационных технологий, а именно: освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения воспитательно – образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Конфуций сказал: «Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению».
Подводя итог, хочется сказать следующее: в условиях внедрения во всех сферах образования стандартов нового поколения наличие развитой ИКТ-компетентности у каждого педагога возрастает.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет - обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Информатизация образования - это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_gmo.docx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта "Музыкальное путешествие" образовательная область музыка в соответствии с ФГОС ( для воспитателей и музыкальных руководителей)

Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику; развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности....

«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС», статья воспитателя Русаковой А.Н.

С 1 января 2014 г. вступил в силу  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. № 1155  «Об утверждении федерального государст...

Выступление на семинаре по ФГОС старшего воспитателя Балацкой И.В.

Выступление на семинаре по ФГОС ДО.Цель: повышение профессиональной компетентности  педагогов по изучению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования....

Консультация по ФГОС для воспитателей ДОУ

ФГОС дошкольного образования...

Рабочая программа по ФГОС для воспитателя средней группы

Рабочая программа для средней группы...

Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» Воспитатель: Бабушкина И.Э.

Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду....

ФГОС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ФГОС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...