Консультация «Организация и проведение игр познавательного цикла в совместной деятельности воспитателя и детей»
консультация (старшая группа) на тему

Ремыга Екатерина Николаевна

Консультация «Организация и проведение игр познавательного цикла в совместной деятельности воспитателя и детей» для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

«Организация и проведение игр познавательного цикла в совместной деятельности воспитателя и детей»

Подготовила в

воспитатель Ремыга Е.Н.

В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.

Схема развития деятельности:

*самостоятельная деятельность

*затруднение

*совместная деятельность с взрослым

*совместная деятельность с сверстниками

*самостоятельная деятельность

Формы организации детской деятельности:

 

Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная

партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Совместная деятельность – это субъект – субъектные отношения.

(Е.А. Родионова)

Совместная деятельность – взаимосвязь двух явлений, взаимодействия и взаимные отношения которых отличаются высокой динамичностью и процессуальностью.

(Е.В. Шорохова)

Совместную деятельность разделяют на:

*непосредственно-образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

*совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

*совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и ухода;

Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов

детской деятельности.

При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в

развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

Понятие «партнерская деятельность» раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В ходе совместной деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и осуществление общей деятельности.

Что значит быть партнером детей? (по Н.А. Коротковой):

*Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

*Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и

дисциплинарного принуждения.)

*Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при

соответствии организации рабочего пространства.)

*Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Основными формами организации познавательной деятельности детей являются дидактические и сюжетно-дидактические игры. Работа с детьми исключает специально организованные занятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя её ход изнутри, как равный партнер. Важно сохранять баланс между инициативой детей н взрослого в выборе целей деятельности, конкретного материала для неё и т.п.
Целесообразно в ряде случаев строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес (например, начатая со взрослыми игра может быть продолжена детьми самостоятельно). Для этого необходимо создать предметную среду и пространство групповой комнаты, позволяющие воспитателю не прерывать деятельность детей, а самому перемещаться от одной детской подгруппы к другой.
Совместная деятельность организуется как система игр для закрепления полученных на занятии знаний и умений, а также для формирования умений детей применять полученные представления в разнообразных игровых ситуациях. В этом случае совместная деятельность подчинена системе занятий и тесно с ней связана в задачах и содержании.

Можно использовать в организации совместной деятельности разработки дидактических игр, а также комплекс сюжетно-дидактических игр.
При организации сюжетно-дидактических игр в рамках совместной познавательной деятельности воспитателя и детей необходимо соблюдать следующие условия (по исследованиям А.А. Смоленцевой).
1. Отбор знаний, полученных на занятиях для последующего отражения их в играх старших дошкольников. Для реализации этого положения необходимо:
— определить возможность применения знаний в детских играх;
— обеспечить преемственность между содержанием занятий с последующей игровой деятельностью;
— включать в игры специфические действия, направленные на актуализацию знаний н умений.
2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую
органически входят знания и умения, полученные на занятиях. Для
построения игр надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:
— она должна быть доступной для понимания детей. Знания и умения должны являться средством достижения социально значимых результатов;
— профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по вариантам использования знаний и умений, так и по получаемому продукту;
— действия и отношения взрослых должны быть воспроизводимы
в игровых ролях.
3. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей.
Обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей. В этом случае усвоенные правила и способы действий дети будут переносить в другие игры с новыми объектами. Сфера применения знаний значительно расширится.
Готовить вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появится интерес к содержанию игры, будущим ролям и развертыванию сюжета.
Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль. Беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность естественно (изнутри) видеть всю игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных с использованием знаний и умений, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т.п., влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество.
4. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка). Целенаправленное воздействие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения знаниями. С этой целью воспитателю необходимо:
— подбирать роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;
— предлагать решение посильных для ребенка задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, проявлению активности и самостоятельности;
— создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска;
— удивляться догадкам детей, их сообразительности, поддерживая атмосферу доброжелательности и творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.
Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм познавательного развития. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей в полной мере становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребенка в совместном образовательном пространстве детского сада.

Литература

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–75.

Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 38–44.

Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Игра и произвольность современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 12–20.

Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15–24.

Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5–11.

Соколова М.В. Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. 2012. № 6. С. 7–13.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 300 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Организация игр-драматизаций в совместной деятельности воспитателя и детей по ознакомлению дошкольников с местом человека в истории и культуре».

Содержание:Значение игр-драматизаций в развитии представлений о месте человека в истории и культуре.Методика организаций театральных балаганов, развлечений, праздников и т.д.Литературные произведения ...

Проект организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям ДОУ.

В проекте приведены формы работы с родителями и детьми раннего возраста для успешной адаптации детей к условиям ДОУ....

План по самообразованию на учебный год для воспитателя ДОО по теме: «Организация совместной деятельности воспитателя и детей с задержкой психического развития»

В перспективном плане по теме самообразования рассмативаются: содержние работы по организации совместной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ, предполагаемый результат, сроки выполнения запланирова...

План совместной деятельности воспитателей и детей по подготовке и проведению экологических праздников

План совместной деятельности воспитателей и детей по подготовке и проведению экологических праздников...