Статья "Нравственно - патриотическое воспитание любви к родине и её героическому прошлому"
статья (подготовительная группа) на тему
Одна из главных задач нравственно- патриотического воспитания детей, пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и её героическому прошлому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей
Петроградского района Санкт-Петербурга
«Нравственно- патриотическое воспитание любви к Родине и её героическому прошлому»
Воспитатель ВКК: Пузикова Наталия Владимировна
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над великодушием, справедливостью, патриотизмом.
И поэтому нравственно-патриотическое воспитание одна из важных проблем, которую мы сегодня решаем. Одна из главных задач нравственно-патриотического воспитания детей, используя различные педагогические средства и современные информационные технологии, пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и её героическому прошлому. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
«То, что ребёнок получит в 3 года, проявится от 21 до 24 лет. То, что он получит с 3 до 5 лет проявится в возрасте с 19 до 21 года. 5-7лет отзовется в возрасте 17-19 лет. Возраст 7-9 лет 15-17 лет». Из книги «Как понять ребенка» А. С. Валявский.
Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии. Но надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной.
Некоторые утверждают, что нельзя омрачать радость детства рассказами о горе, страданиях, жертвах. Мы с этим не согласны. Пусть красота мира войдет в детское сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни ласковой материнской песни, ни сладких снов, если бы, например, в холодное зимнее утро 19-летний юноша Александр Матросов не закрыл грудью амбразуру вражеского дзота.
Знакомить детей с войной только в героико-романтическом стиле недопустимо: война - не романтика, а тяжелейшая работа, страдания, смерть и кровь. Так же безнравственно и жестко предлагать детям и всю правду о войне, которая может быть весьма болезненна и для взрослых людей. Особое впечатление на детей производят рассказы о суровых испытаниях, которые выпали на долю мальчиков и девочек, их ровесников в военные годы. Задача педагога - найти золотую середину, чтобы дети получили правдивое представление о войне, но одновременно, чтобы их психика не пострадала.
Именно эти чувства мы вызываем в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.
Над облаками и веками
Бессмертной музыки хвала:
Россия русскими руками
Себя спасла и мир спасла.
Сияет солнце, вьётся знамя,
И те же вещие слова:
«Ребята, не Москва ль за нами?»
Нет. Много больше, чем Москва!
Май 1945 г. Георгий Иванов.
Почему слово «мир» связано у нас с весной, солнцем, длинными и светлыми днями, пахнущими сиренью?..
Чем, скажем, хуже зимний пейзаж: заваленная снегом изба и плывущий из трубы прямо в серебристое небо - не дым пожарищ, а дымок веселой трескучей печки?..
Или прозрачный осенний лес - не обугленные деревья, а просто сбросившие свою листву, чтобы прикрыть землю от первых заморозков.
Или летняя жара, ослепительно голубое море и визг ребятни - не плач, не крик, а визг и смех детей, рассыпающийся по берегу, словно брызги волны?..
Конечно, мир хорош в любое время года. Тогда почему, когда мы говорим «мир», в сознании запахами, звуками, пестротой красок все-таки возникает весна?
Оттого, что трудная и долгожданная Победа в мае к нам пришла.
Каждая годовщина Победы - это день великого торжества и великой скорби. В России и бывшем Советском Союзе почти нет семьи, кто не понес бы тяжесть утраты.
Эта война была самым крупным, жестоким и разрушительным конфликтом в истории человечества. Шесть лет она велась почти на всех континентах, кроме Америки, и на всех океанах. В нашей стране она длилась 4 года. В ней участвовало 61 государство (80% населения Земли). Война шла на суше, на море и в воздухе: в ней были задействованы танки, авиация, подводные лодки, а потом и ракетно-ядерное оружие - самое страшное в истории XX века.
Так как же нам теперь рассказывать детям, особенно дошкольникам, о войне, о её горестях, поражениях и победах? Как рассказывать о жесткости фашистов, о безмерной храбрости советских воинов? Рассказывать нужно, чтобы ребенок не только услышал, но и понял, почувствовал, происходившие события.
Можно прочитать стихотворение С. Маршака «Голуби».
Занял недруг город старый
На крутой горе.
До небес взвились пожары,
Разлились в Днепре.
Во дворах детей топтали
Кони патрулей.
В жаркой буре трепетали
Ветви тополей…
Шёл со скрипом за границу
Не один вагон.
Украинскою пшеницей
Тяжко нагружен…
Каждый день домой подарки
Немец посылал.
Зверь двуногий в зоопарке
Тоже побывал…
Вывез льва и попугая,
Черно-желтых змей.
И воркующую стаю
Пёстрых голубей…
Но шагнул через границы
Далеко наш фронт.
В славном Киеве - столице
Стройка и ремонт.
Говорят, и в зоопарке
Жизнь идет на лад.
Но в вольере голубиной
Та же тишина.
Не вернутся к нам с чужбины
Наши турмана!..
Не вернутся? Но откуда
Этот шум и гам?
Видишь, голубь синегрудый
Сел на крышу к нам…
Расскажите, сестры - птицы,
Людям про войну
И про то, как за границей
Жили вы в плену…
От этих стихов наворачиваются слезы на глазах. Поэт сумел рассказать детям через голубей и про горечь поражений, и про радость побед!
Патриотическое воспитание заключает в себе формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны.
Надо обязательно рассказывать об этом дошкольникам, с простых примеров: о памятнике монумент героическим защитникам Ленинграда на пл. Победы, о своих близких и знакомых людях.
Ни кто не забыт, и ничто не забыто.
«На Ленинград, обхватом с трех сторон,
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье
Он сердца Ленинградского биенье».
Вера Инбер
8 сентября 1941 года началась 900-дневная блокада Ленинграда.
Его захвату гитлеровцы придавали первостепенное значение. Враги были на подступах к городу, но войти в него им так и не удалось. Гитлеровцы окружили Ленинград плотным кольцом, подвергая его ежедневным бомбёжкам. Всё население встало на защиту города. Не было продовольствия, топлива, электричества, не работал водопровод. От голода, холода, и артобстрелов погибло больше миллиона жителей. Но продолжали работу предприятия, которые не были вывезены в тыл. Судостроительный и Кировский заводы работали в 4-х километрах от переднего края обороны. В театрах шли спектакли, на концертах звучала музыка, а по радио - стихи и песни. Во время блокады композитор Д. Д. Шостакович написал знаменитую героическую Седьмую симфонию и её впервые исполнили в осажденном городе. С 1 мая 1945 года Ленинград стал называться городом-Героем.
И этот подвиг Ленинградцев не забыт и в наши дни. Каждый год в день снятия Блокады, Ленинградцы-Петербуржцы приходят на мемориал «Пискаревское кладбище» почтить память людей погибших в дни блокады. И весь мир знает и помнит о подвиге Ленинградцев.
Среди сегодняшних работников дошкольных учреждений уже редко встретишь ветеранов войны. Ведь годы неумолимо идут. Передать эстафету памяти старшим детям дошкольного возраста, рассказать о самоотверженном подвиге людей, завоевавших победу - одна из задач патриотического воспитания, которую решают педагоги детского сада.
День Победы - это святой день. Советую Вам прочитать и рассказать детям книги:
- В. Воскобойников «Санкт-Петербург». иллюстрир. история для детей. «Золотой век Норинт 2002г».
- В. Воскобойников «Девятьсот дней мужества». изд. Малыш 1987 год.
- И. Ходза «Дорога жизни». изд. Детская литература 1974 год.
- Ю. Д. Дмитриев « Города-герои». изд. Малыш 1970 год.
- С. Михалков «Победа» Изд. Малыш 1985 год.
- С. Бараздин «Шел по улице солдат» изд. Детская литература.
- М.Кравчук «Отчизны дети» изд. Советская Россия 1975 год
- В. Субботин «И настал мир». изд. Детская литература 1981 год.
- К. Паустовский «Похождение жука - носорога». изд. Детская литература 1991 год.
- Л. Шиф «Путешествие Алика и Гусарика» ч. 2, глава «О подвиге Северной Пальмиры».
Рекомендую Вам посетить памятные места боевой славы в мае месяце.
- Мемориал Пискаревское кладбище.
- Монумент в честь героической обороны Ленинграда на пл. Победы.
- Мемориальная доска на Невском проспекте дом 14 «При артобстреле эта сторона наиболее опасна»
- Мемориальные блокадные знаки по адресам: Невский проспект дом 54, Суворовский проспект дом 50-52, улица Рубинштейна дом 7, набережная Фонтанки дом 21.
- Мемориальная доска Тани Савичевой. 2-я линия В. Острова дом 13.
- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск связи. Александровский парк дом 7.
- Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Соляной переулок дом 9.
- Музей хлеба на Литейном пр.
Дошкольник не может понять многое в истории, нет у него временного понятия, 300 лет или сейчас все едино. Он понимает на ощупь, на вкус, зрительное осязание.
Поэтому, прежде всего, начинаем знакомить с ближнего, с семьи. С того, чем он может гордиться, особенно своей семьей, детским садом, своим районом, городом, страной.
И вот только тогда понятие страны он лучше усвоит и все ее символы и эмблемы.
Конечно же, мы, что раньше, так и теперь живем в многонациональной стране. И в группе мои дети об этом знают, что люди принадлежат к разным нациям, и что, несмотря на это они должны жить в мире и согласии. И что во время ВОВ люди разных национальностей - латыши, русские, украинцы, белорусы, азербайджанцы, грузины: все вместе сражались за мир, независимость и свободу своей страны, отстаивали нашу Победу.
И пусть теперь мы живем как соседи, не вместе, но до детей мы должны донести и рассказать о разных обычаях, сказках, национальных нарядах.
Таким образом, мы будем воспитывать нравственность. Будет нравственность, воспитание, будет и патриотизм.
У нас с вами тот возраст, когда мы в него вложим 90 % знаний - и это будет на всю жизнь, а 10 % он получит уже в школе и других учебных заведениях. На нас с вами лежит большая ответственность. Какими подрастут эти дети, такая будет у нас старость. Чем больше хорошего мы в них вложим, тем больше будет отдача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к Родине на основе героических примеров ее защитников и исторических событий (из опыта работы)
Высокая духовная сущность русского народа, наши традиции преданности Отечеству на сегодняшний день приобретают особое значение. Патриотизм призван стать важной движущей силой преодоления н...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-708261-1452247723.jpg)
долгосрочный проект"воспитание любви к Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/29/picture-1017386-1635537579.jpg)
Патриотическое воспитание – воспитание любви к Родине!
https://kizilvest.ru/20210716-ya-gorzhus-svoim-otczom/ Любовь к Родине начинается с любви к семье и дому.«Я люблю село родное, Я люблю свой дивный край, Дом на холмике ...
Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине.
Презентация на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/19/picture-1022127-1521470001.jpg)
Анкета для родителей 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? воспитание любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению; воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей стра
Анкета по патриотическому воспитанию для родителей в детском саду, дает ориентировочно понятия об отношении самих родителей к к патриотическому воспитанию, насколько актуальна это направление в ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/12/picture-1443310-1670841664.jpg)
Представление педагогического опыта на педсовете «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через изучение героического прошлого народа, семьи»
В материале описан опыт проектной деятельности патриотического содержания...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/02/picture-1480542-1690978926.jpg)
Воспитание любви к Родине как необходимое условие патриотического воспитания
Родина-это слово для каждого человека имеет особое значение.Оно выражает глубокое, дорогое и великое чувство. Невозможно быть патриотом, если нет чувства своей личной связи с Родиной, незная как...