Статья "Нравственно - патриотическое воспитание любви к родине и её героическому прошлому"
статья (подготовительная группа) на тему

Пузикова Наталия Владимировна

Одна из главных задач нравственно- патриотического воспитания детей, пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и её героическому прошлому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  детский сад № 72 общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением  деятельности по познавательно – речевому развитию детей
Петроградского района  Санкт-Петербурга

 «Нравственно- патриотическое воспитание любви к Родине и её героическому прошлому»

                                   

Воспитатель ВКК: Пузикова Наталия Владимировна

                                     

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над великодушием, справедливостью, патриотизмом.

И поэтому нравственно-патриотическое воспитание одна из важных проблем, которую мы сегодня решаем. Одна из главных задач нравственно-патриотического воспитания детей, используя различные педагогические средства и современные информационные технологии, пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и её героическому прошлому. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

«То, что ребёнок получит в 3 года, проявится от 21 до 24 лет. То, что он получит с 3 до 5 лет проявится в возрасте с 19 до 21 года. 5-7лет отзовется в возрасте 17-19 лет. Возраст 7-9 лет 15-17 лет». Из книги «Как понять ребенка» А. С. Валявский.

Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии. Но надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной.

Некоторые утверждают, что нельзя омрачать радость детства рассказами о горе, страданиях, жертвах. Мы с этим не согласны. Пусть красота мира войдет в детское сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни ласковой материнской песни, ни сладких снов, если бы, например, в холодное зимнее утро 19-летний юноша Александр Матросов не закрыл грудью амбразуру вражеского дзота.

Знакомить детей с войной только в героико-романтическом стиле недопустимо: война - не романтика, а тяжелейшая работа, страдания, смерть и кровь. Так же безнравственно и жестко предлагать детям и всю правду о войне, которая может быть весьма болезненна и для взрослых людей. Особое впечатление на детей производят рассказы о суровых испытаниях, которые выпали на долю мальчиков и девочек, их ровесников в военные годы. Задача педагога - найти золотую середину, чтобы дети получили правдивое представление о войне, но одновременно, чтобы их психика не пострадала.

Именно эти чувства мы вызываем в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.

Над облаками и веками

Бессмертной музыки хвала:

Россия русскими руками

Себя спасла и мир спасла.

Сияет солнце, вьётся знамя,

И те же вещие слова:

«Ребята, не Москва ль за нами?»

Нет. Много больше, чем Москва!

Май 1945 г. Георгий Иванов.

Почему слово «мир» связано у нас с весной, солнцем, длинными и светлыми днями, пахнущими сиренью?..

Чем, скажем, хуже зимний пейзаж: заваленная снегом изба и плывущий из трубы прямо в серебристое небо - не дым пожарищ, а дымок веселой трескучей печки?..

Или прозрачный осенний лес - не обугленные деревья, а просто сбросившие свою листву, чтобы прикрыть землю от первых заморозков.

Или летняя жара, ослепительно голубое море и визг ребятни - не плач, не крик, а визг и смех детей, рассыпающийся по берегу, словно брызги волны?..

Конечно, мир хорош в любое время года. Тогда почему, когда мы говорим «мир», в сознании запахами, звуками, пестротой красок все-таки возникает весна?

Оттого, что трудная и долгожданная Победа в мае к нам пришла.

Каждая годовщина Победы - это день великого торжества и великой скорби. В России и бывшем Советском Союзе почти нет семьи, кто не понес бы тяжесть утраты.

Эта война была самым крупным, жестоким и разрушительным конфликтом в истории человечества. Шесть лет она велась почти на всех континентах, кроме Америки, и на всех океанах. В нашей стране она длилась 4 года. В ней участвовало 61 государство (80% населения Земли). Война шла на суше, на море и в воздухе: в ней были задействованы танки, авиация, подводные лодки, а потом и ракетно-ядерное оружие - самое страшное в истории XX века.

Так как же нам теперь рассказывать детям, особенно дошкольникам, о войне, о её горестях, поражениях и победах? Как рассказывать о жесткости фашистов, о безмерной храбрости советских воинов? Рассказывать нужно, чтобы ребенок не только услышал, но и понял, почувствовал, происходившие события.

Можно прочитать стихотворение С. Маршака «Голуби».

Занял недруг город старый

На крутой горе.

До небес взвились пожары,

Разлились в Днепре.

Во дворах детей топтали

Кони патрулей.

В жаркой буре трепетали

Ветви тополей…

Шёл со скрипом за границу

Не один вагон.

Украинскою пшеницей

Тяжко нагружен…

Каждый день домой подарки

Немец посылал.

Зверь двуногий в зоопарке

Тоже побывал…

Вывез льва и попугая,

Черно-желтых змей.

И воркующую стаю

Пёстрых голубей…

Но шагнул через границы

Далеко наш фронт.

В славном Киеве - столице

Стройка и ремонт.

Говорят, и в зоопарке

Жизнь идет на лад.

Но в вольере голубиной

Та же тишина.

Не вернутся к нам с чужбины

Наши турмана!..

Не вернутся? Но откуда

Этот шум и гам?

Видишь, голубь синегрудый

Сел на крышу к нам…

Расскажите, сестры - птицы,

Людям про войну

И про то, как за границей

Жили вы в плену…

От этих стихов наворачиваются слезы на глазах. Поэт сумел рассказать детям через голубей и про горечь поражений, и про радость побед!

Патриотическое воспитание заключает в себе формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны.

Надо обязательно рассказывать об этом дошкольникам, с простых примеров: о памятнике монумент героическим защитникам Ленинграда на пл. Победы, о своих близких и знакомых людях.

Ни кто не забыт, и ничто не забыто.

«На Ленинград, обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца Ленинградского биенье».

                                          Вера Инбер

8 сентября 1941 года началась 900-дневная блокада Ленинграда.

Его захвату гитлеровцы придавали первостепенное значение. Враги были на подступах к городу, но войти в него им так и не удалось. Гитлеровцы окружили Ленинград плотным кольцом, подвергая его ежедневным бомбёжкам. Всё население встало на защиту города. Не было продовольствия, топлива, электричества, не работал водопровод. От голода, холода, и артобстрелов погибло больше миллиона жителей. Но продолжали работу предприятия, которые не были вывезены в тыл. Судостроительный и Кировский заводы работали в 4-х километрах от переднего края обороны. В театрах шли спектакли, на концертах звучала музыка, а по радио - стихи и песни. Во время блокады композитор Д. Д. Шостакович написал знаменитую героическую Седьмую симфонию и её впервые исполнили в осажденном городе. С 1 мая 1945 года Ленинград стал называться городом-Героем.

И этот подвиг Ленинградцев не забыт и в наши дни. Каждый год в день снятия Блокады, Ленинградцы-Петербуржцы приходят на мемориал «Пискаревское кладбище» почтить память людей погибших в дни блокады. И весь мир знает и помнит о подвиге Ленинградцев.

Среди сегодняшних работников дошкольных учреждений уже редко встретишь ветеранов войны. Ведь годы неумолимо идут. Передать эстафету памяти старшим детям дошкольного возраста, рассказать о самоотверженном подвиге людей, завоевавших победу - одна из задач патриотического воспитания, которую решают педагоги детского сада.

День Победы - это святой день. Советую Вам прочитать и рассказать детям книги:

  1. В. Воскобойников «Санкт-Петербург». иллюстрир. история для детей. «Золотой век Норинт 2002г».
  2. В. Воскобойников «Девятьсот дней мужества». изд. Малыш 1987 год.
  3. И. Ходза «Дорога жизни». изд. Детская литература 1974 год.
  4. Ю. Д. Дмитриев « Города-герои». изд. Малыш 1970 год.
  5. С. Михалков «Победа» Изд. Малыш 1985 год.
  6. С. Бараздин «Шел по улице солдат» изд. Детская литература.
  7. М.Кравчук «Отчизны дети» изд. Советская Россия 1975 год
  8. В. Субботин «И настал мир». изд. Детская литература 1981 год.
  9. К. Паустовский «Похождение жука - носорога». изд. Детская литература 1991 год.
  10. Л. Шиф «Путешествие Алика и Гусарика» ч. 2, глава «О подвиге Северной Пальмиры».

Рекомендую Вам посетить памятные места боевой славы в мае месяце.

  1. Мемориал Пискаревское кладбище.
  2.  Монумент в честь героической обороны Ленинграда на пл. Победы.
  3. Мемориальная доска на Невском проспекте дом 14 «При артобстреле эта сторона наиболее опасна»
  4. Мемориальные блокадные знаки по адресам: Невский проспект дом 54, Суворовский проспект дом 50-52, улица Рубинштейна дом 7, набережная Фонтанки дом 21.
  5. Мемориальная доска Тани Савичевой. 2-я линия В. Острова дом 13.
  6. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск связи. Александровский парк дом 7.
  7. Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Соляной переулок дом 9.
  8. Музей хлеба на Литейном пр.

Дошкольник не может понять многое в истории, нет у него временного понятия, 300 лет или сейчас все едино. Он понимает на ощупь, на вкус, зрительное осязание.

Поэтому, прежде всего, начинаем знакомить с ближнего, с семьи. С того, чем он может гордиться, особенно своей семьей, детским садом, своим районом, городом, страной.

И вот только тогда понятие страны он лучше усвоит и все ее символы и эмблемы.

Конечно же, мы, что раньше, так и теперь живем в многонациональной стране. И в группе мои дети об этом знают, что люди принадлежат к разным нациям, и что, несмотря на это они должны жить в мире и согласии. И что во время ВОВ люди разных национальностей - латыши, русские, украинцы, белорусы, азербайджанцы, грузины: все вместе сражались за мир, независимость и свободу своей страны,  отстаивали нашу Победу.

И пусть теперь мы живем как соседи, не вместе, но до детей мы должны донести и рассказать о разных обычаях, сказках, национальных нарядах.

Таким образом, мы будем воспитывать нравственность. Будет нравственность, воспитание, будет и патриотизм.

У нас с вами тот возраст, когда мы в него вложим 90 %  знаний -  и это будет на всю жизнь, а 10 % он получит уже в школе и других учебных заведениях. На нас с вами лежит большая ответственность. Какими подрастут эти дети, такая будет у нас старость. Чем больше хорошего мы в них вложим, тем больше будет отдача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к Родине на основе героических примеров ее защитников и исторических событий (из опыта работы)

Высокая духовная сущность русского народа, наши традиции преданности Отечеству на сегодняшний день приобретают особое значение.   Патриотизм призван стать важной движущей силой преодоления н...

долгосрочный проект"воспитание любви к Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почу...

Патриотическое воспитание – воспитание любви к Родине!

https://kizilvest.ru/20210716-ya-gorzhus-svoim-otczom/       Любовь к Родине начинается с любви к семье и дому.«Я люблю село родное, Я люблю свой дивный край, Дом на холмике ...

Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине.

Презентация на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине"....

Анкета для родителей 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? воспитание любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению; воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей стра

Анкета по патриотическому воспитанию для родителей в детском саду, дает ориентировочно понятия  об отношении самих родителей к к патриотическому воспитанию, насколько актуальна это направление в ...

Воспитание любви к Родине как необходимое условие патриотического воспитания

Родина-это слово для каждого человека имеет особое значение.Оно выражает глубокое, дорогое и великое чувство. Невозможно быть патриотом, если нет чувства  своей личной связи с Родиной, незная как...