Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с природой.
статья на тему

Пикулина Людмила Ивановна

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пикулина Людмила Ивановна

МБДОУ № 29 детский сад «У Лукоморья» г. Саяногорск

Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с природой.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.

Нам необходимо сформировать гуманное отношение к природе, ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, представляем детям нравственные образцы отношения к природе не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но и практические формы взаимодействия с природным окружением. Это нужно, чтобы научить детей проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду, сопереживать, сочувствовать, постепенно вырабатывать эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Трудности формирования нравственного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных, как живых организмах. Поэтому мы стараемся использовать самые разнообразные формы и методы в работе с детьми. Это и специально организованные занятия, экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, разнообразные сюжетно-ролевые игры («Мы спасатели», «Айболит» и др.), развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, видео и аудиозаписи, чтение художественной литературы.

По мере возможности, в зависимости от темы, используем коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения («Цветок», «Снежинка», «Деревце» и др.).

Чтобы активизировать и закрепить полученные знания проводим экологические развлечения, праздники, вечера досуга («Спасем планету», «Приключение Листовичка», «День земли» и др.).

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения. Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, они систематически наблюдают и ухаживают за ними. В процессе ухода дети получают представление о многообразии растительного на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. При рассматривании комнатных растений обращаем внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся разнообразные в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного. В процессе систематического ухода за растениями у детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к растениям, заботиться о них, у детей возрастает интерес к природе, настойчивость   в достижении результата.

Но познавать закономерности мира природы, невозможно сидя только в помещении. Прогулки - это замечательное время, когда детей можно приобщить к тайнам, красоте - живой природы, рассказать о жизни самых различных животных и насекомых. Познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.

Именно на прогулках дети могут увидеть необычайную красоту в порхании перелетающей с цветка на цветок бабочки и в капающемся в земле жуке, везде и во всем до беспредельности. Во время прогулок дети участвуют в посильном труде, осваивают нормы поведения в природном окружении и навыки защиты окружающей среды.

Так, например, во время возделывания и оформления участка на улице, посадке кустарников, деревьев и разных цветов, дети принимали посильное участие.

И после всей проделанной работы, мы стали замечать, что большую заботу дети проявляют к тем растениям, которые были посажены ими собственноручно. Выходя на прогулку, они ежедневно ласково и нежно, дотрагиваясь до маленькой сосенки руками, здороваются и разговаривают с ней, поливают ее и следят друг за другом, чтобы во время игры нечаянно не сломали ее.

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Воспитание у детей любви к природе, способность воспринимать ее красоту - одна из важнейших задач детского сада, но первыми помощниками в этой работе должны стать родители. Мы постоянно информируем родителей о своей работе, даем им советы, рекомендации. Так, мы узнали, что во многих семьях содержат домашних животных и комнатные растения, но не все родители учат детей заботиться и ухаживать за ними, а ведь это тоже первые шаги в любви ко всему живому.

Проявляя заботу, дети чувствуют себя более уверенными, сильными, умеющими и знающими. Дети стремятся удовлетворить потребности живого организма в необходимом, доставляя тем самым радость и удовлетворение объектом природы, и себе. Осознание важности и необходимости совершения заботливых поступков приносит ребенку особое удовлетворение и радость от совершенного.

Поэтому важно научить детей не просто смотреть мир вокруг, а видеть его прекрасным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом

Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. ...

Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»

"Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»...

Нравственное воспитание детей раннего возраста через ознакомление с природой

В первые годы жизни ребенок посвящает большую часть своей умственной и физической  энергии на познание  окружающего его предметного мира,  в том числе - на познание живой и неживой прир...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКО...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края

laquo;Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» Василий Андрее...

"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...