Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с природой.
статья на тему
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пикулина Людмила Ивановна
МБДОУ № 29 детский сад «У Лукоморья» г. Саяногорск
Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с природой.
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.
Нам необходимо сформировать гуманное отношение к природе, ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, представляем детям нравственные образцы отношения к природе не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но и практические формы взаимодействия с природным окружением. Это нужно, чтобы научить детей проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду, сопереживать, сочувствовать, постепенно вырабатывать эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Трудности формирования нравственного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных, как живых организмах. Поэтому мы стараемся использовать самые разнообразные формы и методы в работе с детьми. Это и специально организованные занятия, экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, разнообразные сюжетно-ролевые игры («Мы спасатели», «Айболит» и др.), развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, видео и аудиозаписи, чтение художественной литературы.
По мере возможности, в зависимости от темы, используем коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения («Цветок», «Снежинка», «Деревце» и др.).
Чтобы активизировать и закрепить полученные знания проводим экологические развлечения, праздники, вечера досуга («Спасем планету», «Приключение Листовичка», «День земли» и др.).
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения. Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, они систематически наблюдают и ухаживают за ними. В процессе ухода дети получают представление о многообразии растительного на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. При рассматривании комнатных растений обращаем внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся разнообразные в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного. В процессе систематического ухода за растениями у детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к растениям, заботиться о них, у детей возрастает интерес к природе, настойчивость в достижении результата.
Но познавать закономерности мира природы, невозможно сидя только в помещении. Прогулки - это замечательное время, когда детей можно приобщить к тайнам, красоте - живой природы, рассказать о жизни самых различных животных и насекомых. Познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.
Именно на прогулках дети могут увидеть необычайную красоту в порхании перелетающей с цветка на цветок бабочки и в капающемся в земле жуке, везде и во всем до беспредельности. Во время прогулок дети участвуют в посильном труде, осваивают нормы поведения в природном окружении и навыки защиты окружающей среды.
Так, например, во время возделывания и оформления участка на улице, посадке кустарников, деревьев и разных цветов, дети принимали посильное участие.
И после всей проделанной работы, мы стали замечать, что большую заботу дети проявляют к тем растениям, которые были посажены ими собственноручно. Выходя на прогулку, они ежедневно ласково и нежно, дотрагиваясь до маленькой сосенки руками, здороваются и разговаривают с ней, поливают ее и следят друг за другом, чтобы во время игры нечаянно не сломали ее.
Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Воспитание у детей любви к природе, способность воспринимать ее красоту - одна из важнейших задач детского сада, но первыми помощниками в этой работе должны стать родители. Мы постоянно информируем родителей о своей работе, даем им советы, рекомендации. Так, мы узнали, что во многих семьях содержат домашних животных и комнатные растения, но не все родители учат детей заботиться и ухаживать за ними, а ведь это тоже первые шаги в любви ко всему живому.
Проявляя заботу, дети чувствуют себя более уверенными, сильными, умеющими и знающими. Дети стремятся удовлетворить потребности живого организма в необходимом, доставляя тем самым радость и удовлетворение объектом природы, и себе. Осознание важности и необходимости совершения заботливых поступков приносит ребенку особое удовлетворение и радость от совершенного.
Поэтому важно научить детей не просто смотреть мир вокруг, а видеть его прекрасным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-539836-1417062014.jpg)
Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом
Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/10/picture-851679-1481397453.jpg)
Нравственное воспитание детей раннего возраста через ознакомление с природой
В первые годы жизни ребенок посвящает большую часть своей умственной и физической энергии на познание окружающего его предметного мира, в том числе - на познание живой и неживой прир...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/21/picture-1036564-1563657035.jpg)
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКО...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-1013068-1518895463.jpg)
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края
laquo;Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» Василий Андрее...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-587198-1423153644.jpg)
"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/20/picture-829800-1695224945.jpg)
Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом
Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребе...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России – гончарным ремеслом.
Гончарное дело – это вид декоративно–прикладного искусства, позволяющее соприкоснуться с культурным наследием русского народа, почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою ст...