Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
    учебно-методический материал на тему

    Смирнова Александра Вячеславовна

    теоретический материал для воспитателей о проектном методе в работе с детьми

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_zashchita.docx18.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

    «Ребенок-сама природа. Я имею дело с самым   величайшим чудом Вселенной – самой природой, самой   сутью того, что вокруг меня. Ребенок – это начало всех начал. Он и бог, и природа и суть Вселенной, и поэтому я ребенка такого люблю, знаю его природу и сотрудничаю с ним, помогаю, способствую, чтобы состоялась его судьба».

    Ш.А. Амонашвили

    В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выдвигается задача достижения современного качества дошкольного образования. В связи с этим предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений, их готовность осваивать и внедрять инновации, альтернативные формы и способы деятельности, развивающие технологии, востребованные современной  образовательной ситуацией.

    Сегодня в науке и практике актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольного образования поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений воспитанников в новой для них ситуации, для решения возникающих проблем. Одна из  технологий, способствующих активизации поисковой деятельности дошкольников – проектная деятельность.

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях широко используется проектная деятельность с детьми раннего возраста, т.к. она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

    Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

    Задачи обучения:

    пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

    приобщать детей к процессу познания;

    формировать различные представления;

    привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

    побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

    Совершенствование психических процессов:

    формирование эмоциональной заинтересованности;

    знакомство с предметами и действиями с ними;

    развитие мышления и воображения;

    речевое развитие.

    Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

    осознание поставленной цели;

    овладение различными способами решения поставленных задач;

    способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

    поиск различных средств достижения цели.

    Линии развития личности.

    Физическое развитие:

    стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

    формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

    социальное развитие:

    формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»);

    познавательное развитие:

    обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

    расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

    сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

    эстетическое развитие:

    развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

    овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

    Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

    1.На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

    2.Разработка плана движения к  цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

    3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

    4.Составление плана-схемы проекта.

    5.Сбор, накопление материала.

    6.Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

    7.Домашние задания.

    8.Презентация проекта, открытое занятие.

    В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

    - исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

    - ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

    - информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

    - творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

    Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и другие.

    Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях  является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития:

    1)обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    2)развитие познавательных способностей;

    3)развитие творческого воображения;

    4)развитие творческого мышления;

    5)развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    В младшем дошкольном возрасте – это:

    - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

    Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

    Этапы проекта

    Деятельность педагога.

    Деятельность детей.

    1 этап

    1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)

    2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

    3.Формулирует задачу (нежестко).

    1.Вхождение в проблему.

    2.Вживание в игровую ситуацию.

    3.Принятие задачи.

    4.Дополнение задач проекта.

    2 этап

    4.Помогает в решении задачи.

    5. Помогает спланировать деятельность.

    6.Организует деятельность.

    5.Объединение детей в рабочие группы.

    6.Распределение амплуа.

    3 этап

    7.Практическая помощь (по необходимости).

    8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

    7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

    4 этап

    9.Подготовка к презентации. Презентация.

    8.Продукт деятельности готовят к презентации.

    9.Представляют продукт деятельности.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Библиография.

    1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников / Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

    2.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010.

    3.Свирская Л.В. Утро радостных встреч / Лидия Свирская. – М.: Издательство «Линка-Пресс», 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность в группе раннего возраста

    Представлены основные аспекты адаптации детей раннего возраста. Знакомство с данным материалом поможет родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад и облегчить процесс адаптации....

    Проектная деятельность детей группы раннего возраста"Веселые каникулы-Снеговик"

    Проект включает в себя экспериментальную деятельность с водой и снегом,НОДы-аппликация,лепка,рисование,подвижные игры и т.д....

    Проектная деятельность в группе раннего возраста. Проект: «Солнышко и весна».

    Тема была выбрана в последний месяц зимы. И была разработана для реализации ближе к весне. Так как в конце февраля – начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. При...

    Проектная деятельность в группе раннего возраста«Солнышко лучистое"

    Тип проекта: информационно-исследовательский.Участники: Педагоги – воспитатель группы, дети  группы раннего возраста, родители.Длительность: 2 недели (краткосрочный) Проводилс...

    Отчет по проекту (группа раннего возраста) на тему: Отчет работы по проектной деятельности в группе раннего возраста

    В процессе реализации проектной деятельности повысился интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы...

    Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития

    Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. Как показывае...

    «Методические рекомендации для воспитателей раннего возраста» Тема: «Проектная деятельность в группе раннего возраста» в данная разработка составлена мой совместно с другими педагогами.

    Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию метода проектирования с детьми дошкольного возраста. В методической разработке представлен опыт по использованию проекта &la...