Главные вкладки

    Проектная деятельность в группе раннего возраста
    методическая разработка

    Представлены основные аспекты адаптации детей раннего возраста. Знакомство с данным материалом поможет родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад и облегчить процесс адаптации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adaptatsiya_statya.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация в детском саду. Основные аспекты.

    Работая в группе кратковременного пребывания, главным в своей работе считаю облегчить адаптацию ребенка,  чтобы в дальнейшем пребывание в детском саду доставляло радость малышу и родителям.

                      С приходом в детский сад  у ребенка начинается новый, важный, но не простой  этап в его жизни. Он сопровождается изменением привычной для ребенка обстановки, режима дня, разлукой с мамой. Это вызывает необходимость приспособления к новым условиям жизни, т.е. адаптации. Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, а адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.

    Наша задача – помочь малышу преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, новой обстановкой. Для этого в  нашем детском саду создаются необходимые условия комфортного пребывания детей. Квалифицированный, внимательный  персонал садика всегда готов помочь малышам и родителям в период адаптации и минимизировать ее негативные последствия. Чуткое отношение, интересные занятия, «домашняя» обстановка в группе помогают детям быстро привыкнуть к детскому саду.

    Что же такое адаптация?

                 Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, в данном случае к детскому саду. Не все дети с этим хорошо справляются. Изменения в образе жизни ребенка часто сказываются на его психическом и физическом здоровье.

         Врачи и психологи различают 3 степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

         Критерии степени тяжести адаптации:

    1. эмоциональное состояние малыша;
    2. его отношение со сверстниками;
    3. отношения со взрослыми;
    4. сон и аппетит;
    5. частота и длительность острых заболеваний.

    При легкой адаптации: все показатели нормализуются через 3-4 недели.

    При средней степени адаптации – через 5-6 недель.

    При тяжелой адаптации – через 2-6 мес. и более.

    Адаптация определяется следующими факторами:

    1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

    Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации. Нервно и соматически ослабленные, хуже справляются с трудностями адаптированного периода, у них возникают стрессовые состояния и как следствие они часто болеют.

    1. Возраст ребенка на момент поступления в детский сад.

    Особенной уязвимы дети с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период наиболее выражена привязанность к матери, что в свою очередь является необходимым условием нормального психического развития ребенка и способствует формированию таких важных качеств личности как: доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность. Привязанность к матери начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоцианально личностных связей с близкими, особенно матерью. В 7 месяцев ребенок регулирует на уход матери отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период с 7 мес. до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. С 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, прижиматься к матери – страх перед чужими длится до 1 года 2 мес. В последующие месяцы дети спокойнее воспринимают других людей. Именно в возрасте от 8 мес. до 1 года 2 мес. у ребенка обостряются и совпадают два страха – перед разлукой с матерью и страх перед незнакомыми взрослыми. В этом возрасте дети особенно тяжело адаптируются и родителям следует это учесть. Дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка в этом возрасте.

    1. Факторы риска биологического и социального анамнеза

    А) Биологические факторы:

    - заболевания матери во время беременности и родах;

    - заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в ДОУ.

    Б) Социальные факторы:

    - неправильный режим дня ребенка;

    - недостаточный дневной и ночной сон;

    - вредные привычки;

    - неправильная организация бодрствования;

    - неумение общаться со взрослыми и детьми;

    - несформированность предметной и игровой деятельности ребенка.

    Таким образом, легче всего адаптация протекает у детей, рожденных от здоровых матерей, у детей редко болеющих до поступления в ДОУ. Как правило, такие дети умеют длительно, разнообразно и сосредоточено играть с игрушками, в случае затруднения упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь обращаться за помощью. Они любят вместе с воспитателем решать предметные задачи: собрать пирамидку, элементы конструктора и др. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым и ровесниками.

    Нелегко привыкают к ДОУ единственные дети, дети чрезмерно опекаемые, неуверенные в себе.

    Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д.

    Воспитатель ребенка ДОУ должен стать другом и советчиком в семье.

    В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в детском саду.

    Только совместные усилия воспитателя и родителей помогут ребенку безболезненно пережить период адаптации и сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и полезным, и тем самым обеспечить всестороннее развитие личности маленького человека!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность детей группы раннего возраста"Веселые каникулы-Снеговик"

    Проект включает в себя экспериментальную деятельность с водой и снегом,НОДы-аппликация,лепка,рисование,подвижные игры и т.д....

    Проектная деятельность в группе раннего возраста. Проект: «Солнышко и весна».

    Тема была выбрана в последний месяц зимы. И была разработана для реализации ближе к весне. Так как в конце февраля – начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. При...

    Проектная деятельность в группе раннего возраста«Солнышко лучистое"

    Тип проекта: информационно-исследовательский.Участники: Педагоги – воспитатель группы, дети  группы раннего возраста, родители.Длительность: 2 недели (краткосрочный) Проводилс...

    Отчет по проекту (группа раннего возраста) на тему: Отчет работы по проектной деятельности в группе раннего возраста

    В процессе реализации проектной деятельности повысился интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

    теоретический материал для воспитателей о проектном методе в работе с детьми...

    Проектная деятельность в группе раннего возраста №11 «Осьминожка» Тема: «День матери»

    Проектная деятельность в группе раннего возраста №11 «Осьминожка»Тема: «День матери»...

    «Методические рекомендации для воспитателей раннего возраста» Тема: «Проектная деятельность в группе раннего возраста» в данная разработка составлена мой совместно с другими педагогами.

    Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию метода проектирования с детьми дошкольного возраста. В методической разработке представлен опыт по использованию проекта &la...