Главные вкладки

    Методическая разработка на тему «Сказки как средство воспитания ребенка раннего возраста».
    методическая разработка на тему

    Абраменко Светлана Зиноновна

    Сказка помогает ребёнку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чём основывать отношения к своим и чужим поступкам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu_skazka.docx15.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка на тему

    «Сказки как средство воспитания ребенка раннего возраста».

    Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступкам. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.

    Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.

    Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как вести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто.

    Иными словами сказка - это особый способ освоения мира, способ, позволяющий ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным». А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей раннего возраста?

    В целях социальной адаптации ребенка образы народной сказки могут быть использованы, как пример для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу или трудной для ребенка ситуации. Проигрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в инсценировке сказки не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной социальной адаптации и в ДОУ, и в семье.

    Ранний возраст - решающее время для формирования характера, отношения к миру и окружающим, воспитания моральных ценностей. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, возможно формировать с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:

    - как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

    - как добрые и миролюбивые побеждают („Волк и семеро козлят');

    - что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).

    Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

    Чтение сказок помогает детям расширять представление о мире. Слушая их, дети:

    - учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «в тридевятом государстве» и т.д.;

    - знакомятся с новыми для них персонажами, предмета ми быта, обычаями и др.;

    - овладевают новыми словами, учатся употреблять их в речи.

    Сказка может помочь маме сделать процесс воспитания культурно-гигиенических навыков интересным и занимательным для малыша. С этой целью хорошо рассказать детям сказку про манную кашу, про сбежавшие от ребенка вещи и игрушки и т д. Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети раннего возраста также легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказочных героев. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Какой урок могут извлечь из сказок дети? «Волк и семеро козлят» - нельзя открывать дверь чужим людям. «Колобок» - нельзя уходить из дома без разрешения, и т.д.

    Сказка помогает родителям заложить первые представления ребенка о мире природы. Дать понятие о том, что и растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.

    Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование сказки для воспитания ребенка раннего возраста помогает родителям:

    - развивать речь малыша;

    - расширять его представления о мире;

    - воспитывать моральные качества ребенка (отзывчивость, сочувствие и т.д.)

    - воспитывать даже в таком маленьком человеке чувство патриотизма.

    Также с помощью сказки можно решить некоторые психологические проблемы ребенка. Значение сказки для ребенка настолько велико, что в конце прошлого века как отдельное направление в психологии появилась сказкотерапия. Она помогает не только лучше понять своего ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях. Что гораздо важней, сказкотерапия служит естественным способом сближения взрослого и малыша.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».

    Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной  в работе....

    Методическая разработка по теме: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

    Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость. Тексты сказок расширяю...

    Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье"

    Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье"...

    Методическая разработка на тему: «Сказка, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»

    Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, потешки, рассказы, сказки, повести, баллады  дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают ...

    Методическая разработка Тема: "Значение дидактических игр в воспитании детей раннего возраста"

    В первые годы жизни происходят существенные изменения в развитии детей: ребёнок умеет хватать и удерживать предметы. К двум годам он хорошо овладевает ходьбой и бегом, взбирается на небольшое возвышен...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Книги из фетра как средство развития детей раннего возраста"

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКниги из фетра как средство развития детей раннего возраста...