Главные вкладки

    Система взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении
    статья на тему

    Варнакова Юлия Николаевна

    Сегодня воспитатель дошкольного образовательного учреждения потерял статус главного лица образовательного процесса.  Музыкальное воспитание дошкольников ограничивается функциональными обязанностями музыкального руководителя, педагогический ресурс воспитателя практически не используется, музыкальное развитие детей находится вне поля его профессиональной деятельности, что негативно отражается на целостности процесса музыкально-эстетического воспитания: содержание     музыкальных 

    занятий сегодня направлено, в основном, на подготовку к праздникам; использование музыки на  других  занятиях, свободная музыкальная деятель-

    ность детей стали редкостью в практике дошкольных учреждений. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya-yanv.docx18.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Варнакова Юлия Николаевна

    Музыкальный руководитель

    «Государственное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад № 52

    Приморского района г. Санкт-Петербурга»

    Система взаимодействия воспитателя и музыкального

    руководителя в дошкольном образовательном учреждении 

    Аннотация:

    Сегодня воспитатель дошкольного образовательного учреждения потерял статус главного лица образовательного процесса.  Музыкальное воспитание дошкольников ограничивается функциональными обязанностями музыкального руководителя, педагогический ресурс воспитателя практически не используется, музыкальное развитие детей находится вне поля его профессиональной деятельности, что негативно отражается на целостности процесса музыкально-эстетического воспитания: содержание     музыкальных 

    занятий сегодня направлено, в основном, на подготовку к праздникам; использование музыки на  других  занятиях, свободная музыкальная деятель-

    ность детей стали редкостью в практике дошкольных учреждений.

    Ключевые слова:

    Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

    Восприятие - чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным.

    Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

    Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

    Интегра́ция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.  

     Неуспешность делового сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя является серьезным недостатком в реализации задач художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе. Это заставляет рассматривать готовность к интеграции, деловому сотрудничеству в качестве базисной педагогической ценности, позволяющей реализовать преемственность в работе субъектов деятельности, обеспечивать эмоционально-положительный фон процесса воспитания, оказывать положительное влияние на его результативность.

            Причинами вышеперечисленных негативных явлений, на мой взгляд, являются следующие: 1) несоответствие профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа современным задачам развития ребенка  и, как результат этого, низкий уровень музыкально-эстетической    компетентности   воспитателя;  2)отсутствие  сформированной 

    готовности к деловому сотрудничеству воспитателя и музыкального руководителя как базисной ценности и важнейшей компетенции специалиста, четко определяющей ролевое поведение, цели, принципы и формы взаимодействия участников процесса интеграции музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

            Один из эффективных путей изменения данной ситуации — повышение уровня музыкально-эстетической компетентности. Это будет способствовать успешной реализации современных подходов к музыкально-эстетическому воспитанию детей: обогащение воспитательно-образовательного процесса различными видами музыкальной деятельности, расширение зоны ближайшего развития ребенка-дошкольника. Очевидно, что воспитатель и сегодня должен оставаться хранителем лучших традиций отечественного     дошкольного  воспитания, его фундаментального содержа-

    тельного ядра. Забота о престиже и статусе профессии воспитателя должна быть обязанностью не только государства, но и каждого профессионала. Выбрав данную специальность, человек должен прилагать усилия, чтобы она стала значимой не только для него самого, но и для других.

             В научных трудах Ю.Б. Борева, В.В. Ванслова, А.Я. Зися, посвящен ных взаимосвязи и синтезу искусств, отражен характер социокультурных, психофизиологических связей, отношений, зависимостей между видами искусства и особенностью их воздействия на человека.

    Ознакомить детей со всеми видами искусства, значит, органически соединить определенные элементы различных видов искусства. Синтез достигается благодаря единому замыслу и стилю. Это можно проследить на интегрированных занятиях. Их цель - посредством искусства, своих знаний, жизненного опыта ознакомить детей с замечательными шедеврами мировой и отечественной культуры, показать, что все виды искусства родственны между собой. Их проявляется в постоянном тяготении друг к другу.

    Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

    В дошкольном воспитании сделаны первые шаги в интегрированном подходе к современному образованию, что предполагает  изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность. Интегрированное занятие строится по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически. Эффективность определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования.

                 Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, воздействует на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении рисованию и рассказыванию. Рассказы становятся больше по объему, интереснее по содержанию, строятся грамматически правильно, эмоционально насыщенно, и интерес к занятиям становится значительно выше. И рисунки отличаются оригинальностью по способу выполнения, насыщенностью образами из литературных и музыкальных произведений.

    Цель интеграции – научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.

    К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, глубже их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

    Исходя из вышеизложенного можно сказать - деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

    Список литературы:

    1. Большая советская энциклопедия // под. ред. А.М.Прохорова. – М., издательство «Советская энциклопедия», Т.30. – 1978. – 20000 с.
    2. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.:СОЮЗ, 1997. – 96 с.
    4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под.ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
    5. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
    6. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. – 96 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на методическом объединении воспитателей«ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

    В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обра­ботки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечив...

    Система экологического образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении

    2014 год  в России объявлен, годом экологической культуры.Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования  деятельности образоват...

    Проекты как форма совместной деятельности воспитателя и детей и родителей в дошкольном образовательном учреждении.

    Проекты как форма совместной деятельности воспитателя и детей и родителей в дошкольном образовательном учреждении. ...

    Консультация для воспитателей "Здоровьесбережение детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС"

    Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

    Консультация для воспитателей "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"

    Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...

    Консультация для воспитателей «Здоровьесбережение детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС»

    Одним из важнейших направлений в работе коллектива ДОУ является забота о здоровье воспитанников....