Познавательно – творческий проект. Подготовительная группа (6 – 7 лет). «Я хочу в школу!»
проект (подготовительная группа) на тему

Карелина Татьяна Николаевна

Цель проекта: «Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_hochu_v_shkolu_karelina_t.n.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Пудожа РК

Познавательно – творческий проект. Подготовительная группа (6 – 7 лет).

 «Я хочу в школу!»

воспитатель: Карелина Татьяна Николаевна

 

Постановка проблемы:  «Внешняя мотивация к учёбе в школе».
Обоснование проблемы (причины): 
1. Недостаточность знаний об обучении в школе.
2. Несформированность волевых качеств  дошкольника.
3. Низкие логико–мыслительные процессы.
Цель проекта: «Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе».
Задачи:
1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.
2. Развитие волевых качеств.
3. Формирование логического мышления, связной речи.

 

Оборудование
-материал для игр и тестов;
-дидактические игры;
-художественные книги, журналы, хрестоматии, энциклопедии;
-информационные файлы, стенды;
-изобразительные материалы;
-фотографии на тему «Мы будущие школьники»;
- сборка мультфильмов на школьную тему,
- пословицы о трудолюбие, дружбе, цифрах; замысловатые вопросы;
- посещение библиотеки;
-работа в группе детского сада  и кабинете психолога;
- посещение школы, школьных классов;
-конспекты занятий, общений (тематические рисунки детей), бесед, ситуаций, встреч;
-родительские собрания с лекциями, наглядностью
 (приглашение учителя, психолога, логопеда).
-диагностика

       Актуальность проекта:

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Таким образом, вся эта работа может быть отражена именно в проекте « Я хочу в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Проект «Я хочу в школу!» актуален в нашей подготовительной группе по причине большого количества детей с внешней мотивацией к учёбе, выявленной  в процессе диагностики на начало учебного года. Диагностика проводилась в начале и к конце учебного года психологом. Результаты в таблице.
       

Выполнение  проекта:

РЕШЕНИЕ 1 ЗАДАЧИ

  • Экскурсия в городские школы №1 и №3.

Организованы экскурсии в школы, где дети посетили  кабинеты, познакомились с учителями, школьный музей, библиотеку, спортивный зал,  столовую, спортзал. (Приложение, фото). 
После экскурсии  была проведена в детском саду  беседа: «Впечатления о школе», где дети вспоминали, делились впечатлениями, мнениями, отвечали на вопросы о школе, задавали свои.

  • Встреча и беседа с со школьниками 3 класса.

Проведена встреча со школьниками на тему: «Интересно ли учиться в школе?», где дети задавали ученикам вопросы об учёбе.
 Прошёл цикл игр  «Лучшие помощники в учёбе!»: «Третий лишний», «Собери портфель», «Какие предметы помощники в учёбе?» (Приложение).

  • Обыгрывание  и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Я хочу играть!» (Приложение).
  • Просмотр мультфильмов на тему «Школа» (диск)

- «Как верблюжонок и ослик в школу ходили»
- «Опять двойка!»
- «Чебурашка идёт в школу»
- «Девочка в цирке»
- «Вовка в Тридевятом царстве»
- «В стране невыученных уроков»

  • Чтение художественной литературы о школе: «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Незнайки и другие истории» Н.Н Носов, сборник «Смешные рассказы о школьниках» авторы произведений, включенных в сборник: В. Драгунский, Л. Каминский, И. Пивоварова, В. Медведев, А. Раскин, Л. Пантелеев, В. Голявкин, Е. Пермяк и другие.
  • Просмотр мультфильмов на тему «Школа».

Информирование родителей о подготовке к школьной жизни

  • Выступления учителей   1 классов на родительском собрании на тему:  «Мы будущие первоклашки!», психолога и логопеда  на тему: «Школьная готовность», где была договорённость с родителями о совместной активной, целенаправленной, систематической готовности детей к школе.
  • Дни открытых дверей  в школе.
  • Консультации  на темы:

«Как выбрать школу»

«Что делать если вашего ребенка не принимают в школу?»

«Немного об игре»

  • Наглядная информация на темы:

«Овладение языком чувств!» (эмоционально – волевая сфера),

«Школа добрых волшебников» (развитие позитивного общения)

«Как победить лень!»,

«Игры на развитие терпения и усидчивости».

 «Задачки и как их решать!»,

«Замысловатые вопросы»,

«Учите и читайте вместе с нами» (обогащение словарного запаса)

«Внимание! Нужно ли беседовать с ребёнком на тему «Школа»

рубрика «Устный журнал»:

         « Восемь советов родителям будущих первоклассников»;

         «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику»;

         «Ваш ребенок – будущий первоклассник»;

Анкетирование родителей на тему : «Как помочь учиться»
       (Приложение ).

РЕШЕНИЕ 2 и 3 ЗАДАЧ

  • Дидактические игры для  развития речи, логического мышления, внимания, памяти, усидчивости, терпения, догадливости.

  Д\игры по Никитину(«Сложи узор», «Кубики для всех», «Сложи
        квадрат», «Кирпичики»), «Найди пару», «Шифровка», «Кто я, 
        какой я?», «Внимателен, будь!», «Штриховка», «Повтори – ка!»  
        «Умницы и умники»(величина цифр), «Напряги извилины», «Код», 
        «Где, какие фигуры лежат» (блок и Дьенеша), «Бродилки», «Найди 
       отличия», «Тени», «Соедини по точкам», «Лабиринты»,   
       «Головоломки», «Ребусы», «Чей звук?», «Составь предложение!»,
       «Буквенные сказки», «Найди слово», «Слоги», «Я начну, а ты продолжи» и т. д.

  • Цикл занятий по развитию речи  на темы трудолюбия, о нравственных качествах человека: «Для чего нужны руки» (по произведениям Пермяка), «Маленькое дело лучше большого безделья», «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется», «Знание собирается по капле» (Приложение).
  • Часы общения по детским рисункам на темы: «Кем я хочу стать!», «Крепкое тело – здоровый дух!», «Я в школе!» для развития монологической связной речи; умения выслушать, задавать вопросы; воспитания  (Приложение )..
  • Посещение библиотеки, музея для обогащения знаний об окружающем, словаря, истории России. Темы:  «Народные праздники», «День Победы!», «Русские писатели», «История создания сундуков и замков», «Русская изба»  и  т.д. (Приложение , фото).
  • Использование пословиц и поговорок о трудолюбии, дружбе; стихов о цифрах, замысловатых вопросов (Приложение). 

Продуктивная и музыкальная деятельность с детьми. 


    Созданы нетрадиционные выставки, макеты, развивающие умение планировать свою деятельность, умение работать самостоятельно и в коллективе, достигать свою цель, проявляя трудолюбие, дружелюбие и волевые качества.

Результат:

     В конце проекта проведена диагностика детей и организована конференция со специалистами ЦМПС г. Пудожа, с родителями о готовности детей к школе.  Об эффективности проделанной работы по формированию положительного образа школы, в восприятии будущих первоклассников, желание детей учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой позиции -  быть школьником, мы увидели что на конец учебного года у большинства детей (90%) сформирован учебно-познавательный мотив обучения (наиболее оптимальный) или социальный (так же являющийся значимым при обучении в школе). Позиционный (стать старше) (10%) Внешний мотив и мотив получения отметки отсутствует.  

 ( Аналитическая справка)

В течение года организованы для родителей выставки – работ,  где можно было увидеть проделанную работу по проекту. Дети выступили с музыкальной композицией «Я, ты, он, она…», в которой дети прощаются с дошкольным детством и говорят «Здравствуй, ШКОЛА». Была организована рублика «Устный журнал» с рекомендациями и советами для родителей. (Приложение, фото, видео)

Весь материал по проекту обобщен и оформлен в  презентацию.


(Приложение)

Мотивация готовности к школе на начало и конец года (22 чел) %

Мотивация \ год

Социальный мотив
Учебно-познавательный мотив

Начало года

Конец  года

(19 чел) 90%

Характеристики мотивов.

Внешний мотив

Иду в школу, т. к. мама заставляет, потому что портфель будет и форма, в столовую можно сходить и самому себе еду покупать и т. д.

Игровой мотив

Иду в школу, т. к. там много ребят с которыми можно играть.

Позиционный мотив

Иду в школу, т. к. буду там взрослым, а сейчас я пока маленький.

Отметка

Иду в школу, т. к. буду получать там только пятёрки.

Социальный мотив

Иду в школу т. к. без учения никакого дела в жизни сделать нельзя.

Учебно-познавательный мотив

Иду в школу, чтоб много узнать, мне нравиться учиться, даже если бы школы не было, я бы всё равно учился.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- творческий проект подготовительной группы С любовью о наших земляках

Познавательно- творческий проект подготовительной группы  С любовью о наших земляках Номинация "Знаменитые земляки"...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Безопасная дорога в школу»

Конспект образовательной деятельности  по познавательному развитию в подготовительной  группе на тему «Безопасная дорога в школу». Данный конспект закрепляет  умения детей с...

"Откуда хлеб пришел?" познавательно творческий проект подготовительная группа

quot;Откуда хлеб пришел?" познавательно -творческий проект...

Краткосрочный познавательно-творческий проект в группе старшего дошкольного возраста «Солнышко» «День Флага России»

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера...

Познавательно-творческий проект в группе №1 «ЧТО РАСТИМ НА ГРЯДКЕ?»

Любые растения, как часть природы, вызывают огромный интерес у детей. Именно взрослый может научить ребенка наблюдать за растением, ухаживать за ним, показать, что жизнь растения зависит от тепла, све...

«День Победы!» Познавательно – творческий проект, средняя группа

Проект направлен на работу по воспитанию у дошкольников (среднего возраста) чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и ро...