Рабочая программа для старшей логопедической группы
рабочая программа (старшая группа) на тему

Багоцкая Светлана Ивановна

Рабочая программа для старшей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_starshaya_logopedicheskaya_gruppa.docx75.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Старшей логопедической группы № 1

        РАЗРАБОТАЛИ:

                                                                                                 воспитатели

                                                                                                  Багоцкая С.И.

                                                                                                 

        

                                        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

1.Пояснительная записка

1.1 Планируемые результаты освоения программы

1.2. Возрастные особенности развития детей

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Контингент детей

2.2. Гибкий режим дня на холодный период для старшей группы

2.2.1. Гибкий режим дня на теплый период года для старшей группы

2.3. Обеспечение режима двигательной активности (мин)

2.4. Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе

2.5. Вариативная модель организации воспитательно-образовательного процесса на учебный год (традиции организации)

2.6. Вариативная модель образовательного процесса на месяц вне занятий

2.7. Модель образовательной деятельности на неделю вне занятий

2.8. Вариативная модель образовательного процесса на день в дошкольном отделении вне занятий

2.9. Содержание образовательных областей

2.10. Педагогическая диагностика

2.11 Годовые задачи

2.12. Перспективное тематическое планирование, досуговая деятельность

2.13.Условия реализации программы

2.13.1. Кадровые условия реализации программы

2.13.2. Организация предметно-развивающей среды в средней группе (материально-технические условия)

2.14. Список методической литературы

ВВЕДЕНИЕ

Данный вариант рабочей программы для старшей группы дошкольного отделения разработан в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  Рабочая программа может быть реализована в рамках образовательной организации с учетом регионального компонента и особенностей развития контингента детей старшего дошкольного возраста.

1.Пояснительная записка

Педагогическая деятельность осуществляется на основании следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- приказ Минобрнауки России от17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- нормативные документы регионального и муниципального уровней.

Цель Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Основные задачи программы

● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Принципы Программы

Настоящая Программа:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.1. Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования. Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.

В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

1.2. Возрастные особенности развития детей

Возрастные особенности детей 5 – 6 лет

      Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

     Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.

     Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

     Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

     Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

     В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

     Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

     Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

     Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

     Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

     Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

     Достижения  характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

    Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Контингент детей

Старшая группа:

Списочный состав детей 13человек.

 

Из них: девочек 10 чел. девочек, 3 чел. мальчиков.

Список детей:

1.Андреева Лиза

2. Волкова Катя

3.Гайсенок Аня

4.Гончарова Алина

5.Маркова Даша

6.Марьенкоа Василиса

7.Новиков Герман

8.Орехова Даша

9.Семеноа Варвара

10.Сыксин Егор

11.Филимоненко Артем

12.Филимонова Ксения

13.Чудинова Алиса

Список детей по подгруппам:

1 подгруппа:

1.Андреева Лиза

2.Гончаров Алина

3.Гайсенок Аня

4.Орехова Даша

5.Сыксин Егор

6.Чудинова Алиса

2 подгруппа:

1.Волкова Катя

2.Маркова Даша

3.Марьенкова Василиса

4.Новиков Герман

5. Семенова Варя

6.Филимоненко Артем

7.Филимонова Ксения

2.2. Режим дня на холодный период.

Режимные моменты

Время

Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

7.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.55

Игры, самостоятельная деятельность.

8.55 – 9.00

Организованная образовательная деятельность.

9.00 – 10.15

Второй завтрак

10.25 – 10.35

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдение, труд)

10.35 – 12.25

Возвращение с прогулки, игры

12.25 – 12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40 – 13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10 – 15.00

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 – 15.40

Организованная образовательная деятельность во 2-ую половину дня

15.50 - 16.15

Игры, самостоятельная деятельность

16.15 – 16.45

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность, постепенный уход детей домой                      

16.30 – 19.00

Режим дня на теплый период года.

Режимные моменты

Время

Прием на улице, осмотр, игры, утренняя гимнастика, возвращение с прогулки

7.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.55

Игры, самостоятельная деятельность.

8.55 – 10.00

Второй завтрак

10.00 – 10.15

Прогулка (игры, наблюдение, труд)

10.15 – 12.25

Возвращение с прогулки, игры

12.25 – 12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40 – 13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10 – 15.00

Постепенный подъём, гимнастика после дневного сна, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 – 15.40

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность, постепенный уход детей домой                      

15.40– 19.00

                                       2.3 Обеспечение режима  двигательной активности

Формы работы

Понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

всего

I

II

I

II

I

II

I

     II

    I

    II

1

Подвижные игры во время утреннего приема детей

10 м

10 м

10 м

 10 м

 10 м

50 мин

2

Утренняя гимнастика

10 м

10 м

 10 м

 10 м

 10 м

50 мин

3

Физкультурные занятия  (2 в зале, 1 на улице)

30 м

 25 м

 

 25 м

1 ч 15 м

4

Музыкально-ритмические движения

(на муз. занятиях)  

 

10 м

 

 10 м

 

20 мин

5

Подвижные игры на улице

10 м

10 м

10 м

10 м

 10 м

 10 м

 10 м

10 м

 10 м

 10 м

 1 ч 40 м

6

Оздоровительные мероприятия:

- гимнастика пробуждения;

- дыхательная гимнастика.

  7 м

  7 м

  7 м

7 м

   7 м

35 мин

7

Физкультурные упражнения на прогулке (по подгруппам 3-4 ребенка)

12 м

12 м

 12 м

 12 м

 12 м

60 мин

8

«Школа мяча»

10 м

 10 м

20 мин

9

«Школа скакалки»

 10 м

 10 м

20 мин

10

Физкультурный

досуг

1 раз в месяц – 40 минут

11

Физкультурные праздники

2 раза в год (зимний и летний) – до 1 часа

12

Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня

Ежедневно.

Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя

2.4. Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность

Старшая группа

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

Физкультура на свежем воздухе

1 раз в неделю

Познавательное развитие

 1 раза в неделю

Развитие речи

2 раз в неделю

Рисование

2 раз в неделю

Лепка

1 раз в 2 недели

Аппликация

1 раз в 2 недели

Конструирование

1 раз в 2 недели

Ручной труд

1 раз в 2 недели

ФЭМП

1 раз в неделю

логопедическое

 3 раза в неделю

Немецкий язык

2 раза в неделю

Музыка

2 раза в неделю

Итого

18 занятий в неделю

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

 Расписание непосредственной образовательной деятельности см. приложение 6.

2.5. Вариативная модель организации воспитательно-образовательного

 процесса на учебный год

Время проведения

Участники образовательного процесса

дети

педагоги

родители

Сентябрь

Праздник «День знаний»

Праздник «День города Смоленска»

Фотовыставка «Как мы провели лето»

Праздник «День знаний»

Праздник «День города»

Фотовыставка «Как мы провели лето»

Диагностика детей на начало учебного года по разделам программы

Родительские собрания в группе

Педсовет №1

Праздник «День дошкольного работника»

Праздник «День знаний»

Праздник «День города»

Фотовыставка «Как мы провели лето»

Родительские собрания в группах

Общее родительское собрание

Анкетирование родителей: «Какой вы родитель?»

Октябрь

Осенний праздник

Осенний вернисаж

Осенний праздник

Осенний вернисаж

День открытых дверей

Подготовка и проведение открытых занятий

Осенний праздник

Осенняя выставка: «Дары осени»

День открытых дверей

Помощь в подготовке групп к зимнему периоду

Ноябрь

Конкурс детских рисунков «Мирное детство» (к празднику Мира и Согласия)

День матери

Оформление фотовыставки «Моя любимая мамочка»

Педсовет №2

Неделя игры и игрушки

День матери

Помощь в изготовлении костюмов и декораций

Декабрь

Конкурс на лучшее оформление группы к новогодним праздникам

Конкурс елочных украшений

Новогодний праздник

Конкурс на лучшее оформление группы к новогодним праздникам

Конкурс елочных украшений

Новогодний праздник

Конкурс на лучшее оформление группы к новогодним праздникам :»Новогодние фантазии».

Новогодний праздник

Январь

Зимние каникулы - Неделя зимних игр и забав

Спортивный праздник

День улыбок

Конкурс на лучшее оформление зимнего участка

Выставка поделок «Зимушка-зима»

Зимние каникулы - Неделя зимних игр и забав

Спортивный праздник

Конкурс на лучшее оформление зимнего участка

День улыбок

Диагностика на середину учебного года

Педсовет №3

Групповые родительские собрания

Оформление участка «Зимние фантазии»

Совместные проекты для выставки поделок «Зимушка-зима»

Февраль

День защитников Отечества

Масленица

Выставка-ярмарка

Спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная семья»

Подготовка и проведение Дня защитника Отечества, Масленицы

Организация выставки ко Дню защитника Отечества

Масленица

Совместное с детьми изготовление сувениров для выставки-ярмарки

Мастер класс «Сувениры для пап и и дедушек»

Март

Праздник 8 марта

Выставка «Милой мамочки портрет»

Фото-выставвка «Я, мама, бабушка, прабабушка»

( проект «Жизнь»)

Педсовет №4

Организация и проведение праздника 8 марта

Помощь в оформлении выставки

Выпуск стенгазеты «Доброе слово о маме».

Апрель

Весенний праздник

Фотоальбом «Памятные места нашего города»

Экскурсии в планетарий, в краеведческий музей.

Весенний праздник

День открытых дверей

Субботник по благоустройству территории детского сада

Весенний праздник

День открытых дверей

Субботник по благоустройству территории детского сада

Май

День Победы

Весеннее развлечение: «Весна-красна»

Подготовка и проведение праздников «День Победы»,

Педсовет №5

Итоговая диагностика детей по основным разделам программы

Общее родительское собрание

Родительские собрания в группах

Родительские собрания в группе

Информация: «День Победы»

Июнь

День защиты детей

Летний спортивный праздник

Летний спортивный праздник

Летний спортивный праздник

Июль

День семьи, любви и верности – музыкально-спортивный праздник

Фестиваль подвижных игр

Подготовка и проведение музыкально-спортивного праздника, фестиваля подвижных игр

День семьи, любви и верности

Август

Туристический поход с использованием тематики ОБЖ

Подготовка и проведение туристического похода

Подготовка детского сада к началу учебного года

Подготовка и проведение туристического похода с участием родителей

Помощь в подготовке детского сада к началу учебного года

2.6. Вариативная модель образовательного процесса на месяц вне занятий

неделя

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие, речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

1-ая

Физкультурный досуг

2-ая

Консультация для родителей (психолог, воспитатель)

Музыкальный досуг

3-ая

Спортивные игры на прогулке

Познавательный досуг

День открытых дверей для родителей

4-ая

День здоровья

2.7. Модель образовательной деятельности на неделю вне занятий

День недели

1-я половина дня

2-я половинная дня

Понедельник

- познавательное

- рисование

- физкультурное

- логопедическое

Вторник

-ФЭМП

- логопедическое

- конструирование/ручной труд

-физкультурное

Среда

- логопедическое

- рисование

- музыкальное

- немецкий язык

Четверг

- развитие речи

- логопедическое

- физкультура на улице

- подготовка к аппликации,лепке

Пятница

- чтение художественной литературы

- аппликация/ лепка

-немецкий язык

2.8. Вариативная модель образовательного процесса на день в дошкольном учреждении вне занятий

Направления развития ребенка по образовательным областям

1-ая половина дня

2-ая половина дня

Физическое развитие

- прием детей на воздухе в теплое время года;

- утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)

- гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)

- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)

- физкультминутки на занятиях

- физкультурные занятия

- прогулка в двигательной активности

- гимнастика после дневного сна

- закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком  в спальне)

- физкультурные досуги, игры и развлечения

- самостоятельная двигательная  деятельность

- прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

Познавательное развитие, развитие речи

НОД: дидактические игры

-наблюдения

-беседы

-экскурсии и целевые прогулки по участку

- исследовательская работа, опыты, экспериментирование

- НОД, игры

- досуги

- индивидуальная работа

Социально-коммуникативное развитие

- утренний прием детей, индивидуальные, подгрупповые беседы

-оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией работы

-формирование навыков культуры еды

-этика быта, трудовые поручения

- дежурства по столовой

- дежурства по занятиям

-формирование навыков культуры общения

-театрализованные игры

-сюжетно-ролевые игры

- индивидуальная работа

- этика быта

- трудовые поручения

- игры с ряжением

- работа в книжном уголке

- общение младших и старших детей

- сюжетно-ролевые игры

Художественно-эстетическое развитие

- НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности

- эстетика быта

-экскурсия в природу (любование)

- индивидуальная работа

- музыкально-художественные досуги

2.9. Содержание образовательных областей

Содержание образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Развитие речи»,

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие», отражено в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы».

2.10. Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности в начале и в конце учебного года. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдения детского развития представлены в приложении 8. На основании педагогической диагностики формируются подгруппы детей для индивидуальных и подгрупповых занятий, даются рекомендации родителям по занятиям с детьми дома.

                                                            2.11 Годовые задачи

     1. Развитие игровой активности дошкольников как одно из условий формирования личности ребенка.

     2.Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического воспитания детей.

     3. Формирования привычки здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности в процессе сотрудничества семьи и детского сада.

2.12. Перспективное тематическое планирование, досуговая деятельность

Тема

Развернутое содержание работы

Варианты итоговых мероприятий

День знаний, мой детский сад. Обследование детей.

Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книге. Формирование дружеских отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом, предметно-пространственной средой, сотрудниками детского сада.

«День знаний»,

Фрукты

12.09-16.09

Расширить представление детей о многообразии фруктов, уточнить названия, отличительные признаки и качества отдельных фруктов.

Выставка «Фруктовое чудо»

Овощи

19.09-23.09

Расширить представление детей о многообразии овощей, уточнить названия, отличительные признаки и качества отдельных овощей.

Выставка «Дары осени»

Сад-огород

26.09-30.09

 Расширить представление детей о плодовых деревьях сада, о сельскохозяйственных работах на полях и в огороде.

Мини-выставка «Огородное чучело»

Деревья

3.10-07.10

Учить различать и называть деревья, обогащать словарь качественными прилагательными, познакомить с изменениями в жизни растений, созреванием плодов, семян.

«Праздник осени»

Ягоды

10.10-14.10

Закрепить и расширить знания детей о ягодах, название, место произрастания, строения, отличительные особенности.

Мини-викторина «Ягодное лукошко»

Грибы

17.10-21.10

Закрепить и расширить понятие съедобных и ядовитых грибов, как можно употреблять их в пищу.

 Загадки: «Назови, не ошибись»

Осень

 24.10-28.10

Расширение представлений детей об осени. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о сельскохозяйственных профессиях. Расширение знаний об овощах, фруктах. Расширение представлений о правилах безопасного поведения в природе, воспитание бережного отношения к ней. Формирование элементарных экологических представлений.

«День рождения группы», «Праздник осени», выставка детского творчества.

День народного единства

31.10-04.11

Расширение представлений об истории возникновения праздника, знакомство с символикой нашей страны (герб, флаг, гимн).

Спортивное развлечение «Быстрые,ловкие, умелые»

Человек

7.11-11.11

Расширить представление о внешнем строении человека, дать представление об органах чувств, об эмоциях, воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Мини-лаборатория «Угадай на вкус и запах»

Игрушки.сказки

14.11-18.11

Расширение представлений о народной игрушке (дымковская, филимоновская, матрешка и др.), знакомство с народными промыслами. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности.

Фольклорный праздник. Выставка детского творчества.

Посуда

21.11-02.12

Расширить представления о различных видах посуды, ее предназначении и использовании.

Викторина по произведению К.Чуковского «Федорино горе»

Продукты питания

5.12-9.12

Расширить представления о продуктах питания, об их пользе, познакомить с витаминами, с их пользой для организма ребенка  взрослого человека.

Изготовление

брошюр «Что полезно для здоровья»

Одежда

12.12-16.12

Расширить представление о сезонной одежде, ее предназначении, учить правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Мини-викторина

«Назови, не ошибись»

Обувь

19.12-23.12

Расширить представление о обуви, ее предназначении, учить правильно согласовывать прилагательные с существительными

Рисование «Туфельки для Золушки»

Головные уборы

26.12-30.12

Расширить представление о головных уборах, их предназначении, учить правильно согласовывать прилагательные с существительными

Изодеятельность: «Шапочка для Красной Шапочки»

Новый год.

29.12-31.12

Расширять представления детей о зиме, приметах, изменениях в погоде. Организация всех видов детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

Новогодний праздник. Выставка детского творчества.

Зима

10.01-13.01

Расширение представлений детей о зиме. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развитие умения вести сезонные наблюдения. Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении людей зимой. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Расширение представлений о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

Досуг «Зима». Выставка детского творчества.

Зимующие птицы

16.01-21.01

Расширить представления о зимующих птицах, особенностях их внешнего вида, экологическое воспитание детей.

Дидактическая игр «Угадай, чьи следы».

Дикие животные

23.01-27.01

Расширить представления о диких животных,, особенностях их внешнего вида, их повадках ,экологическое воспитание детей.

Викторина «Угадай, что за зверь».

Домашние животные

30.01-03.02

Расширить представления о домашних животных,, особенностях их внешнего вида, их повадках ,экологическое воспитание детей.

Выставка рисунков «Мой питомец»

Домашние и перелетные птицы

06.02-17.02

Расширить представления о домашних  и перелетных птицах, особенностях их внешнего вида, их повадках ,экологическое воспитание детей.

Чтение рассказов о птицах.

Наша Армия

20.02-24.02

Знакомство детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитывать любовь к Родине. Осуществление гендерного воспитания (формировать у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам, как к будущим защитникам Родины). Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.

Досуг, посвященный Дню защитника Отечества. Выставка детского творчества

Весна

27.02-03.03

Расширение представлений детей о весне. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование представлений о работах, проводимых весной на огороде и в саду. Привлечение детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

Праздник «Весна». Выставка детского творчества

Мамин праздник

6.03-10.03

Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширение гендерных представлений. Привлечение детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

Праздник 8 марта, выставка детского творчества.

Мебель

13.03-17.03

Расширить представление о мебели, ее предназначении.

«Мебельная мастерская»

Транспорт

20.03-24.03

Расширить представления о различных видах транспорта: воздушном, наземном, водном.

Мини-викторина» Угадай, не ошибись»

Профессии

инструменты

27.03-7.04

Познакомить с разнообразием профессий, с инструментами работы.

Выставка «Кем я хочу быть, когда вырасту»

Дом

10.04-14.04

Расширить представление о доме, об его частях.

Изготовление макета «Моя комната»

Зоопарк

17.04-21.04

Познакомить с животными экзотических стран, их особенностями внешнего вида, повадками.

Посещение зоопарка с родителями.

Цветы.

24.04-28.04

Расширить представление о садовых и полевых цветах.

Рисование: «Букет для мамы»

День Победы

02.05-06.05

Осуществление патриотического воспитания. Воспитание любви к Родине. Формирование представлений о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитание уважения к ветеранам войны.

Праздник, посвященный Дню Победы, выставка детского творчества.

Скоро лето.

10.05-19.05

Расширение представлений детей о лете. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомство с летними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении в лесу.

Праздник «Лето», спортивный праздник, выставка детского творчества.

 

2.13.Условия реализации программы

2.13.1. Кадровые условия реализации программы

Рабочая программа старшей группы может быть реализована при согласованной работе педагогов дошкольного отделения образовательной  организации: двух воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

2.13.2. Организация предметно-развивающей среды в старшей группе (материально-технические условия)

Центр развития

Оборудование и материалы, которые должны быть в группе

Наличие в группе

Спортивный

центр

  • Доска гладкая и ребристая;    - коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия);
  • палка  гимнастическая;
  • мячи;  корзина для метания мечей;
  • обручи;    скакалка;  кегли; дуга; кубы;
  • скамейка;
  • мат гимнастический;
  • шнур длинный и короткий;
  • лестница гимнастическая
  • мешочки с грузом (150-200 гр.);  мешочек с грузом большой (400 гр);
  • ленты, флажки;
  • кольцеброс.

Центр познавательного развития

  • набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров);
  • набор объёмных геометрических тел (разного цвета и величины);
  • доски-вкладыши  (с основными формами, составными из 4-5 частей);
  • набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 каждого цвета);
  • наборы для сериации по величине - бруски, цилиндры и т.п. (7-8 элементов каждого признака);
  • набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4 - 6 элементов);
  • мозаика (разных форм и цвета, мелкая) с графическими образцами;
  • часы с крупным циферблатом и стрелками;
  • графические «головоломки» (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр
  • набор кубиков с буквами и цифрами
  • набор карточек с изображением количества (от 1 до 10) и цифр;
  • числовой фриз на стене;
  • кассы настольные
  • набор для экспериментирования с водой:  емкости одинакового и разного размеров (5 - 6), различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов («тонет - не тонет»), черпачки, сачки, воронки;
  • наборы для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера (4-5 шт), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкции;
  • Тетради Соловьёва Е.В. «Моя математика»: Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста.- М: Просвещение (последний год издания) – для каждого ребёнка;
  • счёты;
  • книги по математике о числах первого десятка;
  • Математический театр в коробке;
  • геометрические панно, сделанные совместно с детьми.

Материал по познавательному развитию:

  • наборы картинок для группировки и обобщения (до 8 - 10 в каждой группе;
  • наборы предметных картинок типа «лото» из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений);
  • набор парных картинок на соотнесение (сравнение: найди отличие (по внешнему виду), ошибки (по смыслу);
  • наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2 - 3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина);
  • серии картинок (по 4 - 6) для  установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации);
  • серии из 4 картинок «Времена года» (природная и сезонная деятельность людей);
  • предметные и сюжетные картинки (с различной тематикой) крупного и мелкого  формата;
  • разрезные (складные) кубики с  сюжетными картинками (6 - 8 частей);
  • разрезные сюжетные картинки (6 - 8 частей).

Краеведческие материалы: фотографии родного края, гербарии.

Центр  речевого развития

  • Дидактические наглядные материалы;
  • предметные и сюжетные картинки и   др.
  • книжные уголки с соответствующей возрасту  литературой;
  • «Чудесный мешочек» с различными предметами.

Центр творчества

(конструирование и ручной труд)

Материалы для конструирования:

  • конструкторы с разнообразными способами крепления деталей;
  • строительные наборы с деталями разных форм и размеров;
  • коробки большие и маленькие; ящички;
  • бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками;

Материалы для ручного труда:

  • бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)
  • вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.);
  • подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки,  фантики и фольга от конфет и др.);
  • проволока в цветной оболочке;
  • природные материалы (шишки, мох, желуди, семена арбуза, дыни, клёна и др,, сухоцветы, скорлупа орехов, яичная и др.);
  • инструменты: ножницы с тупыми концами;  кисть; клей.
  • «Полочка красоты»;
  • мольберт или пюпитр;
  • наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки;  гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.
  • индивидуальные палитры для смешения красок;
  • кисточки  - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи;  баночки для промывания ворса кисти от краски;
  • бумага для рисования разного формата;
  • салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; салфетки для рук;
  • губки из поролона;
  • пластилин, глина;
  • доски для лепки;
  • стеки разной формы;
  • розетки для клея;
  • подносы для форм и обрезков бумаги;
  • большие клеёнки для покрытия столов;
  • навесные валики с рулонами бумаги;
  • печатки для нанесения узора;
  • школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.

Центр живой природы

  • комнатные растения такого же вида, как и в младшей группе (4 -5 видов)  с красивыми листьями различной формы, цветущие;
  • круговая диаграмма смены времён года;
  • изображение явлений природы (солнце, пасмурно, ветер, дождь, снег и др.) со стрелкой.

 

 

 

Центр  сюжетно-ролевых  и др. игр

  • Оборудование для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и др.
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр (шапочки, бескозырки, фартуки, юбки, наборы медицинских, парикмахерских принадлежностей и др.);
  • куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см);  куклы девочки и мальчики;
  • фигурки средней величины:  дикие и домашние животные;
  • наборы кухонной и чайной посуды;
  • набор овощей и фруктов;
  • машины крупные и средние; грузовые и легковые;
  • телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток, часы  и др.
  • кукольные коляски;
  • настольные игры.

Музыкальный центр

  • Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, тарелки, металлофон, ложки и труба, саксофон.);
  • Музыкально-дидактические игры.

В течение учебного года в игровой деятельности детей используются:

  1. Спортивная площадка.
  2. Спортивный зал
  3. Музыкальный зал
  4. Вернисаж.
  5. Детская игровая площадка на улице.

2.14. Список методической литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотны        й вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.(методический комплект).

2. Лыкова  И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.

  1. Белая К.Ю., ФГОС Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет). - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  2. Борисова М.М., ФГОС Малоподвижные игры и игровые упражнения (3-7 лет). - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  3. Гербова В.В., Губанова Н.Ф., Дыбина О.В., ФГОС Примерное комплексно-тематическое планирование.к программе "От рождения до школы". (4-5 л..) Средняя группа, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  4. Гербова В.В., ФГОС Развитие речи в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  5. Губанова Н.Ф., ФГОС Развитие игровой деятельности (4-5 лет). Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  6. Дыбина О.В., ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (4-5 лет). Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  7. Комарова Т.С., ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  8. Комарова Т.С., ФГОС Развитие художественных способностей дошкольников (3-7 лет). - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  9. Кравченко И.В., Долгова Т.Д. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой. 2-е испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  10. Куцакова Л.В., ФГОС Трудовое воспитание в детском саду (3-7 лет). - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  11. Пензулаева Л.И., ФГОС Физическая культура в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  12. Пензулаева Л.И. ФГОС Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  13. Помораева И. А., Позина В. А., ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (4-5 лет). Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  14. Саулина Т.Ф., ФГОС Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет). - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  15. Соломенникова О.А., ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  16. Степаненкова Э.Я., ФГОС Сборник подвижных игр (2-7 лет). - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  17. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с художественной литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в подготовительной логопедической группе.

Рабочая программа в подготовительной логопедической группе....

Рабочая программа для старше логопедической группы в соответствии с ФГОС

Рабочая программа спроэктирована с учетом основной образовательной программы МДОУ, ФГОС, образовательных потребностей детей 5-6 лет и запросов родителей....

Рабочая программа в старше-подготовительной группе по программе "Детство"

Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС ДО. Она содержит целевой, содержательный и организационный разделы рабочей программы, которая разработана на основе образовательной програм...

Рабочая программа воспитателя старшей логопедической группы.

Рабочая программа воспитателя  старшей логопедической группы....

Рабочая программа педагога-психолога логопедических групп

Данный материал представляет собочую рабочую программу педагога-психолога дошкольной образовательной организации для детей логопедических групп (средняя - полготовительная) на 2022-2023 у.г....

Рабочая программа воспитателей старшей логопедической группы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 17» на 2019-2020 учебный год.

Настоящая рабочая программа разработана для старшей логопедической группы и обеспечивает разностороннее развитие детей 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образова...