Рабочая программа для средней логопедической группы
рабочая программа (логопедия, средняя группа) по теме

Голдырева Елена Александровна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_srednyaya.docx72.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 73 - ЦРР»

г. Бийск

Раздел программы

"Содержание коррекционной работы"

(Средняя группа)

Пояснительная записка.

      Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
      В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

        Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.
      Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.
      Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

        Диагноз детей, посещающих старшую и подготовительную к школе группы компенсирующей направленности детского сада: общее недоразвитие речи III уровня.

Характеристика детей с III уровнем развития речи.

      Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бéйка мóтлит и не узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы́ дым тойбы́, потаму́та хóйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталли́ст» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод,«задигáйка» —зажигалка).
      Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах
(«взяла с я́сика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лези́т под сту́ла» — коробка лежит под стулом, «нет коли́чная пáлка» — нет коричневой палки, «пи́сит ламáстел, кáсит лу́чком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лóжит от тóя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
      Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» —
«клю́чит свет», «виноградник» — «он сáдит», «печник» — «пéчка» и т. п.). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания. изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («трактори́л — тракторист, чи́тик — читатель, абрикóснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый», «меховой — мéхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
      Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» —
«пальты́», «кóфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стóлы», «посуда» — «ми́ски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» - «купался»).

        Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
      В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации (
«неневи́к» — снеговик, «хихии́ст» — хоккеист), антиципации («астóбус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвéдъ» — медведь), усечение слогов («мисанéл» — милиционер, «ваправóт» — водопровод), перестановка слогов («вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корáбыль» — корабль, «тыравá» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми  (III уровень развития речи).

      Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:
      1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
      2) произносительной стороны речи;
      3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
      4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
      На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
      Предусматриваются следующие виды занятий по формированию: связной речи; словарного запаса, грамматического строя; произношения.
      Количество мероприятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

Специалисты.

  • Заведующий
  • Старший воспитатель
  • Воспитатели группы компенсирующей направленности
  • Учитель -  логопед
  • Педагог – психолог
  • Специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования)

Формы взаимодействия специалистов.

  •         Педсоветы
  •         Консультации 
  •        Тренинги
  •        Семинары-практикумы
  •        Медико-психолого - педагогические консилиумы
  •        Деловые игры
  •        Круглые столы
  •         Анкетирование
  •        Просмотр и анализ открытых мероприятий и др.

Непосредственно образовательная деятельность

по формированию фонетико-фонетической стороны речи (4-5 лет)

Месяц

Тема

недели

НОД

Задачи

Литература

Сентябрь

1 - я

Логопедическое обследование

2 –я

«Детский

сад»

Артикуляционный аппарат

показать детям, как устроен артикуляционный аппарат; учить выполнять инструкции

Конспект

3 –я

«Игрушки»

Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

учить различать неречевые звуки; развивать у детей слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие; воспитывать умение слушать своего товарища.

Конспект

4- я

«Наш город. ПД»

Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

учить различать неречевые звуки по силе, высоте, тембру, по тембру голосов людей.

Конспект

5- я «Осень»

Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

учить детей различать слова, близкие по звуковому составу; развивать чувство ритма в стихотворной речи; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Конспект

Октябрь

6- я

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

Звук У.

учить четко произносить звук [у]; развивать умение выделять начальный звук [у], развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к изучаемому материалу.

Конспект

7- я «Овощи»

Звук А

учить детей четко произносить звук [а], выделять первый звук [а] в словах; развивать слуховое внимание, память; воспитывать любознательность.

Конспект

8- я

 «Фрукты»

Звуки [у- а].

учить четко произносить звуки [а], [у]; развивать; умение воспроизводить звуковые ряды, дифференцировать звуки [а] - [у] на слух и по картинкам;

Конспект

9-я «Фрукты-Овощи»

Звук И

учить четко произносить звук [и]; развивать умение выделять звук [и] из ряда гласных звуков, слогов, начальный ударный звук [и] из ряда слов; развивать слуховое внимание, память.

Конспект

10- я

«Домашние

животные»

Звук О.

 учить детей четко произносить звук [о]; развивать умение выделять на слух звук [о] из ряда гласных звуков, из ряда обратных слогов, из слов (в начале слова); слуховое внимание, память.

Конспект

11-я

«Детеныши домашних животнх»

Звук О и И

учить четко произносить звуки [о], [и]; развивать умение анализировать слияние гласных звуков [о] , [и] на слух, воспроизводить звуковые ряды гласных; упражнять в умении выделять начальный ударный звук из ряда гласных, слогов, слов; воспитывать интерес к изучаемой теме, трудолюбие, прилежание.

Конспект

12-я

«Грибы»

Звуки

.

Гласные звуки

[А,У,И,О]

 учить выделять заданный звук из ряда гласных звуков, из слогов; выдел ять первый звук в словах; развивать умение анализировать слияние гласных звуков на слух, воспроизводить звуковые ряды; воспитывать любознательность, прилежание.

Конспект

13 –я

«Поздняя осень»

Звук Э

.

учить четко произносить звук [э]; уметь употреблять термин - гласный звук; развивать умение выделять начальный ударный и безударный звук [э], выполнять звуковой анализ звукосочетаний: ЭЙ, ЭА, ЭУ, ЭО, ИЭА;

Конспект

Декабрь

14-я

 «Зима»

ЗВУК [М],

учить правильно произносить звук [м]; развивать умение выделять звук [м] в ряде звуков, слогов, слов; слуховую память, логическое мышление, умение воспроизвести слоговые и словесные ряды, подбирать в рифму нужное слово; упражнять в умении анализировать слог ам;

Конспект

15- я

 «Зимние забавы»

ЗВУК [Н],

учить правильно произносить звук [н], уметь характеризовать звук [н]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, выделять звук [н] в ряде звуков, слогов, слов; ввести термины: звонкий согласный, глухой согласный, твердый согласный, мягкий согласный; тренировать в умении анализировать слог ан;

Конспект

16- я

 «Снег»

ЗВУК [П],

учить правильно произносить звук [п], уметь характеризовать звуки [п], [п']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, логическое мышление, умение анализировать слоги ал, па; упражнять детей в умении выделять звук [п] из рада звуков, слогов, слов;

Конспект

17- я

 «Новый

год»

ЗВУК [Ы],

учить четко произносить звук [ы]; характеризовать звук [ы]; выделять звук [ы] из ряда звуков, слогов, слов; проводить звуковой анализ и синтез звукосочетаний.

Конспект

 

Новогодние каникулы

Январь

18- я

ЗВУК [К]

учить правильно произносить звук [к], характеризовать звуки [к], [к']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге

Конспект

19- я

«Наше тело Гигиена»

Звук Т

учить правильно произносить звук [т], характеризовать звуки [т], [т]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге учить правильно произносить звук [ш], уметь характеризовать звуки [ш]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, логическое мышление, умение анализировать слоги ша, аш; упражнять детей в умении выделять звук [ш] из рада звуков, слогов, слов;

Конспект

20-я

«Комнатные растения»

Звук Б

 

учить правильно произносить звук [б], характеризовать звуки [б], [б']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге

Конспект

Конспект

Февраль

21- я

«Дикие животные»

Звук З

учить правильно произносить звук [з], уметь характеризовать звуки [з], [з']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, логическое мышление, умение анализировать слоги аз, за; упражнять детей в умении выделять звук [з] из рада звуков, слогов, слов;

Конспект

Конспект

22-я

«Детеныши диких животных»

Звук С

учить правильно произносить звук [с], характеризовать звуки [с], [с']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге

Конспект

Конспект

23-я

«Животные жарких стран»

Звук В

учить правильно произносить звук [в], характеризовать звуки [в]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге

Конспект

Конспект

Конспект

24я

«Продукты питания»

Звук Д

учить правильно произносить звук [д], характеризовать звуки [д], [д']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге

Конспект

Март

25 –я

«Мамин

день»

Звуки Т-Д

Учить дифференцировать звуки т-д; развивать фонематический слух и восприятие

Конспект

26- я

«Весна»

Звук Г

учить правильно произносить звук [г], уметь характеризовать звук [г]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, выделять звук [г] в ряде звуков, слогов, слов;

Конспект

27- я

«Домашние птицы»

Звук К

учить правильно произносить звук [к], уметь характеризовать звук [к]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, выделять звук [к] в ряде звуков, слогов, слов;

Конспект

Конспект

Апрель

       28- я

«Птенцы домашней птицы»

Звуки Г-К

Учить дифференцировать звуки г-к; развивать фонематический слух и восприятие

Конспект

Конспект

29- я

«Дом и его части»

Звук Ш

учить правильно произносить звук [ш], уметь характеризовать звуки [ш]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, логическое мышление, умение анализировать слоги ша, аш; упражнять детей в умении выделять звук [ш] из рада звуков, слогов, слов;

Конспект

Конспект

30- я

«Мебель»

Звук Ж.

учить правильно произносить звук [ж], характеризовать звук ж; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге

Конспект

Конспект

31-я

«Посуда»

Звук Л

учить правильно произносить звук [л], характеризовать звуки [л], [л']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге

Конспект

Конспект

32- я

«Обитатели водоемов»

Звук  Ч

учить правильно произносить звук [ч], характеризовать звуки [ч]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге

Конспект

33-я

«Семья»

Звук Ф

учить правильно произносить звук [ф], характеризовать звук [ф]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге

Конспект

34-я

«Транспорт»

Звук Х

учить правильно произносить звук [х], характеризовать звуки [х]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге

Конспект

35 – я

«Насекомые»

Звук Ц

учить правильно произносить звук [ц], уметь характеризовать звук [ц]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, выделять звук [ц] в ряде звуков, слогов, слов;

Конспект

 36 -я

«Лето»

Звук Щ

учить правильно произносить звук [щ], характеризовать звуки [щ]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге

37-я

Логопедическое обследование

     

Непосредственно образовательная деятельность

по  формированию лексико-грамматической стороны речи (4-5 лет)

Месяц

Тема

недели

НОД

Задачи

Литература

Сентябрь

1  -я

Логопедическое обследование

2 –я

«Детский

сад»

 Существительные с уменьшительно-ласкательнымисуффиксами

учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; развивать мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к занятиям.

Конспект

3 –я

«Игрушки»

Глаголы повелительного наклонения

учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2 лица ед. ч. в глаголы изъявительного наклонения 3 лица ед. ч.; закрепить словарь по теме «Игрушки»; формировать навыки ответственного выполнения задания, развивать мелкую моторику.

Конспект

4- я

«Наш город. ПД»

Существительны ед.числа в В.п.

учить детей различать вопросы кто? что? кого? в зависимости от того, является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым, изменять начальную форму существительного, ставя его в В. п. ед. ч.; закрепить признаки поздней осени; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать интерес к занятиям.

Конспект

Октябрь

5- я «Осень»

Предлоги «НА», «С»

Продолжать формировать представление об осени и ее признаках;

 Формировать понимание и правильное употребление в речи предлогов «НА», «С».

Конспект

6- я

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

Предлоги «В», «ИЗ»

Учить понимать предлоги «В», «ИЗ» и правильно их использовать в речи.

Конспект

7- я «Овощи»

ПРЕДЛОГИ НА - С

закрепить словарь по теме «Овощи», образование существительных И. п. мн. ч.; учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов на - с, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях; развивать внимание; воспитывать бережное отношение к природе.

Конспект

8- я

 «Фрукты»

Существительные единственного и множественного числа в И.п.

учить детей образовывать существительные мн. ч. в И. п.; закрепить знания по теме «Фрукты»; развивать память, внимание; воспитывать познавательный интерес.

Конспект

9-я «Фрукты-Овощи»

Практическое усвоение окончаний глаголов жен. И муж. Рода прошедшего времени

закрепить употребление окончаний глаголов женского и мужского рода прошедшего времени в словах и словосочетаниях; уточнить словарь по теме «Фрукты-Овощи»; упражнять в употреблении антонимов; развивать меткость, мелкую моторику, логическое мышление.

Ноябрь

10- я

«Домашние

животные»

Предлоги за - по

закрепить словарь по теме «Домашние животные»; учить детей определять пространственное расположение предлогов за по, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях; развивать мелкую моторику; воспитывать заботливое отношение к животным.

Конспект

11-я

«Детеныши домашних животнх»

ПРЕДЛОГИ У- К

закрепить знания по теме «Домашние, животные и их детёныши»; уточнить пространственное расположение предметов с помощью предлогов у - к, выделение и употребление этих предлогов в словосочетаниях; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику; воспитывать любовь к животным.

Конспект

 12-я

«Грибы»

Образование существительных ед и мн. Числа с помощью суффиксов

ОНОК, -ЁНОК

учить детей образовывать и употреблять существительные  с   суффиксами  -онок,   -ёнок;   закреплять  словарь по теме «Детеныши диких животных»; формировать навыки сотрудничества и бережного отношения к природе; развивать мелкую моторику.

Конспект

 13 –я

«Поздняя осень»

Образование

антонимов

учить детей употреблять наиболее доступные антонимические формы слов; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать навыки самостоятельности.

Конспект

Декабрь

14-я

 «Зима»

Согласование существительных с глаголами е. и мн. числа настоящего времени

закрепить признаки зимы; учить детей согласовывать существительные с глаголами ед. и мн. числа настоящего времени; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать познавательный интерес.

Конспект

 15- я

 «Зимние забавы»

ПРЕДЛОГИ ЗА - ПЕРЕД

закрепить знания о животных; уточнить пространственное расположение предметов с помощью предлогов за - перед и употребление их в словосочетаниях; воспитывать познавательный интерес к занятиям.

Конспект

16- я

 «Снег»

Согласование существительных с глаголами ед. и мн. числа настоящего времени

закрепить признаки осени; учить детей согласовывать существительные с глаголами ед. и мн. числа настоящего времени; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать познавательный интерес.

Конспект

 17- я

 «Новый

год»

ПРЕДЛОГИ

 В - ИЗ

 закрепить словарь по теме «Новый год»; учить детей определять пространственное расположение с помощью предлогов в - из, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях; формировать навык ответственного выполнения задания; воспитывать интерес к занятиям.

Конспект

Новогодние каникулы

Январь

18- я

«Зимующие птицы»

Предлог «НАД»

Учить практически использовать предлог «НАД».

 Закрепить правильное употребление изученных простых предлогов.

Продолжать учить составлять предложения по совершаемому действию и пиктографическим схемам, давать полные ответы на вопросы.

Конспект

19- я

«Наше тело Гигиена»

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

закреплять знания детей по теме «Части тела», умение составлять рассказ с опорой на план-схему; продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

Конспект

Февраль

20-я

«Комнатные растения»

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

 

уточнить и расширить представления детей о ранней весне и её признаках; учить детей согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе

Конспект

21- я

«Дикие животные»

ПРЕДЛОГИ У- К

закрепить знания по теме «дикие животные и их детёныши»; уточнить пространственное расположение предметов с помощью предлогов у - к, выделение и употребление этих предлогов в словосочетаниях; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику; воспитывать любовь к животным

Конспект

22-я

«Детеныши диких животных»

Предлоги «ЗА», «ПОД».

Учить понимать предлоги «ЗА», «ПОД».

 Учить строить фразу из трех слов с предлогами «ЗА», «ПОД».

Конспект

23-я

«Животные жарких стран»

Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА»

. Учить понимать значение предлогов «К», «ОКОЛО», «ЗА» и правильно их использовать.

2. Закрепить обобщающее понятие « Животные жарких стран».

Конспект

24я

«Продукты питания»

Согласование прилагательных с сущ. в роде и числе

уточнить и расширить представления детей о ранней весне и её признаках; учить детей согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе; развивать память, внимание;

Конспект

Март

25 –я

«Мамин

день»

 ПРЕДЛОГИ

С - ИЗ

уточнить и расширить словарь по теме «8 Марта»; продолжать учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов с - из, выделять» и употреблять эти предлоги в словосочетаниях; развивать внимание, память, мелкую моторику; воспитывать любовь и заботливое отношение к маме.

Конспект

26- я

«Весна»

Предлоги «НА», «С»

 Закрепить и активизировать словарь детей по теме.

 Закрепить обобщающее понятие «весна».

 Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в предложном падеже с предлогом «НА».

 Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в родительном падеже с предлогом «С».

Конспект

27- я

«Домашние птицы»

ПРЕДЛОГИ ПОД - НАД

закрепить словарь по теме «Домашние птицы»; учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов под - над, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях; развивать ловкость, мелкую моторику.

Конспект

Апрель

28- я

«Птенцы домашней птицы»

Образование существительных ед. и мн. Числа с помощью суффиксов

ОНОК, -ЁНОК

учить детей образовывать и употреблять существительные  с   суффиксами  -онок,   -ёнок;   закреплять  словарь по теме «Детеныши диких животных»; формировать навыки сотрудничества и бережного отношения к природе; развивать мелкую моторику.

Конспект

29- я

«Дом и его части»

Приставочные глаголы

закрепить знания по теме; учить различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками, подбирать нужный приставочный глагол в словосочетаниях; развивать внимание; воспитывать ответственность, доброжелательность.                                               

Конспект

30- я

«Мебель»

Согласование прилагательных с сущ. в роде и числе

уточнить и расширить представление о мебели, её назначении; закреплять согласование прилагательных с существительными в роде, числе; развивать внимание, логической мышление, мелкую моторику; формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Конспект

31-я

«Посуда»

ПРЕДЛОГИ В - ИЗ

продолжать учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов в - из, выделять и употреблять их в словосочетаниях; развивать мелкую моторику; воспитывать познавательный интерес, ответственность.

Конспект

Май

       32- я

«Обитатели водоемов»

Употребление сущ. в Д.п.

закрепить представления детей о необходимости и пользе труда взрослых; учить образовывать существительные в форме дательного падежа; развивать логическое мышление, мелкую моторику; воспитывать уважение к людям разных профессий.

Конспект

33-я

«Семья»

Существительные единственного чисоа в В.п.

учить детей различать вопросы кто? что? кого? в зависимости от того, является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым, изменять начальную форму существительного, ставя его в В. п. ед. ч.;

Конспект

34-я

«Транспорт»

Предлоги «ПО», «К», «ОТ», «ОКОЛО», «НА», «В» с глаголами

 Формировать у детей пространственные представления и умение ориентироваться в пространстве..

Уточнить и расширить словарь глаголов.

 Закрепить правильное употребление предлогов «НА», «В», «К», «ОТ», «ОКОЛО».

 Формировать умение правильно употреблять предлог «ПО».

35 – я

«Насекомые»

Предлоги «ЗА», «ПОД»

Учить понимать предлоги «ЗА», «ПОД»;

Учить строить фразу из трех слов с предлогами «ЗА», «ПОД».

Конспект

36 -я

 «Лето»

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

закрепить представления о лете, его признаках упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Конспект

37 -я

Логопедическое обследование

Непосредственно образовательная деятельность

по  уточнению и расширению словаря(4-5 лет)

Месяц

Тема

недели

НОД

Задачи

Литература

Сентябрь

1  -я

Логопедическое обследование

2 –я

«Детский

сад»

«Детский сад»

 учить детей отвечать на поставленные вопросы (однословно); развивать словарный запас по теме, механическую память, внимание; воспитывать уважительное отношение друг к другу и работникам детского сада.

Конспект

3 –я

«Игрушки»

«Игрушки

расширить словарь по теме; развивать умение подбирать слова-действия, слова-признаки, употреблять в речи местоимения мой, моя, мои; тренировать в умении согласовывать слова в роде, числе, падеже; воспитывать интерес к изучаемой теме, бережное отношение к игрушкам.

Конспект

4- я

«Наш город. ПД»

«Наш город. ПД»

расширить словарь по теме; развивать умение отвечать адекватно на поставленный вопрос; закрепить умение образовывать слова во множественном числе (существительные);

Конспект

Октябрь

5- я «Осень»

«Осень»

учить детей отвечать на вопросы, используя картинный план; расширить словарь по теме «Осень»; развивать умение образовывать существительные в единственном числе, а также существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать слова-признаки к существительному, сопровождать речь движением;

Конспект

6- я

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

расширить словарь по теме; развивать умение отвечать адекватно на поставленный вопрос; закрепить умение образовывать слова во множественном числе (существительные); учить детей различать существительные мужского, женского рода, соотносить существительные с местоимениями мой, моя, мои;

Конспект

7- я «Овощи»

«Овощи»

учить отвечать на вопросы; развивать умение согласовывать существительное с прилагательным в единственном   числе, речь с движением; расширить словарь по теме; воспитывать любознательность, интерес к изучаемому материалу.

Конспект

8- я

 «Фрукты»

«Фрукты»

расширить словарь по теме; учить согласовывать существительное с прилагательным, существительное с числительным; развивать умение отвечать на вопросы, память, внимание, логическое мышление; воспитывать любознательность.

Конспект

9-я «Фрукты-Овощи»

«Фрукты-Овощи»

расширить словарь по теме; учить классифицировать предметы по цвету, классу; развивать умение образовывать множественное число существительных, память, внимание, логическое мышление; воспитывать любознательность.

Ноябрь

10- я

«Домашние

животные»

«Домашние

животные»

расширить словарь по теме; развивать умение отвечать на поставленный вопрос, образовывать существительные в единственном и множественном числе, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, логическое мышление, память, внимание, речь с движением.

Конспект

11-я

«Детеныши домашних животнх»

«Детеныши домашних животнх»

расширить словарь по теме; учить детей подбирать нужный по смыслу предмет, к существительному - слова-признаки;

Конспект

 12-я

«Грибы»

«Грибы»

расширить словарь по теме; учить детей подбирать нужный по смыслу предмет, к существительному - слова-признаки;

Конспект

 13 –я

«Поздняя осень»

«Поздняя осень»

расширить словарь по данной теме; учить согласовывать слова в роде, числе, падеже при составлении простого предложения по рисункам; развивать речь с движением, мелкую моторику, память, внимание; воспитывать любознательность.

Конспект

Декабрь

14-я

 «Зима»

«Зима»

 расширить словарь по теме; учить детей подбирать нужный по смыслу предмет, к существительному - слова-признаки; развивать общую и мелкую моторику, логическое мышление

Конспект

 15- я

 «Зимние забавы»

«Зимние забавы»

расширить словарь по теме; учить детей подбирать нужный по смыслу предмет, к существительному - слова-признаки;

Конспект

16- я

 «Снег»

«Снег»

расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Конспект

 17- я

 «Новый

год»

«Новый год»

 расширить словарь по теме; учить детей подбирать слова-признаки по мнемодорожкам; развивать речь с движениями, зрительное  внимание,  память;  

Конспект

Новогодние каникулы

Январь

18- я

«Зимующие птицы»

«Зимующие птицы»

расширить словарь по теме; учить детей подбирать слова-признаки по мнемодорожкам; развивать речь с движениями, зрительное  внимание,  память;  

Конспект

19- я

«Наше тело Гигиена»

«Наше тело Гигиена»

расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Конспект

Февраль

20-я

«Комнатные растения»

«Комнатные растения»

 расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Конспект

21- я

«Дикие животные»

«Дикие животные»

расширить словарь по теме; учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; развивать речь с движениями;

Конспект

22-я

«Детеныши диких животных»

«Детеныши диких животных».

расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Конспект

23-я

«Животные жарких стран»

«Животные жарких стран»

расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Конспект

24я

«Продукты питания»

«Продукты питания»

расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Конспект

Март

25 –я

«Мамин

день»

 

«Мамин день»

расширить словарь по теме; развивать умение подбирать нужное слово по смыслу; учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные от названия предмета; воспитывать уважение к мамам, бабушкам, сестрам.

Конспект

26- я

«Весна»

«Весна»

расширить словарь по теме; учить различать существительные мужского, женского, среднего рода; развивать умение  подбирать нужное  слово;  

Конспект

27- я

«Домашние птицы»

«Домашние птицы»

расширить словарь по теме; учить образовывать слова, изменять слова по числам; развивать умение отвечать на поставленный вопрос, сопровождать речь движениями; воспитывать бережное и доброе отношение к животным

Конспект

Апрель

28- я

«Птенцы домашней птицы»

«Птенцы домашней птицы»

расширить словарь по теме; развивать умение отвечать правильно на поставленные вопросы, подбирать нужные слова к заданному слову, образовывать множественное число существительных;

Конспект

29- я

«Дом и его части»

«Дом и его части»

расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Конспект

30- я

«Мебель»

«Мебель»

расширить словарь по теме; развивать умение отвечать правильно на поставленные вопросы, подбирать нужные слова к заданному слову, образовывать множественное число существительных; учить детей называть части целого предмета;

Конспект

31-я

«Посуда»

«Посуда»

расширить словарь по теме; развивать умение отвечать на вопросы, речь с движением, подбирать слова к заданному слову (по мнемодорожке), слова-признаки, слова-действия; учить детей называть детали целого предмета;

Конспект

Май

       32- я «Семья»

«Семья»

расширить словарь по теме; учить образовывать и употреблять слова-антонимы; развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с местоимениями мой, моя;

Конспект

33-я

«Обитатели водоемов»

«Транспорт»

 расширить словарь по теме; развивать умение отвечать на вопросы адекватно, речь с движениями; закрепить образование множественного числа существительных, произношение сложных слов; учить словообразованию;                                            

Конспект

34-я

«Транспорт»

«Транспорт»

расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Конспект

35 – я

«Насекомые»

«Насекомые»

расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Конспект

36 -я

«Лето»

«Лето»

расширить словарь по теме; развивать умение в подборе слов-признаков, слов-действий, речь с движением; учить   подбирать   предметы   к   признакам,   слова-антонимы (по картинкам);

37-я

Логопедическое обследование

Непосредственно образовательная деятельность

по  развитию связной речи (4-5 лет)

Месяц

Тема

недели

НОД

Задачи

Литература

Сентябрь

1  -я

Логопедическое обследование

2 –я

«Детский

сад»

«ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ»

учить детей отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: «Кто (что) это? Что он (она) делает?»; подбирать названия предметов к обозначенным действиям.

Конспект

3 –я

«Игрушки»

«Игрушки Описательный рассказ»

1. Учить детей практически определять признаки предметов (форму, цвет, величину).

2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки».

3. Продолжать учить детей строиться в ряд и определять начало и конец ряда.

4. Учить составлять предложения, называя 2—3 признака предмета

Конспект

4- я

«Наш город. ПД»

«Наш город. ПД»

Формировать связную речь.

Учить составлять рассказ по картинно-графической схеме.

Конспект

Октябрь

5- я «Осень»

 «Осень Описательный рассказ»

Формировать связную речь.

Учить составлять рассказ по картинно-графической схеме.

Конспект

6- я

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

Учить составлять предложения по действию.

Активизировать фразовую речь детей.

Формировать связную речь.

Конспект

7- я «Овощи»

 «Овощи Описательный рассказ»

Учить составлять простой описательный рассказ

Конспект

8- я

 «Фрукты»

 «Фрукты»

Учить простому описанию фруктов.

Учить строить фразу из 2—5 слов

Конспект

9-я «Фрукты-Овощи»

 «Фрукты-Овощи»

Учить составлять рассказы по картинкам, вопросам логопеда и картинно-графическим планам.

Ноябрь

10- я

«Домашние

животные»

«Домашние

животные»

 Продолжать формировать фразовую речь.

Учить составлять рассказ по картинному плану

Конспект

11-я

«Детеныши домашних животнх»

11-я

«Детеныши домашних животнх»

Продолжать формировать фразовую речь.

Учить составлять рассказ по картинному плану

Конспект

 12-я

«Грибы»

«Грибы»

Формировать связную речь.

Учить строить фразу из 2—5 слов

Конспект

 13 –я

«Поздняя осень»

«Составление простых предложений по вопросам»

закрепить навык составления предложения по модели: Кто? Что делает? Что?

Конспект

Декабрь

14-я

 «Зима»

«Построение простого предложения из 3-4 слов по теме Зима»

учить строить предложения по модели «Кто? Что делает? Что?»; развивать внимание и память.

Конспект

 15- я

 «Зимние забавы»

 «Зимние забавы»

Продолжать работать над формированием фразы, учить составлять предложения по картинно-графической схеме.

Конспект

16- я

 «Снег»

 «Снег»

Учить строить фразу из 2—5 слов

Конспект

 17- я

 «Новый

год»

 «Новый

год»

 Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки».

 Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.

 Обучать простому описательному рассказу.

Конспект

18- я

Новогодние каникулы

Январь

 19- я

«Зимующие птицы»

Составление простого предложения из 3-4 слов по картине Зимующие птицы»

учить составлять предложения из 3-4 слов но картинке (предмет действия - объект) с одним изменяющимся предметом; закрепить навыки понимания и практического употребления в речи существительных творительного падежа мужского и женского рода.

Конспект

20-я

 «Наше тело Гигиена»

«Наше тело Гигиена»

Составлять простые предложения по совершаемому действию и сюжетным картинкам.

Учить строить фразу из 2—4 слов

Конспект

Февраль

 «Комнатные растения»

«Составление простых предложений по картинке»

 

учить составлять простые предложения по картинке, изображающей предмет и действие, а также по образцу; отвечать на репродуктивные вопросы к картинке 1 - фигурным сюжетным картинкам, подобранным по принципу противопоставления действий.

Конспект

21- я

«Дикие животные»

«Дикие животные»

Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.

Конспект

22-я

«Детеныши диких животных»

«Детеныши диких животных»

Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.

Учить составлять рассказ по картинному плану

Конспект

23-я

«Животные жарких стран»

«Животные жарких стран»

Учить составлять рассказ по картинному плану

Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов

Конспект

24я

«Продукты питания»

«Продукты питания»

Формировать связную речь.

Учить составлять рассказ по картинному плану

Конспект

Март

25 –я

«Мамин

день»

«Мамин

день»

Учить составлять рассказ по картинному плану

Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов

Конспект

26- я

«Весна»

 «Ранняя весна. Перессказ небольшого рассказа»

продолжать учить детей пересказывать рассказ близко к тексту; закрепить умение отвечать на вопросы по тексту; упражнять в умении закончить предложение; развивать внимание и память

Конспект

27- я

«Домашние птицы»

«Дословный перессказ небольшого рассказа

 (с помощью педагога)»

учить дословно пересказывать небольшой рассказ (с помощью педагога); упражнять в ответах на вопросы; закреплять употребление названий существ в правильной предложно-падежной форме.

Конспект

Апрель

28- я

«Птенцы домашней птицы»

«Птенцы домашней птицы»

Продолжать формировать фразовую речь.

Учить составлять рассказ по картинному плану

Конспект

29- я

«Дом и его части»

«Вопросы и ответы на них»

продолжать учить задавать вопросы и отвечать на них, работать над интонационной законченностью предложения; развивать внимание и память

Конспект

30- я

«Мебель»

«Составление небольшого рассказа по образцу

(картинный план)

учить составлять небольшой рассказ по образцу,; опираясь на картинный план; закрепить умение отвечать на вопросы; развивать мелкую моторику рук.                                 

Конспект

31-я

«Посуда»

«Заучивание простых стихотворений. Посуда»

учить детей заучивать стихотворение наизусть; уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения; развивать чувство ритма, внимательность, память, мелкую моторику рук.

Конспект

Май

«Семья»

       32- я

«Семья. Составление предложений по вопросам и демонстрация действий »

учить составлять предложения по вопросам и демонстрации действий; ставить вопросы: «Что делает?», «Кто делает?», «Что?».

Конспект

«Обитатели водоемов»

«Обитатели водоемов»

Продолжать формировать фразовую речь.

Учить составлять рассказ по картинному плану

Конспект

33-я

«Транспорт»

«Транспорт»

.                      Продолжать формировать фразовую речь.

Учить составлять рассказ по картинному плану                         

Конспект

34-я

«Насекомые»

«Диалог со сверстниками»

развитие диалогической речи, умения отвечать .' I полными предложениями на вопросы, мелкой моторики рук, I внимания и памяти; закрепление словарного запаса по теме.

Конспект

35 – я

«Лето»

Составление небольшого рассказа по сюжетной картине. Лето.

учить детей составлять небольшой рассказ по сюжетной картине; закрепить умение отвечать полным предложением на вопросы; развивать логическое мышление, внимание и память.

Конспект

36 -я

Логопедическое обследование

 

В итоге логопедической работы дети должны научиться: 
      • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
      • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
      • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
      • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
      • владеть элементарными навыками пересказа;
      • владеть навыками диалогической речи;
      • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
      • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
      • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
      • владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
      В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя средней специализированной группы "Радуга"

Рабочая программа воспитателя средней специализированной группы "Радуга"  (ФГТ)...

Рабочая программа в подготовительной логопедической группе.

Рабочая программа в подготовительной логопедической группе....

Рабочая программа для старше логопедической группы в соответствии с ФГОС

Рабочая программа спроэктирована с учетом основной образовательной программы МДОУ, ФГОС, образовательных потребностей детей 5-6 лет и запросов родителей....

Рабочая программа для старшей логопедической группы

Рабочая программа для старшей логопедической группы....

Рабочая программа воспитателя старшей логопедической группы.

Рабочая программа воспитателя  старшей логопедической группы....

Рабочая программа педагога-психолога логопедических групп

Данный материал представляет собочую рабочую программу педагога-психолога дошкольной образовательной организации для детей логопедических групп (средняя - полготовительная) на 2022-2023 у.г....

Рабочая программа воспитателей старшей логопедической группы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 17» на 2019-2020 учебный год.

Настоящая рабочая программа разработана для старшей логопедической группы и обеспечивает разностороннее развитие детей 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образова...