Формирование представлений у детей об эволюции наземного транспорта
консультация (старшая группа) на тему

Попова Татьяна Капитоновна

Знакомство детей дошкольного возраста с эволюцией наземного транспорта через разные формы и методы в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_doklad.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Березка»

Воспитатель: Попова Т.К.

Доклад – выступления по теме

«Формирование представлений у детей об эволюции наземного транспорта»

Актуальность

Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Для повышения познавательного интереса ребенка важно показать, что окружающий его мир не всегда был таким, он все время меняется. Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Реализуя данную тему, ребенок сам постарается получить знания о прошлом машин и получит знания о современных требованиях к машинам настоящего времени и будущего.

 Невозможно переоценить роль транспорта, поскольку только движение ведет к прогрессу. Наземный транспорт можно разделить на пассажирский и специальный. Основной задачей пассажирского транспорта, является обеспечение потребности населения в перевозках.

На протяжении нескольких тысяч лет человек в своем развитии прошел этап от момента изобретения колеса до освоения вселенной. Изобретатель колеса неизвестен, но именно с него началось развитие транспорта.

Цель данной темы: познакомить детей с историей возникновения наземного транспорта.

Задачи были поставлены следующие: 

  • формирование у детей понятие «наземный транспорт;
  • назначение наземного транспорта в жизни современного общества;
  • умение составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий создания транспорта;
  • развитие познавательного интереса к истории наземного транспорта;
  • воспитание интереса к технике «до и после…»

Транспорт для детей - увлекательная, интересная тема, знакомящая с их классификацией, рассказывающая об особенностях и предназначении каждой разновидности. При этом задача родителей или педагогов - не только провести беседу, но и закрепить полученные сведения через различные игры.

Зачем детям нужно знать о транспорте?

Полноценное развитие малышей осуществляется через знакомство с окружающим миром. Интересны такие вопросы для детей: какой бывает транспорт, зачем он нужен людям. Знакомство дошкольников с транспортной классификацией формирует у них новые знания о различных видах, их особенностях, предназначении, обогащает словарный запас, закрепляет родовое понятие «транспорт». Кроме того, детальное рассмотрение этой темы позволяет научиться следующему поставив

Изучение нового материала способствует формированию и личностных качеств дошкольников: критичность, ответственность, развиваются мышление, память, быстрота реакции, воображение.

Характеристика наземного транспорта

Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц. Может быть пассажирским, грузовым или специализированным.

Здесь необходимо описать следующие основные виды транспорта для детей:

- Автобус - перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающиеся от автобуса тем, что работают не на бензине, а на электричестве, кроме того, трамвай ходит по рельсам.

- Поезд - железнодорожный транспорт, осуществляющий движение по рельсам, может быть как пассажирским, так и грузовым, совершает перевозки между городами и селами.

- Пожарная машина - используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.

- Скорая помощь - предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.

- Полицейский автомобиль - используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.

- Грузовая машина - предназначена для перевозки различных грузов: пищевых, строительных, бытовых и многих других. Может иметь желтые проблесковые маячки, говорящие о том, что машина везет опасный багаж. Транспорт бывает и подземным, например, метро доставляет пассажиров к месту назначения, как автобус или трамвай.

Игры для детей

Чтобы лучше запомнить виды транспорта, для детей стоит организовать разнообразные игры, среди которых можно привести следующие:

- загадки - помогут выделить отличительные черты, классифицировать транспорт, кроме того, разовьют логику, мышление, сообразительность.

- подвижная игра "Найди мой домик" - детям раздаются карточки с каким-либо видом транспорта, определяются для них домики: воздушному - аэродром, наземному - гараж, водному - пристань. Задача дошкольников - после сигнала встать возле нужной базы.

- пазлы - разрезанные на небольшие части картинки с самолетом, поездом, автобусом, пароходом - перемешиваются, детям предлагается найти нужные элементы, собрать рисунок и сказать, что на нем изображено, для чего используется.

- игра "Виды транспорта". Для детей подготавливаются различные роли - пассажиры, водитель, капитан, летчик. Руководители судов набирают себе пассажиров, задача которых продемонстрировать правильное и неправильное поведение в автобусе, на корабле или в самолете.  Таким образом, получая сведения о наземном транспорте, дети узнают об их особенностях, отличительных признаках, знакомятся с правилами поведения в них, обогащают свой словарный запас.

Для знакомства детей с эволюцией наземного транспорта, хотелось бы представить практический пример: Беседа «До чего дошел прогресс…»

Программное содержание: формировать у детей обобщенное понятие «транспорт»; познакомить с историей возникновения транспорта; довести до детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения, рассказать о назначении наземного транспорта в жизни современного общества, активизировать словарь по теме «наземный транспорт», учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий, развивать познавательный интерес, логическое мышление, речевую активность, творческое воображение и фантазию детей, воспитывать интерес к технике.

Ход образовательного процесса (дети – педагоги):

Воспитатель: Дети, я прочту вам отрывок из сказки Корнея Ивановича Чуковского, а вы внимательно послушайте:

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле...
Едут и смеются,
Пряники жуют.

Воспитатель: Так на чем же ехал каждый герой сказки?

Дети: Медведи на велосипеде, зайчики в трамвайчике, жаба на метле, комарики на воздушном шарике.

Воспитатель: Скажите, на чем вы добрались в детский сад?

Дети: На автобусе, на такси, на папином или мамином автомобиле.

Воспитатель: Как можно назвать все, что вы перечислили, одним словом?

Дети: Транспорт.

Воспитатель: А какие виды транспорта вы знаете?

Дети: Наземный, подземный, воздушный, водный.

Воспитатель: Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро.

Воспитатель: Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям?

Дети: Транспорт нужен для того чтобы перевозить грузы и людей.

Рассказ истории о наземном транспорте.

Воспитатель: Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах.

- А как вы думаете, транспорт всегда был такой быстрый, удобный?

(ответы детей).

Воспитатель: Чтобы более подробно узнать в какой последовательности появлялись виды транспорта, мы с вами отправимся в исторический музей.

Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно ребята. Это такое место, где хранятся вещи прошлых лет, которые сейчас не используются, или картины с изображением таких предметов. Они хранятся для того, чтобы мы знали о них, чтобы могли увидеть. Прежде чем мы попадем в музей, давайте подумаем как нужно вести себя в музее.

Дети: нужно ходить не спеша, разговаривать тихо, чтобы не мешать другим людям, нельзя музейные вещи трогать руками, нельзя сорить.

Воспитатель: Хорошо ребята, все правильно. На чем мы поедем в музей?

Дети: На автобусе.

Физминутка «Автобус» (аудиозапись)

Воспитатель: Музеи бывают разные, мы с вами находимся в необычном музее. У нас вместо картин – слайды на экране. Итак, смотрим, слушаем и запоминаем. (слайд )

Воспитатель: Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести?        (слайд )

Это было очень тяжело.

Но тут на помощь человеку пришли … (слайд )

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах верблюды и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. А чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Сбил из досок деревянный ящик, приладил колеса, впряг в телегу лошадь и стал перевозить груз. (слайд )

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что было хорошего в том, что были лошади, а машин не было?

4. Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Хорошо:

1. Лошадь безопаснее машины.

2. Воздух намного чище.

3. Меньше людей гибнет.

4. Лошадь живая, может стать другом.

Плохо:

1. Лошадь едет медленнее машины.

2. Ее нужно кормить.

3. Может заболеть или может погибнуть.

4. Нужно теплое стойло.

5. На ней холодно ездить зимой.

Воспитатель: Правильно, ребята на самом деле на телеге было холодно, снег засыпал человека, дождь мочил одежду

И человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или из шкур животного. Получилась повозка для перевозки груза и людей (слайд ).

Но для знатных людей, которые были красиво одеты, повозки были грубые и тяжелые. Стал человек думать. Думал, думал и придумал карету (слайд ).

Воспитатель: Карета была легче и изящнее телеги и повозки. Она состояла из кабины, в которой сидели пассажиры. Высокие колеса легко передвигались по улицам городов и по дорогам.

Не смотря на то, что карета была легче телеги и повозки, лошади быстро уставали. Приходилось долго ждать, пока они отдохнуть. Лошадей нужно было поить и кормить в дороге. Так появился первый транспорт, он назывался гужевым.

Затем появился первый в мире трамвай, но ездил он за счет лошадей       (слайд ).

Такие трамваи ходили по городу, его тянули лошади, а назывался такой трамвай – конка.

Но человек думал: «Как же сделать так, чтобы лошадь не уставала». Думал, думал и придумал сделать железного коня, который не будет уставать, не будет в дороге просить воды и пищи. Назвал его автомобилем. Чтобы автомобиль смог двигаться, человек придумал ему стальное сердце – мотор, а чтобы сердце работало, стал использовать бензин (слайд).

Воспитатель: Ребята, скажите, карета, трамвай, машина, автобус какой это вид транспорта? (ответы детей)

Дети: Наземный транспорт, который ездит по земле!

Воспитатель: Правильно, надеюсь вам было интересно узнать историю наземного транспорта. Спасибо за игру.

Прогнозируемые результаты детей дошкольного возраста по данной теме через методы и приемы по формированию представлений об эволюции наземного транспорта:

  1. Дети будут иметь представление о разнообразии одного вида транспорта, получат знания об эволюции транспорта.
  2. Дети научатся различать и называть виды транспорта.
  3. Рассказывать об отдельных видах транспорта, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.
  4. Научатся классифицировать наземный транспорт.
  5. На основе проблемных ситуаций и вопросов будут иметь возможность проявить свое воображение, творчество, с опорой на полученные знания.

Используемая литература:

1. Арон К.Д., Сахарнов С.В. Едем, плаваем, летаем. М.: «Детская литература», 1993

2. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001

3. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб.: «Речь», 2013

4. Коломийченко Л.В.,Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М.: ТЦ «Сфера», 2015

5. Лобанова В.А. Учебное проектирование ДОО. Конспекты совместных практических занятий: методическое пособие для педагогов ДОО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015

6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования: « Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру

Формировать у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения через игру....

Отчет по творческой теме: «Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру»

главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Я выбрала самый до...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...