Сюжетно-ролевая игра и изобразительное творчество.
статья на тему

Безгодова Алла Михайловна

Практические рекомендации воспитателям об интеграции  изобразительного творчества в игровую  деятельность дошкольников  на примере сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.statya_igra_i_izobrazitelnoe_tvorchestvo.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации воспитателям об интеграции

изобразительного творчества в игровую

 деятельность дошкольников

на примере сюжетно-ролевой игры.

Подготовил материал:

Безгодова Алла Михайловна

воспитатель подготовительной группы

 ГБДОУ детский сад №43

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Февраль 2016.

Сюжетно-ролевая игра и изобразительное творчество.

     Без игры жизнь ребёнка невозможна. Игра приоритетный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она имеет огромное значение для его всестороннего развития.

    Передавая в игре впечатления окружающей жизни, ребёнок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Впечатления углубляются, уточняются, действуют по-новому. В этом игра во многом схожа с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления в образах игры, изобразительной деятельности, ребёнок испытывает эстетические и нравственные чувства. И этот факт даёт педагогу возможность связать воедино игру с изобразительной деятельностью. Речь идёт об углублении у детей переживаний, расширении представлений о мире, обогащении творчества.

     В распорядок дня детского сада включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные. И если их связать с изобразительным творчеством, деятельность эта для ребёнка станет более интересной, привлекательной, вызовет яркий эмоциональный отклик. Вот почему педагог должен заранее подумать, какие игровые приемы он может применить на занятиях во всех возрастных группах для создания творческой ситуации. Так, по его предложению одни дети могут изображать художников, рисующих за мольбертом, другие – народных мастеров, расписывающих посуду, игрушки, одежду и т.п. Необычная атмосфера создаёт радостная настроение, повышает интерес к занятию, способствует тому, что дети более эффективно овладевают изобразительными навыками и умениями.

     Другой приём – «участие» в занятии какой-либо куклы. Дети, несомненно, живо и заинтересованно воспримут предложение взрослого нарисовать, вырезать и наклеить весёлого Петрушку, если к ним обращается кукла.

     Есть и третий приём: воспитанников младшей группы можно заинтересовать ситуацией со зверями (с лисёнком, зайкой, бельчонком), которые собрались в гости к куклам, а вот ехать им не на чем. Педагог предлагает нарисовать вагончики синего, красного, желтого, зелёного цвета; затем выставляет их рядами на доске за соответствующим по цвету паровозом (нарисован заранее), быстро «рассаживает» в вагончики (приклеивает на окошки мордочки зверюшек) животных.

     Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. И это понятно: ведь вся группа объединена общей целью, единым – положительным – отношением к деятельности, результаты которой компонуются в общую композицию. Кроме того, в совместной работе каждый ребёнок выполняет посильное для себя изображение.

      В старших группах тема «Изготовление игрушек» по-прежнему актуальна, однако содержание занятий должно стать более разнообразным. Так, одни дети на выбор могу рисовать какую-то одну игрушку -  Петрушку, Неваляшку, Буратино, Чебурашку; другие – свою любимую игрушку; третьи – вырезать (или лепить) и наклеивать игрушки для «магазина». Работы объединяются в общую композицию, т.е. расставляются на полках «магазина».

        Важное место в жизни ребёнка – как средство обогащения, развития – занимает сюжетно-ролевая игра. Отсюда понятно, какое значение имеет связь изобразительной деятельности с этим видом игр. Связь эта может выражаться в создании предметов для игры, отражении игровых сюжетов в аппликациях, рисунках, лепке. В младших группах это вылепленные из пластилина «угощения» для кукол (баранки, конфеты, печенье), «продукты» для игры в магазин (фрукты, овощи, ягоды, сладости). Тема эта, но уже с усложнением продолжается и в старших группах.  Под усложнением следует понимать создание декоративно оформленных предметов (занавески, скатерти, салфетки, коврики, посуда) для кукольной комнаты. Так с помощью разнообразных материалов и разнообразных способов изображения дети учатся передавать свои впечатления.

       Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, нежели просто рисовать, вырезать или наклеивать что-то. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность положительными эмоциями; своим рисунком, лепкой, аппликацией ребёнок рассказывает о том, во что и как он играл. Задача педагога в этой связи – помочь своему воспитаннику, скажем, вспомнить те игровые эпизоды, которые наиболее интересны и которые он может передать.

         Известно, содержание игр определяется впечатлениями, полученными из разных источников. Наиболее типичные игры – в поликлинику, больницу, магазин, семью, почту, строительство, уличное движение, школу. Чем богаче впечатления, тем богаче они отражаются в творчестве.  Игра пробуждает фантазию, рождает новые образы. Это и есть яркое проявление творчества, определенное взаимосвязью игры и изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевой танец - как средство развития творчества у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей составлена на основе материалов из интернета....

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Выступление на пед совете « Игра и изобразительное творчество»

Как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. И если её связать с изобразительным творчеством, деятельность эта для ...

Игра и изобразительное творчество

Без игры жизнь ребенка невозможна. Поэтому без игры и не представляются и занятия в детском саду. Только в играх-занятиях дети учатся решать поставленные перед ним задачи и незаметно для себя овладева...

Консультация для воспитателей "Игра и изобразительное творчество"

Как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передовая в игре  впечатления окружающей жизни, ребенок заново пережив...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...