Кружок "Пластилиновые фантазии"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Проколова Нина Сергеевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска "Детский сад № 86 комбинированного вида"

 

Рассморена  на заседании педагогического совета      МКДОУ № 86  протокол №___      от "___"________2016 года

Утверждена приказ № ___            от "___" _________2016 года  завующий ______ Куриленко Н.В.                    

Программа кружка  для детей 3-4 лет «Пластилиновые фантазии» на 2016-2017 учебный год

 

Составитель: Проколова Нина Сергеевна, воспитатель 1 квалификационной категории МКДОУ №86

       

                       

                                    Новосибирск, 2016 год

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи кружка

1.3 Принципы и подходы

1.4 Характеристика возрастных особенностей

1.5 Планируемые резульаты

2.Содержательный раздел

2.1 Содержание работы по пяти областям

2.2 Методы, используемые при организации работы с детьми

2.3 Взаимодействие с родителями ДОУ

3. Организационный разел

3.1Програмно-методическое обеспечение

3.2 Материально-техническое обеспечение

3.3 Диагностика усвоения программы детьми

3.4 Каендарно-тематическое планирование

1.1 Пояснительная записка.

Удивительные качества пластилина берут начало из сочеания двуx более древниx материалов - глины и воска. По отдельности они имеют известные недостатки, а вместе помогают друг другу: глина удерживает воск от слишком быстрого таяния, а он ее - от чрезмерного прилипания к рукам и рассыпания. Кроме того, с ним очень легко и полезно работать, именно поэтому лепка из пластилина пользуется заслуженной любовью не только у детей всех возрастов, но и их родителей.

Благодаря лепке маенький человек открывает ля себя целый мир творческих возможностей. Например, можно придумать или с точностью скопировать самых разных существ и наелить их эмоциями и историей.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:        

  • Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
  • Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
  • Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.
  • Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.

1.2 Цель и задачи кружка

Цель: создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.

Задачи:

  • воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка  или для украшения группы;
  • развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
  • учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.

1.3 Принципы и подходы.

Программа рассчитана на один год, 32 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 15-20 минут. Количество детей - 10-12.

  • Обогащение детского развития.
  • Построение изобразительной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (Доступность и простота, соотвестсвие возрастным и индивидуальным особенностям).
  • Поддержка инициативы ребенка в выборе цвета, рисунка, композиции и сложности исполнения.
  • Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
  • Сотрудничество с семьей.

1.4 Характеристика возрастных особенносей воспитанников

 Программа кружка предназначена на возраст 3-4 года (2-я младшая группа). В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Под руководством взрослого младшие дошкольники способны вылепить простые предметы. Мелкая моторика рук начинает активно развиваться. Большое значение для ее развиия имеет лепка.

1.5 Планируемые резуьтаты

  • Уверенно подбирают цвет пластилина и делят его на части соответсвенно замыслу.
  • Влаеют техническими приемами: надаивливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание.
  • Создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату.
  • Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников.
  • Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков.
  • Самостоятеьное использование детьми приёмов лепки при изготовлении поделок из пластилина.

2. Содержательный раздел.

2.1 Содержание работы по пяти образовательным областям.

1.Познавательное развитие.

Задачи:

  • Закрепление умений выделять в преметах цвет и делать его объектом специального рассматривания.
  • Формирование навыков выделять форму в объектах.
  • Развитие способности замечать детали, акценты в предмете лепки.

2. Речевое развитие.

Задачи:

  • Обогащение пассивного и активного словаря.
  • Овладение речью как средством общения.

3. Физическое развитие.

Задачи:

  • Профилактика психофизиологических нарушений.
  • Формирование и закрепление полезных навыков, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ зорового образа жизни.
  • Знакомство с мерами безопасности при работе с пластиином и другим оборудованием.

4. Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

  • Формирование  способов сотрудничества детей в коллекиве.
  • Воспитание в детях доброжелательного отношения, доверия к взрослым и сверстникам.
  • Создане условий для эмоционально насыщенного содержательного общения ребенка со взрослым и детей друг с другом.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

5. Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

  • Развивитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, мира природы.
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Реаизация самостоятельной творческой деятельности детей.

2.2 Методы, испоьзуемые при  организации работы с детьми:

  • индивидуально-дифференцированный;
  • групповой;
  • практический;
  • наглядный;
  • интеграция образовательных областей.

Формы работы с детьми:

  • игра сюжетная и театрализованная;
  • Беседа;
  • рассматривание готовых образцов;
  • лепка под руководством воспитателя;
  • самостоятельная деятельность.

Техники:  надавливание, отщипывание, размазывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание.

Форма подведения итогов:

  • выставка детских работ;
  • фотоальбом детских поделок;
  • Участие в конкурсах разичного уровня;
  • Составение консультаций для родителей;
  • Разработка конспектов заняий, мастер-классов

2.3 Взаимоействие с родителями ДОУ

Задачи взаимодействия педагога с родителями ДОУ:

  • Знакомство родителей с целями и задачи кружка.
  • Оказание помощи  родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении предсавлений о предметном, природном и социаьном мире.
  • Развитие интереса у родителей к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами лепки, развиия воображения, творческих проявлений ребенка.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

  • Организация участия детей в конкурсах и выставках детского прикладного творчества.
  • Консультироввание родителей (индивидуальное, групповое).
  • Организация тематических выставок.
  • Привлечение к участию детей в конкурсах и выставках детского творчества.

3. Организационный разел.

3.1 Программно-методическое обеспечение.

Программа кружка "Пластилиновые фантазии" состалена на основе образовательной программы ДОУ "От рожения до школы. Примерная общеобразовательная программа (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой". - 2-е изд., испр. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, ФГОС ДОУ.

Методическая литература:

Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005

Колдина  Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет», Мозаика-Синтез, 2009

Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.

Лесовская С. А. Герои сказок из пластилина. - М.: Эксмо, 2013.

Журнал "Веселый пастиин". Первые шаги (№ 1, № 2, № 3, № 4) от 16.06.2014 г.

Журнал "Веселый пластилин". Учимся лепить. (Речка. Луг. Море. Африка) от 16.06.2014 г.

3.2 Материально-техническое обеспечение

Хуожественные материалы и оборудование:

  • Магнитная доска
  • Персонажи кукольного театра
  • Ширма настольного театра
  • Разадаточный материал (шаблоны)
  • Демонстрационный маериал

Рабочий материал:

  • Пластилин восковой мягкий различных цветов;
  • Пластиковые дощечки;
  • Стеки пластмассовые;
  • Сафетки влажные;
  • Бросовый маериал.

3.3 Диагностика усвоения программы детьми

Примерная диагностика развития умений у детей

Основные формы и приёмы лепки

Ф.И. ребёнка

Шар

Колбаска

Сплющивание формы

Прищипывание краёв формы

Размазывание на силуэте

Отщипывание части от целого куска

Вытягивание от целого куска

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года


Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.

Примерная диагностика развития мелкой моторики рук

   Упражнения

Ф.И.

кольцо

гусь

коза

ножницы

дятел

стирка

итого

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

2

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.

3.4 Каендарно-тематическое планирование

Тематическое планирование на год.

Месяц

Тема

Предполагаемый результат

сентябрь

Ягодки

Научатся лепить базовую форму «шар», научатся различать цвета, называть ягоды.

Мухоморы

Научатся лепить базовую форму «лепёшка», узнают, что есть грибы съедобные и несъедобные, научатся различать мухоморы.

Цветущий лужок

Научатся лепить базовую форму «колбаска», научатся составлять простейшую композицию, испытают положительные эмоции от воспоминаний о лете.

Солнышко

Научатся приёму лепки «мазок», запомнят стихи и потешки о солнце, испытают положительные эмоции от их чтения.

октябрь

Лепим овощи: огурец, помидор.

Научатся лепить огурец и помидор, закрепят умение различать овощи, узнают, что такое витамины.

Лепим овощи: морковка, капуста

Научатся лепить морковь и капусту, закрепят умение различать овощи, отгадывать про них загадки.

Любимые игрушки: пирамидка

Научатся лепить пирамидку, закрепят понятия «больше-меньше», научатся располагать предметы по величине.

Любимые игрушки: неваляшка.

Научатся лепить куклу-неваляшку, будут учиться рассказывать о своей любимой игрушке.

ноябрь

Коллективная работа «Наши любимые сказки»

Научатся фантазировать на тему сказок и мультфильмов, будут учиться работать в коллективе, составлять композицию.

Аквариум: водоросли

Узнают, что такое водоросли и для чего они нужны, научатся лепить различные по форме водоросли.

Аквариум: улитки

Узнают, кто такие улитки, какую роль они играют в аквариуме, научатся лепить улиток из пластилина.

Аквариум: ракушки

Научатся проявлять фантазию при лепке ракушек.

декабрь

Аквариум: рыбки

Узнают о разнообразии аквариумных рыбок, об условиях их жизни, научатся лепить рыбок, составлять композицию.

Снеговик

Научатся лепить снеговика, проявят желание лепить снеговика из снега, запомнят стихи и загадки про снеговика.

Ёлочка

Испытают положительные эмоции от приближающегося праздника, научатся лепить ёлку, выучат стихи про новогоднюю ёлочку.

Шарики-фонарики

Научатся лепить украшения для ёлки, научатся украшать ёлочку и запомнят песни и хороводы про новогоднюю ёлку.

январь

Картина на плоскости: «Зимний лес»

Научатся лепить картины на плоскости, будут развивать воображение, научатся различать времена года по характерным признакам.

Ферма: утка и гусь

Познакомятся с домашними птицами, вспомнят об их повадках, запомнят потешки, научатся лепить утку и гуся, разучат иру "Гуси-гуси".

Ферма: Петя-петушок

Закрепят знания о домашних птицах, научатся лепить петушка, выучат потешку «Петушок».

февраль

Ферма: мышка и кот

Познакомятся с домашними животными, живущими на ферме научатся лепить мышку и кота.

Самолёт построим сами

Узнают о государственном празднике «День защитника Отечества», научатся лепить самолёт, познакомятся с профессией лётчика.

Танки

Закрепят знания о государственном празднике «День защитника Отечества», научатся лепить танк, познакомятся с профессией танкиста.

Картина на CD-диске: Цветы для мамы

Узнают, что композиции можно создавать, используя бросовый материал, научатся лепить различные цветы, познакомятся с названиями цветов, будут учиться рассказывать о своих мамах.

март

Картина на CD-диске: Цветы для мамы

Зоопарк: павлин

Будут учиться рассказывать о диких зверях и птицах, научатся лепить павлина, узнают, как выглядит эта птица и каковы её особенности.

Зоопарк: ёжик

Обобщат свои знания о ёжике, научатся его лепить, прослушаю сказку Маршака про ежиное семейство.

Зоопарк: черепаха

Узнают про особенности внешнего вида черепахи и её поведении, научатся лепить черепаху, использую пластилин и скорлупу грецкого ореха.

апрель

Зоопарк: змейки

Узнают о жизни змей в дикой природе, научатся как себя вести при встрече с ней, научатся лепить змею, придумают истории про этих пресмыкающихся.

Ракета

Узнают, кто такие космонавты, научатся лепить ракету, разучат игру «Ждут нас быстрые ракеты».

Жучки

Узнают, кого называют насекомыми, как насекомые провели зиму, научатся лепить жуков, составлять простые композиции.

Божья коровка

Узнают, кто такая божья коровка и почему так называется, научатся лепить её, разучат потешку «Божья коровка».

май

Пластилиновый лужок: Ромашка и Мак

Узнают о разнообразии полевых цветов, научатся различать ромашку и мак, лепить их.

Пластилиновый лужок: Василёк

Познакомятся с цветком василёк, научатся различать и лепить его, будут учиться любоваться красотой природы.

Пластилиновый лужок: Гусеница

Узнают, откуда берутся гусеницы, научатся лепить их, разучат подвижную игру «Гусеница».

Пластилиновый лужок: Бабочка

Узнают, что бабочки – это насекомые, будут учиться любоваться их красотой и разнообразием, научатся лепить бабочку, проявляя фантазию и развивая воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"

Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...