Доклад"Использование нетрадиционных приемов и методов здоровьесберегающих технологий в работе логопеда"
материал на тему

Шепотько Дарья Владимировна

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нашу встречу я хочу начать со следующих слов:

Здоровье – бесценный дар,

Потеряв его в молодости

Не найдешь до самой старости.

Так гласит народная мудрость.

В последние десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья и речи детей. Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных приемов и методов здоровьесберегающих технологий в работе логопеда.

Шепотько Д.В. РМО  учителей-логопедов и педагогов –психологов 01.02.2018г

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нашу встречу я хочу начать со следующих слов:

Здоровье – бесценный дар,

Потеряв его в молодости

Не найдешь до самой старости.

Так гласит народная мудрость.

В последние десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья и речи детей. Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий.

В своей практической деятельности я выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: игровой массаж.
  3. Коррекционные технологии: технология воздействия цветом, технология коррекции речи, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су-Джок терапия.

Вашему вниманию я предлагаю несколько видов технологий:

  1. Артикуляционная гимнастика – выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепления мышц лица, языка губ, мягкого нёба.

Одним из видов артикуляционной гимнастики является биоэнергопластика.

Соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата – это когда в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Выполнение или невыполнение ребенком определенной артикуляционной позы, может сказать о зрелости или незрелости артикуляционной мускулатуры, а также по некоторым признакам мы можем судить и о более глубоком нарушении, свидетельствующем о неврологических нарушениях, о стертой форме дизартрии. При которой процесс работы над звуком затягивается и автоматизации идет дольше, чем у детей с простым нарушением речи, либо звук вообще не может автоматизироваться в речи.

Качели

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

  1. Фонетическая ритмика – обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

Например: Звук С – насосы, накачиваем шину. Звук Ш – развели руки в стороны и с длительным выдохом, произносим звук Ш, обхватываем себя руками за плечи.

звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт; звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя. Звук О – чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены. Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны. Звук Э – высовываем язык вперед и грозим пальчиком. Звук К – руки перед собой в кулачках, резко опускаем их вниз и произносим К.

  1. Дыхательная гимнастика  - закрепление навыков диафрагмального дыхания, развития силы, плавности, длительности вдоха.

Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Предлагаю вам сейчас вместе выполнить несколько дыхательных упражнений:

 «жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно отпуская руки вниз.

В процессе преодоления нарушений звукопроизношения важное значение имеет работа по формированию воздушной струи.

На своих занятиях я использую разные дыхательные упражнения:

« Воздушный футбол», дыхательный тренажер представляет собой поле (стол), шарик и ворота (кубики), ребенку предлагаем подуть на шарик, чтобы задуть его в ворота;

А также это упражнения с разными дыхательными тренажерами:

«Сдуй снежинку», «Подуй на листик», «Понюхай цветок», «Подуй на горячий чай».

  1. Игровой массаж и самомассаж БАТ

Игровой массаж я использую на своих занятиях для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой  сферы и оздоровления.

Предлагаю выполнить вместе со мной массаж ушей.

Взяли ушки за макушки    

(Большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…(Несильно потянуть вверх)

Пощипали…(Несильные нажимы пальцами)

Вниз до мочек добежали.

(С постепенным   продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:

(Пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять...

(Приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

(Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.        

 

 В  качестве уникального средства для развития речи, поддержания здоровья с помощью воздействия на определенные точки кисти рук, я использую достижение восточной медицины  - элементы СУ-ДЖОК – терапии.

На своих занятиях применяю 2 предмета:

  1. Массажный шарик – прокатывая его между ладоней, улучшается тонус мышц, мелкая моторика.

Я, предлагаю вам выполнить короткое упражнение массажным шариком вместе со мной:

Я мячиком круги катаю, взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

  1. Массаж пальцев эластичным кольцом – пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Массируем палец до покраснения и появления ощущения тепла. Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаю разные стихотворные тексты.

Вторая группа технологий направлена на предотвращение усталости, расслабление тела, профилактику нарушений зрения, повышение сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов.

5. Зрительные тренажеры

Использую в работе тренажеры Ковалева для снятия усталости с глаз и развития глазодвигательных мыщц . все флажки разных цветов – здесь в работу подключается цветотерапия

Так, зеленый цвет (цвет оптима)-вызывает у ребенка интерес к познанию, настраивает на работу. Рекомендуется его использование после эмоционального возбуждения и двигательной активности, создает настроение.

Красный цвет – используем для активизации физиологических процессов. Я хочу посоветовать вам, воспитателям, рекомендовать носить детям во время болезни или перед вспышкой гриппа одежду красного цвета (футболочки, платьица, джемпера), потому что красный цвет пагубно влияет на болезнетворные микробы.

Желтый цвет- центр наибольшей светимости в спектре, тем самым стимулирует зрение, снимает нервное напряжение, успокаивает.

  • "Флажки"

Во время динамической паузы, для снятия усталости с глаз, перед сменой вида деятельности, беру флажок определенного цвета и предлагаю следить за тем, что я сейчас буду рисовать флажком в воздухе, это может быть фигура, буква. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов беру флажок синего (голубого) цвета и рисуем им фигуру (прямоугольник, рисую в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону).

Сейчас, во время простудных заболеваний как никогда актуален КРАСНЫЙ цвет. Я предлагаю вам следить глазами за тем, что я сейчас буду рисовать в воздухе. В результате использования приёмов здоровьесберегающих  технологий в логопедической работе:

  • повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание,
  • корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
  • повышается речевая активность;
  • развиваются глазодвигательные мыщцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика;
  • формируются двигательные умения и навыки
  • формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис

свой мастер – класс я хочу закончить такими словами:

 Я – ЛОГОПЕД!

При самой первой встрече

Мы часто слышим:

«Датте»,

 А на прощанье четкое:

«Здоровья вам и счастья!»

И без ложной скромности

Признаться не стыжусь

Что я своей профессией

Действительно горжусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда»

Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях поспособствовало профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригир...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи

laquo;Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех эт...

Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учрежденияЦель: Поиск и применение наиболее опти...

Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...