Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Никитина Елена Александровна

Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Цель: Поиск и применение наиболее оптимальных методов и приемов в работе учителя-логопеда с дошкольниками, способствующих укреплению и сбереганию здоровья.

Технология: Кинезиология

Задачи:

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
  • Развитие речи.
  • Формирование произвольности.
  • Снятие эмоциональной напряженности.
  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Профилактика дислексии и дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Цель: Поиск и применение наиболее оптимальных методов и приемов в работе учителя-логопеда с дошкольниками, способствующих укреплению и сбереганию здоровья.

Технология: Кинезиология

Задачи:

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
  • Развитие речи.
  • Формирование произвольности.
  • Снятие эмоциональной напряженности.
  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Профилактика дислексии и дисграфии.

Методологическая основа: Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

  • Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;
  • Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
  • Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Методы и приемы:

  • Артикуляционные упражнения
  • Дыхательные упражнения
  • Глазодвигательные упражнения
  • Упражнения для развития мелкой моторики
  • Упражнения для развития общей моторики
  • Зеркальное рисование
  • Упражнения, направленные на релаксацию

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.

По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении трудностей в обучении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Образовательная кинезиология – это часть кинезиологии, которая использует простые движения для интеграции функций мозга.

Разработана нейрогимнастика была более сорока лет назад, американским психологом Полом Деннисоном. А в начале 90-х годов прошлого века совместно с доктором Гейлом Деннисоном была создана программа «Гимнастика Мозга», посвященная естественному развитию человека и методике активации созданных природой механизмов работы мозга посредством физических движений тела.

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям, что очень важно в современных условиях.

Задачи образовательной кинезиологии–   развитие мелкой и крупной моторики рук, развитие межполушарных связей, развитие мышления и речи, развитие памяти и внимания, развитие способностей, синхронизация работы полушария, устранение дислексии.

В своей работе я использую следующие кинезиолоогические методы и приемы. Так как я работаю в группе коррекционной направленности с детьми с амблиопией, косоглазием я активно применяю в своей работе зрительную гимнастику (упражнения для снятия напряжения с глаз и гармонизации межполушарного взаимодействия). Для развития зрительно – моторной координации, формирования графомоторных навыков, умения сосредотачиваться, я использую прием зеркального рисования (Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга). Для развития мелкой моторики применяю пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры, которые стимулируют речевые зоны головного мозга. Работу провожу с нитью на бумаге, игры со спичками, палочками, оригами объёмное, плоскостное, мозаика, игры с фантиками, с галькой, с бусинками, крупной крупой, самомассаж кистей и пальцев рук (использование су-джок). Большинство детей имеют трудности не только в сформированности мелкой моторики, но и в общей моторики. Для формирования координации движений крупной моторики я использую различные кинезиологические упражнения («Ленивые восьмёрки», «Перекрёстные шаги»), которые развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

В связи с тем, что большая часть детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, имеет общее недоразвитие речи, я систематически провожу упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, и упражнения на формирование правильного речевого дыхания. Очень любят дети релаксационные упражнения, расслабляющие. Они снимают напряжение с нервной системы, успокаивают и улучшают работоспособность.

Составляя комплексы кинезиологической гимнастики, я руководствуюсь этими методами и приемами, используя их в качестве основы. Весь материал, предлагаю детям в стихотворной форме. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы), что является одной из форм коррекции нарушений.

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Заключение

Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, необходимо поддерживать у них потребность в движении и физических нагрузках. И кинезиологические упражнения помогут привить детям интерес к здоровому образу жизни, и обеспечат гармоничное развитие дошкольника.