Кружковая работа «Волшебное тесто»
проект (средняя группа) на тему

Хузина Анастасия Александровна

Пояснительная записка

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую ритуальную роль – служили оберегами.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение. Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Лепить из теста – одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук. Лепить из соленого теста так же интересно, как из пластилина, и сохраняются такие поделки гораздо дольше, только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевым красителем и лепить из цветного теста.

Для того, чтобы попробовать свои силы в лепке из соленого теста достаточно освоить простые, доступные приемы даже дошкольникам. А изделия из соленого теста, сделанные своими руками, доставляет радость и детям и взрослым. Игры с тестом полезны детям с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они нормализуют тонус. А ведь всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи. И что удивительно: занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхо-легочных заболеваний! Из соленого теста можно лепить все, что угодно.

Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими.

Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми. Занятия лепкой являются одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему. Что так необходимо ребенку в школе: воспитанию, усидчивости, аккуратности, терпению, развитию ловкости рук и точности глазомера – поможет тестопластика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад № 128 общеразвивающего вида»

Утверждаю

Заведующий

БДОУ г.Омска «Детский сад № 128

общеразвивающего вида»

____________ Е.И.Иванова

___                    2017 г.

ПРОГРАММА

работы кружка

«Волшебное тесто»

                                  Воспитатели: Н.И.Тимирова

                                                                           А.А Хузина


Пояснительная записка

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую ритуальную роль – служили оберегами.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение. Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Лепить из теста – одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук. Лепить из соленого теста так же интересно, как из пластилина, и сохраняются такие поделки гораздо дольше, только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевым красителем и лепить из цветного теста.

Для того, чтобы попробовать свои силы в лепке из соленого теста достаточно освоить простые, доступные приемы даже дошкольникам. А изделия из соленого теста, сделанные своими руками, доставляет радость и детям и взрослым. Игры с тестом полезны детям с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они нормализуют тонус. А ведь всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи. И что удивительно: занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхо-легочных заболеваний! Из соленого теста можно лепить все, что угодно.

Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими.

Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми. Занятия лепкой являются одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему. Что так необходимо ребенку в школе: воспитанию, усидчивости, аккуратности, терпению, развитию ловкости рук и точности глазомера – поможет тестопластика.

ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ: 
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.

• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Предполагаемый результат работы кружка:

Формирование общей осведомленности детей
Повышение технических навыков и умений
Развитие моторики рук

Цель:

Развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение техники тестопластики. 

Задачи:

  • Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.
  • Развивать у детей эстетический и художественный вкус.
  • Познакомить с тестопластикой.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами.
  • Познакомить со способами и приемами изображения.

Методические приемы
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).
 Дидактический материал:
• аудиозаписи.
• использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
 Техническое оснащение:
• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
• инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).
Форма работы:

  • Совместная деятельность с педагогам.

 ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  РАБОТЫ:

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и  самостоятельность.
  • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

 В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА ДЕТИ ОСВОЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:

  • скатывание прямыми движениями;
  • скатывание круговыми движениями;
  • расплющивание;
  • соединение в виде кольца;
  • защипывание  края формы;
  • лепка из нескольких частей;
  • пропорции;
  • оттягивание части от основной формы;
  • сглаживание поверхности формы;
  • присоединение  части;
  • прижимание;
  • примазывание;
  • вдавливание для получения полой формы;
  • использование стеки.

Организация деятельности кружка

-Требования к обучающимся: дети дошкольного возраста.

- Срок реализации программы: 3 года.

- Форма обучения: очная.

- Календарный учебный график: 1 раза в неделю, во второй половине дня (пятница)

- Режим обучения: Продолжительность занятий с детьми 4-5 лет 15-20 мин.

Перспективное планирование работы кружка «Волшебное тесто»

Октябрь

1) «Волшебный комочек»

Цель: познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

2) «Улитка – длинные рожки»

Цель: продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

3) «колобок»

Цель: продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех,

внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

4) «Мышка-норушка»

Цель: учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок). Развивать чувство формы, творческое воображение.

Ноябрь

1) «Разноцветные бусины» (1-ое занятие)

Цель: продолжать учить лепить детей из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на тонкую проволоку – для получения отверстия. Развивать наблюдательность , внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

2) «Разноцветные бусины» (2-ое занятие)

Цель: продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской. Развивать мелкую моторику. Вызвать желание сделать необычные, красивые бусины.

3) «Сырная елочка для мышки»

Цель: продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстие в сыре. Развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

4) «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо).активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

5) «Цыпленок»

Цель: продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка, дополнять различными материалами. Развивать образное мышление, творческое воображение. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

Декабрь

1) «Новогодние игрушки»

Цель: учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста, вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Развивать чувство формы, пропорций, глазомер. Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

2) «Новогодняя елочка»

Цель: продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, макароны, горох). Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать красивую необычную новогоднюю игрушку.

3) «Зимний лес» (коллективная работа).

Цель: продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев. Развивать мелкую моторику. Вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

4) «Снеговик»

Цель: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Январь

1) Раскрашивание красками «Снеговика» из соленого теста.

Цель: учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

2) «Снежинка»

Цель: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

3) Раскрашивание красками «Снежинок» из соленого теста.

Цель: учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Февраль

1) «Ежик»

Цель: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки).

2) Раскрашивание красками «Ежика» из соленого теста.

Цель: учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие чувства цвета.

3) «Черепаха»

Цель: развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъеме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение.

4) Раскрашивание «Черепахи» из соленого теста.

Цель: учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Март

1) «Мимоза» (коллективная работа)

Цель: продолжать учить детей лепить из соленого теста. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

2) «Овощи»

Цель: продолжать учить детей лепить из соленого теста. Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

3) «Грибы»

Цель: продолжать учить лепить из соленого теста. Развивать тонкие движения пальцев рук. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

4) Раскрашивание красками «Грибочков» из соленого теста.

Цель: учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Апрель

1) «Ромашка»

Цель: учить создавать композицию из отдельных деталей, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Воспитывать любовь к природе.

2) Раскрашивание красками «Ромашки» из соленого теста.

Цель: учить раскрашивать изделие красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

3) «Гусеничка»

Цель: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединять их. Развивать мелкую моторику.

4) Раскрашивание красками «Гусенички» из соленого теста.

Цель: учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Май

1) «Плюшки-завитушки»

Цель: учить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки.

2) Раскрашивание красками «Плюшек-завитушек» из соленого теста.

Цель: учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

                 

 Диагностические карты, методы проведения диагностики

аолп

Список

детей

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Ребенок развивает мелкую моторику.

Ребенок испытывает интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.

2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.

1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.

                            Формы подведения итогов 

- выставка дидактических пособий для логико-математического развития детей дошкольного возраста,

- показ итогового развлечения.

                             

                            Приложения к программе:

  1. Список детей
  2. Сценарии проведения занятий (несколько)
  3. Диагностические материалы
  4. Отчеты о работе кружка
  5. Табель учета посещения кружка

                  Диагностические карты, методы проведения диагностики

 

Год                   месяц  октябрь

аолп

Список

детей

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Ребенок развивает мелкую моторику.

Ребенок испытывает интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.

2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.

      1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого

                                 Диагностические карты, методы проведения диагностики

Год                   месяц  май

аолп

Список

детей

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Ребенок развивает мелкую моторику.

Ребенок испытывает интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.

2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.

      1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого

                                                 

                                                                                           

Список литературы.

* В Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей.

Издательство «Знание». Москва 1993.

* Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:

математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.

* Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва

«Просвещение» 1991.

* Ресурсы Интернет.

* Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,1997

* Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних

детей). М., 1984.// www.pedlib.ru

* Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет.М., 2008.

* Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.

* Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.

*Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

*.Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.

*Смоленцева А.А. Введение в мир экономики. Санкт-Петербург, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы «Волшебное тесто»

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....

Программа кружковой работы «Волшебное тесто»

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....

Кружковая работа ««Волшебная шкатулка»» (Ручной труд. Работа с тканью.)

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе ...

план кружковой работы "Волшебное тесто"

программа расчитана на среднюю группу....

Кружковая работа «Волшебное тесто»

Пояснительная запискаНАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Художественно-эстетическое, доминирующая область: «Художественно-эстетическое развитие». Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольн...

Программа кружковой деятельности "Волшебное тесто"

Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувени...

Программа по кружковой работе "Волшебное тесто"

Пояснительная запискаВ связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость разработки образовательных программ вне учебной деятельности.Тестопластика – один из ...