Лекция: "Семья и детский сад в век образования"
статья на тему

Пирогова Елена Леонидовна

Лекция: "Семья и детский сад в век образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция

«Семья и детский сад в век образования».

Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Современная наука единодушна в том, без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказываться от семейного воспитания, равно как и семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов. Все они призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами.

В проблеме «Семья и детский сад» много различных споров. По-нашему мнению детский сад и семья больше всего нуждается в знании того, как объединить свои усилия для создания условий, способствующих полноценному развитию ребенка для его счастья в настоящем будущем. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а “отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен”

Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя таким образом “социальный заказ”. Но и здесь возникает проблема: такой “социальный заказ” ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не “социальный заказ”. Помочь сформулировать действительный соцзаказ может воспитатель, сообразуясь, безусловно, мнением родителей, их запросами, возможностями ребенка, ДОУ, семьи.

Родители и педагоги часто не чувствуют себя единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей уже при их поступлении в школу, устраивая экзамены, проводя тестирование, собеседование, родители стали требовать от воспитателей подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: “Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе”. При этом родителей совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордиться и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними. Особую тревогу вызывают семьи, где родители  чрезмерно акцентируют внимание на повышенное эмоциональное состояние ребенка, что провоцирует развитие неврозов у них.

В связи с этим, по мнению О.Л.Зверевой, родители должны научиться грамотно, воспитывать детей, анализируя свою собственную воспитательную деятельность, находить причины педагогических ошибок, неэффективность используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующий его характеру и конкретной ситуации.

Исходя из трудностей по взаимодействию педагогов и родителей, Л.М. Кларина предложила открыть дискуссионные клубы и клубы по интересам для педагогов и родителей, спортивные секции для детей и родителей, библиотеки детской литературы и др.

Подготовка родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества.

«Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь оставит».

 Необходимо «инвестировать в образование родителей, особенно матерей, которые являются самыми первыми воспитателями своих детей», - убежден Ф. Майор, генеральный директор ЮНЕСКО.

Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.

 Разные семьи были и всегда будут. Каждый ребёнок любит своих родителей, вне зависимости от того, какие они люди - хорошие или плохие, счастливые или  несчастные, общительные или замкнутые.

А.С Макаренко писал: «Семьи бывают разные, хорошие и бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает как следует, нам нельзя, говорить ,что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание…»Эта разность зависит от многих факторов; от родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

Основной целью взаимодействия является создание единого педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

 Формы эффективности взаимодействия выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.

В установлении контактов важно исследовать психологическую, педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают. Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование, именно в начале учебного года родителей, которые впервые привели малыша в детский сад, и родителей, малыш которых продолжает посещать детский сад.

Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальный вариант. И главная задача педагога, непосредственно наблюдающего за  ребёнком, и знающего его проблемы, привлечь родителей к сотрудничеству. Не всякий родитель принимает эту помощь. Родитель должен быть привлечён ею и заинтересован. На первый план взаимодействия выступает консультационная помощь семье, просветительская направленность.

В организации взаимодействия семьи и детского сада наряду с традиционными формами (лекции, конференции, “круглые столы”) положительно зарекомендовали себя родительские (или как их еще называют “семейные”) клубы.

Работа семейного клуба строит общение участников клуба на принципах добровольности, демократичности; личной заинтересованности (в отличие от устаревших форм типа родительских собраний, где общение основано по схеме назидательно-поучительной).

Свою работу с семьёй я построила на идее сотрудничества, создания доверительных отношений, заинтересованности. Я старалась, чтобы каждый родитель чувствовал, что его принимают таким, какой он есть. Проявляя сочувствие, всегда готова придти на помощь семье: «Вы не будете против, если я вам помогу в решении этой проблемы?», «Позвольте мне вам помочь».Я стремлюсь к тому, чтобы между детьми и взрослыми был контакт, была уверенность: «Я могу», «Я сделаю», «У меня обязательно получится».

 “Детский сад и семья – единое пространство детства”.

Этот этап заключительный, он определяет, сложилось ли родительско-педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребенка. Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они “введены” внутрь этого процесса.

Интегрируя воспитательные ресурсы семьи и дошкольного образовательного учреждения, мы обеспечиваем целостность культурной, образовательной и  социальной среды для жизни, развития и  самореализации детей.

Таким образом семья и детский сад два воспитательных феномена, которые по своему дают ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская книга в экокультурном образовании

Цель исследования: поиск эффективных средств экокультурного образования дошкольниковОбъект исследования: особенности экокультурной воспитанности дошкольников.Предмет исследования: детская природоведче...

Детская книга в экокультурном образовании дошкольников

В современном экологическом образовании подчёркивается необходимость гармонизации эмоционально-чувственной и абстрактно-рациональной информации, преодоление разрыва между естественнонаучными и гуманит...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №38 муниципального образования Тимашевский район на 2018-2019 учебный год.

ПЛАНМЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМАмуниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения детский сад №38муниципального образованияТимашевский районн...