Индивидуальная работа с детьми
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сабирова Гузалия Наиловна

Использование дидактических игр по УМК для закрепления пройденного материала по татарскому и родному языку.

 

  Как известно, игры – являются неотъемлемой частью в развитии ребенка. Игры могут быть разными, но сегодня хотелось бы рассмотреть рассмотреть дидактические игры.

   Откуда же взялось слово «дидактический»?

 Дидактика от древнегреческого didacticos- означает поучающий, раскравает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования.

   А что же такое игра?

Игра- форма деятельности в условных ситуациях, направленная на усвоения опыта. Игра, в детском возрасте, основной вид деятельности ребенка. С древних времен игра выступает как форма обучения, целью игры является выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развитие способностей.

  С большим успехом игра используется в педагогической практике. Безусловно, игры должны быть оригинальными, интересными, содержать в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить ребенку для достижения поставленной цели.

   В данном случае, дидактическая игра в дошкольном возрасте считается основным средством сенсорного воспитания. Задачей дидактической игры является формирование сенсорики ребенка, т.е. знакомство ребенка с формой, величиной, цветом, пространством и звуком, в нашем случае, эти задачи могут служить для закрепления пройденного материала по УМК, путем игрового занимательного повторения или же изучения ребенок легче запоминает и усваивает изучаемый материал на основе интересного сюжета, знаков, звуков. Дидактическая игра содержит в себе две функции:

- учебно-познавательное

- игровое – занимательное

   В современном мире, дидактические игры стали доступны для нас в магазинах, но намного увлекательнее будет протекать процесс повторения и изучения, если педагог подойдет к этой процедуре более творчески, и вовлечет в создание игры детей, пока дети работой над игрой (вырезают, рисуют, приклеивают и т.д.) можно повторить или проговорить с ними чем будет являться данная заготовка. Данный вид игр  может применяться  в виде учебных занятий, в индивидуальном порядке, в подгрупповом виде, а также в режимных моментах. В ходе продолжительных наблюдений, очевидно, что при систематическом применении этих игр, дети уже самостоятельно смогут занять себя повторением пройденного материала. При организации дидактической игры, нужно продумать, чтобы деятельность была эмоционально насыщенной, приносила чувство радости и удовольствия.

  Если же в дидактических играх в младшей и средней группе большое значение имеет наглядность, сюжет и слово, сюда входят куклы, матрешки, вкладки и разрезные картинки, то в старшей группе умственные задачи усложняются и направлены они на закрепление пройденного материала, в котором нужно формировать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего, необходимо развивать в игре сообразительность и самостоятельно решать поставленную задачу.

  Таким образом, дидактические игры занимают одно из важнейших мест в жизни ребенка наряду с другими играми, такие игры расширяют представление ребенка об окружающем мире, обучают его наблюдать и выделять характерные признаки предметов ( величину, форму и цвет), различать и сравнивать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи, что и обуславливает их дальнейшее успешное обучение.

  Систематическое применение и правильная организация дидактических игр по УМК, могло бы быть успешным толчком(проектом) для запоминания, закрепления и грамотного воспроизведения ребенком пройденного материала по татарскому и родному языку.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_so_sredney_gruppoy_po_proektu.docx139.15 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа  со средней группой  по проекту «Минем өем».

Тема

Задачи коррекционной работы

Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений

1

Гаилә

1. Способствовать лучшему усвоению программного материала.

2. Усвоить лексику татарского языка.

3. Закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к обучению татарскому языку.

Цель: развивается речь, умение правильно говорить слова.

Цель: Развивать зрительное

внимание и память, активизировать

словарь.  

Цель: Активизировать словарь,

развивать диалогическую речь на

татарском языке.  

Д\и «Назови правильно»,  «Дөрес әйт»

Отвечать на вопросы: «Бу кем?», «Син кем?», «Әни нинди?»

- Бу әти. Мин малай.

- Бу әни. Мин кыз. 

-Әни зур, матур, чиста, әйбәт.

«Пальчиковая игра».

Бу бармак – бабай,

Бу бармак – әби,

Бу бармак – әти,

Бу бармак – әни,

Бу бармак – малай (кыз)

Д/и «Позови домой» («Өйгә чакыр»)

Ход игры:

Т: Позови домой папу. Әтине, әнине... өйгә чакыр.

Б: Папа, иди домой и т.д. Әти, кил монда. Әни, кил монда...

Все задания выполняются на татарском языке.

Д\и «Кого нет?», «Кем юк?»

диалог между воспитателем и

детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).

Ход игры:

 Тәрбияче: Кем юк?

Бала: Әти (әни, кыз, малай).

Тәрбияче: Кем юк?

Бала: Әни юк.

Д\и «Әйе – Юк»

(диалог между воспитателем и

детьми, между детьми, у детей “маски”).

Ход игры:

Детям раздаются картинки. Воспитатель спрашивае у каждого ребенка:

Тәрбияче: Әни?  Бала: Әйе.

Тәрбияче: Әти? Бала:Юк.

Саша: Малай?  Бала: Юк.

Маша: Кыз?   Бала: Әйе.

2

Ашамлыклар

Цель: Развивать  творческое

воображение, диалогическую речь.

Цель:  Побудить интерес и желание

детей общаться на татарском язык.

Цель: Обучение детей татарскому языку через сказки, развивать воображение, словарный запас.

Д\и “Бир әле – Дай      

пожалуйста.”

(диалог между воспитателем и

детьми т.к. дети 4-5 лет друг-друвопросы не задают).

Ход игры:

Саша: Алма бир әле.

Тәрбияче:Нинди алма!

Саша: Тәмле алма.  

Тәрбияче: Мә тәмле алма

Саша: Рәхмәт.

 Д\и “Бу нәрсә? – Это что?”

(диалог между воспитателем и

детьми т.к. дети 4-5 лет друг-друг вопросы не задают).

Ход игры:

Т: Бу нәрсә?

Б:Чәй (сӛт, ипи, алма).

Т: Сөт нинди?

Б:Сӛт тәмле.

Өстәл театры «Кем, нәрсә ярата?»

Вместе с детьми сочиняем сказку «Кто что любит?»

Персонажи: Песи, Аю, Эт, Куян.

Персонажи: Әти, Әни, Кыз, Малай, Әби, Бабай.

 Җырлы уен “Нәрсә бар?”

- Әйт әле, әйт әле:

- Кәрзиндә нәрсә бар?

- Кәрзиндә алма бар,

 Тәмле-тәмле алма бар.(кыяр, кишер, кәбестә..)

Д\и “Син нәрсә яратасың?

Водящий кидает мяч и говорит «Яратам, яратам», тот кто ловит отвечает:» «Алма яратам»

Д\и «Нәрсә, нинди?»

Ход игры:

-Бу нәрсә? Чәй нинди?

-Бу чәй. Чәй тәмле.

-Бу алма. Алма чиста.

- Бу ипи. Ипи зур.

3

Уенчыклар

 Цель: Развитие у детей познавательной активности.

Д/и   “Кем юк? – Кого нет?” 

(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).

 Т: Кем юк?

 Б: Әти (әни, кыз, малай).

 Т: Кем юк?

 Б: Әни юк.

Д/и    “Уйна! – Играй!” 

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми. Дети дарят свои “игрушки” персонажу).

Саша: Мә, туп уйна!

Маша: Мә, курчак уйна!

Лена: Мә, зур песи уйна!

Коля: Мә, кечкенә аю уйна!

Миша: Мә, куян уйна!

Даша: Мә, эт уйна!

Оля: Мә, машина уйна!

Д/и   “Бир әле – Дай пожалуйста.”

 (диалог между воспитателем и детьми. Дети спрашивают “игрушки”, дарят персонажу).

Саша: Аю (куян, эт, песи, курчак, машина, туп) бир әле.

Тәрбияче: Нинди аю!

Саша: Зур, матур, чиста, әйбәт аю.

Тәрбияче:Мә зур, матур, чиста, әйбәт аю.

4.

Саннар

Цель: Развитие у детей познавательной активности. Закрепить порядковый счет.

Д/и   “Ничә? – Сколько?" 

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Т: Бер?

Б: Әйе, бер.

Т: Өч?

Б: Юк, дүрт.

Д\и “ Ничә? – Сколько?”, “Кибет”

(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).

Т: Ничә алма?

Б: Бер (ике, өч, дүрт, биш,) алма.

Т: Мә бер алма.

Б: Рәхмәт.

Т: Ничә куян?

Б: Биш куян.

Т: Мә биш куян.

Б: Рәхмәт.

Индивидуальная работа  со средней группой  по проекту

«Уйный – уйный үсәбез»

Тема

Задачи коррекционной работы

Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений

1

Яшелчәләр

1. Способствовать лучшему усвоению программного материала.

2. Усвоить лексику татарского языка.

3. Закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к обучению татарскому языку.

Цель: развивается речь, умение правильно говорить слова.

Цель:  побудить интерес и желание

детей общаться на татарском язык.

Д\и «Назови правильно»,  «Дөрес әйт»

Отвечать на вопросы: «Бу нәрсә?», «Нинди?»

- Бу кыяр. Кыяр чиста.

- Бу кишер. Кишер тәмле. 

Д/и    “Бу нәрсә? Нинди? Ничә? – Это что? Какой? Сколько?”

 (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Маша: Бу нәрсә?

Саша: Бу кишер (суган, бәрәңге, кыяр, кәбестә,алма).

Маша: Нинди кишер?

Саша:  Тәмле (баллы), зур (кечкенә), чиста (пычрак) кишер.

Маша: Ничә кишер?

Саша: Бер ( ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде,сигез, тугыз, ун) кишер.

Д/и  “Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”

 (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Акбай: Бу нәрсә?

Оля: Суган.

Акбай: Суган нинди?

Оля: Кечкенә.

б)Мияу: Бу нәрсә?

Коля: Бәрәңге.

Мияу: Бәрәңге нинди?

Коля: Зур.

      Д/и“Нәрсә кирәк? –Что надо?”    

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

а) – Коля, нәрсә кирәк?

- Бәрәңге кирәк.

- Мә, бәрәңге.

- Рәхмәт.

б) – Оля, нәрсә кирәк?

- Алма кирәк.

- Нинди алма?

- Яшел алма.

- Мә, яшел алма.

- Рәхмәт.

в) – Лена, нәрсә кирәк?

- Кәбестә кирәк.

- Ничә кәбестә?

- Дүрт кәбестә.

- Мә, дүрт кәбестә.

- Рәхмәт.

2

Савыт-саба

Цель: развивать  творческое

воображение, диалогическую речь.

Д/и “Бир әле – Дай пожалуйста.”

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

-Кашык (тәлинкә, чынаяк) бир.

-Нинди кашык (тәлинкә, чынаяк)?

-Зур (кечкенә, сары, яшел, кызыл, зәңгәр) кашык.

-Ничә кашык (тәлинкә, чынаяк)?

-(1-10 ) кашык (тәлинкә, чынаяк).

Д/и “Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”

 (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Маша: Бу нәрсә?

Саша:Тәлинкә (чынаяк, кашык).

Маша: Тәлинкә (чынаяк, кашык) нинди?

Саша:Тәлинкә (чынаяк, кашык) матур, чиста , кызыл (сары, яшел, зәңгәр).

3

Киемнәр

 Цель: активизировать словарь, закрепить умение составлять диалог, закрепить цвета. Вспомнить слова «Кыз, малай».

Д/и  “Бир әле – Дай                 пожалуйста.”

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

а. -Оля, күлмәк (чалбар) бир.

-Нинди күлмәк (чалбар)?

-Сары (кызыл, яшел, зәңгәр) күлмәк (чалбар).

-Ничә күлмәк (чалбар)?

-Бер (1-10) күлмәк (чалбар).

-Курчак, чалбар (күлмәк) ки (сал).

б.-Оля, чалбар (күлмәк) бир.

-Мә, чалбар (күлмәк).

-Рәхмәт. Курчак, мә, чалбар (күлмәк) ки (сал).

-Курчак, йокла.

Д\и “Курчкны киендер”

Малай, кыз рәсемнәре. Кыз, малай өчен киемнәр: кулмәк (кызыл, сары, яшел, зәңгәр).

Футболка, шорты, чалбар, сарафан (кызыл, сары, яшел, зәңгәр  төсләрдә).

4.

Шәхси гигиена

Цель:

  • организм һәм аның  өлешләре турында балаларда күзаллау

формалаштыру, үзләрен бербөтен итеп кабул итәргә өйрәтү, гәүдә

өлешләре турында белемнәрен ачыклау һәм ныгыту;

  • гәүдә өлешләренең  атамалары (баш, күзләр, колаклар, борын,

авыз, тешләр, чәч, куллар, аяклар) хисабына балаларның  сүзлеген

активлаштыру;

  •  үзеңне, гәүдә өлешләреңне ярату, игътибарлы булу, культура-

гигиена күнекмәләрен үтәү теләге тудыру

Маленькие стишки

Йомшак су, йөгерек су!

Син мине чиста ю!  

Бер тап та калмасын,

Битләрем аллансын,

Кулларым агарсын,

Тешләрем тазарсын…

***

Менә борыным,

Тезелгән тешем

Бу — минем кашым,

Өч бөртек кенә

Күзем, колагым,

Кулны күрсәтсә

Ә менә башым.

Аяк тыпырдый

Авызны ачсам,

Үзеннән-үзе

Телем күренә.

Биергә сорый.

Өй җиhазлары

Цель: Развитие у детей познавательной активности.

 Дать образец грамматической структуры предложения на татарском языке, активизировать детей в составлении предложений, вызвать интерес выражать свои мысли на татарском языке.

Д/и “Нәрсә кирәк? –Что надо?”    

 (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

-Нәрсә кирәк?

-Карават (өстәл, урындык) кирәк.

-Нинди карават?

-Зур (кечкенә, сары, яшел, зәңгәр) карават.

-Мә, зур карават.

-Рәхмәт.

Бәйрәм “Туган көн”

Цель:  повторить пройденные темы “Гаилә”, “Уенчыклар”, “Ашамлыклар”.

Д/и “Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Акбай: Бу нәрсә?         

Мияу: Бу туп (куян, курчак, машина, аю, эт, песи).

Акбай: Нинди туп?

Мияу: Кечкенә (зур) туп (куян, курчак, машина, аю, эт, песи).

Д/и “Нәрсә кирәк? –Что надо?”    

 (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

-Нәрсә кирәк?

-Аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге) кирәк.

-Нинди аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге)?

Д/и “Нәрсә кирәк? –Что надо?”    

 (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Малай: Исәнме, Мияу.

Кыз: Исәнме, Акбай.

Малай:Нәрсә кирәк?

Кыз:Туп кирәк.

Малай: Нинди туп?

Кыз: Зур (кечкенә, матур, чиста, пычрак, әйбәт) туп.

Малай: Мә, зур , матур, чиста, әйбәт туп.

Кыз: Рәхмәт. Сау бул, Саша.

Малай: Сау бул, Оля.

Д/и “Нәрсә бар? –Что есть?”    

 (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

-Нәрсә бар?

-Туп (курчак) бар.

-Нәрсә юк?

-Туп (курчак) юк.

( По образцу повторить темы “Семья”, “Овощи”,“Игрушки”,“Посуда”,”Мебель”, “Одежда”).

Использование дидактических игр по УМК для закрепления пройденного материала по татарскому и родному языку.

  Как известно, игры – являются неотъемлемой частью в развитии ребенка. Игры могут быть разными, но сегодня хотелось бы рассмотреть рассмотреть дидактические игры.

   Откуда же взялось слово «дидактический»?

 Дидактика от древнегреческого didacticos- означает поучающий, раскравает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования.

   А что же такое игра?

Игра- форма деятельности в условных ситуациях, направленная на усвоения опыта. Игра, в детском возрасте, основной вид деятельности ребенка. С древних времен игра выступает как форма обучения, целью игры является выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развитие способностей.

  С большим успехом игра используется в педагогической практике. Безусловно, игры должны быть оригинальными, интересными, содержать в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить ребенку для достижения поставленной цели.

   В данном случае, дидактическая игра в дошкольном возрасте считается основным средством сенсорного воспитания. Задачей дидактической игры является формирование сенсорики ребенка, т.е. знакомство ребенка с формой, величиной, цветом, пространством и звуком, в нашем случае, эти задачи могут служить для закрепления пройденного материала по УМК, путем игрового занимательного повторения или же изучения ребенок легче запоминает и усваивает изучаемый материал на основе интересного сюжета, знаков, звуков. Дидактическая игра содержит в себе две функции:

- учебно-познавательное

- игровое – занимательное

   В современном мире, дидактические игры стали доступны для нас в магазинах, но намного увлекательнее будет протекать процесс повторения и изучения, если педагог подойдет к этой процедуре более творчески, и вовлечет в создание игры детей, пока дети работой над игрой (вырезают, рисуют, приклеивают и т.д.) можно повторить или проговорить с ними чем будет являться данная заготовка. Данный вид игр  может применяться  в виде учебных занятий, в индивидуальном порядке, в подгрупповом виде, а также в режимных моментах. В ходе продолжительных наблюдений, очевидно, что при систематическом применении этих игр, дети уже самостоятельно смогут занять себя повторением пройденного материала. При организации дидактической игры, нужно продумать, чтобы деятельность была эмоционально насыщенной, приносила чувство радости и удовольствия.

  Если же в дидактических играх в младшей и средней группе большое значение имеет наглядность, сюжет и слово, сюда входят куклы, матрешки, вкладки и разрезные картинки, то в старшей группе умственные задачи усложняются и направлены они на закрепление пройденного материала, в котором нужно формировать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего, необходимо развивать в игре сообразительность и самостоятельно решать поставленную задачу.

  Таким образом, дидактические игры занимают одно из важнейших мест в жизни ребенка наряду с другими играми, такие игры расширяют представление ребенка об окружающем мире, обучают его наблюдать и выделять характерные признаки предметов ( величину, форму и цвет), различать и сравнивать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи, что и обуславливает их дальнейшее успешное обучение.

  Систематическое применение и правильная организация дидактических игр по УМК, могло бы быть успешным толчком(проектом) для запоминания, закрепления и грамотного воспроизведения ребенком пройденного материала по татарскому и родному языку.  

 

Индивидуальная работа в подготовительной к школе группе по проекту “Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар”

Задачи коррекционной работы

Тема , ход работы

1.

Максат: балаларның аралашуларына мөстәкыйль эшчәнлекләре нәтиҗәсендә ирешү.

Бурычлар: сөйләмне аралашу чарасы буларак камилләштерү, файдалана белү күнекмәләрен өйрәтү.

Мөстәкыйль фикер йөртергә, җавап бирергә күнектерү, балада үзенең сөйләме белән кызыксыну һәм сизгерлек уяту.

Сөйләм әдәбе (сорау, гозер, мөрәҗәгать итү, рәхмәт белдерү, исәнләшү, саубуллашу) кагыйдәләрен камилләштерү.

Методик алымнар һәм чаралар: слайд күрсәтү, үстерешле диалоглар, ситуатив күнегүләр, иптәшләреңә һәм үзеңә бәя бирү

 Җиһазлау: ачык дәрес темасына ясалган презентация, ике “кәрәзле “ телефон, пиктограммалар, яшелчәләр муляжы.

Тема: “Мин Тәрбияче”

Шөгыль барышы.

Тәрбияче: Исәнмесез, балалар!

Балалар: Исәнмесез!

Тәрбияче: Хәлләр ничек?

Балалар: Әйбәт, рәхмәт!

Тәрбияче: Хәерле көн!

Балалар: Хәерле көн!

Тәрбияче: А давайте познакомимся. Мин Гүзәлия Наиловна. Син кем?

Балалар: Мин Ксюша, син кем?...

Тәрбияче: Матвей, син бабай?

Бала: Юк,  мин малай.

Тәрбияче: Син нинди малай?

Бала: Мин зур, әйбәт, матур малай.(һәр бала белән шулай әңгәмә корыла)

Тәрбияче: Ребята, а кто хочет быть воспитателем?

Балалар: Мин! Мин! Мин!

Тәрбияче: Ксюша, кил монда. Ксюша, а ты какую игру хочешь организовать?

Бала: Магазин.

Тәрбияче: Пожалуйста.

Валя: Сейчас поиграем в игру «Магазин». Сначала вспомним главные вопросы игры.

Балалар: Нәрсә кирәк? Нинди? Ничә?

Валя: Кто хочет играть? Матвей, кил монда. Утыр. Ты – продавец. Алина,  кил монда. Ты - покупатель.

1бала: Исәнме.

2 бала: Исәнме.

1 бала: Хәлләр ничек?

2 бала: Рәхмәт, әйбәт. Хәлләр ничек?

1 бала: Әйбәт, рәхмәт.

2 бала: Нәрсә кирәк?

1 бала: Кәбестә кирәк.

2 бала: Нинди кәбестә?

1 бала: Тәмле, зур, матур кәбестә.

2 бала: Ничә кәбестә?

1 бала: 10 кәбестә.

2 бала: Мә ун кәбестә.

1 бала: Рәхмәт. Сау бул.

2 бала: Сау бул.

Тәрбияче: Ксюша, как ты думаешь, они справились с заданием?

Ксюша. уенга  йомгак ясап, төркемдәшләренең диалогына бәя бирә.

Тәрбияче: Утырыгыз. А сейчас кто хочет быть воспитателем?

Балалар: Мин! Мин! Мин!

Тәрбияче: Даша, кил монда. Даша, а ты какую игру хочешь организовать?

Даша: Знакомства.

Тәрбияче: Пожалуйста.

Даша: Сейчас поиграем в игру “Знакомство”. Не забудьте поздороваться, познакомиться, спросить как дела, пожелать доброго дня, обмениваться номерами телефонов. Артур, кил монда. Мә, зәңгәр телефон. Ралина, кил монда. Мә, кызыл телефон.

1 бала: Исәнме.

2 бала: Исәнме.

1 бала: Хәлләр ничек?

2 бала: Әйбәт, рәхмәт.

1 бала: Син кем?

2 бала: Мин Артур. Син кем?

1 бала: Мин Ралина. Хәерле көн.

2 бала: Хәерле көн.

1 бала: Телефон номерыңны бир әле.

2 бала: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Телефон номерыңны бир әле.

1 бала: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 9, 10. Сау бул.

2 бала: Сау бул.

Тәрбияче: Даша, как ты думаешь, они справились с заданием?

 Даша, уенга  йомгак ясап, төркемдәшләренең диалогына бәя бирә

Тәрбияче: Утырыгыз. А сейчас кто хочет быть воспитателем?

Балалар: Мин! Мин! Мин!

Тәрбияче: Зарина, кил монда. Зарина, а ты какую игру хочешь организовать?

Бала: Разговор по телефону.

Тәрбияче: Пожалуйста.

Бала: Сейчас поиграем в игру « Разговор по телефону». Илья, кил монда, утыр. Мә, зәңгәр телефон. Аделя, кил монда, утыр. Мә, кызыл телефон. Спросите, друг у друга, что ты делаешь, и пригласите друг друга куда-нибудь.

1 бала: Исәнме, Аделя.

2 бала: Исәнме, Илья.

1 бала: Хәлләр ничек?

2 бала: Әйбәт, рәхмәт.

1 бала: Син нишлисең?

2 бала: Мин алма ашыйм. Син нишлисең?

1 бала: Мин кафеда. Аделя, кил монда кафега.

2 бала: Рәхмәт. Мин кафега киләм. Сау бул, Илья.

Тәрбияче: Зарина, как вы думаешь, они справились с заданием?

  Зарина, уенга  йомгак ясап, төркемдәшләренең диалогына бәя бирә.

Тәрбияче: Ребята, а сейчас посмотрим на экран и выполним несколько заданий.

Составте предложения, вспомните пиктограммы.

                        

                                

                           C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Разные\Татарские\сканер\сканер 017.jpg

1)Әби сөт эчә. Аю караватта йоклый. Кыз курчак уйный. Бабай ипи ашый.

2)”Командир” уены.

Куян йокла! Куян утыр! Куян эч! Куян аша! Куян уйна!

3)Хатаны төзәт.

Кыз караватта йоклый.

Бабай аш ашый.

Әби урындыкта утыра.

Тәрбияче: Ребята, молодцы. Вы справились с заданием.

Аудиоязма тыңлау, кушылып җырлау, кирәкле пиктограммаларны куллану:

Тәрбияче: Ребята, вспомним песню “Нишли?”.

  • Нишли? Нишли?
  • Йоклый, йоклый.
  • Нишли? Нишли?
  • Утыра, утыра.
  • Нишли? Нишли?
  • Ашый, ашый.
  • Нишли? Нишли?
  • Эчә, эчә.

Тәрбияче: Молодцы! Булдырдыгыз!

Что вам сегодня понравилось на занятии? Как вы оцениваете себя?

2-3

Бурычлар:

1.Өйрәнгән сүзләрне сөйләмдә активлаштыру.

2. Җавап бирергә күнектерү, диалогик сөйләмне үстерү.

3. Татарча аралашырга теләк уяту.

Актив (сөйләм үрнәге) сүзләр:

Китап, дәфтәр,биш, алты, җиде, тугыз, рәсем яса, рәсем ясый,  рәсем ясыйм, бие,бии, биим, йөгер, йөгерә, йөгерәм, сикер, сикерә, сикерәм, җырла, җырлый, җырлыйм, укы, укый, укыйм, утыр, утыра, утырам, сикер, сикерә, сикерәм. Бу нәрсә?Нинди?Ничә?Нишли?

-Исәнмесез! Хәерле көн.Хәлләрегез ничек?Әйбәт.

- Син кем?  – Мин Азат.

-Сиңа ничә яшь?

-Миңа 7 яшь.

-Син кая барасың?

 -Мин мәктәпкә барам.

-Бунәрсә?               -Бу куян.

-Куян нинди            - Куян кечкенә, матур.

-Куян нишли?         -Куян сикерә.

-Бу куянмы?              -Юк. Бу төлке.

-Төлке кечкенәме?   -Юк.Төлке зур, матур.

-Төлкебииеме?         -Әйе.Төлке бии.

Бу  бүре.Бүре зур, әйбәт.Бүре йөгерә.

Ул  кара, кечкенә, матур, әйбәт. Ул йөгерә, сикерә, ашыйм, җырлыйм: “Чи-чи-чи”. Бел. Нәрсә бу?

-Нәрсә кирәк?

-Ручка кирәк.

-Нинди ручка?

-Кара ручка бир әле.

-Мә кара ручка.

-Рәхмәт.

-Нәрсә кирәк?

-Карандаш кирәк?

-Нинди карандаш?

-Кызыл карандаш.

-Ничә кызыл карандаш?

-Бер кызыл карандаш.

-Мә бер кызыл карандаш.

Җиһазлау:

Интерактив такта, проектор, ноутбук; интерактив уеннар “Күңелле саннар”, “Бу нәрсә? Нинди? Нишли?”; пиктограммалар; дидактик  уен “Портфельдә нәрсә бар?”; аудио 58, 60 нчы кисәкләр җыр “Мәктәпкә барам”, кәгазь, төрле төстәге карандашлар(фламастерлар), трафаретлар.

Структура:

Сүзле уен “Син кем?”

Җыр “Мин мәктәпкә барам”.

Интерактив тактада уен “Күңелле саннар”.Үстерешле диалог “Нәрсә, нинди, ничә?”

Дидактик уен“Бу нәрсә? Нинди? Нишли?”

Сүзле уен “Мин рәсем ясыйм”.Уен ситуация «Нәрсә кирәк?”

Сүзле уен “Кем укый?”, “Пиктограмма укы”.

Хәрәкәтле уен “Командир”.

Дидактические игры “Нәрсә кирәк?”,“Портфельдә нәрсә бар?”

Цель: Закрепитҗ тему «Школа».

Обучающие задачи:

1.Обогащение словарного запаса.

Развивающие: 

1. Развивать интерес к татарскому языку, желание говорить на языке, слушать песни, аудиозаписи, смотреть мультфильмы, телепередачи на татарском языке.

2. Развивать коммуникативные способности посредством создания ситуаций успеха, проблемно-поисковых (игровых) ситуаций, использование наглядных средств, инновационных технологий.

3. Развивать умение вести диалог, понимать обращенную к ним речь и адекватно реагировать на обращение, употребляя соответствующие ситуации реплики.

Воспитательные:

  1. Воспитать у детей желание говорить на татарском языке.
  2. Поощрять использование татарского языка (подбор слов, выражений, осознанность речевых высказываний) в реальной языковой среде.

Предварительная работа с детьми: разучивание песни «Мәктәпкә барабыз»

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: интерактивная доска, магнитофон, школьные принадлежности, игрушечная собака Акбай и котенок Мияу.

Для детей: рабочие тетради

Тема:«Мәктәп»

Эшчәнлек:

I.Өештыру өлеше:

(Балалар исәнләшеп керәләр, кунаклардан хәлләрен сорашалар, танышалар)

-Исәнмесез! Хәерле көн.

Сүзле уен “Син икем?”

-Мин Миша, ә сез кем? Хәлләрегез ничек?

(раздаётся мелодия)

-Ребята посмотрите, кто-то вас ждёт. Давайте подойдём к экрану. Интересно кто это. Хотите познакомиться?

-Антонио познакомься с мальчиком.

Ребёнок: - Син кем?

(ответ мальчика на экране) – Мин Азат. Ә син кем?

Ребёнок: - Мин Антонио.

-Кто ещё хочет познакомиться? (ответы детей)

-Ребята я этого мальчика знаю. Азату  уже семь лет, он скоро пойдёт в школу, но о школе  нечего не знает. Нужно ему помочь. Давайте расскажем о школе. Как мы скажем, что я иду в школу, на татарском языке.

Дети:-Мин мәктәпкә барам.

-Вика син кая барасың?

Ребёнок:-Мин мәктәпкә барам.

II. Төп өлеш:

1.Песня “Мәктәпкә барам”.

Мин барам, барам, барам,

Мәктәпкә барам, барам.

Китап укыйм, рәсем ясыйм,

4-ле, 5-леләр алам.

-Вот мы пришли в школу.

-Мәктәп зур, матур.

2.-Первый,математика. Задание №1.

 “Күңелле саннар” Үстерешле диалог “Нәрсә, нинди, ничә?”

 Нужно назвать что на экране и сколько.

-Бу нәрсә? Сана! Ничә?

Ребёнок: -Бу пенал. 5 пенал.

-Молодец, Миша. Спроси у Ани что это и сколько.

-Бу нәрсә? Ничә?

-Бу альбом. 7 альбом.

-Дима бу китапмы?

-Юк. Бу дәфтәр. 9 дәфтәр.

-Бу китап. 6 китап.

(ответ мальчика на экране)–Зур рәхмәт.

-Молоды ребёта.

3. Второй, ознакомление с окружающим миром. Задание №2.

 Дидактик уен “Бу нәрсә? Нинди? Нишли?”

-В волшебном лесу живут разные животные. Нужно задать вопрос о животном, друг другу, на татарском языке.

Диалог дитей:

-Бунәрсә?               -Бу куян.

-Куян нинди            - Куян кечкенә, матур.

-Куян нишли?         -Куян сикерә.

-Бу куянмы?              -Юк. Бу төлке.

-Төлке кечкенәме?   -Юк.Төлке зур, матур.

-Төлкебииеме?         -Әйе.Төлке бии.

-Бу  бүре.Бүре зур, әйбәт.Бүре йөгерә.

-Отгадайте кто спрятался.

Ул  кара, кечкенә, матур, әйбәт. Ул йөгерә, сикерә, ашыйм, җырлыйм: “Чи-чи-чи”. Бел. Нәрсә бу?

-Тычкан.

-Молодцы, Азату очень понравилось.

4.Третий, рисования. Задание №3.

Сүзле уен “Мин рәсем ясыйм”.Уен ситуация «Нәрсә кирәк?”

-Ребята садитес за парты нарисуйте рисунок по трафарету.

-Карандаш юк. Карандаш кирәк?

-Нинди карандаш?

-Кызыл карандаш.

-Ничә кызыл карандаш?

-Бер кызыл карандаш.

-Мә бер кызыл карандаш.

-Оля, рәсем яса.

-Оля нишли?

-Оля рәсем ясый.

-Оля син нишлисең?

-Мин рәсем ясыйм.

-Молодцы!

-Дима нәрсә ясый?

-Дима алма ясый.

5.Четвёрое , чтение.Задание№4.

Сүзле уен “Кем укый?”, “Пиктограмма укы”.

-Нужно взять пиктограммы составить предложение и прочитать.

-Кем укый?

-Мин укыйм. Сёма, укы!

-Малай бии.

(ответы детей)

6.Занятие физкультуры. Игра “Командир”.

(Выбирается командир. Дети под музыку идут по кругу, музыка замолкает, командир даёт команду.)

Командир:-Аня бие!

-Аня нишли?

-Аня бии.

-Ребята спросите что делает Аня.

-Аня син нишлисең?

-Мин биим.

(ответы детей)

-Я думаю, Азату очень понравилось? Молодцы!

7.-Нужно помочь собрать портфель.

 Дидактические игры “Нәрсә кирәк?”,“Портфельдә нәрсә бар?”

-Выбыраем водящих. Нужно попросить у водящего школьные пренадлежности и положить в портфель.

Водящий:-Нәрсә кирәк?

Ребёнок:-Ручка кирәк.

Водящий:-Нинди ручка?

Ребёнок:-Кара ручка бир әле.

Водящий:-Мә кара ручка.

Ребёнок:-Рәхмәт.

(ответы детей)

-Назови что в портфеле?

-Портфельдә пенал, ручка, китап, альбом, дәфтәр, линейка, карандаш бар.

-Посмотрите у нас остались игрушки, сложите их в коробку и назовите на татарском языке.

-Яна, спроси что это.

Ребёнок: -Бу нәрсә?

Дети: -Бу туп.

III.Йомгаклау өлеше.

-Ребята, что делают в школе, какие там уроки?

-Я думаю,  Азат теперь о школе знает всё и он хочет пойти в школу.

(ответ мальчика на экране)-Рәхмәт. Мин мәктәпкә барам!

-Давайте мы возмём эту игру в группу и научим играть других ребят.

-Попрощайтесь с гостями. Подарите им свои рисунки.

-Сау булыгыз!

Тема: “Мәктәп”

Эш барышы

1.          Исәнмесез, балалар!

  • Хәлләр ничек?
  • Безне яңа эшләр белән

Яңа көн көтә.

Сәлам сиңа яңа көн

Хәерле иртә!

Иртән сәлам тапшырам:

Кызыл кояшка сәлам,

Зәңгәр күккә сәлам,

Олы кешеләр һәм балалар

Сәлам сезгә чын күңелдән!

  • Кайсы ел фасылы? (Ел фасылы – яз)
  • Та-та-та -  кояш җылыта!
  • Ри-ри-ри - кар эри!
  • Ма-ма-ма - тамчы тама!
  • Лә-лә-лә – безгә яз килә!

Интерактив уен “Яз”.

(чишмә музыка)

Йә, балалар, карагыз,

Урамда яз килә!.

Әйе,әйе, беләбез,

Урамда яз килә.

- Кояш җылыта!

- Тамчы тама тып та тып!

- Кар эри!

 - Кошлар кайта !

- Урамда яз килә!

Тамчылар тама тып та тып,

Тамчылар сикерәләр.

Җиргә тама көмеш тамчы

Сагынып көткән яз килә!

Яз килә, яз килә!

Сыерчыклар килә!

Гөрләшеп, сайрашып,

Җырчы кошлар килә!

Бик күңелле тышта,

Кар эри, боз китә.

Чабышып йориләр,

Малайлар бер читтә!

Туктап сана, тамчы тама: Тып-тып-тып!

Төшә-төшә, бозны тишә: Тып-тып-тып!

Яз бу, ишет! Кага ишек: тып-тып-тып!

3 .Уен ситуациясе “Серле хат”.(Аудио77)

Мои задания в этом волшебном сундучке. Если все задания выполните успешно, вы непременно попадете в мое королевство, где говорят на красивом – татарском языке. Желаю Вам удачи, и с нетерпением жду Вас у себя».

- Готовы выполнять задания?Тогда приступаем! Аудио (63 нче кисәк)

1)Мин барам, барам, барам,

Мәктәпкә барам, барам.

Китап, каләм алам,

Мәктәпкә барам, барам.

2)Мин барам, барам, барам,

Мәктәпкә барам, барам.

Китап укыйм, рәсем ясыйм,

4-ле, 5-леләр алам.

Мияу белән Акбай каршы алалар. (Курчаклар) (дети садятся полукругом)

  • Исәнме, Мияу! Исәнме, Акбай!
  • Хәлләр ничек!
  • Мияу и Акбай наши друзья послушаем их.

4. Үстерешле уен “Рәсемең турында сөйлә”.  Аудио (66 нчы кисәк)

Мияу: Ребята, вот мы с вами дошли в волшебную страну  “Школа” – “Мәктәп”.

В школу зайдет тот, кто скажет, что нарисовано на пригласительных билетах.

(1 задание. Билетларда сюжетлы рәсемнәр. Һәр бала үзенең рәсеме турында сөйли. )

Сюжетлы рәсемнәр эчтәлеге:

1.        Бу песи. Песи сөт эчә.

2.        Бу Акбай. Акбай ашый.

3.        Бу аю. Аю йоклый.

4.        Бу бүре. Бүре йөгерә.

5.        Бу кыз. Кыз бит юа.

6.        Бу төлке. Төлке бии.

7.        Бу малай. Малай рәсем ясый.

8.        Бу әтәч. Әтәч җырлый.

9.        Бу керпе. Керпе уйный.

10.        Бу әни. Әни кул юа.

11.        Бу үрдәк. Үрдәк чана шуа.

12.        Бу куян. Куян сикерә.

13.      Бу әби. Әби утыра.

5.  Уен ситуациясе “Мәктәптә”.

Мияу и Акбай: Вы очень быстро прошли препятствия. Мы вас поздравляем, возьмите  наши подарки. (Акбай балаларга портфель бирә)

Я: Портфели пустые.  А что мы положем в наши портфели?  Әкият илендә №38. (кабатла) 03.22 -03.50 мәктәп, дәфтәр, китап,каләм, буяулар)

Уен ситуациясе “Портфельне тутыр”. “Кибет” уены.

(Уку-язу әсбаплары ярдәмендә оештырыла. Диалогларның мөмкинлегенә карап кыска яки үстерешле итеп төзелә.) Чтобы наполнить их, надо подойти и спросить вежливо.

  • Исәнмә, Мияу!
  • Исәнме, Рита. Нәрсә кирәк?
  • Мияу, каләм (китап, дәфтәр, пенал, альбом) кирәк.
  • Нинди каләм (китап, дәфтәр, пенал, альбом) ?
  • Зур, матур, кызыл...
  • Мә, кызыл каләм ( китап, дәфтәр, пенал, альбом).

-     Рәхмәт.

6. Сүзле уен “Портфельдә нәрсә бар?”(Тактада рәсемнәр белән)

  • Давайте, вспомним, что мы положили в портфели. Портфельдә нәрсә бар?
  •  Алма бар?
  • Юк.
  • Китап бар?
  • Әйе, китап бар.
  • Дөрес, рәхмәт, балалар!

Ф/М  -Әйдәгез ял итеп алабыз. Аудио 46.

-Әгәр сиңа ошый икән син бие, сикер, йөгер, уйна, утыр.

7.  «Угадай пиктограмму и выполни команду». Дәфтәрләрдә эш  21 бит.

-Мин пиктограмма күрсәтәм, Тимур дай команду! (уйна, җырла, утыр, йокла, сикер, йөгер, бие) Соединяем волшебной ниточкой.  Акбай нишли?

Аудио(78)

8. Җыр “Хәерле көн!”

В татарстане мы живём,

Учим все татарский.

Чтобы все могли дружить

И умели говорить!

Чащи лесов и просторы полей

Свежесть рассвета над озером алым,

Всё, без чего не прожить на земле,-

Родиной нежно, с любовью назвали!

Татарча да яхшы бел,

Русча да яхшы бел.

Икесе дә безнең өчен

Иң кирәкле затлы тел!

Будем вместе мы стараться,

Будем крепко мы дружить,

По татарски и по русски,

Будем все мы говорить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение ...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в детском саду. Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальная образовательная программа

Представляю мультимедийную презентацию к своему выступлению 18 мая 2016 г. на окружном семинаре-практикуме «Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучени...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Памятка о пользовании СИМ (средствами индивидуальной мобильности) детьми дошкольного возраста и их родителями.

В памятки имеется указания на СИМ, используемые детьми дошкольного возраста и описаны элементарные правила безопасности при пользовании ими....

Опорные схемы для составления описательных рассказов (для индивидуальной и индивидуально-подгрупповой работы с детьми 4-7 лет)

Опорные схемы для составления описательных рассказов(для индивидуальной и индивидуально-подгрупповой работыс детьми 4-7 лет)...

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми группы раннего возраста Цель индивидуальной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫс детьми группы раннего возраста Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на созн...