Педсовет по теме: «Формирование социально-нравственных и толерантных форм поведения в игровой деятельности детей»
материал (старшая группа) на тему

Шипунова Оксана Владимировна
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад компенсирующего вида № 480 для детей с нарушением зрения

ЮГО- ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Педсовет по теме:

«Формирование социально-нравственных и толерантных форм поведения в игровой деятельности детей»

Подготовила и провела: Шипунова О.В.

                                                                                                       

2013-2014учебный год

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями проводится следующая работа:

  • создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям (организация поздравления с праздниками, днем рождения);
  • организация совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных дел, праздников, походов в лес, подготовка к проектам);
  • выполнение творческих семейных заданий (докладов, рассказов о семье, о доме, о профессиях родителей);
  • традиционные совместные чаепития по пятницам (изготовление салатов, накрывание столов, совместные беседы)Наиболее эффективными формами работы с семьей являются индивидуальные беседы, консультирование, проведение тренингов по общению, родительские собрания в форме «круглого стола» по теме: «Права ребен

      В  настоящее  время  Россия  переживает  один  из  непростых  исторических  периодов.  К большому сожалению, сегодня  материальные  ценности  доминируют  над  духовно- нравственными, а это, в свою очередь сказывается и на воспитание наших детей.   Сегодня дети испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, у  них искажены  представления  о  доброте, милосердии,  справедливости,  патриотизме и т.д    Таким образом, проблема  социально- нравственного  воспитания   в  условиях  современного  общества  приобрела  особое  значение.

Проанализировав результаты диагностики по социально-нравственному воспитанию в начале учебного года и комплексную программу «Воспитания и обучения в  детском  саду»    под   редакцией  М.А.  Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.  Комаровой,  мы определили основные  задачи  по  социально -  нравственному воспитания детей подготовительной группы:

  • Формирование  качеств  социальной  зрелости  личности  ребенка,  то  есть  усвоение  им  нравственных  общечеловеческих  ценностей,  национальных  традиций, гражданственности.
  • Формирование  навыков  культуры  общения  и  разрешения  проблемных  ситуаций.
  • Формирование  интереса  к  ознакомлению  с  родным  городом,  его  географией,  историей  и  культурой.
  • Ознакомление  с  культурными  ценностями  России  и  других  стран.
  • Развитие  речи  и  форм  речевого  общения, особое  внимания  уделяя  речевому  этикету.

Так как одной из годовых задач нашего детского сада является игровая деятельность детей, поэтому формирование социально нравственных и толерантных форм поведения решали средствами игровой деятельности детей.

 Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры и подвижные игры.

Для реализации вышесказанного, в нашей группе были созданы все необходимые для этого условия: оформили уголок по патриотическому воспитанию ( книги о нашей Родине, значки разных стран, д/и «Народы ближнего и дальнего зарубежья, фотографии с символикой нашей Родины, поделки, которые дети делали вместе с родителями), оформили уголок по космосу (фотографии, космические корабли), оформили уголок по правилам дорожного движения (Д/И «Правила дорожного движения», костюм гаишника), в нашей группе мы обустроили уголок для мальчиков, где они с удовольствием играют в военные игры, в моряков, пожарников, пополнили атрибутами ателье, поликлинику ( в которой принимает Доктор»Айболит»), для парикмахерской  приобрели д/и «Я- модельер), с которой с огромным удовольствием играют не только девочки, но и мальчики. С помощью  родителей  значительно  обогатили   уголок по народно-прикладному творчеству предметами народного  быта.  Посуда,   игрушки,  картины придали интерьеру  групп ы   теплоту  и  уют. Уголки  музыкально- театрализованной  деятельности пополнились  народными  инструментами, различными  видами  театров  по  русским  народным  сказкам. Дети с удовольствием рассматривают изделия, интересуются из чего и как где они сделаны, например, Элона принесла глиняный горшок, который она сделала своими руками, ребятам он очень понравился, просили научить как его сделать).

В перспективном планировании самым большим планируемым разделом является «Совместная деятельность детей» Для осуществления поставленных целей мы планируем с детьми следующие формы: с.р.и., игры-упражнения( волшебный стул, передача чувств, волшебный цветок, свеча и дт), игры инсценировки ( в которых дети меняются ролями),служба спасения, поручения, задания и т.д. Для того,  чтобы дети правильно играли в сюжетно-ролевую игру, мы считаем, что в первую очередь необходимо познакомить детей с данной профессий, для этого проводим эвристические беседы, в ходе которых выявляются знания детей о профессии, о её роли в жизни человека; ходим на экскурсии и т.д. Только затем дети самостоятельно распределяют между собой роли и начинают играть в игру.

В спортивном уголке мы оформили картотеку подвижных игр, которые играют немало важную роль в социально-нравственном воспитании ребёнка.

Особенно нашим детям нравиться играть в народные игры. Так в игре «Бояре» дети узнали традиции и обычаи нашего народа. Дети играют  всегда дружно и вместе.

Наши дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры. Например, Варе мы предлагаем игру «Одень куклу» или «Как мы одеваемся». Она с радостью играет в эти игры, а мы воспитываем в ней культуру - следить за своим внешним видом.

Кроме этого для формирования социально-нравственных форм поведения используем и нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.

Организуем праздники и развлечения для детей:  дни  именинника,  день  рождения.  Развивая  преемственность  между  разными  возрастными  группами,  организуем  совместную  деятельность  детей  ( концерты,  постановки  сказок,  изготовление  игрушек,  совместные  прогулки  и  экскурсии  и  т.д.).

  Помимо  работы  с детьми,  педагогический  коллектив  сада  активно  работает  и  над  собой, ведь  воспитатель  - это  тот  человек,  с  которого  группа  детей  ежеминутно  берет  пример.  На  консультациях,  педагогических  советах  обсуждаем  насущные,  актуальные  вопросы:

провели с воспитателями консультацию по теме «Подвижные игры», семинар-практикум по теме «Сюжетно-ролевые игры», анкетирование по игровой деятельности детей.

Конечно,          успешная  работа  с  детьми  по социально- нравственному воспитанию  невозможна  без  тесного  взаимодействия  с  родителями, без  установления  с  ними  деловых  доверительных  отношений.

На  встречах  с  родителями  (собраниях, консультациях и т.д)   обсуждали вопросы:

Как  общаться  с  трудным  ребенком ?

Дети  и  компьютер;

Влияние  зарубежной  массовой  культуры  на  формирование  личности  ребенка

Профилактика  детского  сквернословия.

Стараемся    побудить  родителей  на  честный  открытый  разговор. Иногда  это  удается.

    Большинство  родителей  принимают  активное   участие  в  социально-  экологических  акциях ( например, в озеленении участка, в субботниках)     С большим     удовольствием  родители  принимают  участие  в  народных досугах  и  праздниках.   Помогают  в  оформлении  среды  группы, в оформленни атрибутов к праздникам.     В  целом  коллектив  родителей   положительно  оценивает    усилия  ДОУ  по  развитию  нравственного  начала  в  детях.

     В  заключении,  хотелось  бы  сказать  о  связи  детского  сада  с   учреждениями  социума.

       Наши  дети  с 4  лет  с  удовольствием  посещают  детскую  библиотеку ,  в  которой  их ждут  не  только  книги, но  и  герои  сказок в  театрализованных  представлениях.  Педагогическая  техника  работников  библиотек    при  проведении  занятий  не  уступает  работе  опытных  воспитателей. Кроме того посещают музеи, памятники архитектуры, мы друг другу советуем какую интересную программу в музеях и театрах можно посмотреть на выходных.

        Подводя  итог  сказанному,  делаем вывод,  что  работа  по  развитию  нравственного  начала  в  детях  сложна,  многогранна и  никогда  не  кончается. Мы  надеемся,  что  добрые  семена  взрастут  в  детских  душах  и  наши  дети  вырастут добрыми  и  умными,  хорошими  гражданами    родной  страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности институализированных форм игры и игровой деятельности детей в условиях образовательных учреждений

Презентация на тему: "Особенности институализированных форм игры и игровой деятельности детей в условиях образовательных учреждений....

Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста

Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста...

Формирование социально-нравственных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста через применение здоровьесберегающих технологий и вовлечения в музыкально-театрализованную деятельность в ДОУ

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития толерантности и социально-нравственных качеств у дошкольников ».Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса примен...

Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения средствами игровых технологий».

Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения средствами игровых технологий»....

Тема: «Формирование основ здоровьесбережения в образовательном процессе в ДОУ через игровую деятельность».

Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только мед...

Выступление на педсовете на тему: "Формирование игровой деятельности детей раннего возраста в предметно-развивающей среде ДОУ"

laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе...