тематическая неделя "Земля - наш общий дом"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Игнатенко Наталья Владимировна

план тематической недели в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная тема недели:  Земля – наш общий дом (познавательное развитие)

Цель: сформировать у детей понятие, что наша планета – огромный шар, покрытый морями, океанами и материками, окруженный слоем воздуха. Расширить знания детей об экосистемах, природно-климатических зонах, живой и неживой природе, явлениях природы, разнообразии видов растений и животных разных природных зон, приспособленности растений и животных к изменениям в природе (листопад, сокодвижение, зимняя спячка и т.д.). Закреплять правила поведения в природе. Воспитывать желание заботиться о природе, сохранять ее.

Предполагаемый результат: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу в игре, познавательно-исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о природном и социальном мире; обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям.

Взаимодействие с родителями:

  1. Памятка для родителей «Ребенок на улице».
  2. Стенд «Здоровье ребенка в наших руках»
  3. Консультация «Воспитание самостоятельности»

Артикуляционная гимнастика:

Большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

Пальчиковая гимнастика:

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом — для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.


Зрительная гимнастика: «Наши глазки»

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазом видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг

Дыхательная гимнастика: «Покатай карандаш»

Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, покатить по столу круглый карандаш.

Дни недели

Непосредственно-образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности, соответст-вующие формы работы)

Образовательная деятельность в ре-жимных моментах по реализации образовательной темы на основе ин-теграции различных видов деятель-ности

Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность и соответствующие формы рабо-ты)

Проектирование предметно-про-странственной среды в рамках реализации обра-зовательной те-мы

Понедельник, 3 октября

Подводное царство

Речевое развитие

Тема:Составление рассказа по скороговорке

Цель:учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Уточнить и закрепить пра-вильное произношение звуков с, ц, учить дифференци-ровать эти звуки на слух и в собственной речи; произ-носить фразы в различном темпе, с разной силой голо-са.

«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»

О.С.Ушакова, № 4, стр. 30

Музыка

Изобразительная деятельность (лепка)

Тема: Паучок на паутине

Цель: учить лепить паучка на паутине, использовать для создания образов объектов природы разнообразные способы лепки, отмерять отрезки нужной величины, передавать форму основной части изделия и дополни-тельных частей, обрабатывать поверхность формы движениями пальцев. Развивать чувство композиции. Поощрять творческую инициативу.

«Изобразительная деятельность. Художественный труд. Старшая группа» О.В.Павлова, стр.191

  • Образовательная ситуация «Обитате-ли морских глубин» (скат, морской конек, удильщик, медузы и т.д.)
  • Рассматривание картинок из серии «Обитатели морей».
  • Сказка «Рыбка»Л.Берг (стр.189 «Хрестоматия для маленьких»)
  • Д/и «Кто как передвигается?»
  • П/и «Удочка»
  • Наблюдение за прохожими (почему идут быстро, нахохлившись, как свя-заны одежда прохожих и погода). Уточнить признаки ранней и золотой осени.
  • Д/и «Когда это бывает?»
  • П/и «Лови – бросай» (I гр. зд.), «Кто тише?» (II гр. зд.).
  • Труд: собрать листья на площадке.
  • Ситуативное общение «Морские животные» (дельфины, акулы, киты, чем отличаются от рыб, особенности их поведения, питания, жизни)
  • Рассматривание картинок с изобра-жением морских животных.
  • Рассказ «Акула» Толстого (стр.181 «Родничок»)
  • Рисование любимого обитателя моря
  • Д/и «У кого кто?» (детеныши)
  • П/и «Караси и щука»

Рассказывание по картинке – Аня Б.

Повороты вправо-влево – Ваня Р.

Рисование разве-систогодерева – Ваня К.

Плакат «Морская азбука»

Дидактические материалы «Ры-бы», «Обитатели морей»

Энциклопедия «Моя первая кни-га о планете Зем-ля»

Иллюстрирован-ные детские книги

Трафареты, бума-га, карандаши, пластилин.

Раскраски.

Вторник, 4 октября

Живой мир нашей планеты

Обучение грамоте

Тема:Звук и буква Ы

Цель:продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать его на схеме. Учить внимательно слушать текст, называя слова со звуком Ы, интонационно выделять звук Ы в словах. Познако-мить с буквой Ы, учить писать печатную букву Ы. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой.

«Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»,

Е.В.Колесникова, стр. 20, №4

ОБЖ

Тема:Огонь и укротитель огня

Цель: познакомить детей с правилами пожарной безо-пасности. Учить осторожному обращению с огнем. Воспитывать в детях уважение к такой профессии, как пожарный, почтительное отношение к их нелегкому труду, осознание опасности этой профессии.

«Основы безопасного поведения дошкольников»

стр. 53

Физкультура

Тема:Пролезаниев обруч боком

Цель:Разучить ходьбу и бег с изменением темпа дви-женияпо сигналу воспитателя; разучить пролезание в обруч боком, не задевая за край обруча; упражнять в

сохранении устойчивого равновесия и прыжках с продвижением вперед.

«Физкультурные занятия в старшей группе», Пензулаева, стр. 23, № 10

гимнастические палки по количеству детей, кубики, 2-4 обруча, мешочки

  • Рассказ воспитателя о богатстве рас-тительного мира нашей пданеты (де-ревья, растения луга, ягоды и т.д.)
  • Рассматривание картинок из дидак-тического альбома «Деревья», герба-рия «Растения луга».
  • Сказка «Вершки и корешки» (стр. 376 «Хрестоматия для старших»)
  • Д/и «Что из чего?»
  • П/и «Совушка-сова»

  • Наблюдение за птицами (кто остался зимовать, чем заняты, как ведут себя). Вспомнить, какие птицы улетают последними (утки, гуси), почему. Предложить покормить птиц.
  • Д/и «Зимующие – перелетные»
  • П/и «Птички в гнездышках» (I гр. зд.), «Замри!» (II гр. зд.).
  • Труд: собрать ветки на участке.

  • Рассказ воспитателя о многообразии животного мира Земли (животные разных широт, речные и морские обитатели, животные севера, птицы зимующие и перелетные)
  • Рассматривание картин из серии «Дикие животные» и «Птицы сред-ней полосы».
  • Сказка «Пусть будут и соловей и жук» Сухомлинского (стр.267 «Хрес-томатия для старших» стар.)
  • Д/и «Назови одним словом»
  • П/и «Ловишки»

Звук и буква У – Маша П.

Бросание мяча с хлопком и его ловля – Злата. Илья

Составление рас-сказа по картине – Саша Л.

Энциклопедия «Моя первая кни-га о планете Зем-ля»

Гербарий «Расте-ния луга»

Дидактический альбом «Деревья» «Грибы и ягоды», «Полевые цветы»,

«Зимующие и пе-релетные птицы средней полосы», «Животные и пти-цыразных ши-рот»

Среда, 5 октября

Арктика и Антарктика

Математическое развитие

Тема:Количество и цифра

Цель:учить отгадывать математическую загадку, запи-сывать решение задачи с помощью знаков и цифр. За-креплять умение писать цифры 2, 3, 4. Учить устанав-ливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Учить рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку. Развивать логическое мышление, память, вни-мание, усидчивость. Воспитывать интерес к матема-тике.

«Математика для детей 5-6 лет», Колесникова, стр. 22, №4

Музыка

Изобразительная деятельность (рисование)

Тема:Узнай, какого это цвета?

Цель: развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения, умение передавать одним цветом предметы окружающего, видеть красоту в очертаниях форм, уметь создавать образ графическим способом.Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие.

«Развивайте у дошкольников творчество»

Т.Г.Казакова, стр.103

  • Ситуативное общение «Кто живет на Севере?» (моржи, белые медведи, се-верные олени, тюлени, северные народы, особенности их приспособ-ления к жизни в условиях Крайнего Севера)
  • Рассматривание картинок с изобра-жением обитателей Севера
  • Сказка «Умка» Яковлева (стр.50 «Родничок»)
  • Д/и «Кто лишний?»
  • П/и «Море волнуется»

  • Наблюдение заосенним небом (ка-ким оно бывает чаще, какими слова-ми его можно описать, какими крас-ками раскрасить)
  • Д/и «Скажи по-другому»
  • П/и «Прятки» (I гр. зд.), «Классики» (II гр. зд.).
  • Труд: принести песок в песочницу.

  • Образовательная ситуация «Что та-кое Антарктида?» (рассказ о матери-ке, ученых, научных станциях, жиз-ни пингвинов)
  •  Рассматривание изображений обита-телей Антарктиды
  • Рассказы «Седая земля (тундра). Бе-лая земля (арктика)» Сладкова (стр.282 «Хрестоматия для старших»стар.)
  • Д/и «Кто где живет?»
  • П/и «Пройди бесшумно»
  • С-р/и «Зоопарк»

Больше-меньше-столько же – Даша Ш.

Чередование ходьбы по одному и парами – Настя Вика.

Ориентировка на листе бумаги – Даша П.

Дидатические материалы «Жи-вотные Арктики и Антарктики», «Животные раз-ных широт»

Энциклопедия «Моя первая кни-га о планете Зем-ля»

Модуль «Север»

Атрибуты к игре «Зоопарк»

Бумага, трафаре-ты, краски, каран-даши.

Четверг, 6 октября

Глобус – модель Земли

Речевое развитие

Тема:Пересказ сказки «Умей обождать» Ушинского

Цель: познакомить детей со сказкой «Умей обождать». Продолжать учить детей пересказываниюпроизведе-ния по частям. Развивать связную речь, память, внима-ние. Воспитывать культуру слушания, умение не перебивать друг друга.

«Комплексные занятия по программе «Детство». Старшая группа», стр.7.

Физкультура

Тема:Прыжки на двух ногах

Цель:упражнять детей в ходьбе и беге с изменением темпадвижения по сигналу воспитателя, в пролезании в обруч прямо и боком (в чередовании) в группировке,в ходьбе по гимнастической скамейке с мешочком на голове, в прыжках на двух ногах между предметами.

«Физкультурные занятия в старшей группе»,

Пензулаева, стр. 25, № 11

2-4 обруча, мешочки, гимнастическая скамейка.

Факультатив

  • Ситуативная беседа «Земля – плане-та, на которой мы живем» (форма Земли, разнообразие рельефа, уни-кальность природы и т.д.)
  • Рассмотреть глобус, отыскать на нем горы, моря, океаны, леса.
  • Стихотворение «Эта книжечка моя про моря и про маяк» Маяковского  (стр.313, Хрестоматия для старших)
  • Д/и «Узнай по описанию»
  • П/и «Попади в цель»

  • Наблюдение за солнцем (проследить движение солнца, его положение в начале и в конце прогулки, уточнить значение солнца для всего живого).
  • Опыт с камешками (нагревание в те-ни и на солнце).
  • Д/и «Назови одним словом»
  • П/и «Лови – бросай» (I гр. зд.), «Кто тише?» (II гр. зд.).
  • Труд: уборка площадки от опавших веток и листьев.

  • Эвристическая беседа «Что будет, если на земле перестанут идти дож-ди?» (жара, пыль, земля потрес-кается, гибель растений и животных, исчезнут реки и т.д.)
  • Рассматривание модуля «Пустыня», его обитателей, сравнение со сред-ней полосой России, ее обитателями.
  • Рассказ «В песках пустыни»Ганей-зер  (стр.284 «Хрестоматия для стар-ших» стар.)
  • Н-п/и «Кто где живет?»
  • П/и «Уголки»

Перелетныепти-цы – Максим.

Метание в верти-кальную цель – Маша Ч.

Рисование челове-ка – Эля.

Глобус

Физическая карта мира

Альбом «Мой мир»

Энциклопедия «Моя первая кни-га о планете Зем-ля»

Модуль «Пусты-ня»

Бумага, трафаре-ты, краски, каран-даши.

Пятница, 7 октября

Многообразие стран и народов на нашей планете.

Экспериментирование

Тема:Почему все падает на землю?

Цель: познакомить детей с земным притяжением. Опытным путем определить, как зависит скорость па-дения предметов и сила удара о поверхность от мате-риала, из которого они сделаны. Развивать мышление, стремление к поисковой деятельности. Воспитывать любознательность.

«Неизведанное рядом», О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, стр. 101.

Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), емкость с водой, песком, ме-таллические шарики.

Изобразительная деятельность (конструирование)

Тема:Мастерим коробочки

Цель:учить детей изготавливать коробочку из квадрат-ного листа бумаги, расчерченного на 9 квадратов. Учить детей работать по несложной выкройке и вы-резать по контуру, пользоваться шаблонами, украшать поделку.

«Конструирование и художественный труд в детском саду», Л.В.Куцакова, стр. 68

Физкультура на воздухе

Тема: Игры «Поймай мяч», «Будь ловким», «Найди свой цвет».

Цель:упражнять детей в непрерывном беге в колонне по одному, в перебрасывании мяча, в прыжках. Разви-вать ловкость и глазомер. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Физкультурные занятия в старшей группе»,

Пензулаева, стр. 25, № 12

  • Ситуативная беседа «Почему все люди разные?» (названия народов, где живут, чем занимаются, разные языки общения, обычаи, одежда)
  • Рассматривание картинок с изобра-жением национальных костюмов на-родов России (отметить их особен-ности, красоту узоров)
  • Ненецкая сказка «Кукушка»  (стр.43 «Хрестоматия для старших»)
  • Д/и «Узнай сказку»
  • П/и «Тембама» (стр.41 «Комплекс-ные занятия. Старшая группа»)

  • Наблюдение за растениями (отме-тить первые желтые листья, почему еще так много зелени кругом, расска-зать о начале обратногосокодвиже-ния)
  • Д/и «Когда это бывает?»
  • П/и «Краски» (I гр. зд.), «Замри!» (II гр. зд.).
  • Труд: уборка игровой площадки от веточек и листьев

  • Ситуативная беседа «Такие разные люди и страны» (как образовывались страны, путешествия и открытия, особенности разных стран и т.д.)
  • Рассматривание политической карты мира, национальных флагов.
  • Вьетнамская сказка «Гора смешли-вая, справедливая» (стр.60 «Хресто-матия для старших»)
  • Д/и «Где спрятался звук?»
  • П/и «Липкий пенек»

Счет предметов до 6 – Карина.

Метание на даль-ность  Таня.

Составление рас-сказа по картине – Егор С.

Дидактический альбом «Народы России»

Политическая карта мира

Альбом «Мой мир»

Настольно-печат-ные и развиваю-щие игры.

Сказки народов мира

Бумага, трафаре-ты, краски, каран-даши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование к программе "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе"

Формирование  у  детей грамматически  правильной, лексически  богатой  и  фонетически  чистой  речи – одна из  важнейших  задач  в  системе...

Общее комплексно - тематическое планирование в ДОУ

Общее комплексно - тематическое планирование в ДОУ, на основе которого составляется тематическое планирование на группы. На основе данных документов удобно составлять рабочую программу педагога. ...

перспективно-тематическое планирование логопедической работы в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи

Настоящая разработка коррекционного процесса в группе с ОНР базируется на основном содержании работы по "Программе преодоления общего недоразвития речи у детей" п/р Т.Филичевой и Г. Чиркиной, использу...

Перспективно - тематическое планирование логопедической работы в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи

В перспективно - тематический план работы включены фронтальные занятия по развитию лексико - грамматических категорий, ведётся работа по расширению и активизации словарного запаса детей. Формируются и...

Тематическое планирование экологической недели "Берегите планету - наш общий дом"

Планирование на неделю по экологии под девизом "Береги планету эту - ведь другой на свете нету"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1 год обучения)

Цели Примечание Коррекционно-образовательныеКоррекционно-развивающиеКоррекционно-воспитательныеЛексическая тема I период Н.В. Нищева. Конспекты подгрупп. лог. зан. в ст. гр. д/с дл...