Главные вкладки

    Проектная деятельность по познавательному развитию «Семь дней масленицы».
    проект (старшая группа) на тему

    Боголюбова Наталья Геннадиевна

    Россия как ни одна другая страна богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Празднование Масленицы способствует популяризации нашей национальной культуры. Воспитывает у дошкольников историческую и народную память, развивает чувство национального самосознания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад №2 «Теремок» г. Приморск

    Балтийский муниципальный район.

    Проектная деятельность

     по познавательному развитию

     «Семь дней масленицы».

    Автор: Воспитатель первой квалификационной категории

                 Боголюбова Наталья Геннадиевна.

    2016г

    Актуальность проекта:

    Россия как ни одна другая страна богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Каждый человек обязан знать свои истоки, обычаи и традиции своего народа. Стали забываться и уходят на второй план исконно русские праздники и обычаи. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Празднование Масленицы способствует популяризации нашей национальной культуры. Воспитывает у дошкольников историческую и народную память, развивает чувство национального самосознания.

    Проблема:

      Навязывание традиций и обычаев зарубежных стран. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым мешаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Отсутствие интереса у дошкольников к изучению культурных традиций своего народа.

    Цель: формирование патриотической культуры у дошкольников в процессе изучения культуры и традиций русского народа при подготовке и проведения проекта  «Масленица».

    Задачи:

    • Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
    • Обогащать духовный мир детей.
    • Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
    • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии
    • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

    Тип проекта: творческий, групповой.

    Сроки проведения: одна неделя 07-11 марта 2016 года.

    Участники проекта: Воспитанники средней группы – дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

     Основная образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественное творчество.

    Предполагаемый результат: 

    • Приобщение детей к традиции празднования народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие в общем действии.
    • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
    • Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к празднику Масленица.
    • Создание атмосферы радости приобщения к традиционным народным традициям.
    • Повышение познавательного интереса детей к родной истории.

    Этапы проекта:

    1. Мотивационный.

    1.1. Разработка проекта:

    • Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в проекте родителей и детей.
    • Подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица».
    • Планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.

    2. Моделирование и реализация.

    2.1. Разработка итогового НОД-развлечения:

    • Планирование проведение;
    • Обсуждение оформления группы.
    • Подбор необходимых атрибутов для подвижных и дидактических игр.
    • Оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»
    • Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов.

    2.2. Совместная деятельность взрослых и детей.

    • Беседы о празднике, о его праздновании на Руси;
    • Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков, дразнилок, частушек;
    • Разучивание хороводных и подвижных игр;
    • Рисование по теме: «Зимние забавы»;
    • Ручной труд: изготовление куклы Масленицы (на участке д/с);

    3. Рефлексивный:

    • Проведение масленичной недели.
    • Разучивание хороводных и подвижных игр.
    • Организация сюжетно-ролевой игры: кафе «Блинчик».
    • Прослушивание народных песен, запевок, частушек.

    Рефлексивный этап продолжается всю следующую неделю после проведения масленичной недели. По прошествии праздника дети делятся впечатлениями о посещении общегородского праздника Масленица.

    Планирование работы над проектом:

    • Проведение в группе обсуждения идеи проекта.
    • Распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:
    • Выбор декораторов (родительская помощь в оформлении) ;
    • Выбор затейников (для организации игр) .
    • Работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей с помощью родителей.
    • Выбор формы реализации проекта.
    • Помощь в подборе музыкального сопровождения.
    • Разучивание с помощью родителей песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику)

    План работы средней группы по реализации проекта.

    Первый день Масленицы «ВСТРЕЧА»

    - рассказ о праздновании первого дня Масленицы.

    - знакомство с поговорками про масленицу.

    - заучивание стихов о Масленице.

    - знакомство с народным фольклором закличка;

    Продуктивная деятельность:

    - изготовление вместе с детьми куклы Масленицы.

    - рисование на тему «Зимние забавы».

    -Знакомство с народными играми: «Лошадки» (эстафета),

    «Силачи» (перетягивание каната).

    Второй день Масленицы «ЗАИГРЫШ»

    - Рассказ о праздновании второго дня;

    -Подвижные игры на прогулке «Блины», «Гори-гори ясно»,

     «Масленичные ворота»;

    -катание куклы Масленицы на санках на прогулке

    -слушание русских наигрышей и песен.

    Третий день масленицы «ЛАКОМКА»

    - рассказ о праздновании дня «Лакомка»;

    - сюжетно-ролевая игра: кафе «Блинная».

    -рассматривание картин.

    -разучивание и проведение хороводных игр:

    «Карусели»; «Петушиный бой»;

    Четвёртый день «Разгуляй»

    Самый весёлый день.

    Беседа “Детям о масленице”

    Проведение игр-забав: «Попади в крепость», «Катание с горы».

    -рассматривание игрушек народных мастеров,

    -продуктивная деятельность: аппликация «Солнышко лучистое»

    -хороводы вокруг Масленицы.

    Пятый день «Проводы»

    - презентация проекта «Семь дней масленицы».

    - Открытое мероприятие: Итоговая интегрированная  НОД – развлечение

    «Масленица - затейница».

    Продукт проектной деятельности:

    - Создание альбома «Русский народный праздник», состоящего из детских работ.

    - Итоговая НОД-развлечение «Масленица - затейница»

    - Картотеки: стихов о празднике и весне, народных подвижных игр-забав.

    Технологическая карта проекта:

    1. Образовательная область - Физическая культура.

    Виды детской деятельности: двигательная, игровая.

    Формы работы: Народные подвижные игры: «Карусель», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Потолкушки», «Жмурки», «Горелки».

    Игры-аттракционы: катание на горке; перетягивание каната; «петушиный бой».

    2. Образовательная область - Познание.

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

    Формы работы: беседы о традициях и обрядах праздника, беседы о весне, рассматривание иллюстраций по теме, просмотр презентации о празднике.

    3. Образовательная область - Музыка.

    Виды детской деятельности: музыкальная, игровая

    Формы работы: разучивание закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др. ; разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек; русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен»; слушание пьесы П. Чайковского «Февраль. Масленица»

    4. Образовательная область - Безопасность.

    Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная.

    Формы работы: беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Спички - не игрушка, огонь – не забава! »

    5. Образовательная область - Коммуникация.

    Виды детской деятельности: коммуникативная.

    Формы работы: просмотр презентации  «Петрушечные комедии», разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, о солнце, Масленице, отгадывание загадок по тематике проекта, беседы о сезонных изменениях в природе.

    6. Образовательная область – Социализация.

    Виды детской деятельности: познавательная, продуктивная, коммуникативная

    Формы работы: создание альбома «Русский народный праздник», беседы о праздниках, традициях русского народа

    7. Образовательная область - Труд.

    Виды детской деятельности: трудовая.

    Формы работы: Помощь в оформлении помещения группы.

    8. Образовательная область - Чтение художественной литературы.

    Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, содержание деятельности, чтение русского фольклора, стихотворений о масленице: «Этот праздник к нам идет… », «Широкая Масленица» и др.

    9. Образовательная область - Художественное творчество.

    Виды детской деятельности: продуктивная, познавательная.

    Формы работы: Аппликация «Солнышко лучистое»;  Рисование «Зимние забавы»; рисование-аппликация «Испечём блины»; участие родителей в оформлении группы, подборке иллюстраций;  рассматривание репродукции картины  Б. Кустодиева «Масленица», В. И. Сурикова «Взятие снежной крепости»; Рисование по замыслу: «Зимушка - зима».

    Используемая литература:

    1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.

    2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г

    3 Короткова Л. Д., Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки. Конспекты занятий. «Перспектива» 2011г..

    4. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

    5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

    6. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно-творческий проект "Боярыня Масленица"

    Познавательно-творческий проект "Боярыня Масленица"...

    Познавательно-творческий проект «Эх, Масленица»

    создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица;воспитание любви к своей Родине;развитие интереса к обрядовым русским праздникам;знакомство с русскими традициями;обогащение духов...

    Конспект НОД по познавательному развитию "Семья.Родословная."

    Занятие проведено в рамках проекта"Семья и родословная"...

    Конспект НОД в подготовительной группе №2 по познавательному развитию «900 дней Блокады»

    Познакомить детей с понятием блокада;Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу;Воспитывать уважение к старшему поколению;Познакомить детей со страшными дн...

    Конспект ООД по образовательной области "Познавательное развитие" "Семья для Мишутки" в средней группе.

    Конспект ООД по образовательной области "Познавательное развитие" "Семья для Мишутки" в средней группе....

    ООД по познавательному развитию "Семья глазами детей"

    Данный материал в игровой форме углубляет представление ребенка о семье, ее истории, о том, где работают родители детей, как важен для общества их труд, формирует внимательное, заботливое отношение к ...